Практическое занятие №2 «Примеры проектов уроков с использованием интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов»

Проект урока химии урока в 8 классе

Тема

Химические реакции

Цель

Задачи

Сформировать понятие о признаках и условиях протекания химических реакций

— сформировать представления о химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций;

— развитие умений объяснять зависимость протекания химических реакций от внешних условий

Основное содержание темы, термины и понятия

Содержание темы предполагает изучение признаков и условия протекания химических реакций

Основные понятия: реакция горения, эко-и –эндотермические реакции

Планируемые результаты

Личностные

проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

— проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные

Познавательные:

— умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

— умение вести наблюдение;

— умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

— умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— умение соотносить учебные действия с известными правилами;

— умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

— умение формулировать высказывание;

— умение согласовывать позиции и находить общее решение;

— умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные

обеспечить усвоение учащимися признаков и условий протекания химических реакций; обеспечить усвоение учащимися понятий экзо- и эндотермические реакции; закрепить знания о правилах техники безопасности в кабинете химии; продолжать формирование умений и навыков химического эксперимента

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Физика (физические явления)

Персональный компьютер для каждого ученика или пары обучающихся, выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://schoolcollection.edu.ru., мультимедийный проектор (интерактивная доска), химические реактивы и химическая посуда для выполнения демонстрационного опыта.

фКонспект урока для 8 класса "Химические реакции"ронтальная —

иКонспект урока для 8 класса "Химические реакции"ндивидуальная –

вКонспект урока для 8 класса "Химические реакции" паре —

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цели деятельности

Учитель:

Учащиеся:

Планируемый результат

— организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

-актуализировать имеющиеся знания: Чем отличаются физические явления от химических?

— мотивировать обучающихся к изучению темы.

-Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку.

Настраивает на плодотворную работу.

Конспект урока для 8 класса "Химические реакции"

-Какие явления называются физическими? Приведите примеры физических явлений.

Графический диктант по вариантам. Предлагаем учащимся указать графически «∩» — да, «_» — нет. Вариант 1 – фильтрование, вариант 2 – выпаривание, вариант 3 – отстаивание.

1) соль + песок + вода;

2) нефть + соль + вода;

3) песок + вода;

4) древесные опилки + вода;

5) вода + сахар;

6) бензин + вода;

7) вода + металлические опилки;

8) соль + песок + древесные опилки + вода;

9) бензин + вода + соль;

10) песок + древесные опилки + вода.

Ответы: вариант 1 (∩_∩∩__∩∩_∩); вариант 2 (∩∩__∩__∩∩_);

вариант 3 (∩∩∩∩_∩∩∩∩∩).

Жук-бомбардир защищается от нападающих на него муравьев с помощью струи жидкости. Эта жидкость на воздухе образует газ, который взрывается, выделяя много теплоты.

Как вы считаете, как это явление связано с темой урока?

-Дайте определение химическим явлениям. Чем отличаются между собой понятия химическая реакция и химическое явление?

Конспект урока для 8 класса "Химические реакции"

-Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, пишущие принадлежности, линейка), самостоятельность подготовки, настрой на урок

— отвечают на вопросы, выполняют графический диктант

ВКонспект урока для 8 класса "Химические реакции"Конспект урока для 8 класса "Химические реакции"заимопроверка

Коммуникативные

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные

волевая саморегуляция.

Личностные

Мотивирует учащихся на работу.

— Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке.

Коммуникативные

уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Познавательные

устанавливают причинно-следственную связи и делают выводы

Регулятивные

— прогнозировать ситуацию будущих событий.

определение, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть).

