Департамент образования Администрации МО г. Салехард

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова»

Программа курса реализации предпрофильной и профильной подготовки учащихся через социальное проектирование

подготовила Канунникова Римма Мансуровна,

учитель иностранных языков

Ступень:

Класс:10-11

Срок реализации: 2013-2014 учебный год

Салехард

2014

Пояснительная записка

Современная школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе образования за последние годы. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Сегодня образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и творческой активности в области исследовательской деятельности.

Одной из важнейших задач школы в современном мире является формирование навыков продуктивной деятельности учащихся, развитие творческого мышления школьников, необходимых для успешной социализации личности в будущем. Исследование в современном стремительно меняющемся мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека.

Реализация программы рассчитана на 9 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение полугодия. Курс предназначен для обучающихся 10-11 классов в рамках индивидуальной работы. Занятия по социальному проектированию проводятся в мини-группах наполняемостью от 3 до 5 человек виде спецкурса «Социальное проектирование», включённого в учебный план ОУ и расписание учебных занятий или вынесенного во внеурочное время; в виде факультативных и (или) дополнительных занятий по обществоведческим дисциплинам. Состав групп определяется обучающимися самостоятельно на основе их свободного выбора.

Социальное проектирование — это особый вид деятельности обучающихся, позволяющий формировать «Я – концепцию» и мировоззрение школьников; устанавливать новые способы социального взаимодействия, приобретать коммуникативную компетентность, компетентность в сфере личностного самоопределения.

Социальное проектирование рассматривается как мотивационная компонента и как методический прием организации образовательного процесса.

Социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Социальная проба – это вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практикаэто процесс освоения, отработки социальных навыков.

Социальный проектэто создание ранее не существовавшего в ближайшем социальном окружении социально значимого продукта.

Продукт социального проекта обязательно должен иметь социальную значимость, т.е. не только разрешать личную трудность, но являться решением социальной проблемы (попыткой решения). И эффект данного решения должен быть достаточно очевиден для внешнего оценивания.

Цели социального проекта:

создать условия для социальных проб личности, получения и осознания опыта социально значимой деятельности;

— способствовать разрешению конкретной социальной проблемы за счет собственной активности, совместной деятельности подростков и взрослых.

Задачи социального проекта:

— сформулировать социальную трудность, привлечь внимание обучающихся к актуальным проблемам социальной среды.

— выявить социальную проблему;

— определить «точки самостоятельности» и «точки сотрудничества»;

— разработать и осуществить план действий;

— оформить результаты своей деятельности в виде конечного продукта;

— отрефлексировать полученный опыт.

Методика преподавания курса

Предполагается применение современных образовательных технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе с использованием интерактивных методов и приемов: технология критического мышления, технология проектов, технология проблемного и развивающего обучения.

Формы и методы работы:

— лекции;

— практикумы;

— анкетирование;

— пресс-конференции;

— встреча со специалистами;

— интервью;

— самостоятельная работа с научной и научно-популярной литературой;

— дискуссии;

— социологическое обследование;

— рефлексия каждого этапа проделанной работы;

— представление социального проекта.

Ожидаемый результат

  Программа ориентирована на знакомство учащихся с алгоритмом социального исследования, видами источников информации и разными формами работы с ними, методами исследования, наблюдения, критериями оценки проделанной работы, докладов и рефератов, правилами оформления работ, и формами их представления.

В курсе раскрываются основные аспекты реализации научной деятельности учащихся и возможные пути достижения и представления результатов этой деятельности. Данная программа предполагает не только развитие владения учащимися основными терминами, понятиями и методиками, но и привлечение для выполнения самостоятельных проектов современных информационных компьютерных технологий.

Спецкурс широкое использование демонстрационных материалов, технических и компьютерных средств для визуализации, и обработки полученного в результате исследования материала.

Учебно-тематический план курса

Название темы

Количество часов

Введение. Подготовка обучающихся к работе над проектом. Выбор проблемы.

1

Сбор и анализ информации.

Источники научных исследований. Система научной информации.

Формы и способы записи обработанной информации.

Роль ИКТ в  научно– исследовательской  деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете. (Возможности Word для хранения и обработки графической и текстовой информации).

1

Разработка собственного варианта решения проблемы.

1

Реализация плана действий команды учащихся.

3

Подготовка к защите проекта.

1

Презентация проекта.

1

Рефлексия.

1

Итого

9 часов

Содержание курса

  1. Введение. Подготовка обучающихся к работе над проектом. Проверка осведомлённости учащихся, необходимых для социально-значимой деятельности. Выбор проблемы, определение цели работы. Разработка плана сбора информации. Распределение роли и обязанности внутри проектной команды – 1 час.

  2. Сбор и анализ информации. Этапы исследовательской деятельности. Выход на проблему исследования. Сбор и анализ информации по изучаемой проблеме из различных источников: СМИ, Интернет, библиотеки, опрос школьников, родителей, педагогов школы, научных работников, встреча со специалистами по данной проблеме, изучение нормативных актов законодательных органов. Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план). Формы и способы записи обработанной информации. Роль ИКТ в  научно–исследовательской  деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете. (Возможности Word для хранения и обработки графической и текстовой информации). Методические рекомендации по оформлению научно-исследовательской работы – 1 час.

  3. Разработка собственного варианта решения проблемы. Обработка и систематизация полученного материала. Разработка командой программы действий по разрешению проблемы. Разработка варианта реализации своей программы – 1 час.

  4. Реализация плана действий команды учащихся. Реализация на практике свою версию решения проблемы – 3 часа.

  5. Подготовка к защите проекта. Систематизация и оформление собранного материала, отражающего все этапы работы над проектом. Выполнение тренировочных упражнений по ораторскому мастерству.

  6. Презентация проекта – 1 час.

  7. Рефлексия. Анализ стадии подготовки и предоставлению материала. Анализ проделанной работы (определить трудности, оценить вклад группы и отдельных участников в проект) – 1 час.

Календарно-тематическое планирование

урока

Дата

Тема урока

Введение (1 час).

1

14.01

Введение. Подготовка обучающихся к работе над проектом.

Сбор и анализ информации по изучаемой проблеме (1 час).

2

21.01

Изучение общественного мнения. Формы и способы записи обработанной информации.

Разработка собственного варианта решения проблемы (1 час).

3

28.01

Обработка и систематизация полученного материала.

Реализация плана действий (3 часа).

4

04.02

Определение ресурсов и источников их получения. Составление бюджета. Составление договора.

5

11.02

Формирование общественного мнения (разработка информационных листовок, статей).

Составление деловых предложения по проекту. Поиск делового партнера.

6

18.02

Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов. Проведение плановых мероприятий.

Подготовка к защите проекта (1 час).

7

04.03

Систематизация собранного материала по данной теме. Оформление проектной работы.

Выполнение тренировочных упражнений по ораторскому мастерству.

Презентация проекта (1 час).

8

11. 03

Презентация социального проекта.

Рефлексия (1 час).

9

18.03

Анализ всех этапов работы над проектом.

Список использованной литературы

  1. Андреев В.А. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. – М.Высшая школа,1981,-240 с.

  2. Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие. Дополнительное образование. —  2006. -№1. – с. 51-53.

  3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум –М, 2001.

  4. Масленникова А.В., Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях. – Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск 3 // Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. Отв. редактор Л.Е.Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2003.

  5. Масленникова А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся». Практика административной работы в школе. – 2002, №1.

  6. Нечаев М.П. Социальный проект «Школьное самоуправление»: подходы, технологии, методики. Учебно-методическое пособие.М.: УЦ Перспектива, 2009.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here