5

Селезнёва Наталья Ивановна

Учитель начальных классов

МОУ лицея №9

Г.Волгоград

Тема урока:

Конструирование текстов.

2 класс «Школа 2100»

Цель урока: формировать умения правильно строить предложения,

конструировать текст из отдельных частей и предложений,

выделять главную мысль текста, озаглавливать его; развивать

устную и письменную речь во время работы над текстом, словарём.

Прививать интерес к изучаемому предмету.

Задачи урока: Углубить понимание взаимосвязи заголовка текста и его

главной мысли; выявить распространённые недостатки в

построении текстов и на их основе построить правильный текст;

начать обучение редактированию содержания связных

высказываний.

Наглядность: презентация, отдельные предложения для конструирования

текста, компакт-диск П.И.Чайковский «Октябрь».

  1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Слайд №1

1. Организация класса.

(На фоне музыки П.И.Чайковского «Октябрь» звучат стихи в исполнении учителя)

Бродит в роще листопад

По кустам и клёнам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

Соберём из листьев веер,

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер,

Лёгкий и игривый.

И послушно ветру вслед

Листья улетают.

Значит, лета больше нет,

Осень наступает.

2.Каллиграфическая минутка:

Учитель: Осенний лучик, пробившись сквозь тучку, принёс нам буквы:

Оо Оо Оо ос ос ос сен сен сен ень ень ень

Но не только буквы принёс этот лучик, но и целое слово. Назовите его.

Ученик: Это слово осень.

Учитель: Запишем это слово. Назовите опасные места в этом слове.

(Пишет один ученик на доске, ставит ударение, выделяет безударную гласную.)

Ученик: В этом слове безударная гласная буква е в корне слова осен и мягкий знак на конце слова, как показатель мягкости.

Учитель: Посмотрите внимательно на эту иллюстрацию и подберите словосочетание к слову осень.

Ученик:К слову осень я подобрал словосочетание осенняя пора. Слово осенняя является однокоренным, т.к. имеет общий корень осен. Буква е стоит в сильной позиции – на неё падает ударение. Значит данное слово проверочное. Последняя буква корня и суффикс — одинаковые. Поэтому в слове осенняя удвоенные согласные н. В слове пора опасное место буква о.

(На экране появляется следующая иллюстрация)

Слайд №2

Учитель: Пользуясь следующей иллюстрацией, к слову осень подберите ещё одно словосочетание:

Ученик:К слову осень я подобрал словосочетание осенний лист. Слово осенний является однокоренным, т.к. имеет общий корень осен. Буква е стоит в сильной позиции, потому что на неё падает ударение. Значит, данное слово проверочное.

Учитель: Молодцы ребята. Вы вспомнили, какие слова называются однокоренными, что опасные места в слове можно проверить, подобрав к нему проверочное однокоренное слово.

3.Словарная работа:

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новыми словами, в правильном написании которых нам поможет орфографический словарь.

Слайд №3

Осенняя пора замечательна тем, что прибавляет хлопоты людям. Чем же занимаются люди осенью?

Ученик: Осенью люди собирают капусту, помидоры, морковь, снимают с деревьев яблоки, груши.

Учитель: Всё то, что вырастили и собирают люди на огородах, в садах называется одним словом «урожай». (Правильное написание слов дети ищут в словаре)

(Один ученик комментирует и записывает на доске)

Ученик: Урожай. В этом слове опасное место гласная буква о.

Учитель: Запишите слово, которое называет то место, где растут овощи:

Ученик: Овощи растут на огороде, поэтому мы запишем слово огород. В этом слове опасное место – две гласные буквы о.

Учитель: Следующие слова вы узнаете из загадок:

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.

Ученик: Это слово капуста. В нём опасное место — гласная буква а.

Учитель: Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

Ученик: Это слово морковь. В нём опасное место — гласная буква о.

Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с написанием новых слов: урожай, огород, капуста, морковь. В каждом из этих слов вы назвали опасные места — гласные буквы о или а. Написание этих слов вам надо запомнить, так как эти гласные непроверяемые ударением. Чтобы лучше запомнить, как пишутся эти слова, составьте предложение с ними.

Ученик: Я придумал предложение: «Осенью с огородов люди собирают урожай капусты и моркови».

Учитель: Что вы можете сказать о словах этого предложения?

Ученик: Все слова в этом предложении связаны по смыслу.

  1. Физминутка:

Кроет уж лист золотой (Руки в стороны)

Влажную землю в лесу… (Наклон вперёд)

Смело топчу я ногой (Шагать на месте)

Вешнюю леса красу. (Наклон вперёд, руки в стороны)

С холоду щёки горят: (Руки к щекам )

Любо в лесу мне бежать, (Шагать на месте

Слышать, как сучья трещат, (Руки к ушам.)

