МБОУ Захолынская основная общеобразовательная школа
Познавательно-развлекательная программа
«Смоленщина –
мой край родной»
9 класс
Учитель русского языка и литературы: Чепурова Елена Евгеньевна
д. Мирополье
2011
Цель:
-
Познакомить с исследователями и собирателями смоленского фольклора, фольклорными жанрами, бытующими на Смоленщине.
-
Показать, как в фольклоре отразились история края, быт и характеры жителей.
-
Воспитывать уважение к обрядам и обычаям, в которых отразились мудрость и человечность, желание сохранять традиции.
Оборудование:
-
предметы народных промыслов местности: рушники, вышивки и др.;
-
книги о Смоленском фольклоре;
-
рисунки, иллюстрации;
-
плакаты со Смоленскими пословицами и поговорками.
Оформление:
Сцена и задник красочно оформлены: в центре задника берёзка, вокруг неё силуэты девушек, сделанные из разноцветных шалей и платков, Строки из стихотворения Н Рыленкова:
« Меняются и нравы и природа,
Но мы откроем пожелтевший тон
И в мир заветных чаяний народа
Дорогой зачарованной войдём».
Реквизит:
-
Картины известных художников
-
Набор открыток «Смоленск – город-герой»
-
Русские головные уборы для женщин разного возраста
-
Деревянная ложка, прялка, глиняный горшок, туесок, лукошко, косоворотка, серп, лента, чугунок, веретено, ухват, рушник, коромысло
-
Бумажные силуэты девушек.
Литература:
-
Смоленский край в литературе и фольклоре под редакцией В.В. Ильина – Смоленск: Траст-имаком, 1995
-
С.А. Болотова «Азбука Смоленского края» часть 3 – Смоленск: Русич, 2004
-
Т.К. Полякова «34 урока по литературе Смоленщины» — Смоленск, 2001
На фоне музыки русской народной песни входят ведущий и помощники в русских национальных костюмах
Ведущий (на фоне музыки):
— Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Мы приветствуем вас и приглашаем принять участие в познавательно-развлекательной программе «Смоленщина – мой край родной».
Тема сегодняшней нашей встречи – Смоленщина: её быт, культура, история, обряды. Игра будет проходить в несколько туров. Вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях, кто больше знает и быстрее соображает. Ваши ответы будет оценивать жюри в составе:
-
Председатель жюри …
-
Члены жюри …
Творческие конкурсы оцениваются в 5 баллов.
Интеллектуальные в 7 баллов.
Начинаем нашу игру.
Разминка.
Студенты литературного отделения Смоленского педагогического университета ежегодно выезжают на фольклорную практику в сёла Смоленщины, где ведут фольклорные записи, руководит ими профессор – фольклорист Яков Раманович Кошелев. «От рождения до свадьбы», «Легенды и предания Смоленского края» — так называются изданные им сборники по Смоленскому фольклору. Фольклорные записи ведутся и в музыкальном училище Смоленска. Смоленщина гордится своими фольклорными кружками, ансамблями и хорами.
Очень многие фольклорные жанры широко бытуют на Смоленщины: песни, обрядовые (колядные, масленичные, весенние, волочобные – пасхальные, майские и троицкие, купальские, жнивные, свадебные), хороводные исторические; частушки; сказки; легенды и придания, пословицы и загадки;
Вы должны отгадать загадки, которые мы собрали у жителей деревни Мирополье.
Загадки – это небольшие по объёму фольклорные произведения, в которых загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении.
1. Расстелю рогожку, постелю горошку, положу хлеба крайчик. (небо, звёзды, месяц)
2. Ждём и просим, а придёт – ховаемся. (дождь)
3. Загадаю загадку, закину на грядку; пусть моя загадка лежит до полетья.
(посев озимого зерна).
4. Скручен, сверчен, — по избе скачет. (веник).
5. Горшочек умён, 7 дырочек в нём. (голова, глаза, уши, ноздри, рот)
6. Красненький петушок по жердочке скачет, а в руки не дается. (огонь)
7. Ножек четыре, шляпка одна, нужен, коли станет обедать семья. (стол)
8. И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а на обеденном столе всех милее. (хлеб)
9. Жидкое, а не вода, сладкая, а не мёд, от рогатого берут – деточкам дают.
10. Поймаю гуся, пущу его в воду, буду им водить, он будет говорить. (Перо).
