МБОУ Захолынская основная общеобразовательная школа

Познавательно-развлекательная программа

«Смоленщина –

мой край родной»

9 класс

Учитель русского языка и литературы: Чепурова Елена Евгеньевна

д. Мирополье

2011

Цель:

  • Познакомить с исследователями и собирателями смоленского фольклора, фольклорными жанрами, бытующими на Смоленщине.

  • Показать, как в фольклоре отразились история края, быт и характеры жителей.

  • Воспитывать уважение к обрядам и обычаям, в которых отразились мудрость и человечность, желание сохранять традиции.

Оборудование:

    • предметы народных промыслов местности: рушники, вышивки и др.;

    • книги о Смоленском фольклоре;

    • рисунки, иллюстрации;

    • плакаты со Смоленскими пословицами и поговорками.

Оформление:

Сцена и задник красочно оформлены: в центре задника берёзка, вокруг неё силуэты девушек, сделанные из разноцветных шалей и платков, Строки из стихотворения Н Рыленкова:

« Меняются и нравы и природа,

Но мы откроем пожелтевший тон

И в мир заветных чаяний народа

Дорогой зачарованной войдём».

Реквизит:

  • Картины известных художников

  • Набор открыток «Смоленск – город-герой»

  • Русские головные уборы для женщин разного возраста

  • Деревянная ложка, прялка, глиняный горшок, туесок, лукошко, косоворотка, серп, лента, чугунок, веретено, ухват, рушник, коромысло

  • Бумажные силуэты девушек.

Литература:

  1. Смоленский край в литературе и фольклоре под редакцией В.В. Ильина – Смоленск: Траст-имаком, 1995

  2. С.А. Болотова «Азбука Смоленского края» часть 3 – Смоленск: Русич, 2004

  3. Т.К. Полякова «34 урока по литературе Смоленщины» — Смоленск, 2001

На фоне музыки русской народной песни входят ведущий и помощники в русских национальных костюмах

Ведущий (на фоне музыки):

— Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Мы приветствуем вас и приглашаем принять участие в познавательно-развлекательной программе «Смоленщина – мой край родной».

Тема сегодняшней нашей встречи – Смоленщина: её быт, культура, история, обряды. Игра будет проходить в несколько туров. Вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях, кто больше знает и быстрее соображает. Ваши ответы будет оценивать жюри в составе:

  1. Председатель жюри …

  2. Члены жюри …

Творческие конкурсы оцениваются в 5 баллов.

Интеллектуальные в 7 баллов.

Начинаем нашу игру.

Разминка.

Студенты литературного отделения Смоленского педагогического университета ежегодно выезжают на фольклорную практику в сёла Смоленщины, где ведут фольклорные записи, руководит ими профессор – фольклорист Яков Раманович Кошелев. «От рождения до свадьбы», «Легенды и предания Смоленского края» — так называются изданные им сборники по Смоленскому фольклору. Фольклорные записи ведутся и в музыкальном училище Смоленска. Смоленщина гордится своими фольклорными кружками, ансамблями и хорами.

Очень многие фольклорные жанры широко бытуют на Смоленщины: песни, обрядовые (колядные, масленичные, весенние, волочобные – пасхальные, майские и троицкие, купальские, жнивные, свадебные), хороводные исторические; частушки; сказки; легенды и придания, пословицы и загадки;

Вы должны отгадать загадки, которые мы собрали у жителей деревни Мирополье.

Загадки – это небольшие по объёму фольклорные произведения, в которых загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении.

1. Расстелю рогожку, постелю горошку, положу хлеба крайчик. (небо, звёзды, месяц)

2. Ждём и просим, а придёт – ховаемся. (дождь)

3. Загадаю загадку, закину на грядку; пусть моя загадка лежит до полетья.

(посев озимого зерна).

4. Скручен, сверчен, — по избе скачет. (веник).

5. Горшочек умён, 7 дырочек в нём. (голова, глаза, уши, ноздри, рот)

6. Красненький петушок по жердочке скачет, а в руки не дается. (огонь)

7. Ножек четыре, шляпка одна, нужен, коли станет обедать семья. (стол)

8. И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а на обеденном столе всех милее. (хлеб)

9. Жидкое, а не вода, сладкая, а не мёд, от рогатого берут – деточкам дают.

10. Поймаю гуся, пущу его в воду, буду им водить, он будет говорить. (Перо).

