Методическая разработка по обучению школьников

ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ для 3-го класса

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

темы

Тема

Рассказ учителя, беседа

Практическое задание

Игра

Повторение и закрепление знаний

Количество уроков

1

Почему на дорогах происходят дорожно-транспортные происшествия с участием детей

30 мин

10 мин

1

2

Остановочный и тормозной путь транспортных средств

20 мин

10 мин

10 мин

1

3

Организация движения транспорта и пешеходов по дорогам. Перекрестки дорог

20 мин

10 мин

5 мин

5 мин

1

4

Знакомство с новыми дорожными знаками

20 мин

10 мин

5 мин

5 мин

1

5

Сигналы светофора и регулировщика

20 мин

10 мин

5 мин

5 мин

1

6

Правила движения на велосипеде

20 мин

15 мин

5 мин

1

7

Правила движения транспорта и пешеходов через железнодорожные пути

20 мин

15 мин

5 мин

1

8

Как правильно вести себя на остановочных пунктах и в общественном транспорте

20 мин

10 мин

5 мин

5 мин

1

9

Обобщающее занятие

20 мин

20 мин

1

ЗАНЯТИЕ 1. Тема: Почему на дорогах происходят дорожно-транспортные происшествия с участием детей

Цель занятия: Сформировать у младших школьников представление о причинах дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают дети; воспитывать и развивать у них наблюдательность и дисциплинированность при движении по улице.

Новые слова: Опасная ситуация, дорожно-транспортное происшествие.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель рассказывает учащимся, что у нас в России ежегодно под колесами автомобиля погибает около 1350 детей (4 ребенка за один день), а почти 25000 – получают увечья и травмы (более 70 детей за один день). Травмы эти тяжелые – ребенок нередко остается инвалидом на всю жизнь.

В городе Красноярске за год происходит свыше 200 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых гибнет 3-4 ребенка, а более 220 – получают тяжелые травмы. Почти половина этих дорожно-транспортных происшествий происходит по вине самих детей.

Чаще всего дети попадают под колеса автомобилей из-за своей невнимательности и недисциплинированности.

Часто нарушение правил дорожного движения становится для них вредной привычкой. Допустим, сегодня машин на дороге не было, и ребенок перешел проезжую часть на красный или желтый сигнал светофора. Все обошлось благополучно. В другой раз ребенок перебежал дорогу в неположенном месте, Милиционера не было, и ребенок прошагал дальше, тут же забыв о своем нарушении. Неправильный переход дороги постепенно становится для него привычкой, от которой отвыкать очень трудно. Учитель должен внушить ребенку мысль о том, что можно нарушить Правила дорожного движения только один раз и погибнуть.

Причиной дорожно-транспортных происшествий с участием детей часто служит игра или катание на санках, коньках вблизи проезжей части дорог. Из-за своей неосторожности дети неожиданно появляются на проезжей части и попадают под колеса движущегося транспорта.

Учитель обращает внимание детей на то, что и во дворах надо быть очень внимательными. Нередко бывают случаи, когда ребенок пробегает мимо стоящего во дворе автомобиля. В это время водитель или пассажир открывают дверь и ребенок ударяется о неё, получая тяжелую травму.

Нередко дорожно-транспортные происшествия происходят, даже если ребенок правильно ведет себя при переходе проезжей части, например, движется на зеленый сигнал светофора. За рулем автомобиля может находиться пьяный водитель, вовремя не среагировать на включенный сигнал светофора и совершить наезд. Иногда у автомобиля в самый неподходящий момент могут отказать тормоза. Учитель внушает детям, что даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, необходимо смотреть по сторонам и прислушиваться к звукам приближающегося транспорта.

Учитель напоминает детям, что на дорогах нельзя бегать. Бывают случаи, когда дети, увидев приближающийся или стоящий на остановке автобус, бегут к нему и попадают под колеса движущегося транспорта.

Подводя итог, учитель еще раз акцентирует внимание учащихся на причинах, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия:

— неправильный выбор места перехода дороги;

— переход дороги перед близко идущим транспортом;

— переход дороги наискосок, а не поперек проезжей части;

— попытка перебежать дорогу в потоке движущихся транспортных средств;

— незнание правил перехода проезжей части на перекрестке;

— хождение по проезжей части дорог при наличии тротуара, пешеходной дорожки или обочины;

— невнимание к сигналам светофора или регулировщика;

— езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатах и т.п. по дорогам, а также игра на проезжей части или вблизи неё.

Затем можно переходить к повторению материала, пройденного во втором классе.

2. Вопросы для закрепления знаний

Учитель задает детям вопросы о правилах поведения на дорогах, выслушивает и дополняет их ответы.

1. В каком месте можно переходить проезжую часть дороги?

Переходить проезжую часть лучше всего там, где имеется светофор. Если его нет, то переходить надо по подземному или надземному пешеходному переходу (если они есть) либо по пешеходному переходу «зебра». В случае, если нет ни светофора, ни пешеходного перехода, то переходить надо в том месте, где отсутствуют ограждения, а дорога хорошо просматривается в обе стороны.

2. Как правильно переходить проезжую часть?

Необходимо остановиться перед проезжей частью, посмотреть налево, затем – направо и если машин поблизости нет, можно начать переход. Дойдя до середины дороги, снова посмотреть направо и продолжить движение при отсутствии приближающегося транспорта. Если сразу перейти дорогу не удалось, нужно остаться на середине дороги, а не бежать назад.

Идти шагом, не бежать.

Если кто-то вас окликнул, нельзя оборачиваться и останавливаться на проезжей части. Сначала нужно закончить переход дороги.

3. Как правильно переходить проезжую часть группе детей?

При переходе проезжей части группой детей необходимо всем остановиться, осмотреться и при отсутствии приближающегося транспорта начать переход. Надо прекратить разговоры, сосредоточиться, смотреть не на друзей, а на дорогу.

4. Как правильно переходить проезжую часть в сопровождении взрослых?

