Бюджетное образовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа №108»

Программа по воспитательной работе

«Формирование ученического коллектива на стадии адаптации в средней школе».

Разработала учитель

английского языка,

классный руководитель

5 класса

Ахметова Алтыншаш

Шайхаевна

Омск-2012

Концептуальные основы программы.

Понятие адаптации (от латинского слова adapto-приспособляю) возникло в биологии и рассматривается в ней как приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Адаптация социальная рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли.

Социальная адаптация включает:

1. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.
2. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.
3. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.
4. Способность к самообслуживанию и самоорганизации.
5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
В западной психологии проблема социальной адаптации разрабатывалась в рамках направления, возникшего на базе необехивиоризма и интеракционизма.
Необихевиористская традиция рассматривает адаптацию как такое состояние индивида, в котором его потребности, с одной стороны, и требования среды, с другой — полностью удовлетворены. Такое состояние предстает как гармония между индивидом и природой или социальной средой. » Согласно интеракционистской концепции (Л.Филлипс), все виды адаптации обусловлены как внутренними, так и средовыми факторами. Как эффективную адаптацию личности рассматривают интеракционисты такой вид адаптации, при которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества. При этом с возрастом все более сложными становятся те ожидания, которые предъявляются к социализирующейся личности. Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. У учащихся и первых, и пятых, и десятых классов меняется их социальное окружение (новый состав класса и/или учителей) и система деятельности (содержание новой ступени образования). Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети (а их количество увеличивается) являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.
Конечно же, адекватное восприятие ребенком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика.
Не менее важным становится процесс адаптации учащихся и для учителей, которые, мало зная своих учеников, могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому учителям необходимо вовремя корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учеников.
1. Особенности психического, личностного развития школьников в возрасте 10-11 лет

Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.
В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У него начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия. На основе развития нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е., как заметил Д.Б.Эльконин, «память становится мыслящей, а восприятие думающим». Многочисленные исследования показывают, что развитие мышления в понятиях способствует дальнейшему развитию у детей рефлексии — понимания ими своей психической жизни, формирования отношения к самому себе. В результате у ребенка начинают развиваться собственные взгляды, мнение, в том числе понимание значимости образования.
Познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущая. С начала обучения в средней школе расширяется само понятие «учение», так как теперь оно может выходить за пределы класса, школы, может отчасти осуществляться самостоятельно, целенаправленно. Качественно изменяются требования к мотивации учебной деятельности. Появляется новый вид учебного мотива — мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых формах (интерес к дополнительным источникам знаний). Кроме того, успешное обучение в среднем звене требует более глубоких и содержательных побудительных сил: ориентация на способы получения знаний, интерес к закономерностям и принципам, понимание смысла учения «для себя». Если интерес к учению становится смыслообразующим мотивом у ребенка, его учебная деятельность обеспечивает его успешное психическое развитие.
Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется своеобразным мотивационным кризисом, вызванным сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции школьника.
2. Особенности новой социальной ситуации пятиклассников

Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.
Целостный образ-Я ученика, который сложился у него в общении с учителем начальной школы, дополняется множеством новых составляющих, которые выступают поочередно то на уроке математики, то на уроке русского языка. Ребенок уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребенка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному. Важной задачей для ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения.Ребенок должен сохранить самоуважение, даже несмотря на то, что учитель математики ставит ему тройки и двойки или что он стал объектом критики учителя биологии или завуча школы. Признание собственных недостатков для ребенка является всего лишь осознанием им своих слабостей как составных частей позитивно эмоционально окрашенного образа-Я. Ребенок должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас не все ладится с учебой, то виновата в этом не плохая учительница, а он сам, более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы или принять их. Если же нарушается преемственность реальных школьных достижений (например, в начальной школе он мог быть хорошим учеником, а в средней успехи заметно упали, но уровень притязаний остался прежний), то задача педагога и психолога состоит в помощи ребенку сохранить самоуважение как важнейшее условие преодоления неудач. Если же самоуважение не будет сохранено, вся система — Я у ребенка встает на его защиту и он может выбрать путь лжи, мошенничества и уклонения от решения своих проблем.
Целесообразно в этом возрасте предлагать ребятам различные анкеты, беседовать с учениками о них самих, о том, как они представляют себя в сравнении с другими учащимися, своим идеалом ученика. В этом возрасте идеальное Я ребенка может быть вполне осмысленным.

