Личностные — проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; — проявление творческого отношения к процессу обучения. | Метапредметные Познавательные: — умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию; — умение вести наблюдение; — умение прогнозировать ситуацию. Регулятивные: — умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; — умение соотносить учебные действия с известными правилами; — умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: — умение формулировать высказывание; — умение согласовывать позиции и находить общее решение; — умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата. | Предметные обеспечить усвоение учащимися признаков и условий протекания химических реакций; обеспечить усвоение учащимися понятий экзо- и эндотермические реакции; закрепить знания о правилах техники безопасности в кабинете химии; продолжать формирование умений и навыков химического эксперимента |
— организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке -актуализировать имеющиеся знания: Чем отличаются физические явления от химических? — мотивировать обучающихся к изучению темы. | -Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку. Настраивает на плодотворную работу. ![Конспект урока для 8 класса "Химические реакции"](https://vekor.ru/wp-content/uploads/2018/02/hello_html_5a726536.gif) -Какие явления называются физическими? Приведите примеры физических явлений. Графический диктант по вариантам. Предлагаем учащимся указать графически «∩» — да, «_» — нет. Вариант 1 – фильтрование, вариант 2 – выпаривание, вариант 3 – отстаивание. 1) соль + песок + вода; 2) нефть + соль + вода; 3) песок + вода; 4) древесные опилки + вода; 5) вода + сахар; 6) бензин + вода; 7) вода + металлические опилки; 8) соль + песок + древесные опилки + вода; 9) бензин + вода + соль; 10) песок + древесные опилки + вода. Ответы: вариант 1 (∩_∩∩__∩∩_∩); вариант 2 (∩∩__∩__∩∩_); вариант 3 (∩∩∩∩_∩∩∩∩∩). —Жук-бомбардир защищается от нападающих на него муравьев с помощью струи жидкости. Эта жидкость на воздухе образует газ, который взрывается, выделяя много теплоты. – Как вы считаете, как это явление связано с темой урока? -Дайте определение химическим явлениям. Чем отличаются между собой понятия химическая реакция и химическое явление? | -Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, пишущие принадлежности, линейка), самостоятельность подготовки, настрой на урок — отвечают на вопросы, выполняют графический диктант В![Конспект урока для 8 класса "Химические реакции"](https://vekor.ru/wp-content/uploads/2018/02/hello_html_m13c53e7c.gif) заимопроверка | Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные — волевая саморегуляция. Личностные — Мотивирует учащихся на работу. — Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке. Коммуникативные — уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию Познавательные —устанавливают причинно-следственную связи и делают выводы Регулятивные — прогнозировать ситуацию будущих событий. — определение, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть). |
Обеспечить восприятия осмысления и первичного запоминания знаний Знать понятие «Химическая реакция», признаки химических реакций, условия образования и протекания химических реакций Уметь: определять тип реакции по тепловому эффекту | —Главным итогом химических реакций является образование новых веществ, которые, конечно, обладают другими свойствами, отличными от свойств исходных веществ. Давайте узнаем, какие признаки указывают, что произошла химическая реакция. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/75668/?interface=catalog&class=50&subject=31 1. Выделение газа — признак химической реакции (взаимодействие хлората калия с гидросульфитом натрия) 2. Изменение цвета — признак химической реакции (колебательная реакция Бриггса- Раушера) 3. Выделение света — признак химической реакции (свечение люминола) Демонстрационный опыт №1 Демонстрационный опыт №2 4.Физические и химические явления — взаимодействие соды с соляной кислотой Привожу примеры химических явлений: — варка картофеля, — скисание молока, — брожение варенья, -пожелтение листвы осенью. 5. Химические реакции http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/75668/?interface=catalog&class=50&subject=31 Химических реакций известно великое множество, но все их можно разделить на две группы: — реакции протекающие с выделением теплоты и света — реакции протекающие с поглощением теплоты. Демонстрационный опыт №3 Диктую определения экзо- и эндотермических реакций 6. Горение фосфора в кислороде http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/75668/?interface=catalog&class=50&subject=31 http://files.school— collection.edu.ru/dlrstore/f83 beda5-449d—d3dc-442c— a474a89eeca6/index.htm Обращаю внимание учащихся на то, что реакции горения частный случай экзотермических реакций Прошу учащихся привести примеры экзотермических реакций -Задаю вопрос учащимся: всегда ли протекают реакции? Например, ранее