Нужно крепко держать взрослого за руку, не отвлекать его разговором и не отвлекаться самому. Быть внимательным и осторожным.

5. Где и как правильно могут ходить пешеходы?

Пешеходы должны ходить по тротуарам или пешеходным дорожкам. Ходить надо по правой стороне, чтобы не мешать движению других пешеходов.

Если тротуара или пешеходной дорожки нет, то ходить надо по обочине, а при её отсутствии – по краю проезжей части. При этом двигаться надо по левой стороне дороги, навстречу приближающемуся транспорту.

6. Где можно играть?

Играть в подвижные игры, кататься на детских велосипедах, самокатах, коньках, санках можно только во дворах, на детских и спортивных площадках, стадионах.

Нельзя играть на тротуарах – это мешает движению пешеходов.

ЗАНЯТИЕ 2. Тема: Остановочный и тормозной путь

транспортных средств

Цель занятия: Сформировать у младших школьников чувство опасности при переходе проезжей части перед близко идущим транспортом; дать понятие тормозного и остановочного пути; разъяснить учащимся, как правильно выбрать безопасное расстояние до транспортного средства при переходе дороги.

Новые слова: Время реакции водителя, тормозной путь, остановочный путь, безопасное расстояние до транспортного средства.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель спрашивает учащихся, почему нельзя переходить проезжую часть дороги перед близко идущим транспортом? Какое расстояние до движущегося транспортного средства они считают безопасным?

Затем он поясняет ученикам, что автомобиль и другие транспортные средства быстро остановить нельзя. При торможении автомобиль, автобус, мотоцикл, велосипед по инерции проходят какое-то расстояние. Иногда его достаточно, чтобы совершить наезд на пешехода. Поэтому переходить дорогу перед близко идущим транспортом опасно. Если дорога скользкая после дождя или на ней образовалась ледяная корка при отрицательной температуре, то переходить проезжую часть становится ещё опаснее – автомобиль до полной остановки проходит ещё больший путь.

Остановочный путь – это расстояние, которое пройдет автомобиль с момента обнаружения пешехода на дороге до полной остановки автомобиля. Это расстояние складывается из трех составляющих: пути, пройденного за время реакции водителя; пути, пройденного за время срабатывания тормозного привода; тормозного пути.

Учитель дает пояснения.

Заметив на дороге пешехода, водитель не сразу начинает тормозить. Сначала он определяет расстояние до пешехода, оценивает скорость движения своего автомобиля и состояние дороги (сухая или скользкая), обращает внимание на движение других транспортных средств и возможность объезда пешехода и т.д. Решив, что надо тормозить, водитель нажимает на педаль тормоза. Пока он думал, надо тормозить или нет, автомобиль прошел некоторый путь, который называется путь, пройденный за время реакции водителя.

При нажатии на педаль тормоза автомобиль не начинает сразу тормозить. Проходит какое-то время, пока срабатывает тормоз. Автомобиль за это время проходит ещё некоторое расстояние.

Но и поле начала торможения автомобиль останавливается не сразу. Расстояние, пройденное автомобилем от начала торможения до полной остановки называют тормозным путем.

На длину тормозного пути оказывают влияние скорость движения автомобиля, масса автомобиля, состояние его шин и тормозов, тип дорожного покрытия и его состояние, погодные условия и время года.

Чем выше скорость движения автомобиля, тем длиннее его тормозной путь. Для пояснения этого можно провести с учащимися опыт. Сначала один из учеников идет спокойным шагом и по команде учителя пытается резко остановиться. Сделать ему это не удается – после команды он проходит ещё один-два шага. Затем ученику предлагается перемещаться бегом и по команде учителя остановиться. Сделать это ему ещё труднее. Так и с автомобилем. Водитель нажимает на педаль тормоза, а автомобиль продолжает некоторое время двигаться.

Чем больше масса автомобиля, тем труднее его остановить. Например, легковой автомобиль остановить легче, чем грузовой автомобиль или автобус. А велосипед остановить легче, чем легковой автомобиль.

Учитель обращает внимание детей на опасности, связанные с погодными условиями. Зимой на скользкой дороге остановить транспортное средство очень трудно – оно проходит большее расстояние до полной остановки, чем на сухой дороге. Кроме того, в морозную погоду стекла автомобиля замерзают, и водитель позже замечает пешехода.

Ночью, когда видимость ограничена, переходить проезжую часть становится особенно опасно – водитель поздно замечает препятствие и может совершить наезд. Кроме того, в темное время суток наступает усталость, и водитель с запозданием реагирует на препятствие.

Подводя итог, учитель дает установку детям: никогда не спешить при переходе проезжей части дороги и не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.

2. Практическое задание

Учитель вместе с учениками разбирают конкретную ситуацию.

Как вы думаете, одна секунда – это много или мало?

Пешеход за одну секунду делает один шаг. Автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/час, за одну секунду проезжает по ровному сухому асфальту около 17 метров. Это тормозной путь автомобиля. Если сюда добавить путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя и время срабатывания тормозов, то остановочный путь автомобиля составит около 50 метров.

Пешеход думает, что водитель успеет затормозить, и переходит проезжую часть перед близко идущим транспортом. Он не хочет понимать, что при всем своём старании водитель не сумеет остановить автомобиль.

А если дорога скользкая, то остановочный путь удлиняется значительно. Например, при скорости 80 км/час на скользкой зимней дороге автомобиль окончательно остановится только через 400 метров (почти полкилометра!).

Учитель изображает на доске схему проезжей части, пешехода и приближающееся транспортное средство. Обозначает расстояния, которые проходят пешеход и автомобиль , дает пояснения.

3. Вопросы для закрепления знаний

1. Какие транспортные средства вы знаете?

2. Почему невозможно мгновенно остановить автомобиль?

3. Что такое тормозной путь и от чего зависит его длина?

4. Что такое остановочный путь автомобиля? Из чего он складывается?

5. Есть ли у велосипеда тормозной путь?