3. Влияние деятельности педагогов на формирование образа «Я» у учащихся в средней школе

У каждого учителя свой стиль общения с учащимися. Одни преподаватели склонны к сдержанности, другие — к несдержаннности, даже к какой-то экспансивности при оценке и характеристике учеников. Было замечено, что для одних преподавателей характерна общая тенденция оценивать своих учеников преимущественно позитивно, смотреть на них сквозь «розовые очки», другие подходят со «строгим метром». Таким образом, ни та, ни другая оценка по отношению к ребенку не будет точной. Результаты психологических исследований показали, что в школьных коллективах, где нет единства в подходе преподавателей к ученикам, затруднен процесс формирования представлений учащихся о себе, хотя, образ — Я уже может быть устойчивым и независимым. Характерная черта любого зрелого человека состоит в определенной его консервативности, в том числе стабильности образов тех, с кем он общается. Однажды сложившись, образ ребенка может сохраняться почти неизменным очень долго. Как часто мы характеризуем ребенка как «способный, но ленивый», «прилежная девочка» и т.д., но говорить так о ребенке означает почти ничего о нем не сказать. Стабильность и узость представлений учителей об учениках создают сдержанную и часто напряженную эмоциональную атмосферу. Ученик оказывается накрытым ей как бы сетью, система ожиданий учителя и одноклассников в значительной степени предопределяет его поведение и поступки. Учителя, ставящие ученику плохую отметку, подкрепляют отрицательные ожидания ученика, которые в свою очередь порождают плохую отметку: так возникает порочный круг неуспеха. Ученик, получивший подряд несколько не удовлетворяющих его оценок, очень скоро может прийти к выводу, что он не способен усвоить данный предмет. Он начинает сомневаться в своих возможностях и считать, что он никогда не достигнет успеха в предмете. Не сумев выполнить упражнение по русскому языку, не сумев понять объяснение по математике, он может прийти к выводу, что он не способен логически мыслить, имеет плохую память, и перестать поэтому усердно заниматься предметом. Объяснение нового материала строится, как известно, на усвоенном предыдущем материале. Школьника, упустившего несколько тем, охватывает чувство, что он остается в классе отстающим. Он впадает в панику, но старается скрыть ее дома и в школе. Если подобная ситуация приобретает затяжной характер, ученик теряет веру в себя, начинает негативно относиться к учебе, испытывает страх перед занятиями. Но такое состояние не бывает слишком длительным, так как в личности ученика начинается компенсирующий процесс. Происходят заметные достижения в какой-либо другой сфере активности, области. Иногда компенсация созидает позитивные качества ученика, иногда она выражается в том, что ученик отмалчивается, демонстрирует неприязненные отношения к учителю, безразличие к его оценке; действия учителя могут сопровождаться негативной интерпретацией, самоуверенной улыбкой ученика. Если компенсация выражается в том, что ребенок начинает делать более выраженные успехи в каком-либо другом предмете или умении, она носит позитивный характер. При всем при этом ребенок еще и живет в коллективе, который продолжает формироваться.

Коллектив

Коллектив – это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности подростков и старшеклассников в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества. Коллектив, как живой организм, рождается, развивается, живёт. Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нём возникают прежде всего деловые отношения – отношения ответственности зависимости. Они являются основными в коллективе.

Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые связи учащихся. Актив стабилен, но классный руководитель создаёт условия для планомерной смены поручений в ученическом самоуправлении.

Ученическое самоуправление (УС) – это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся. Ученическое самоуправление должно охватывать различные виды и сферы деятельности учащихся: познавательную, спортивную, художественную, театральную, профилактическую. Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять потребности учащихся, направленные на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении реальных проблем школы. Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива.

Цель: формирование ученического коллектива с активной жизненной позицией, обладающего общей культурой поведения и общения, сохраняющего индивидуальность и способствующего успешности каждой личности на стадии адаптации в средней школе.

Цель мы реализовываем через два приоритетных направления:

«Где единение, там и победа».

(Формирование детского коллектива через совместную деятельность.)

