ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Л. Н. Толстой. Севастополь в декабре месяце: человек и война, жизнь и смерть, героизм, защита Отечества – основные темы рассказа.
(Тема урока)
-
2.
ФИО (полностью)
Тихонова Елена Николаевна
3.
Место работы
МБОУ СОШ №69 г. Ульяновск
4.
Должность
учитель русского языка и литературы
5.
Предмет
Литература
6.
Класс
7
7.
Тема и номер урока в теме
2 урок по теме «Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя».
8.
Базовый учебник
Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.1/Авт.-сот. Г.С. Меркин. – 7-е изд.,испр. и доп. –М.: ООО»ТИД «Русское слово – РС», 2009.- 416 с.
9. Цель урока: Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя. Познакомить обучающихся с основными этапами жизненного пути Л. Н. Толстого, дать предстваление о мировоззрении писателя.
10. Задачи:
— обучающие: на материале рассказа показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя;
— проследить переживания Л. Н. Толстого, его отношения к войне, как самому величайшему злу человечества;
-развивающие: развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты;
— воспитательные: воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, непринятия зла.
11. Тип урока: интегрированный (литература + история + МХК) с элементами ролевой игры.
12. Формы работы учащихся: работа в группах.
13. Необходимое техническое оборудование:
– традиционные: мел, доска, учебники, тексты Л. Н. Толстого «Севастополь в сентябре месяце», М. Ю. Лермонтова «Бородино», «Валерик», карта «Оборона Севастополя», тетради, ручки, словарь С. И. Ожегова;
– инновационные: компьютер, проектор, экран, инновационные интернет-ресурсы.
14. Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Оргмомент. Целеполагание | ЭОР№5 | Приветствует учеников, создает положительный эмоциональный настрой. Произносит эпиграф (слова Л. Н. Толстого). Настраивает учащихся на восприятие учебного материала, предлагает подумать над целью урока. | Входят в класс и рассаживаются по группам. Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, формулируют совместно с учителем цели. | 2 |
2 | Проверка ДЗ | ЭОР№6 ЭОР№3 | Представляет учащимся экспертов- помощников рабочих групп (историки, литературоведы, биографы, художники). Ставит задачу осуществить экспертизу работы творческих групп. | Выступают в группах, делают сообщения по выбранным направлениям. Эксперты задают вопросы по истории, биографии писателя, по репродукциям картин | 5 |
3 | Повторение изученного | ЭОР№1 | Предлагает учащимся выяснить и дать ответ на проблемные вопросы: Кто является истинным героем рассказа и Что такое война в понимании писателя. Обращает внимание на то, что учащиеся знакомы с текстом рассказа. В качестве повторения поработать над вопросами, составленными из двух видов: тех, на которые можно дать ответ непосредственно на уроке, и те, для поиска ответов на которые нужна дополнительная информация. Выявляет личностный смысл (субъективное понимание) и смыл контекстный (коллективное понимание). | Работают с текстом рассказа, словарем, таблицей «Где мы побывали с автором» (пристань, набережная, госпиталь, бастион). Эксперты объявляют результаты. | 5 |
4 | Изучение нового материала | ЭОР№4 | Предлагает выполнить частично-поисковое задание. Литаратуроведам вспомнить, в каких произведениях русской литературы XIX века отражены похожие сюжеты? В чем сходство? Дает задание художникам из цветной бумаги сложить мозаику, для того, чтобы проследить настроение рассказа в его начале и в финале. Историкам: на исторических примерах проследить последствия антигуманистического поведения известных политиков. Биографам: раскрыть понятия совести, сострадания, патриотизма. | Находят причинно-следственные связи. Литературоведы предлагают сравнительный анализ событий из стихотворений М. Ю. Лермонтова: бой русских солдат, их мужество, героизм, любовь к родине; лирический герой Лермонтова задается вопросом: зачем людям война? Зачем люди враждуют?(по стихотворению «Бородино»). Рассказывают о Кавказской войне в Чечне (стихотворение «Валерик»). Художники работают с цветовой гаммой, находят символы жизни, храбрости, символы войны (выстрелы). Биографы работают с определением понятий. Историки приводят примеры последствия антигуманистического поведения политиков (Гитлер, Сталин, Саакашвили, Джордж Буш). | 15 |
5 | Закрепление изученного |
| Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание нового учебного материала | Работают эксперты с учащимися класса. Вопросно-ответное обобщение. Работа с текстом над эпизодом «Четвертый бастион», выразительное чтение. | 13 |
6 | Задание на дом |
| Предлагает учащимся решить кроссворд по пройденной теме; составить и записать рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия на выбор) обороны Севастополя в форме письма с фронта. Сообщает учащимся о продолжении темы на следующем уроке, просмотре отрывка из документального исторического фильма режиссера Василия Гончарова «Оборона Севастополя» (бой на четвертом бастионе). | Обсуждают, что нужно выполнить дома, записывают домашнее задание. | 2 |
7 | Подведение итогов. Рефлексия |
| Благодарит за исследования творческих групп, обращает внимание учащихся на эпиграф урока. Инициирует рефлексию индивидуальную, коллективную. | Рассказывают, что нового узнали на уроке. | 2 |
8 | Оценивание |
| Выставляет отметки учащимся. | Эксперты оценивают работу творческих групп | 1 |
Приложение к плану-конспекту урока
Л. Н. Толстой. Севастополь в декабре месяце: человек и война, жизнь и смерть, героизм, защита Отечества – основные темы рассказа.
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т. д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Оборона Севастополя 1854-1855 г. г. | И-тип, информационный | Презентация | http://www. fcior. edu. ru/card/26872/oborona-sevastopolya-1854-1855-godov. html |
2 | Биография Л. Н. Толстого1851-1862 годов. Часть 2 базовое изучение. | И-тип, информационный | Презентация | http://www. fcior. edu. ru/card/28429/l-n-tolstoy-biografiya-pisatelya-1851-1862-gg-chast-2-bazovoe-izuchenie. html |
3 | Внешняя политика в царствование Николая I | И-тип, информационный | Презентация | http://www. fcior. edu. ru/card/6908/vneshnyaya-politika-v-carstvovanie-nikolaya-i. html |
4 | «Сравнительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова «Поле Бородино»и «Бородино». | ЭУМ П-типа | Таблица | http://www. fcior. edu. ru/card/10015/eum-p-tipa-sravnitelnyy-analiz-stihotvoreniy-m-yu-lermontova-pole-borodina-i-borodino. html |
5 | Портрет писателя |
| Портрет | http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/fb603763-bdbd-419b-8e6c-4e57813450e8/Ge. Portret_pisatelya_Tolstogo. jpg |
6 | Адмиралы обороны Севастополя |
| Картина | http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/18296/ |