в видеофрагменте мы видели, что сода и соляная кислота бурно реагируют между собой. Почему же, когда каждое вещество находится в своей склянке, реакция не происходит? -Предлагаю проделать опыт заменив соду на мел Демонстрационный опыт №4 -Прошу учеников объяснить почему реакция с порошком мела протекает быстрее, чем с целым куском -Демонстрирую лист бумаги и спрашиваю у учеников почему бумага не загорается, хотя и соприкасается с кислородом воздуха? Что необходимо сделать, чтобы бумага загорелась? Обращаю внимание учащихся на то, что эндотермические реакции требуют постоянного нагревания (варка мяса, жарка картофеля и т. д., причем при измельчение продуктов процесс происходит быстрее), большинство экзотермических реакций протекает без нагревания или при нагревании на начальном этапе реакции. -Демонстрирую видеофрагменты и прошу уч-ся указать условия и признаки реакций 7. Качественная реакция на йод 8 Горение железа в кислород 9 Взаимодействие брома с алюминием http://videouroki.net/ | -Слушают учителя, наблюдают, описывают увиденные опыты Записывают в тетрадь признаки химических реакций -Указывают признаки химических реакций. -Просматривают анимацию и проверяют правильность записей в тетради Указывают признаки химических реакций при просмотре опыта и видеофрагмента Записывают в тетрадь определения экзо- и эндотермических реакций Учащихся приводят примеры экзотермических реакций Уч-ся указывают на то что, соду и соляную кислоту необходимо смешать Учащиеся объясняют почему реакция с порошком мела протекает быстрее, чем с целым куском и делают вывод, что чем сильнее измельчено твердое вещество, тем быстрее протекает реакция Уч-ся указывают на то что, для загорания бумаги необходимо еще и нагревание Учащиеся указывают условия и признаки увиденных реакций, указывая экзо или эндотермическ ой реакцией она является. | Познавательный: Регулятивный — умение выполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативный — умение выполнять учебные задания в паре. Предметный — умение давать определение основным понятиям темы Коммуникативные — сотрудничество в поиске информации —использование грамотной монологической речи Познавательные — поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. Регулятивные – планирование, прогнозирование |
Цель – установить степень усвоения темы «Химические реакции». -закрепить полученные знания, организовать работу по закреплению умений и навыков применять полученные знания | На основании перечисленных ниже признаков определите, к физическим или к химическим явлениям относятся указанные ниже превращения. а) при нагревании в колбе небольшого количества кристалликов йода серо-фиолетового цвета колба заполняется газом фиолетового цвета; б) при сливании двух бесцветных прозрачных растворов выпал осадок белого цвета; в) при горении дров образуется уголь; г) при нагревании минеральной воды выделяются пузырьки углекислого газа; д) при опускании в стакан с водой голубых кристалликов медного купороса раствор постепенно окрашивается в голубой цвет; е) при внесении в колбу с кислородом раскаленной стальной проволоки она ярко светится и разбрызгивает в разные стороны раскаленные искры. Ответы: Ф, Х, Х, Ф, Ф, Х. 2. Рассмотрите рисунок. Укажите для каждого случая признак химической реакции. ![Конспект урока для 8 класса "Химические реакции"](https://vekor.ru/wp-content/uploads/2018/02/hello_html_m51e8cc92.jpg) Ответы: изменение окраски, появление запаха, образование осадка, выделение газа, излучение света и теплоты. 3. Перечислите признаки реакций, происходящих при следующих явлениях: а) гниение листьев; б) действие раствора уксусной кислоты на мрамор; в) прогоркание сливочного масла при долгом хранении на воздухе. 4. Объясните, какие явления (физические или химические) происходят: а) при варке картофель, подвергшийся действию низких температур, приобретает сладкий вкус; б) при действии ферментов глюкоза превращается в спирт; в) при действии раствора йода на крахмал наблюдается синее окрашивание; г) при открытии бутылки с минеральной водой происходит бурное выделение пузырьков газа. 5. Вопросы из черного ящика. а) Почему медная монета покрывается черным налетом по истечении длительного времени, а медная монета при нагревании – быстро? б) При каких условиях в зеленых растениях из углекислого газа и воды образуется глюкоза и крахмал? Как называется этот процесс? в) Почему могут находиться рядом открытые пробирки с растворами соды и уксусной кислоты, ведь вам известно, что эти вещества вступают в химическую реакцию? http://videouroki.net/ | Планируемый результат Предметный: — умение определять по признакам, к физическим или к химическим явлениям относятся превращения Личностный: — творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий. Познавательный: — умение использовать методы наблюдения и прогнозирования для выполнения задания Коммуникативные — уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами; Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. . |