6. У какого транспортного средства тормозной путь короче: у грузового автомобиля, у велосипеда или у легкового автомобиля? Как это объяснить?

ЗАНЯТИЕ 3. Тема: Организация движения транспорта по дорогам.

Перекрестки дорог

Цель занятия: Ознакомить учащихся с новыми понятиями двустороннее и одностороннее движение; сформировать знания и представления учащихся и перекрестках, их видах и правилах перехода.

Новые слова: Двустороннее движение, одностороннее движение, перекресток, виды перекрестков.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель спрашивает учеников: «Как называется элемент дороги, по которому движутся транспортные средства?». (Ответ — проезжая часть).

Затем он напоминает учащимся, что в России принято правостороннее движение. Вместе с учениками они выясняют, что это такое.

Учитель объясняет учащимся значение новых терминов.

По дорогам движется много машин. Чтобы они не сталкивались, на проезжей части дороги наносят дорожную разметку, т.е. рисуют линии и стрелки. Сплошная белая линия (одна или две) разделяет проезжую часть дороги и нужна для того, чтобы одни машины ехали в одном направлении, а другие — в противоположном. Объясняет, что такое движение транспорта называется двусторонним. На больших дорогах (шоссе) делают широкую разделительную полосу, иногда с газоном или кустами. Пешеходам находиться на ней запрещено.

Если машины едут только в одном направлении по всей ширине проезжей части, то такое движение называется односторонним. Двигаться навстречу транспортному потоку на таких дорогах запрещено.

Учитель объясняет учащимся, почему они не должны выходить на проезжую часть широких дорог без сопровождения взрослых. Транспорт там движется в несколько рядов, и водители могут не заметить одиноко стоящего на проезжей части ребенка из-за его маленького роста. Это может закончиться аварией. Поэтому, переходя дорогу со взрослыми, дети должны крепко держать их за руку.

На широкой проезжей части дороги с двусторонним движением, если пешеходы не успели ее перейти, они могут остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, чтобы пропустить приближающийся транспорт.

Учитель напоминает учащимся о правилах движения по тротуарам и пешеходным дорожкам. Ходить надо по тротуарам с правой стороны, чтобы не мешать движению других пешеходов. Нельзя двигаться рядом с проезжей частью по бордюрному камню, ездить на самокатах, роликовых коньках, санках. Играть на тротуаре нельзя – это мешает движению пешеходов. Играть и кататься на велосипедах, самокатах, скейтбордах, роликовых коньках можно только во дворах, на детских или спортивных площадках, на стадионах. На велосипедах можно ездить по проезжей части дороги только с 14 лет.

В том случае, если вдоль дороги проложена пешеходная дорожка, нужно ходить по ней, придерживаясь правой стороны.

Если дорога не имеет тротуара или пешеходной дорожки, то можно ходить по обочине. При этом двигаться надо по левой стороне дороги навстречу транспорту, чтобы можно было его видеть и принять меры предосторожности, отступая в сторону от проезжей части.

Учитель подчеркивает, что даже по тротуару ходить надо осторожно, быть внимательным, потому что машина может неожиданно выехать со двора.

Затем учитель напоминает учащимся, что во втором классе они знакомились с термином – перекресток. Перекресток — это место пересечения дорог. Перекресток — это очень опасный участок дороги, так как транспорт на нем движется в разных направлениях. В целях безопасности водителям и пешеходам надо знать и соблюдать правила проезда и перехода перекрестка.

Перекрестки бывают разные. Есть перекрестки четырехсторонние, улицы на которых пересекаются под прямым или острым углом. Трехсторонние перекрестки напоминают буквы «Т» или «Y». Перекрестки, где пересекаются или берут начало несколько улиц, называются площадью.

Часть улицы, расположенной между двумя перекрестками, называется кварталом.

Перекресток, где движением управляют светофоры или регулировщик, называется регулируемым. Если на перекрестке нет регулировщика или светофоров – он называется нерегулируемым (неуправляемым).

Учитель обращает внимание учащихся на то, что при переходе нерегулируемого перекрестка надо быть очень внимательным. Переходить его можно только под прямым углом к краю проезжей части. Если идти не по прямой, а наискосок, то путь получится длиннее и придется дольше находиться на проезжей части. Это опасно.

Переходить дорогу на регулируемом перекрестке тоже непросто, потому что там установлены сразу несколько светофоров. У каждого из них сигналы красного, желтого и зеленого цвета могут быть с двух, трех и четырех сторон. Переходя проезжую часть на таком перекрестке (дети должны это делать со взрослыми), надо смотреть на светофор для пешеходов.

В конце своего объяснения учитель еще раз уточняет правила перехода перекрестка и дает установку на их осмысление, осознание и запоминание.

1. Смотреть надо на пешеходный светофор, находящийся на противоположной стороне проезжей части дороги, которую собираешься перейти.

2. Регулируемый перекресток со светофором и пешеходным переходом «зебра» следует переходить на зеленый сигнал, руководствуясь правилом: остановиться перед проезжей частью, посмотреть назад, вперед, налево, направо и убедиться в безопасности.

3. Нерегулируемый перекресток следует переходить по пешеходному переходу «зебра» по тому же правилу.

4. Переходить проезжую часть дороги на регулируемом и нерегулируемом перекрестке необходимо только прямо, поперек движению машин, а не наискосок.

2. Практическое задание

Учитель предлагает ученикам изобразить на бумаге регулируемый и нерегулируемый перекрестки. Нарисовать на них пешеходов. Показать стрелками, как пешеходам правильно перейти проезжую часть на перекрестке.

3. Игра

Учащиеся разбиваются на две группы по3-5 человек – водителей и пешеходов. В руках у водителей — рисунки с изображенными на них транспортными средствами. У одного из учащихся в руках три кружка – красного, желтого и зеленого цветов – он будет изображать светофор.

При включении зеленого сигнала светофора движение начинают транспортные средства и пешеходы. При этом транспорт создает помехи движению пешеходов, совершая повороты. Затем учащиеся меняются местами.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Где должны ездить машины?

