Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
«VIII» вида р/п Магнитка
456950, Челябинская область, Кусинский Муниципальный район, р/п Магнитка тел. 8(35154)3-54-80, факс 8(35154)3-54-80 e—mail mskou @ yandex.ru
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися
«Яркий мир»
Подготовил
педагог-психолог
Аксёнова А.А.
Участники: учащиеся 3 класса
Цель: создание атмосферы безопасности, доверия между учащимися, развитие навыков взаимодействия в коллективе, коррекция и развитие процессов познавательной сферы.
Задачи:
образовательная: формирование знаний о понятии «морское путешествие»;
коррекционная: коррекция процессов познавательной сферы (память, внимание, мышление);
воспитательная: формирование коммуникативных навыков, добрых чувств друг к другу.
Ход занятия:
Психолог: Доброе утро, ребята! Доброе утро, все присутствующие взрослые. Сегодня мы с Вами проведём интересное занятие, направленное на развитие нашего внимания, памяти, мышления. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, но название того места, куда мы с вами отправимся вы узнаете не сразу.
-
Диагностика настроения:
Психолог: Перед вами лежат квадраты 5 цветов (красный, жёлтый, зелёный, фиолетовый, чёрный). Внимательно посмотрите на эти квадраты, какому квадрату соответствует ваше сегодняшнее настроение, на какой цвет оно похоже. Прикрепите квадрат этого цвета на листок с соответствующей рамкой: на лист с красной рамкой крепим красные квадраты, на лист с жёлтой рамкой жёлтые квадраты и т.д.
Красный цвет – активное настроение;
Жёлтый цвет – весёлое настроение;
Зелёный цвет – спокойное настроение;
Фиолетовый цвет – тревожное настроение;
Чёрный цвет – печальное настроение.
По итогам делается вывод о настроении детей.
-
Тропинка:
Ребята, приглашаю Вас начать наше путешествие. Идти мы с вами будем долго-долго. Дети встают в круг. Мы с вами начинаем наше путешествие с волшебной тропинки. «Мы идем по волшебной тропинке. А на волшебной тропинке все постоянно меняется. Вот сейчас мы идем по зеленой мягкой траве, она приятно ласкает нам ноги. А теперь вдруг у нас под ногами песок. Он становится все горячее и горячее. Ой! Вдруг выпал снег. И мы теперь идем по мягкому, пушистому, но очень холодному снегу. И снова все изменилось. Теперь мы идем по осеннему лесу, а под ногами у нас шуршат осенние листочки. Но вот мы вышли и теперь побежали по тропинке. У нас под ногами иголочки, шишки. Они приятно щекочут и слегка покалывают наши ноги».
И вот, ребята, волшебная тропинка наконец-то привела нас к … смотрим на экран (на экране появляется море). Правильно, мы с вами пришли к морю.
-
Солнечный лучик:
Ребята, посмотрите, над нашим морем взошло тёплое доброе солнце, а наше солнце доброе, потому что всех согревает. Сейчас мы с вами будем передавать друг другу тёплое ярко-жёлтое солнце и сами попробуем стать добрыми солнышками. Передаём друг другу солнце, делимся друг с другом теплом со словами «Это солнце для тебя …» и называем имя ребёнка, которому вы передаёте солнышко. Итак, будем работать дружно и поддерживать друг друга.
-
Что нужно для путешествия:
Итак, ребята сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по морю, а в какую именно страну узнаем позже. Скажите, а на каком виде транспорта путешествуют по морю, правильно – на корабле. А если мы с вами отправляемся в морское путешествие на корабле, значит, мы в праве называться капитанами. А вы знаете, как здороваются капитаны? Нет. Разбейтесь на пары (как мы с вами договаривались):
-здороваемся сначала правой рукой;
-здороваемся затем левой рукой;
-здороваемся двумя руками;
-здороваемся плечами;
-здороваемся коленками.
А теперь те же самые упражнения, но в более быстром темпе.
Итак, мы с вами отправляемся в путешествие. А как вы думаете, что нужно для путешествия, какие предметы мы возьмём с собой. Дети называют. Наш багаж собран, пора отправляться в путь по морю.
-
Физкультпауза «Пристегнём ремни».
