Департамент образования Администрации МО г. Салехард
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова»
Программа курса реализации предпрофильной и профильной подготовки учащихся через социальное проектирование
подготовила Канунникова Римма Мансуровна,
учитель иностранных языков
Ступень:
Класс:10-11
Срок реализации: 2013-2014 учебный год
Салехард
2014
Пояснительная записка
Современная школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе образования за последние годы. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Сегодня образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и творческой активности в области исследовательской деятельности.
Одной из важнейших задач школы в современном мире является формирование навыков продуктивной деятельности учащихся, развитие творческого мышления школьников, необходимых для успешной социализации личности в будущем. Исследование в современном стремительно меняющемся мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека.
Реализация программы рассчитана на 9 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение полугодия. Курс предназначен для обучающихся 10-11 классов в рамках индивидуальной работы. Занятия по социальному проектированию проводятся в мини-группах наполняемостью от 3 до 5 человек виде спецкурса «Социальное проектирование», включённого в учебный план ОУ и расписание учебных занятий или вынесенного во внеурочное время; в виде факультативных и (или) дополнительных занятий по обществоведческим дисциплинам. Состав групп определяется обучающимися самостоятельно на основе их свободного выбора.
Социальное проектирование — это особый вид деятельности обучающихся, позволяющий формировать «Я – концепцию» и мировоззрение школьников; устанавливать новые способы социального взаимодействия, приобретать коммуникативную компетентность, компетентность в сфере личностного самоопределения.
Социальное проектирование рассматривается как мотивационная компонента и как методический прием организации образовательного процесса.
Социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.
Социальная проба – это вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.
Социальная практика — это процесс освоения, отработки социальных навыков.
Социальный проект — это создание ранее не существовавшего в ближайшем социальном окружении социально значимого продукта.
Продукт социального проекта обязательно должен иметь социальную значимость, т.е. не только разрешать личную трудность, но являться решением социальной проблемы (попыткой решения). И эффект данного решения должен быть достаточно очевиден для внешнего оценивания.
Цели социального проекта:
— создать условия для социальных проб личности, получения и осознания опыта социально значимой деятельности;
— способствовать разрешению конкретной социальной проблемы за счет собственной активности, совместной деятельности подростков и взрослых.
Задачи социального проекта:
— сформулировать социальную трудность, привлечь внимание обучающихся к актуальным проблемам социальной среды.
— выявить социальную проблему;
— определить «точки самостоятельности» и «точки сотрудничества»;
— разработать и осуществить план действий;
— оформить результаты своей деятельности в виде конечного продукта;
— отрефлексировать полученный опыт.
Методика преподавания курса
Предполагается применение современных образовательных технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе с использованием интерактивных методов и приемов: технология критического мышления, технология проектов, технология проблемного и развивающего обучения.
Формы и методы работы:
— лекции;
— практикумы;
— анкетирование;
— пресс-конференции;
— встреча со специалистами;
— интервью;
— самостоятельная работа с научной и научно-популярной литературой;
— дискуссии;
— социологическое обследование;
— рефлексия каждого этапа проделанной работы;
— представление социального проекта.
Ожидаемый результат
Программа ориентирована на знакомство учащихся с алгоритмом социального исследования, видами источников информации и разными формами работы с ними, методами исследования, наблюдения, критериями оценки проделанной работы, докладов и рефератов, правилами оформления работ, и формами их представления.
В курсе раскрываются основные аспекты реализации научной деятельности учащихся и возможные пути достижения и представления результатов этой деятельности. Данная программа предполагает не только развитие владения учащимися основными терминами, понятиями и методиками, но и привлечение для выполнения самостоятельных проектов современных информационных компьютерных технологий.
Спецкурс широкое использование демонстрационных материалов, технических и компьютерных средств для визуализации, и обработки полученного в результате исследования материала.
