Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением социально-экономических дисциплин № 20»

Программа для учащихся

9 классов

«ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»

подготовила

педагог-психолог

Фомина Наталья Альбертовна

г. Северодвинск

2014

«ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»

Курс занятий по предпрофильной подготовке 9 классов

1. Пояснительная записка.

Настоящая программа предназначена для содействия социально-психологической адаптации подростков. Каждый подросток сегодня — это будущий взрослый завтра. И именно от его социально-психологической адаптированности зависит, будет ли он творческим и преуспевающим работником.

Общеизвестно, что 9 класс является сензитивным периодом для развития общения, рефлексии, самопознания. Фокус интересов подростков переносится с учебной деятельности на деятельность общения. Многочисленные исследования показывают, что проблемы «трудного» возраста смягчаются при организации занятий, ориентированных на самопознание подростков. Такие занятия дают реальную возможность для взрослого быть приглашенным в «заповедный мир» подростков, реальную возможность влиять на формирование их личности.

В силу вышеизложенного, представляется целесообразным введение специального курса по основам психологии и профориентации для девятиклассников, обязательного для всех и введенного в учебную сетку. Такие занятия рассчитаны на 8 часов подгрупповой работы, 1 час в неделю.

Цель программы – предупреждение трудностей профессионального самоопределения, оказание учащимся помощи в выборе профиля дальнейшего образования.

Задачи:

  • подготовить учащихся к адекватному восприятию окружающего мира и к адаптации в быстро меняющихся социально-экономических условиях жизни.

  • обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

  • способствовать определению учащимися своих профессиональных склонностей и способностей, а также собственных индивидуальных особенностей, необходимых для грамотного выбора профессии. 

  • помочь учащимся в выборе профессии, соответствующей их интересам и способностям.

  • способствовать формированию интереса и способности к рефлексии, потребности в конструктивном межличностном взаимодействии.

Программа базируется на учебном пособии Г. Резапкиной «Психология и выбор профессии» 2005г., «Я и моя профессия» 2000г. Программа дополнена блоком социально-психологических сведений и некоторыми тестами, разработанными и апробированными автором в Московском областном центре профессиональной ориентации молодежи (МОЦПОиПП) в 1990-2000г.г.

Содержание занятий предполагает последовательное расширение и углубление представлений подростков как о себе, так и о будущей взрослой жизни. Программа предполагает не только самопознание учащихся, но и знакомит их с основными способами самоуправления своими способностями и чувствами, ситуациями общения и конфликта.

Данный курс занятий по психологии и профориентации лишен чрезмерной теоретической нагрузки. На каждом уроке планируется либо тестирование, либо эксперимент, либо игровая ситуация. На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. На каждом занятии учащиеся получают конкретную информацию о своих особенностях, которая может быть скорректирована педагогом-психологом в случае необходимости. Психолого-педагогическими средствами создается поле выбора профиля обучения и формируется психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.

Занятия могут быть полноценными в том случае, если у всех учащихся будут рабочие тетради с бланками, текстами опросников и заданиями, которые они должны выполнять на уроках и дома.

Учёт и оценка результатов обучения возможна по следующему критерию – самостоятельные работы, вопросы на понимание темы занятия, составление памяток по темам, итоговое анкетирование по предварительному выбору профессии.

Ожидаемые результаты изучения курса – повышение уровня осознанности выбора профессиональной деятельности, ориентация в мире профессий и дальнейшее самоопределение.

2. Тематическое планирование.

Название темы

Кол-во ча

сов

Основные виды учебной работы

Формы учёта и оценка результата обучения

Задания для домашней работы (по выбору учащихся)

1. Что я знаю о своих возможностях.

1

Лекция, упражнения, тестирование, рефлексия.

Анкета оптанта, вопросы на понимание темы урока.

Оценить некоторые свои качества по 10-балльной шкале.

2. Темперамент и профессия.

1

Лекция, тестирование, групповая дискуссия.

Тест Айзенка, вопросы на понимание темы урока.

Определить методом наблюдения, черты какого темперамента преобладают у ваших близких

3. Что такое эмоции?

1

Лекция, упражнения, тестирование

Тест агрессивности, тест тревожности, вопросы на понимание темы урока.

Ответить на вопрос: к чему нужно стремиться при выражении эмоций?

4. Определение типа мышления.

1

Лекция, тестирование, логические задачи, рекомендации по развитию мышления.

Обсуждение памяток в парах, вопросы на понимание темы урока.

Подумать, какие стороны своего мышления надо развивать, выполнение развивающих заданий в тетради.

5. Внимание и память.

1

Лекция, тестирование, работа в группах, рекомендации по развитию памяти и внимания

Овладение техниками по развитию памяти и внимания.

Практиковаться в развитии памяти и внимания

6. Что я знаю о мире профессий?

1

Лекция (классификация профессий Климова), тестирование, работа в группах.

Определение подходящего типа будущей профессии (ДДО Климова)

Узнать названия профессий родителей и родственников. К какому типу они относятся?

7. Формула профессии: Хочу-Могу-Надо.

1

Дискуссия, работа в группах, практически задания в тетрадях.

Выявление в той или иной привлекательной профессии цели, предмета, средств и условий труда.

Из каждой группы выбрать и записать самую привлекательную хар-ку по схеме формулы профессии.

Если вы уже выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она этим характеристикам.

8. Профессиональный тип личности.

1

Лекция, диагностика.

Определение своего профессионального типа личности

Литература:

  1. Гурьева О.Т. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки. Информационно-методический сборник для руководителей образовательных учреждений. — Архангельск. 2006г. — 96с.

  2. Петелина В.Н. Дороги, которые мы выбираем. 2005г.

  3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. — Москва. 2004г.

  4. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. — Москва. 2005г.

  5. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. — Москва: Владос-Пресс, 2001г. — 96с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here