2. Где можно ходить пешеходам, если тротуар или пешеходная дорожка отсутствуют?

3. Какое движение называют двусторонним, а какое – односторонним?

4. Объясните термин «правостороннее движение»?

5. Какие виды перекрестков вы знаете?

6. Какой перекресток называется «площадью»?

7. Что называется кварталом?

ЗАНЯТИЕ 4. Тема: Знакомство с новыми дорожными знаками

Цель занятия: Закрепить знания учащихся по дорожным знакам; рассказать о новых дорожных знаках.

Новые слова: Дорожные знаки «Искусственная неровность», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», знаки сервиса.

Содержание занятия
  1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Дорожные знаки рассказывают, где можно двигаться машинам или пешеходам и с какой скоростью, где можно перейти дорогу, предупреждают об опасностях. Поэтому дорожные знаки называют дорожной азбукой.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что знаки бывают круглые, прямоугольные, треугольные. Они могут различаться по цвету. В зависимости от формы и цвета дорожного знака меняется и его назначение.

В начале занятия учитель просит вспомнить детей, какие дорожные знаки они знают. Он показывает детям таблички с изображением знаков и просит детей назвать их:

— предупреждающие: «Пешеходный переход», «Дети», «Пересечение с велосипедной дорожкой»;

— запрещающие: «Въезд запрещен», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;

— предписывающие: «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;

— знаки особых предписаний: «Пешеходный переход», «Жилая зона»;

— информационные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».

Учитель объясняет учащимся, что назначение дорожных знаков легко запомнить. Если знак имеет треугольную форму с красной каймой – он относится к группе предупреждающих знаков. Эти знаки информируют водителей о том, что впереди опасный участок дороги, надо быть внимательным и снизить скорость.

Круглые знаки с красной каймой с белым, а некоторые — с голубым фоном относятся к группе запрещающих знаков. Запрещающие знаки всегда с красной каймой (ассоциация с огнем или красным сигналом светофора, красный — значит опасный).

Если знак имеет круглую форму с голубым фоном – это предписывающий знак, указывающий направление движения, минимальную скорость и т.д.

Прямоугольные – знаки особых предписаний и информационные знаки. Они имеют различный фон: синий, зеленый, белый и желтый.

Например, знак «Дети» треугольной формы устанавливают возле школ, детских садов, детских учреждений. Он предупреждает водителя о том, что в этом месте на дорогу могут выбегать дети. Некоторые школьники ошибочно думают, что этот знак обозначает место перехода улицы детьми. Но это не так. Учитель дает установку на запоминание, что данный знак для водителей. Для пешеходов знак «Пешеходный переход» — прямоугольный, на синем фоне белый треугольник, а в нем шагающий человечек.

Дорожный знак «Движение на велосипедах запрещено». На знаке рисунок велосипеда в красном кольце. Если велосипед нарисован на голубом фоне без окаймления, то знак обозначает велосипедную дорожку, т.е. специально предназначенную для движения велосипедистов.

Знак «Движение пешеходов запрещено» (перечеркнутое изображение человечка на белом фоне). Обозначает, что именно в этом месте нельзя ходить пешеходам.

Затем учитель рассказывает учащимся о новых знаках.

В опасных местах, как правило, в месте расположения школ, детских дошкольных учреждений и т.п., на проезжей части дорог делают специальные заасфальтированные бугорки, которые вынуждают водителя снижать скорость движения. Чтобы водитель вовремя заметил эти искусственно созданные препятствия, на дороге устанавливается предупреждающий знак «Искусственная неровность», имеющий треугольную форму. Этот знак ставится за 50-100 метров до искусственной неровности. Водитель, видя этот знак, снижает скорость. Непосредственно в месте расположения искусственной неровности устанавливается знак, относящийся к группе знаков особых предписаний, который тоже называется «Искусственная неровность». Однако он имеет прямоугольную форму и синий фон.

Затем учитель рассказывает учащимся, что на дорогах могут устанавливаться знаки сервиса. Эти знаки имеют прямоугольную форму и бело-синий фон. Они информируют участников дорожного движения о расположении соответствующих объектов, например, «Место отдыха», «Пункт питания», «Телефон», «Мойка автомобилей», «Больница» и т.п. Видя такие знаки, водителям и пешеходам удобно ориентироваться при движении по дорогам.

2. Практическое задание

Учитель развешивает на доске рисунки изученных дорожных знаков и предлагает детям выбрать дорожные знаки, предназначенные для водителей или для пешеходов.

3. Игра

Перед учащимися на столе разложены изображения различных дорожных знаков. Учитель называет знак. Учащиеся должны найти его и показать. Например, покажите предупреждающий знак «Пешеходный переход» для водителей. О чем он предупреждает? Или, покажите знак «Пешеходный переход» для пешеходов. Где он устанавливается? Какие еще знаки для водителей вы знаете?

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Для чего нужны дорожные знаки?

2. Какие дорожные знаки вы знаете?

3. Объясните, для чего нужен дорожный знак «Искусственная неровность»?

4. Объясните, для чего нужны дорожные знаки сервиса?

5. Назовите дорожные знаки, предназначенные для водителей.

6. Назовите дорожные знаки, предназначенные для пешеходов.

ЗАНЯТИЕ 5. Тема: Сигналы светофора и регулировщика

Цель занятия: Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналах регулировщика.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель просит вспомнить учащихся, что они знают об истории создания светофора. Дополняет их ответы.

Первый светофор появился в 1868 г. в Лондоне перед зданием парламента. Назывался он «семафор» и имел только два световых сигнала: зеленый и красный, желтого сигнала не было.

У нас в стране первый светофор установили в Москве в 1929 году на перекрестке улиц Кузнецкий мост и Петровка. Светофор был похож на часы с круглым циферблатом, разделенным на секторы красного, желтого и зеленого цветов. На циферблате устанавливалась стрелка, которую регулировщик поворачивал вручную. Если стрелка попадала на красный цвет, то движение запрещалось, на желтый — надо было подождать, а зеленый цвет означал, что путь свободен.