Учебно-тематический план курса
Количество часов | |
Введение. Подготовка обучающихся к работе над проектом. Выбор проблемы. | 1 |
Сбор и анализ информации. Источники научных исследований. Система научной информации. Формы и способы записи обработанной информации. Роль ИКТ в научно– исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете. (Возможности Word для хранения и обработки графической и текстовой информации). |
1 |
Разработка собственного варианта решения проблемы. | 1 |
Реализация плана действий команды учащихся. | 3 |
Подготовка к защите проекта. | 1 |
Презентация проекта. | 1 |
Рефлексия. | 1 |
Итого | 9 часов |
Содержание курса
-
Введение. Подготовка обучающихся к работе над проектом. Проверка осведомлённости учащихся, необходимых для социально-значимой деятельности. Выбор проблемы, определение цели работы. Разработка плана сбора информации. Распределение роли и обязанности внутри проектной команды – 1 час.
-
Сбор и анализ информации. Этапы исследовательской деятельности. Выход на проблему исследования. Сбор и анализ информации по изучаемой проблеме из различных источников: СМИ, Интернет, библиотеки, опрос школьников, родителей, педагогов школы, научных работников, встреча со специалистами по данной проблеме, изучение нормативных актов законодательных органов. Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план). Формы и способы записи обработанной информации. Роль ИКТ в научно–исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете. (Возможности Word для хранения и обработки графической и текстовой информации). Методические рекомендации по оформлению научно-исследовательской работы – 1 час.
-
Разработка собственного варианта решения проблемы. Обработка и систематизация полученного материала. Разработка командой программы действий по разрешению проблемы. Разработка варианта реализации своей программы – 1 час.
-
Реализация плана действий команды учащихся. Реализация на практике свою версию решения проблемы – 3 часа.
-
Подготовка к защите проекта. Систематизация и оформление собранного материала, отражающего все этапы работы над проектом. Выполнение тренировочных упражнений по ораторскому мастерству.
-
Презентация проекта – 1 час.
-
Рефлексия. Анализ стадии подготовки и предоставлению материала. Анализ проделанной работы (определить трудности, оценить вклад группы и отдельных участников в проект) – 1 час.
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема урока | |
Введение (1 час). | ||
1 | 14.01 | Введение. Подготовка обучающихся к работе над проектом. |
Сбор и анализ информации по изучаемой проблеме (1 час). | ||
2 | 21.01 | Изучение общественного мнения. Формы и способы записи обработанной информации. |
Разработка собственного варианта решения проблемы (1 час). | ||
3 | 28.01 | Обработка и систематизация полученного материала. |
Реализация плана действий (3 часа). | ||
4 | 04.02 | Определение ресурсов и источников их получения. Составление бюджета. Составление договора. |
5 | 11.02 | Формирование общественного мнения (разработка информационных листовок, статей). Составление деловых предложения по проекту. Поиск делового партнера. |
6 | 18.02 | Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов. Проведение плановых мероприятий. |
Подготовка к защите проекта (1 час). | ||
7 | 04.03 | Систематизация собранного материала по данной теме. Оформление проектной работы. Выполнение тренировочных упражнений по ораторскому мастерству. |
Презентация проекта (1 час). | ||
8 | 11. 03 | Презентация социального проекта. |
Рефлексия (1 час). | ||
9 | 18.03 | Анализ всех этапов работы над проектом. |
Список использованной литературы
-
Андреев В.А. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. – М.Высшая школа,1981,-240 с.
-
Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие. Дополнительное образование. — 2006. -№1. – с. 51-53.
-
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум –М, 2001.
-
Масленникова А.В., Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях. – Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск 3 // Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. Отв. редактор Л.Е.Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2003.
-
Масленникова А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся». Практика административной работы в школе. – 2002, №1.
-
Нечаев М.П. Социальный проект «Школьное самоуправление»: подходы, технологии, методики. Учебно-методическое пособие.М.: УЦ Перспектива, 2009.
-