Ведущий:
-
Спасибо, пока жюри будет подводить итоги разминки, мы перейдём к заданию первого тура. Большое место в жизни людей с давних времён занимают праздники. Праздник – это торжество и радость людей. Праздников было много на Смоленщине: календарные, семейные, религиозные, гулянья, ярмарки. Вам необходимо ответить на вопросы о быте, истории и культуре обряда смоленского народа. Итак, приготовились?
-
Какие праздники были у наших предках? (проводы зимы, встреча весны, летний праздник- завивание берёзки, праздник урожая осенью)
-
Какие праздники связаны с жизнью Иисуса Христа? (пасха или светлое воскресение)
-
Как назывался праздник проводов русской зимы? (масленица)
-
Какое угощение было обязательным на этом празднике (блины)
-
Почему именно блины? Что это означало? (символ солнца)
-
Какие блюда русской кухни вы знаете? (щи, каша, пироги, блины)
-
Какую одежду носили русские женщины? (сарафан, полушалки, душегрейки, сапожки)
-
Как называется русская мужская рубашка? (косоворотка)
-
Какую обувь носили смоляне? (лапти, онучи, валенки)
-
Что такое изба? (деревенский крестьянский дом)
-
Национальное дерево России? (берёза)
-
Назовите полюбившиеся во всём мире сувенир земли русской? (Матрёшка)
-
Какие знаменательные исторические события Смоленщины вы знаете?(25 сентября освобождение Смоленщины от немецких захватчиков)
-
Какой композитор прославил Смоленщину? (М.И. Глинка)
Ведущий: задание второго тура
На Руси с давних времён символом девичьей красоты считалась коса. Эта древнейшая русская причёска известна ещё в домонгольский период. Тогда же на Руси возникло разделение на девичьи и женские причёски. Важной частью костюма наших предков считался головной убор. В старину головные уборы у девушки и женщины различались.
Давайте вспомним с вами, какой головной убор на Смоленщине носили молодые девушки, молодые и пожилые женщины.
(командам предлагается из предъявленных головных уборов выбрать необходимые: атласная лента, кокошник, платок, кичка, намётка, чепец, полушалок.
Ответ: молодые девушки – атласная лента, кокошник; молодые женщины – платок или намётка, кичка; пожилые женщины – чепец, платок и полушалок.)
Ведущий:
— Жюри подводит итоги второго тура, а мы начинаем третий тур.
Задание третьего тура.
Пословицы – это краткие, меткие, глубокие по смыслу народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В народной жизни пословицы употребляются в быту и в повседневном труде применительно к тем или иным случаям и событиям.
Наиболее полное собрание пословиц (свыше 30 тыс.) представлены в сборнике В.И. Даля «Пословицы русского народа».
Студенты педагогического университета во время фольклорной практики собирали пословицы по смоленскому краю и выпустили сборник «Русские пословицы и поговорки» (1961 году). Наибольшее их количество посвящено труду. Ваша задача состоит в том, что вы должны продолжить пословицу:
1. «Не так грозна работа, как … » (забота)
2. «Хозяйство водить — … » (не разиня рот ходить)
3. «Без хозяина и дом … » (сирота)
4. «У неумёхи руки … » (болеть не будут)
5. «Пахать — …» (не руками махать)
6. «Языком лопочи, а руками … » (делай)
Ведущий:
-
Пока жюри подводит итоги третьего тура мы с вами послушаем русскую народную песню «Со вьюном я хожу».
Следующее задание четвёртого тура.
Задание четвёртого тура.
Своему жилищу наши предки предавали большое значение. Строили его с учётом климатических особенностей из материалов, которые были распространены в данной местности. На Смоленщине зимы были длинные, с сильными морозами, поэтому дома были закрытыми и обязательно были с печью и очагом.
Для строительства дома выбирали деревья. Здесь существовали свои запреты. Нельзя было рубить молодые и старые деревья. Уже в более позднее время у кривичей бытовало поверье, что сроки строительства непременно должны захватить летний праздник Троицы, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи. «Без Троицы дом не строится», говорили наши предки.
Утварью называют вещи нужные в хозяйстве. Представьте себе, что вы попали в музей русской старины: угадайте, как правильно называется русский старинный предмет, увиденный вами в музее?
(деревянная ложка, прялка, глиняный горшок, туесок, лукошко, косоворотка, серп, лента, чугунок, веретено, ухват, рушник, коромысло)
Ведущий:
-
Вот и закончилась наша программа. Кто сегодня победил, нам объявит наше жюри.
Поздравляем команду победителей, а других благодарим за участие.