Ребята, для того, чтобы наше путешествие было удачным, необходимо позаботиться о нашей безопасности.
Дети повторяют за ведущим с добавлением слова «есть».
-
Приготовьтесь к полету (хлопок по колену).
-
Контакт (кисть собрана в кулак, большой палец вверх).
-
Проверить сиденья (поерзали на стуле).
-
Проверить педали (потопали).
-
Проверить крылья (подвигали согнутыми локтями).
-
Проверить локаторы (потерли уши).
-
Проверить бинокли (потерли глаза).
-
Проверить кислородные баллончики (потерли нос).
-
Проверить бортовой компас (потрогали голову).
-
Проверить наличие экипажа (руки на плечи друг другу).
-
Приготовиться к запуску мотора (вращаем кисти).
-
На счет 1–5 — «у-у-у», 6–10 — вместе «ура», «ура!»
-
Расшифруй название:
Ребята, мы с вами готовы к путешествию вполне, но ведь мы со сих пор не знаем название страны, а которую нам предстоит отправиться. Перед вами лежит зашифрованное название этой страны. Два квадрата, в одном написаны цифры, а в другом буквы. Ваша задача выписать по порядку буквы и соединить их в название. Вы находите цифру один в первом квадрате, смотрите какой букве она соответствует во втором квадрате и так по порядку выписываете все буквы. Итак, что же у вас получилось, как называется место, куда мы отправляемся. Правильно, страна Апельсиния.
-
Остров «Морские животные».
Ребята, мы с вами на корабле отправляемся в морское путешествие в страну Апельсинию. Но, чтобы добраться в эту страну нужно будет преодолеть несколько препятствии. Первое наше препятствие остров «Морские животные». Ребята в море живут различные животные и рыбы. Нашей помощи сегодня просят кит и дельфин. Кит очень плохо знает названия цветов, а дельфин всё время забывает названия месяцев года. Ваша задача по очереди назвать цвета, но повторяться нельзя, а затем назвать месяцы. С заданием вы справились замечательно и наш дельнейший путь открыт.
-
Остров «Наши эмоции».
Ребята, сейчас, прозвучат два музыкальных фрагмента, один из них грустный, а другой весёлый, давайте угадаем их. Вы правильно определили, что первый фрагмент весёлый, а второй – грустный. Попробуйте представить, как должно выглядеть лицо грустного человека и лицо весёлого человека. У вас на столе лежат контур человеческого лица и несколько глаз, ртов с различным выражением. Попробуйте составить наклеить их так, чтобы одно лицо было весёлым, а второе – грустным. Молодцы, у вас всё получилось, отправляемся дальше.
-
Прежде, чем мы продолжим наше путешествие давайте проведём небольшую физкультпаузу.
Все поднялись. Ребята, отгадайте загадку: «Одна печёт, другая течёт, третья- горит. Окончания у всех отгадок заканчиваются на –ечка-. Правильно, печка, речка, свечка. Когда я скажу слово “речка” – вы начнёте плавно двигать руками, изображая, как течёт вода, или как вы сами плывёте по реке (психолог демонстрирует данное действие).
Когда я скажу слово “печка” – вам нужно присесть, поднять руки вверх и двигать ими в кистях, изображая огонь (психолог демонстрирует действие).
Когда я скажу слово “свечка” – вам нужно встать прямо и замереть.
Слушайте меня внимательно. Приготовились. Начали.
-
Остров «Покажи картинку»:
Мы с вами добрались до нашего последнего препятствия, до последнего острова. Ребята, у вас на столах лежат карточки с изображением различных предметов. Ваша задача, показать предмет, который будет соответствовать определённому качеству. Покажите:
-белый предмет (снежинка);
-квадратный (картина);
-деревянный (бочка);
-тяжёлый (гиря);
-тёплый (печка);
-синий (карандаш);
-холодный (мороженое);
-стеклянный (ваза);
-красный (яблоко);
-мягкий (подушка);
-разноцветный (радуга);
-железный (подкова);
-лёгкий (перо).
Итак, ребята, мы с вами очень дружно преодолели все препятствия, прошли все испытания и оказались в чудесной стране Апельсинии. Каждый из вас получает подарки от этой страны – медаль «Апельсин», «За тягу к знаниям и дружбу» и дольку полезного апельсина.