Ведущий:

  • Спасибо, пока жюри будет подводить итоги разминки, мы перейдём к заданию первого тура. Большое место в жизни людей с давних времён занимают праздники. Праздник – это торжество и радость людей. Праздников было много на Смоленщине: календарные, семейные, религиозные, гулянья, ярмарки. Вам необходимо ответить на вопросы о быте, истории и культуре обряда смоленского народа. Итак, приготовились?

  • Какие праздники были у наших предках? (проводы зимы, встреча весны, летний праздник- завивание берёзки, праздник урожая осенью)

  • Какие праздники связаны с жизнью Иисуса Христа? (пасха или светлое воскресение)

  • Как назывался праздник проводов русской зимы? (масленица)

  • Какое угощение было обязательным на этом празднике (блины)

  • Почему именно блины? Что это означало? (символ солнца)

  • Какие блюда русской кухни вы знаете? (щи, каша, пироги, блины)

  • Какую одежду носили русские женщины? (сарафан, полушалки, душегрейки, сапожки)

  • Как называется русская мужская рубашка? (косоворотка)

  • Какую обувь носили смоляне? (лапти, онучи, валенки)

  • Что такое изба? (деревенский крестьянский дом)

  • Национальное дерево России? (берёза)

  • Назовите полюбившиеся во всём мире сувенир земли русской? (Матрёшка)

  • Какие знаменательные исторические события Смоленщины вы знаете?(25 сентября освобождение Смоленщины от немецких захватчиков)

  • Какой композитор прославил Смоленщину? (М.И. Глинка)

Ведущий: задание второго тура

На Руси с давних времён символом девичьей красоты считалась коса. Эта древнейшая русская причёска известна ещё в домонгольский период. Тогда же на Руси возникло разделение на девичьи и женские причёски. Важной частью костюма наших предков считался головной убор. В старину головные уборы у девушки и женщины различались.

Давайте вспомним с вами, какой головной убор на Смоленщине носили молодые девушки, молодые и пожилые женщины.

(командам предлагается из предъявленных головных уборов выбрать необходимые: атласная лента, кокошник, платок, кичка, намётка, чепец, полушалок.

Ответ: молодые девушки – атласная лента, кокошник; молодые женщины – платок или намётка, кичка; пожилые женщины – чепец, платок и полушалок.)

Ведущий:

— Жюри подводит итоги второго тура, а мы начинаем третий тур.

Задание третьего тура.

Пословицы – это краткие, меткие, глубокие по смыслу народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В народной жизни пословицы употребляются в быту и в повседневном труде применительно к тем или иным случаям и событиям.

Наиболее полное собрание пословиц (свыше 30 тыс.) представлены в сборнике В.И. Даля «Пословицы русского народа».

Студенты педагогического университета во время фольклорной практики собирали пословицы по смоленскому краю и выпустили сборник «Русские пословицы и поговорки» (1961 году). Наибольшее их количество посвящено труду. Ваша задача состоит в том, что вы должны продолжить пословицу:

1. «Не так грозна работа, как … » (забота)

2. «Хозяйство водить — … » (не разиня рот ходить)

3. «Без хозяина и дом … » (сирота)

4. «У неумёхи руки … » (болеть не будут)

5. «Пахать — …» (не руками махать)

6. «Языком лопочи, а руками … » (делай)

Ведущий:

  • Пока жюри подводит итоги третьего тура мы с вами послушаем русскую народную песню «Со вьюном я хожу».

Следующее задание четвёртого тура.

Задание четвёртого тура.

Своему жилищу наши предки предавали большое значение. Строили его с учётом климатических особенностей из материалов, которые были распространены в данной местности. На Смоленщине зимы были длинные, с сильными морозами, поэтому дома были закрытыми и обязательно были с печью и очагом.

Для строительства дома выбирали деревья. Здесь существовали свои запреты. Нельзя было рубить молодые и старые деревья. Уже в более позднее время у кривичей бытовало поверье, что сроки строительства непременно должны захватить летний праздник Троицы, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи. «Без Троицы дом не строится», говорили наши предки.

Утварью называют вещи нужные в хозяйстве. Представьте себе, что вы попали в музей русской старины: угадайте, как правильно называется русский старинный предмет, увиденный вами в музее?

(деревянная ложка, прялка, глиняный горшок, туесок, лукошко, косоворотка, серп, лента, чугунок, веретено, ухват, рушник, коромысло)

Ведущий:

  • Вот и закончилась наша программа. Кто сегодня победил, нам объявит наше жюри.

Поздравляем команду победителей, а других благодарим за участие.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here