Образовательная область: Коммуникация/Познание
Разделы: Развитие речи/Ознакомление с окружающим миром.
Цель:
Обобщить и закрепить знания детей по разделам: формирование словаря, грамматический строй речи, связная речь, звуковая культура речи.
Задачи:
-
Совершенствовать фонематический слух, умение подбирать слова с заданным звуком;
-
Побуждать использовать в речи распространённые предложения, правильно согласовывать члены предложения;
-
Учить видоизменять слова путём добавления различных приставок;
-
Проверить знания детей о зимних явлениях, об изменениях в животном мире, о перелётных и зимующих птицах.
-
Развивать навыки диалогической речи, умение давать полные развёрнутые ответы на вопросы. Развивать самостоятельность ответов и суждений (при ответах на проблемные вопросы и установлении причинно-следственных связей)
-
Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать товарищей.
Словарная работа:
Упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и глаголов. Активизация словаря: приметы зимы, дикие животные, спячка, линька, подшёрсток, маскировка, не велик, не велит.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами
Оборудование, наглядный материал: игрушка Снеговик, пособие «Определи маршрут», картинки диких животных, микрофон, конверт с письмом.
Ход занятия:
Круг приветствия
Солнышко, солнце я тебя люблю!
Солнышко солнце я тебя прошу,
Дай ты мне солнышко света и тепла!
Дай ты мне солнышко мира и добра!
Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано: школа — интернат. Ученикам 1 класса «А». Давайте откроем и прочитаем
Зима прислала нам письмо,
В снежинках-звездочках оно.
Так начинается письмо:
«Я не была у вас давно. «
Красивый почерк у Зимы,
Письмо читаем дальше мы:
«Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?
Я белоснежная Зима,
Я вам построю терема
И сад, и лес посеребрю,
Большую ёлку подарю.
В лесу найдёте вы меня,
Среди сугробов прячусь я…
Ребята, а вы хотели бы встретиться с Волшебницей-зимой? Как будет на казахском языке зима? А вы готовы к разным трудностям, которые встретятся нам в пути? Тогда нам нужно поспешить. На чём удобнее всего добраться до леса? (ответы детей). Я предлагаю вам прокатиться на лыжах
(дыхательная гимнастика «Лыжник»)
Ну вот мы с вами и в лесу.
Но мы должны подготовиться к встрече с Зимушкой, давайте вспомним,
что мы знаем о ней…
Беседа
Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются?
(декабрь, январь, февраль)
-А сейчас какой месяц? (февраль)
Теперь давайте вспомним:
— Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)
— Каким бывает ветер? (сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный)
— Что происходит зимой на водоёмах?
— Какие стоят деревья? Почему?
— А что бывает только зимой? (снег)
— Какой бывает снег? (лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)
— Что снег делает? (идёт, падает, кружится, ложится, лежит, сыплется, блестит, тает)
Физминутка
2.Мы попали в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа берёзка в шубке стоит,
Слева ёлка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка поскакал,
От лисы он убежал.
Серый волк в сугробах рыщет,
Он себе добычу ищет!
Вот мы спрячемся сейчас,
Не найдёт тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму он проспит.
В лесу красота и покой.
Вот только холодно зимой.
Задание к работе с пособием.
Проследить маршрут, изменяя слово «шёл». (Подошёл к берлоге, обошёл её, зашёл на горку, сошёл вниз, дошёл до домика и зашёл в него)
Сейчас мы узнаем, чьи это следы.
Посмотрите кто нас встречает. Конечно, это Снеговик. Он поможет нам найти Зимушку. Посмотрите, Снеговичок принёс нам письмо, а в нём задание:
Назовите слова о зиме, с которых встречается звук С: снег, снежная, снеговик, снежинка, снегурочка, заснеженный, санки…
Молодцы, ребята!
— А еще мы можем Снеговичку назвать народные приметы и пословицы о зиме:
«Мороз не велик, а стоять не велит»
«Зима не лето, в шубу одета»
«Спасибо мороз, что снега принес
«Много снега, много хлеба»
Много вы пословиц знаете о зиме. Умницы!
-Зиму издавна любил народ, и люди её называют «Волшебница-зима». О зиме поэты слагают красивые стихи. Кто может вспомнить и прочесть нам стихотворение о зимушке?
Чтение стихов о зиме.
— Физминутка «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки
Белоснежные пушинки
Это зимушка зима
Рукавами повела
Все снежинки закружила
И на землю опустила
-А скажите легко ли живётся животным зимой?
Я предлагаю вам поиграть в игру «Интервью с лесными жителями»
(Ребёнок-корреспондент задаёт вопросы детям)
-Здравствуйте. Представьтесь пожалуйста.
-Расскажите немного о себе?
-Чем вы питаетесь зимой? Где берёте свои запасы?
-Есть ли у вас враги в лесу, кого вы боитесь?
-Вам нравиться жить в лесу?
Все звери хором: «И летом и зимой мы любим лес родной»
Спасибо ребята за интересные рассказы.
-Вы справились со всеми заданиями Волшебницы-зимы я думаю что пора нам с ней встретиться. (входит Зима)
-Здравствуйте ребята! Мне рассказали что вы очень много знаете обо мне, и о моих лесных друзьях. За это я очень хочу вас угостить конфетами, и подарить на память вот такие снежинки.
— Понравилось вам наше путешествие в зимний лес?
— Что интересного было на занятии?