Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением социально-экономических дисциплин № 20»
Программа для учащихся
9 классов
«ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»
подготовила
педагог-психолог
Фомина Наталья Альбертовна
г. Северодвинск
2014
«ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»
Курс занятий по предпрофильной подготовке 9 классов
1. Пояснительная записка.
Настоящая программа предназначена для содействия социально-психологической адаптации подростков. Каждый подросток сегодня — это будущий взрослый завтра. И именно от его социально-психологической адаптированности зависит, будет ли он творческим и преуспевающим работником.
Общеизвестно, что 9 класс является сензитивным периодом для развития общения, рефлексии, самопознания. Фокус интересов подростков переносится с учебной деятельности на деятельность общения. Многочисленные исследования показывают, что проблемы «трудного» возраста смягчаются при организации занятий, ориентированных на самопознание подростков. Такие занятия дают реальную возможность для взрослого быть приглашенным в «заповедный мир» подростков, реальную возможность влиять на формирование их личности.
В силу вышеизложенного, представляется целесообразным введение специального курса по основам психологии и профориентации для девятиклассников, обязательного для всех и введенного в учебную сетку. Такие занятия рассчитаны на 8 часов подгрупповой работы, 1 час в неделю.
Цель программы – предупреждение трудностей профессионального самоопределения, оказание учащимся помощи в выборе профиля дальнейшего образования.
Задачи:
-
подготовить учащихся к адекватному восприятию окружающего мира и к адаптации в быстро меняющихся социально-экономических условиях жизни.
-
обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
-
способствовать определению учащимися своих профессиональных склонностей и способностей, а также собственных индивидуальных особенностей, необходимых для грамотного выбора профессии.
-
помочь учащимся в выборе профессии, соответствующей их интересам и способностям.
-
способствовать формированию интереса и способности к рефлексии, потребности в конструктивном межличностном взаимодействии.
Программа базируется на учебном пособии Г. Резапкиной «Психология и выбор профессии» 2005г., «Я и моя профессия» 2000г. Программа дополнена блоком социально-психологических сведений и некоторыми тестами, разработанными и апробированными автором в Московском областном центре профессиональной ориентации молодежи (МОЦПОиПП) в 1990-2000г.г.
Содержание занятий предполагает последовательное расширение и углубление представлений подростков как о себе, так и о будущей взрослой жизни. Программа предполагает не только самопознание учащихся, но и знакомит их с основными способами самоуправления своими способностями и чувствами, ситуациями общения и конфликта.
Данный курс занятий по психологии и профориентации лишен чрезмерной теоретической нагрузки. На каждом уроке планируется либо тестирование, либо эксперимент, либо игровая ситуация. На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. На каждом занятии учащиеся получают конкретную информацию о своих особенностях, которая может быть скорректирована педагогом-психологом в случае необходимости. Психолого-педагогическими средствами создается поле выбора профиля обучения и формируется психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.
Занятия могут быть полноценными в том случае, если у всех учащихся будут рабочие тетради с бланками, текстами опросников и заданиями, которые они должны выполнять на уроках и дома.
Учёт и оценка результатов обучения возможна по следующему критерию – самостоятельные работы, вопросы на понимание темы занятия, составление памяток по темам, итоговое анкетирование по предварительному выбору профессии.
Ожидаемые результаты изучения курса – повышение уровня осознанности выбора профессиональной деятельности, ориентация в мире профессий и дальнейшее самоопределение.
2. Тематическое планирование.
Кол-во ча сов | Основные виды учебной работы | Формы учёта и оценка результата обучения | Задания для домашней работы (по выбору учащихся) | |
1. Что я знаю о своих возможностях. | 1 | Лекция, упражнения, тестирование, рефлексия. | Анкета оптанта, вопросы на понимание темы урока. | Оценить некоторые свои качества по 10-балльной шкале. |
2. Темперамент и профессия. | 1 | Лекция, тестирование, групповая дискуссия. | Тест Айзенка, вопросы на понимание темы урока. | Определить методом наблюдения, черты какого темперамента преобладают у ваших близких |
3. Что такое эмоции? | 1 | Лекция, упражнения, тестирование | Тест агрессивности, тест тревожности, вопросы на понимание темы урока. | Ответить на вопрос: к чему нужно стремиться при выражении эмоций? |
4. Определение типа мышления. | 1 | Лекция, тестирование, логические задачи, рекомендации по развитию мышления. | Обсуждение памяток в парах, вопросы на понимание темы урока. | Подумать, какие стороны своего мышления надо развивать, выполнение развивающих заданий в тетради. |
5. Внимание и память. | 1 | Лекция, тестирование, работа в группах, рекомендации по развитию памяти и внимания | Овладение техниками по развитию памяти и внимания. | Практиковаться в развитии памяти и внимания |
6. Что я знаю о мире профессий? | 1 | Лекция (классификация профессий Климова), тестирование, работа в группах. | Определение подходящего типа будущей профессии (ДДО Климова) | Узнать названия профессий родителей и родственников. К какому типу они относятся? |
7. Формула профессии: Хочу-Могу-Надо. | 1 | Дискуссия, работа в группах, практически задания в тетрадях. | Выявление в той или иной привлекательной профессии цели, предмета, средств и условий труда. | Из каждой группы выбрать и записать самую привлекательную хар-ку по схеме формулы профессии. Если вы уже выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она этим характеристикам. |
8. Профессиональный тип личности. | 1 | Лекция, диагностика. | Определение своего профессионального типа личности |
|
Литература:
-
Гурьева О.Т. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки. Информационно-методический сборник для руководителей образовательных учреждений. — Архангельск. 2006г. — 96с.
-
Петелина В.Н. Дороги, которые мы выбираем. 2005г.
-
Резапкина Г.В. Я и моя профессия. — Москва. 2004г.
-
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. — Москва. 2005г.
-
Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. — Москва: Владос-Пресс, 2001г. — 96с.