Листья ногой загребать. (Шагать на месте)

  1. Создание проблемной ситуации:

Учитель: Прочитайте, что написано на экране?

Слайд №4

Вы можете сказать, о чём читали?

Ученик: Нет.

Учитель: Сколько рисунков можно нарисовать?

Ученик: Можно нарисовать 4 рисунка.

Учитель: Эти предложения можно назвать текстом?

Ученик: Нет, это не текст, потому что предложения в нём не связаны по смыслу.

Учитель: Прочитайте, что ещё написано на экране?

Слайд №5

О чём вы читали?

Ученик: Мы читали о том, что наступила осень, подул сильный ветер. На небе появились серые тучи, пошёл дождь. Птицы улетели.

Учитель: Мы можем сказать, что это текст?

Ученик: Нет, потому что нет заглавия.

Учитель: Как озаглавить этот текст?

Ученик: Надо определить главную мысль текста. (Дети предлагают свои варианты заглавия текста)

(На слайде выступает неверное заглавие «Серые тучи»)

Учитель: Это заглавие подходит к данному тексту?

Ученик: Нет, потому что оно не отражает главную мысль текста. В тексте говорится не только о серых тучах. Можно озаглавить «Скучная пора» или «Наступила дождливая осень».

Учитель: Итак, делаем вывод: что же мы можем сказать о тексте?

Ученик: Мы знаем, что текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу.

Слайд №6

Учитель: Какие части должны быть в тексте?

Ученик: В тексте должны быть вступление, основная часть и заключение и заглавие.

IV. Формулировка темы урока:

Учитель: Сегодня на уроке мы будем конструировать текст.

Слайд №7

Как вы понимаете фразу «Конструировать текст»?

Ученик: «Конструировать», это значит, что-то собрать, сложить правильно, как в конструкторе.

Учитель: Совершенно верно. Сегодня на уроке мы будем конструировать текст из отдельных частей и предложений. Перед вами части текста. Прочитайте каждую часть и скажите, можно ли расположить их так, как развивались события?

Слайд №8

Ученик: Да, эти части можно расположить в правильном порядке. Для этого мы определим, с чего начинаются события. Я считаю, что первая часть должна быть той, в которой говорится о наступлении осени.

Учитель: Что происходит дальше?

Ученик: Дальше говорится о том, что животные готовятся к зиме.

Учитель: Чем же заканчивается текст?

Ученик: Текст заканчивается предложением, которое выражает отношение к этому времени года.

Слайд №9

Учитель: Как можно озаглавить этот текст?

Ученик: Можно взять слова из текста. Например: «Золотая осень» или «Красота и очарование»

V. Закрепление:

Учитель: Представьте себе такую картину: жил-был Текст. Все предложения в нём

знали своё место. Но однажды предложения развеселились, разбежались и… забыли свои места. Что делать? Давайте им поможем.

У каждого на столе листочки с этими предложениями. Ваша задача:

прочитать предложения и разложить их так, чтобы получился правильный текст. О чём вы должны помнить?

Ученик: Мы должны помнить о том, что каждое предложение в тексте вносит что-то новое: добавляет, объясняет, уточняет.

Помощь школьников.

Много работы осенью у школьников. Они помогают взрослым собирать урожай фруктов и овощей.

Девочки убирают опавшие листья, утепляют на зиму розы. Мальчики окапывают деревья.

Хороший урожай будет в следующем году.

Учитель: Итак, ребята, конструировать текст – это не только правильно расположить его части, что мы делали в предыдущем задании, но и расставить предложения так, чтобы было всем понятно, о чём говорится в тексте. С этим заданием вы все прекрасно справились. Молодцы.

В конце урока мы вспомним, к какому из предложений из второй части

относится данная схема:

.

Ученик: Это предложение: Мальчики окапывают деревья.

VI Звукобуквенный анализ слов.

Учитель: Проведём звукобуквенный анализ слова осенью.

Ученик: Осенью — о с’ и н’ й’ у — 3сл., 6б., 6зв.

VII Итог урока.

Учитель: Чему учились на уроке?

Ученик: Сегодня на уроке мы учились конструировать текст из его частей и отдельных предложений.

Ученик: Мы учились располагать предложения так, чтобы всем было понятно, о чём идёт речь.

Ученик: Вспомнили о звукобуквенном анализе слов, о том, какую помощь нам может оказать словарь.

Учитель: Что больше всего вам понравилось на уроке?

Литература.

  1. Компакт-диск П.И.Чайковский «Декабрь».

  2. «Русский язык», 2 класс. М., Баласс, 2005, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.

  3. Дидактический материал по русскому языку», 2 класс.

  4. Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. «Русский язык» 1-2 класс. Методические рекомендации для учителя.– М.: «Баласс», 200.-256с. (Серия «Свободный ум»)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here