Позже появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они изменились.

Современный светофор – это устройство, которое своими световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов. Сигналы располагаются в строгой последовательности – сверху вниз: красный, желтый, зеленый. Красный сигнал светофора, подчеркивающий опасность и запрещающий движение располагается сверху, чтобы его было лучше видно.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что действие сигналов светофора ограничено во времени. Объясняет, что в светофоре зеленый сигнал сменяется желтым для того, чтобы транспорт и пешеходы, находящиеся на перекрестке, могли закончить движение через него. Желтый сигнал сменяется красным. Когда время действия зеленого сигнала истекает, он начинает мигать, предупреждая участников движения о том, что скоро включится сигнал красного цвета. Учитель обращает внимание учащихся на то, что если зеленый сигнал светофора начал мигать, необходимо воздержаться от перехода проезжей части.

Некоторые светофоры дополнительно оснащены звуковым сигналом. Одновременно с включением зеленого сигнала светофора включается звуковой сигнал. Это помогает слепым пешеходам или людям с ограниченным зрением переходить проезжую часть.

Нередко на перекрестке можно увидеть человека в специальной форме – регулировщика, который управляет дорожным движением, изменяя положение своего корпуса (поворачиваясь) и выполняя руками определенный жесты. Часто регулировщик держит в правой руке специальный жезл – палку с чередующимися белыми и черными полосами.

Учитель просит вспомнить учащихся, какие жесты регулировщика они знают и что эти жесты означают.

Регулировщик обращен к водителям и пешеходам спиной или грудью, а руки вытянуты в стороны или опущены. Такое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора, поэтому двигаться всем транспортным средствам и пешеходам запрещено.

Регулировщик поднял руку с жезлом вверх. Сигнал означает внимание, всем остановиться. Можно считать, что этот сигнал регулировщика соответствует желтому сигналу светофора.

Регулировщик обращен к водителям и пешеходам боком, руки у него вытянуты в стороны или опущены. Включился зеленый сигнал светофора – автомобилям можно ехать прямо и направо, а пешеходам разрешается переходить проезжую часть.

Затем учитель рассказывает о других жестах регулировщика.

Правая рука регулировщика вытянута вперед. Пешеходам разрешено переходить проезжую часть только сзади регулировщика, за его спиной, а спереди путь закрыт.

Регулировщик может подавать и другие сигналы жестами рук – главное, чтобы они были понятны водителям и пешеходам.

Регулировщик – строгий хозяин на дороге. Все его слушаются. А не послушаешься – он засвистит в свисток и взмахнет полосатым жезлом: остановитесь, пожалуйста, вернитесь на тротуар.

Если на перекрестке стоит регулировщик, присмотритесь к нему внимательнее. Все его жесты понятны. Он всегда придет тебе на помощь. Для этого он и находится на перекрестке, чтобы помогать водителям и пешеходам.

2. Практическое задание

Учитель предлагает учащимся отгадать загадки.

Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик.

(регулировщик)

В дороге всем ребятам

Мы светим с давних пор.

Мы три родные брата

Наш домик — ……..

(светофор)

Чудо-палочка, она

Всем знакома, всем видна.

Днем заметна, а под вечер

Изнутри освещена.

(жезл регулировщика)

3. Игра

«Будь внимателен».

Учащиеся выстраиваются в шеренгу. Во время ходьбы на месте они следят за учителем. Учитель, стоя напротив шеренги и шагая вместе с учениками, меняет положение рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного – руки на пояс. Это движение запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя. Через некоторое время запрещенным движением объявляется другое и игра продолжается.

Побеждает тот, кто не совершил ни одной ошибки.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Когда и где был установлен первый в мире светофор?

2. На что был похож светофор, установленный в 1929 году в Москве?

3. Как расположены сигналы в светофоре и почему?

4. Что собой представляет жезл регулировщика и для чего он нужен?

5. Какие жесты регулировщика запрещают движение пешеходов и транспорта?

6. Для чего нужен регулировщику свисток?

ЗАНЯТИЕ 6. Тема: Правила движения на велосипеде

Цель занятия: Формировать знания и представления младших школьников о безопасном движении на велосипеде; научить их правилам обращения с велосипедом для обеспечения безопасности окружающих.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель просит поднять руки учащихся, у которых есть велосипед. Объясняет, что детям до 14 лет запрещено выезжать на велосипеде на проезжую часть дороги. Ездить по тротуару или пешеходной дорожке тоже запрещено — можно задеть прохожих или играющих детей. Поэтому кататься можно только во дворах домов, на стадионах, детских или спортивных площадках. Учиться ездить на велосипеде надо там, где нет движения автомобилей и пешеходов.

Ребенок на велосипеде считается водителем. Поэтому водителям велосипеда необходимо знать устройство и постоянно поддерживать свой транспорт в исправном состоянии. У этих транспортных средств должны быть накачаны шины и укреплено сиденье, должны быть исправными педаль тормоза, звонок, руль.

Разрешается ездить на велосипеде, только держась за руль обеими руками. Нельзя перевозить на багажнике пассажиров и буксировать другие велосипеды. Не рекомендуется использовать звуковой сигнал (звонок) без причины — это мешает жильцам домов. Кроме того, если постоянно звонить, то пешеходы и водители перестанут обращать внимание на звонки и может произойти несчастный случай. Подавать сигнал надо только в случае, когда возможен нечаянный наезд велосипедиста на пешехода.

Категорически запрещается цепляться за проезжающий мимо транспорт, а также перевозить предметы, которые мешают управлению или выступают более, чем на полметра в длину или ширину. Учитель объясняет учащимся, чем опасна такая езда.

2. Практическое задание

Учитель просит учащихся изобразить на листе бумаги дорожные знаки «Движение на велосипедах запрещено» и «Велосипедная дорожка», которые должны знать велосипедисты.