II этап. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания)

Цели деятельности

Учебные задания

и методы работы с информацией

Планируемый результат

Обеспечить восприятия осмысления и первичного запоминания знаний

Знать понятие «Химическая реакция», признаки химических реакций, условия образования и протекания химических реакций

Уметь: определять тип реакции по тепловому эффекту

Конспект урока для 8 класса "Химические реакции"Главным итогом химических реакций является образование новых веществ, которые, конечно, обладают другими свойствами, отличными от свойств исходных веществ. Давайте узнаем, какие признаки указывают, что произошла химическая реакция.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/75668/?interface=catalog&class=50&subject=31

1. Выделение газа — признак химической реакции (взаимодействие хлората калия с гидросульфитом натрия)

2. Изменение цвета — признак химической реакции (колебательная реакция Бриггса- Раушера)

3. Выделение света — признак химической реакции (свечение люминола)

Демонстрационный опыт №1

Демонстрационный опыт №2

4.Физические и химические явления — взаимодействие соды с соляной кислотой

Привожу примеры химических явлений:

— варка картофеля,

— скисание молока,

— брожение варенья,

-пожелтение листвы осенью.

5. Химические реакции

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/75668/?interface=catalog&class=50&subject=31

Химических реакций известно великое множество, но все их можно разделить на две группы: — реакции протекающие с выделением теплоты и света

— реакции протекающие с поглощением теплоты.

Демонстрационный опыт №3

Диктую определения экзо- и эндотермических реакций

6. Горение фосфора в кислороде

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/75668/?interface=catalog&class=50&subject=31

http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/f83 beda5-449dd3dc-442ca474a89eeca6/index.htm Обращаю внимание учащихся на то, что реакции горения частный случай экзотермических реакций

Прошу учащихся привести примеры экзотермических реакций

-Задаю вопрос учащимся: всегда ли протекают реакции? Например, ранее в видеофрагменте мы видели, что сода и соляная кислота бурно реагируют между собой. Почему же, когда каждое вещество находится в своей склянке, реакция не происходит?

-Предлагаю проделать опыт заменив соду на мел Демонстрационный опыт №4 -Прошу учеников объяснить почему реакция с порошком мела протекает быстрее, чем с целым куском

-Демонстрирую лист бумаги и спрашиваю у учеников почему бумага не загорается, хотя и соприкасается с кислородом воздуха? Что необходимо сделать, чтобы бумага загорелась? Обращаю внимание учащихся на то, что эндотермические реакции требуют постоянного нагревания (варка мяса, жарка картофеля и т. д., причем при измельчение продуктов процесс происходит быстрее), большинство экзотермических реакций протекает без нагревания или при нагревании на начальном этапе реакции.

-Демонстрирую видеофрагменты и прошу уч-ся указать условия и признаки реакций

7. Качественная реакция на йод

8 Горение железа в кислород

9 Взаимодействие брома с алюминием

http://videouroki.net/

-Слушают учителя, наблюдают, описывают увиденные опыты

Конспект урока для 8 класса "Химические реакции"

Записывают в тетрадь признаки химических реакций

-Указывают признаки химических реакций.

-Просматривают анимацию и проверяют правильность записей в тетради

Указывают признаки химических реакций при просмотре опыта и видеофрагмента

Записывают в тетрадь определения экзо- и эндотермических реакций

Учащихся приводят примеры экзотермических реакций

Уч-ся указывают на то что, соду и соляную кислоту необходимо смешать

Учащиеся объясняют почему реакция с порошком мела протекает быстрее, чем с целым куском и делают вывод, что чем сильнее измельчено твердое вещество, тем быстрее протекает реакция Уч-ся указывают на то что, для загорания бумаги необходимо еще и нагревание

Учащиеся указывают условия и признаки увиденных реакций, указывая экзо или эндотермическ ой реакцией она является.

Познавательный:

Регулятивный — умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативный — умение выполнять учебные задания в паре.

Предметный — умение давать определение основным понятиям темы

Коммуникативные

сотрудничество в поиске информации

использование грамотной монологической речи

Познавательные

— поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.

Регулятивные

планирование, прогнозирование

Диагностика качества освоения темы

Цель – установить степень усвоения темы «Химические реакции».

