ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  Л. Н. Толстой. Севастополь в декабре месяце: человек и война, жизнь и смерть, героизм, защита Отечества – основные темы рассказа.

(Тема урока)

2.

ФИО (полностью)

Тихонова Елена Николаевна

3.

Место работы

МБОУ СОШ №69 г. Ульяновск

4.

Должность

учитель русского языка и литературы

5.

Предмет

Литература

6.

Класс

7

7.

Тема и номер урока в теме

2 урок по теме «Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя».

8.

Базовый учебник

Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.1/Авт.-сот. Г.С. Меркин. – 7-е изд.,испр. и доп. –М.: ООО»ТИД «Русское слово – РС», 2009.- 416 с.

9.  Цель урока: Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя. Познакомить обучающихся с основными этапами жизненного пути Л. Н. Толстого, дать предстваление о мировоззрении писателя.

10. Задачи:

— обучающие: на материале рассказа показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя;

— проследить переживания Л. Н. Толстого, его отношения к войне, как самому величайшему злу человечества;

-развивающие: развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты;

— воспитательные: воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, непринятия зла.

11. Тип урока:  интегрированный (литература + история + МХК) с элементами ролевой игры.

12. Формы работы учащихся: работа в группах.

13. Необходимое техническое оборудование:

традиционные: мел, доска, учебники, тексты Л. Н. Толстого «Севастополь в сентябре месяце», М. Ю. Лермонтова «Бородино», «Валерик», карта «Оборона Севастополя», тетради, ручки, словарь С. И. Ожегова;

инновационные: компьютер, проектор, экран, инновационные интернет-ресурсы.

14. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера

 из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Оргмомент. Целеполагание

ЭОР№5

Приветствует учеников, создает положительный эмоциональный настрой. Произносит эпиграф (слова Л. Н. Толстого). Настраивает учащихся на восприятие учебного материала, предлагает подумать над целью урока.

Входят в класс и рассаживаются по группам. Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, формулируют совместно с учителем цели.

2

2

Проверка ДЗ

ЭОР№6

ЭОР№3

Представляет учащимся экспертов- помощников рабочих групп (историки, литературоведы, биографы, художники). Ставит задачу осуществить экспертизу работы творческих групп.

Выступают в группах, делают сообщения по выбранным направлениям. Эксперты задают вопросы по истории, биографии писателя, по репродукциям картин 
И. Айвазовского, изображающим Севастополь. (Кто осуществлял командование Севастополем в годы войны? Чем оно закончилось для России? Что мы знаем об участии 
Л. Н. Толстого в Крымской войне? Какое впечатление произвели военные действие в Севастополе на Л. Н. Толстого?)

5

3

Повторение изученного

ЭОР№1

Предлагает учащимся выяснить и дать ответ на проблемные вопросы: Кто является истинным героем рассказа и Что такое война в понимании писателя. Обращает внимание на то, что учащиеся знакомы  с текстом рассказа. В качестве повторения поработать над вопросами, составленными из двух видов: тех, на которые можно дать ответ непосредственно на уроке, и те, для поиска ответов на которые нужна дополнительная информация. Выявляет личностный смысл (субъективное понимание) и смыл контекстный (коллективное понимание).

Работают с текстом рассказа, словарем, таблицей «Где мы побывали с автором» (пристань, набережная, госпиталь, бастион). Эксперты объявляют результаты.

5

4

Изучение нового материала

ЭОР№4

Предлагает выполнить частично-поисковое задание. Литаратуроведам вспомнить, в каких произведениях русской литературы XIX века отражены похожие сюжеты? В чем сходство? Дает задание художникам из цветной бумаги сложить мозаику, для того, чтобы проследить настроение рассказа в его начале и в финале. Историкам: на исторических примерах проследить последствия антигуманистического поведения известных политиков. Биографам: раскрыть понятия совести, сострадания, патриотизма.

Находят причинно-следственные связи. Литературоведы предлагают сравнительный анализ событий из стихотворений М. Ю. Лермонтова: бой русских солдат, их мужество, героизм, любовь к родине; лирический герой Лермонтова задается вопросом: зачем людям война? Зачем люди враждуют?(по стихотворению «Бородино»).

Рассказывают о Кавказской войне в Чечне (стихотворение «Валерик»).

Художники работают с цветовой гаммой, находят символы жизни, храбрости, символы войны (выстрелы).

Биографы работают с определением понятий.

Историки приводят примеры последствия антигуманистического поведения политиков (Гитлер, Сталин, Саакашвили, Джордж Буш).

15

5

Закрепление изученного

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание нового учебного материала

Работают эксперты с учащимися класса. Вопросно-ответное обобщение. Работа с текстом над эпизодом «Четвертый бастион», выразительное чтение.

13

6

Задание на дом

Предлагает учащимся решить кроссворд по пройденной теме; составить и записать рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия на выбор) обороны Севастополя в форме письма с фронта. Сообщает учащимся о продолжении темы на следующем уроке, просмотре отрывка из документального исторического фильма режиссера Василия Гончарова «Оборона Севастополя» (бой на четвертом бастионе).

Обсуждают, что нужно выполнить дома, записывают домашнее задание.

2

7

Подведение итогов.

Рефлексия

Благодарит за исследования творческих групп, обращает внимание учащихся на эпиграф урока. Инициирует рефлексию индивидуальную, коллективную.

Рассказывают, что нового узнали на уроке.

2

8

Оценивание

Выставляет отметки учащимся.

Эксперты оценивают работу творческих групп

1

Приложение к плану-конспекту урока

Л. Н. Толстой. Севастополь в декабре месяце: человек и война, жизнь и смерть, героизм, защита Отечества – основные темы рассказа.

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т. д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Оборона Севастополя 1854-1855 г. г.

И-тип,

информационный

Презентация

http://www. fcior. edu. ru/card/26872/oborona-sevastopolya-1854-1855-godov. html

2

Биография Л. Н. Толстого1851-1862 годов. Часть 2 базовое изучение.

И-тип,

информационный

Презентация

http://www. fcior. edu. ru/card/28429/l-n-tolstoy-biografiya-pisatelya-1851-1862-gg-chast-2-bazovoe-izuchenie. html

3

Внешняя политика в царствование Николая I

И-тип,

информационный

Презентация

http://www. fcior. edu. ru/card/6908/vneshnyaya-politika-v-carstvovanie-nikolaya-i. html

4

«Сравнительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова «Поле Бородино»и «Бородино».

ЭУМ П-типа

Таблица

http://www. fcior. edu. ru/card/10015/eum-p-tipa-sravnitelnyy-analiz-stihotvoreniy-m-yu-lermontova-pole-borodina-i-borodino. html

5

Портрет писателя 
Л. Н. Толстого

Портрет

http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/fb603763-bdbd-419b-8e6c-4e57813450e8/Ge. Portret_pisatelya_Tolstogo. jpg

6

Адмиралы обороны Севастополя

Картина

http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/18296/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here