Затем он просит их рассказать, где можно и где нельзя кататься на велосипедах и почему.

Учитель предлагает детям отгадать загадки.

Сам не едет, ни идет.

Не подержишь – упадет.

А педали пустишь в ход –

Он помчит тебя вперед.

(велосипед)

По дорожке во дворе

Мчится Коля на коне.

Не машина, не мопед,

А простой ………

(велосипед)

3. Вопросы для закрепления знаний

1. С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части дорог?

2. Какие дорожные знаки запрещают движение велосипедистов?

3. Где можно обучаться езде на велосипеде?

4. В каких местах движение на велосипедах запрещено и почему?

5. Почему нельзя буксировать велосипед?

6. Почему нельзя перевозить пассажиров на велосипедах, не имеющих специального сиденья?

ЗАНЯТИЕ 7. Тема: Правила движения транспорта и пешеходов

через железнодорожные пути

Цель занятия: Рассказать учащимся об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей. Формировать у них представления об особой опасности на железной дороге и мерах предосторожности при переходе железных дорог или при движении вдоль железнодорожного полотна.

Новые слова: железная дорога, железнодорожный переезд, настил, шлагбаум, специальный железнодорожный светофор.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Современные поезда движутся с большой скоростью. Поэтому остановить такой поезд при возникновения опасности очень трудно – длина тормозного пути у поездов больше одного километра. Поэтому, заметив на путях человека, машинист поезда практически ничего не сможет сделать, чтобы предотвратить его гибель.

Учитель рассказывает учащимся, что движение поездов по железной дороге может быть как правосторонним, так и левосторонним. Поэтому нужно всегда быть очень внимательным и осторожным. Объясняет, что железную дорогу следует переходить по подземному или надземному переходу, по настилу или железнодорожному переезду.

Настил — это деревянное полотно, уложенное поперек рельсов, чтобы удобнее было переходить через них и не споткнуться о рельсы.

Железнодорожный переезд – это специально оборудованное для движения транспорта и пешеходов пересечение дороги с железнодорожными путями.

На железнодорожных переездах устанавливают светофоры, шлагбаумы. Часто движением через железнодорожный переезд управляет специальный дежурный по железнодорожному переезду.

Шлагбаум это подвижная перекладина. Если шлагбаум опущен — путь закрыт, если поднят – движение через железнодорожный переезд разрешено.

На железнодорожных переездах устанавливаются специальные светофоры, имеющие один или два фонаря красного цвета. При приближении поезда светофор автоматически включается, и фонари начинают мигать, запрещая движение через переезд.

Если движением через железнодорожный переезд управляет шлагбаум, светофор или дежурный по переезду — то такой переезд называют регулируемым, т.е. движением на железной дороге управляют техника или люди.

Если нет дежурного по переезду, шлагбаума и светофора, либо светофор не горит (отключен), то такой железнодорожный переезд называется нерегулируемым, т. е. им никто не управляет (ни автоматика, ни люди).

В этом случае надо переходить железнодорожный переезд, руководствуясь определенными правилами.

— подойти к настилу на железнодорожных путях, сосредоточиться, посмотреть во все стороны и прислушаться — не слышен ли звук приближающегося поезда, посмотреть назад — нет ли машин, затем еще раз налево и направо; и только тогда переходить железнодорожные пути;

— нельзя переходить пути, если виден приближающийся поезд. Запрещается выходить на переезд при закрытом или начинающем опускаться шлагбауме, независимо от сигнала светофора.

О наличии железнодорожного переезда предупреждает дорожный знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» — белый треугольник с красной каймой, в середине которого нарисован короткий заборчик. Это значит, что впереди железнодорожный переезд со шлагбаумом.

Если же внутри треугольника изображен паровоз, этот знак обозначает нерегулируемый железнодорожный переезд без шлагбаума.

Несчастные случаи на железной дороге чаще всего происходят из-за того, что пешеходы-нарушители идут по путям или вблизи них, где ходить запрещено. Учитель предупреждает учащихся, что нельзя стоять возле путей или идти вдоль железнодорожного полотна. Поезд идет с такой скоростью, что поток воздуха может затянуть пешехода под вагон. При движении поезда летят камни, которые могут ударить пешехода.

Бывают случаи, когда дети играют вблизи железнодорожных путей, катаются на санках с железнодорожной насыпи, выезжая на пути. Это приводит к несчастным случаям.

Особенно опасно, когда дети, играя вблизи железнодорожных путей, забираются на вагоны. По проводам течет ток очень высокого напряжения. Задев его, дети получают сильнейшие ожоги, которые, как правило, заканчиваются смертельным исходом.

При поездках на электричках, а также в метро следует придерживаться определенных правил.

Помните, что стоять на краю платформы или перрона в ожидании поезда – опасно для жизни. Ждать поезда рекомендуется на расстоянии не меньше метра от края платформы. Входить в вагон можно лишь тогда, когда пассажиры выйдут, освободив тамбур. При поездке пассажиры не должны высовываться из окон вагонов.

2. Практическое задание

Учитель предлагает учащимся изобразить на листе бумаги предупреждающие дорожные знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Железнодорожный переезд без шлагбаума», объяснить, где они устанавливаются.

3. Вопросы для закрепления знаний

1. Где можно переходить железную дорогу?

2. Где следует ожидать прихода электропоезда и почему?

3. Почему нельзя играть стоять или ходить рядом с железнодорожными путями?

4. Дайте понятие терминам «настил», «шлагбаум».

5. Какие светофоры устанавливаются на железнодорожных переездах и как они работают?

6. Почему нельзя переходить железную дорогу, если виден приближающийся поезд?

ЗАНЯТИЕ 8. Тема: Как правильно вести себя на остановочных

пунктах и в общественном транспорте

Цель занятия: Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом. Показать, как нужно обходить стоящий транспорт.