-закрепить полученные знания, организовать работу по закреплению умений и навыков применять полученные знания

На основании перечисленных ниже признаков определите, к физическим или к химическим явлениям относятся указанные ниже превращения.

а) при нагревании в колбе небольшого количества кристалликов йода серо-фиолетового цвета колба заполняется газом фиолетового цвета;

б) при сливании двух бесцветных прозрачных растворов выпал осадок белого цвета;

в) при горении дров образуется уголь;

г) при нагревании минеральной воды выделяются пузырьки углекислого газа;

д) при опускании в стакан с водой голубых кристалликов медного купороса раствор постепенно окрашивается в голубой цвет;

е) при внесении в колбу с кислородом раскаленной стальной проволоки она ярко светится и разбрызгивает в разные стороны раскаленные искры.

Ответы: Ф, Х, Х, Ф, Ф, Х.

2. Рассмотрите рисунок. Укажите для каждого случая признак химической реакции.

Конспект урока для 8 класса "Химические реакции"

Ответы: изменение окраски, появление запаха, образование осадка, выделение газа, излучение света и теплоты.

3. Перечислите признаки реакций, происходящих при следующих явлениях:

а) гниение листьев;

б) действие раствора уксусной кислоты на мрамор;

в) прогоркание сливочного масла при долгом хранении на воздухе.

4. Объясните, какие явления (физические или химические) происходят:

а) при варке картофель, подвергшийся действию низких температур, приобретает сладкий вкус;

б) при действии ферментов глюкоза превращается в спирт;

в) при действии раствора йода на крахмал наблюдается синее окрашивание;

г) при открытии бутылки с минеральной водой происходит бурное выделение пузырьков газа.

5. Вопросы из черного ящика.

а) Почему медная монета покрывается черным налетом по истечении длительного времени, а медная монета при нагревании – быстро?

б) При каких условиях в зеленых растениях из углекислого газа и воды образуется глюкоза и крахмал? Как называется этот процесс?

в) Почему могут находиться рядом открытые пробирки с растворами соды и уксусной кислоты, ведь вам известно, что эти вещества вступают в химическую реакцию?

http://videouroki.net/

Планируемый результат

Предметный:

— умение определять по признакам, к физическим или к химическим явлениям относятся превращения

Личностный:

— творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Познавательный:

— умение использовать методы наблюдения и прогнозирования для выполнения задания

Коммуникативные

— уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;

Регулятивные

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. .

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка

ученика

Результат деятельности

научить школьников:

— соотносить полученный результат с поставленной целью;

— оценивать результат своей деятельности;

— оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

I. Задание на самоанализ.

Составьте синквейн на тему «Химические реакции».

Самооценка

II. Задание на самооценку. Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………

*Заполняется учителем после освоения темы учащимися.

Итог урока. Домашнее задание

I уровень: § 26, упр. 1 – 4;

II уровень: тоже + упр. 5, 6.

Коммуникативные

-формировать умения слушать и понимать речь других людей

Познавательные

рефлексия.

Личностные

-смыслообразование

Демонстрационный опыт №1 в фарфоровой ступке смешиваем твердые хлорид аммония и гидроксид кальция, растираем их. Демонстрационный опыт №2 К раствору сульфата меди (+2) добавляем раствор гидроксида натрия, наблюдаем выпадение голубого осадка, который исчезает при добавлении соляной кислоты.

Демонстрационный опыт №3 На небольшую тонкую деревянную доску (10см Х 10см Х 1см) кладем смоченный водой бумажный фильтр. На него ставим стакан, в который кладем 4,5 грамма нитрата калия, 37 грамма нитрата аммония и 50 грамм измельченного льда – шпателем тщательно перемешиваем. Демонстрационный опыт №4 В два стакана наливаем одинаковый объем соляной кислоты, в один из них добавляем порошок мела, в другой – целый кусок мела.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here