Новые слова: общественный транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро, такси.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

К городскому общественному транспорту относятся автобус, троллейбус, трамвай, метро и такси. Учитель просит детей рассказать, что они знают об этих транспортных средствах.

Затем учитель просит детей вспомнить, кто такой пассажир, каковы его основные обязанности.

Вместе с учащимися он повторяет правила поведения на посадочных площадках и в маршрутном транспорте.

1. В ожидании транспорта нельзя выходить на проезжую часть дороги.

Ожидать автобус, троллейбус, трамвай на специальной, приподнятой над поверхностью проезжей части, площадке. Если такой площадки нет, то надо стоять на тротуаре или у обочины. Ни в коем случае нельзя ожидать общественный транспорт, стоя на проезжей части.

2. Нельзя близко подходить к краю проезжей части дороги, особенно зимой. Выходить на проезжую часть можно только после полной остановки автобуса или троллейбуса. Надо иметь в виду, что при торможении автобус или троллейбус может занести на посадочную площадку.

3. Высадка и посадка в маршрутный транспорт должны осуществляться со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки.

Выходить из автобуса или троллейбуса можно только после полной остановки через переднюю или заднюю дверь. При этом пассажиры, ожидающие посадки, должны обеспечить беспрепятственный выход пассажиров через переднюю или заднюю дверь.

Входят в автобус или троллейбус через заднюю дверь. Через переднюю дверь разрешено входить пассажирам с детьми дошкольного возраста, школьникам до 4-го класса, а также инвалидам, престарелым людям и беременным женщинам.

Обращает внимание учащихся, что иногда дети не успевают войти в транспорт, а водитель закрывает двери и начинает движение. В итоге может произойти несчастный случай. Поэтому при выходе через переднюю дверь желательно встретиться взглядом с водителем и убедиться, что он все видит. И обязательно надо смотреть под ноги, поднимаясь или спускаясь по ступенькам.

4. Нельзя отвлекать разговорами водителя и стучать в стекло кабины, а билеты у водителя нужно покупать только на остановке.

5. Надо быть вежливым и уступать место пожилым пассажирам, маленьким детям и инвалидам.

По поведению человека в салоне общественного транспорта можно судить не только о том, знает ли он Правила дорожного движения, но и о его общей культуре. Мальчики должны уступать места девочкам, при посадке пропускать их вперед, а при высадке – подать руку. Необходимо уступать места престарелым людям и инвалидам, пассажирам с детьми дошкольного возраста, а также беременным женщинам.

Нельзя перевозить вещи, которые могут запачкать сиденья или одежду пассажиров. Мелких животных надо перевозить в специальных контейнерах или клетках, а крупных собак – в намордниках. Кроме того, в общественном транспорте нельзя громко разговаривать, шуметь, толкаться.

6. Пассажирам запрещается высовываться из окон. Это может привести к несчастному случаю.

7. Если трамвайные пути проходят посередине дороги, то ожидать трамвай можно на специальной посадочной площадке, а при её отсутствии — на тротуаре. На проезжую часть дороги можно выходить только тогда, когда трамвай подошел к остановке. Прежде чем начать движение к трамваю, необходимо убедиться, что транспорт остановился и уступает вам дорогу.

8. Правильно обходить стоящий на остановке автобус или трамвай.

Лучше всего дождаться, когда автобус или трамвай отъедут от остановки, а затем, посмотрев налево и направо, перейти дорогу.

Если же общественный транспорт продолжает стоять на остановке, то автобус и троллейбус надо обходить сзади, а трамвай — спереди. Трамвай надо обходить всегда спереди, потому что, начав обход сзади, можно попасть под встречный трамвай.

Обходить стоящий на остановке автобус или троллейбус надо в два этапа. Сначала дойти до края автобуса или троллейбуса и выглянуть из-за него, убедившись в отсутствии транспорта, приближающегося со встречного направления. Затем, посмотрев налево и ещё раз направо, можно продолжить движение через проезжую часть.

9. Соблюдать правила поведения пассажиров, находящихся в легковом автомобиле.

На переднем сиденье движущегося легкового автомобиля ребенок может находиться только с 12 лет и быть обязательно пристегнутым ремнем безопасности. Дети до 12 лет при перевозке их как на переднем, так и на заднем сиденье должны находиться в специальном кресле, которое позволяет и их пристегнуть ремнём безопасности. Выходить из легкового автомобиля следует только со стороны тротуара или обочины..

10. Соблюдать правила поведения пассажиров при перевозке на мотоцикле.

При движении на мотоцикле детям до 12 лет можно находиться только в коляске, держась за поручень обеими руками и обязательно в застегнутом мотошлеме. Мотошлем защитит от возможного удара головой при аварии. Перевозка детей до 12 лет на мотоцикле без коляски при отсутствии специального сиденья запрещена.

2. Практическое задание

Учитель просит учащихся изобразить на бумаге остановку общественного транспорта со стоящим на ней автобусом или трамваем. Изобразить пешеходов, которые правильно обходят стоящий транспорт. Затем учитель просит объяснить, почему опасно обходить трамвай сзади, а автобус – спереди.

3. Игра

Ученики разбиваются на две группы – пешеходы и машины. У детей, которые изображают машины, в руках рисунки с автомобилем, автобусом, трамваем.

Трамвай (или автобус) стоит на остановке. Навстречу движется автомобиль. Пешеходы переходят дорогу поочередно то сзади, то спереди стоящего трамвая (или автобуса). Учитель комментирует опасные ситуации, возникающие при неправильных действиях пешеходов.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Где надо ожидать автобус, троллейбус, трамвай?

2. Когда можно начать посадку в общественный транспорт?

3. Через какую дверь нужно входить в автобус?

4. Как нужно обходить стоящий на остановке трамвай?

5. Как правильно обходить стоящий на остановке автобус?

6. Что должно находиться на голове у пассажира мотоцикла?

7. Как правильно вести себя, находясь в коляске мотоцикла?

ЗАНЯТИЕ 9. Тема: Обобщающее занятие

Цель занятия: Обобщить и закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения, полученные ими за предыдущие годы обучения. Воспитывать у детей навыки сознательного и дисциплинированного поведения на улице, дороге и в общественном транспорте.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Обобщающее занятие предлагается провести в форме викторины, включающей в себя ответы на вопросы и задания.

Вопросы для викторины.

1. Какие элементы дороги вы знаете?

(проезжая часть, тротуар, обочина, газон, островок безопасности)

2. Для чего предназначена проезжая часть дороги?

(для движения транспортных средств)

3. Перечислите виды транспорта, которые вы знаете.

(автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, метро, мотоцикл, мопед, велосипед, самокат, гужевая повозка, вьючные животные – лошадь, верблюд, осел, як)

4. Кого называют водителем?

(человека, управляющего транспортным средством или сопровождающим вьючных животных)

5. Кого называют пассажиром?

(всех людей, находящихся в транспортном средстве, кроме водителя)

6. Какие дорожные знак вы знаете?

(предупреждающие: «Пешеходный переход», «Дети», «Искусственная неровность», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пересечение с велосипедной дорожкой»; запрещающие: «Въезд запрещен», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие: «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки особых предписаний: «Пешеходный переход», «Искусственная неровность», «Жилая зона»; информационные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»; знаки сервиса «Больница», «Телефон», «Место отдыха», «Пункт питания»).

7. Как называется этот знак (учитель показывает поочередно таблички с изображением дорожных знаков)?

8. Какие светофоры вы знаете?

(трехцветные, двухцветные с изображенными на них человечками или велосипедами, светофоры-мигалки, железнодорожные светофоры)

9. Какие сигналы светофора разрешают движение, а какие – запрещают?

(красный и желтый – запрещают, зеленый – разрешает)

10. Как правильно обходить стоящие на остановке автобус или трамвай?

(нужно дождаться, пока они уедут, а затем переходить дорогу. Если автобус или трамвай стоят, то автобус нужно обходить сзади, а трамвай – спереди)

Задания, предлагаемые для решения

ЗАДАНИЕ 1. Во дворе Коля встретил своего друга Пашу. Паша спросил его: «Хочешь на «зебру» посмотреть?». Взявшись за руки, ребята поспешили к дороге, где ездили машины, автобусы, троллейбусы…

Как ты думаешь, почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу? Объясни.

ЗАДАНИЕ 2. Каждый раз, когда мы подходим к оживлённому перекрёстку, нас встречает . То зелёным светом моргнёт, то красным засияет. Объясни, для чего этот предмет находится на перекрестке.

ЗАДАНИЕ 3. Однажды Володя переходил проезжую часть улицы на зелёный сигнал светофора. И вдруг зелёный огонёк быстро-быстро заморгал и переключился на жёлтый. Что должен делать пешеход в такой ситуации: идти вперёд на противоположную сторону улицы или вернуться назад к тротуару?

Расскажи о правилах перехода регулируемых перекрёстков.

ЗАДАНИЕ 4. Подошли школьники к перекрёстку и замерли от удивления. Светофор, как всегда, моргал, но только одним своим глазом — жёлтым, подавая сигналы для водителей и пешеходов. «Наверное, сломался»,- подумали школьники.

Как ты думаешь, что случилось со светофором?

ЗАДАНИИЕ 5. Однажды Наташа гуляла по улице, как вдруг услышала звук сирены. К перекрёстку, поблёскивая маячками синего и красного цветов, быстро двигался автомобиль ГИБДД, ведя за собой колонну автобусов. Эта машина не остановилась на красный сигнал светофора, а продолжала движение вперёд. За ней двигалась вереница автобусов.

Как ты думаешь, почему водитель автомобиля ГИБДД не остановился на красный сигнал светофора?

Каким ещё автомобилям разрешено двигаться на красный свет?

Как должны поступать пешеходы, услышав звуковой сигнал спецмашин?

ЗАДАНИЕ 6. Под утро приснился Саше сон: будто бы в его комнате послышались сначала незнакомые голоса, а затем один за другим вошли дорожные знаки.

Вы что, живые? — удивился мальчик.

А тебя я знаю — сказал Саша дорожному знаку «Пешеходный переход», ты помогаешь мне перейти проезжую часть по дороге в школу. Только вот как же вы помните имена друг друга, вас ведь так много!

Ну, это просто — заговорили разом все знаки. — Во-первых, мы делимся на группы. А на некоторых из нас всё написано и нарисовано.

И тут зазвенел будильник и Саша проснулся.

Какие группы дорожных знаков вы знаете? Назови их.

ЗАДАНИЕ 7. Как только выпал первый снег, все ребята помчались во двор. Все рады первому снегу. А Коля взял санки и побежал к горке. Горка совсем рядом — у дороги. Влез Коля на горку, сел на санки и помчался вниз!.. Но вдруг неожиданно из-за поворота выскочила машина…

Как ты думаешь, что могло случиться? Где можно кататься на санках, лыжах, коньках?

ЗАДАНИЕ 8. Шёл Вова как-то с ребятами по тихой улице. Машин на ней мало, перекрёсток без светофора. Подошли к перекрёстку и только собрались переходить улицу, как Вова сказал: «Подождите, пропустим машину». И действительно, поворачивает автомобиль. Удивились ребята, спрашивают: «Как ты догадался?»

Как автомобили могут «разговаривать» с пешеходами? Как автомобиль «сообщил» о повороте?

ЗАДАНИЕ 9. Может быть, ты отгадаешь загадку? Загадка была такая: Какой островок находится на суше?

ЗАДАНИЕ 10. Петя с друзьями играл в футбол. Место для игры выбрали недалеко от улицы. Петя так увлёкся игрой, что не заметил, как с мячом оказался вне поля. Удар! И мяч полетел, только не в ворота, а прямо на улицу. Мальчик бросился за ним…

Что может случиться с Петей? Расскажи, где можно играть с мячом?

16

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here