Задачи:

  1. Формировать эмоционально-ценностного отношение к миру, познанию, окружающим, себе.

  2. Создать атмосферу взаимной заинтересованности в работе друг друга.

  3. Учить с вниманием относиться друг к другу.

  4. Развивать навыки коллективного общения.

  5. Формировать потребность к самовыражению и самореализации через подготовку, участие в коллективных делах;

  6. Утверждать позитивное отношение к активной деятельности.

(Формирование детского коллектива через ученическое самоуправление.)

Задачи:

1. Развитие, сплочение и координация ученического коллектива;

жизненное самоуправление;

2.Умение решать проблемы;

4. Принцип равноправия в совместной деятельности;

5. Общественно значимые мотивы участия в управленческой деятельности;

6. Умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;

7. Повышение требовательности к себе и товарищам;

8. Раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь;

Для достижения поставленной цели и реализации задач предполагается использование различных приемов и форм работы:

  • коллективные творческие дела;

  • экскурсии, поездки, походы в театр и т.п.;

  • классные часы, беседы;

  • участие во всех проводимых в школе мероприятиях;

  • участие в районных и массовых мероприятиях;

  • вечера и дни семейного отдыха;

  • создание фотоальбома класса;

  • создание страничек класса и родительского комитета в сети Интернет;

  • заседание творческих групп;

  • проведение профилактических дней;

  • тренинги, в том числе и профилактические;

  • знакомство с жизнью замечательных людей;

  • диспуты;

  • интеллектуальный марафон.

Методы работы:

  • словесный;

  • наглядный;

  • активные методы обучения;

  • вовлечение;

  • организация деятельности;

  • стимулирование;

  • сотрудничество;

  • анализ.

Воспитательная работа строится на принципах:

  • непрерывность и систематичность;

  • накопление и сохранение традиций;

  • участие всех и каждого;

  • добровольность участия;

  • самоуправление;

  • осознание личностной значимости;

  • уважительное отношение друг к другу;

  • уважение к деятельности;

  • ответственность.

Результат – личность свободная, гуманная, духовно богатая, творчески и социально активная, мобильная в условиях современности.

Классные мероприятия, коллективные творческие дела.

Данный раздел программы включает в себя мероприятия, в которых принимают участие все учащиеся класса. Подготовка к ним идет задолго до проведения. Класс разбит на творческие группы, каждая группа предлагает и организует определенные виды деятельности, направленные на решение поставленных перед ним задач. (Приложение 2). За каждое мероприятие отвечает та или иная ответственная группа. Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды работы творческих групп.

Все органы ученического самоуправления, в данном случае это творческие группы, способны проводить и профилактические тренинги. Профилактические тренинги – это очень интенсивное обучение. Тренинг предполагает активное участие со стороны участников. В течение работы каждому дается возможность принять участие в игре, дискуссии, диспуте, высказать свое мнение, поговорить о своих чувствах, обрести практические навыки на заданную тематику, обменяться имеющимся личным опытом.

Подобная система работы в группах дает возможность коллективу жить в собственной успешной среде. Каждый ученик имеет свое задание, за которое он ответственен, имеет возможность привлечения одноклассников в одно общее дело. Происходит внутренне круговое взаимодействие внутри коллектива. Таким образом, дети выстраиваются в один ряд с едиными делами и возможностями.

В подготовке и проведении многих дел необходимо привлекать родителей.

Название мероприятия

Форма проведения

Время проведения

1

«Ура, мы — пятиклассники!»

Торжественное посвящение в пятиклассники (торжественная часть, выступления ребят, чаепитие). Совместно с родителями.

Сентябрь

2

«Умники и умницы»

Диспут о наших успехах в учебе, конкурс-игра.

Октябрь

3

«Ты да я, да мы с тобой»

Встреча за круглым столом (разговор «по душам», совместное пение, игры).

В течение года

4

Коллективные поздравления с Днем рождения

Подготовка коллективного поздравления, вручение подарков.

В течение года

5

«Мама, милая мама»

Творческая мастерская по созданию газеты, разработка сценария.

Ноябрь

6

«Блокадный Ленинград»

Урок памяти, чтение стихов о войне, просмотр видеофильма.

Январь

7

«Нашим защитникам – настоящим и будущим!»

Ярмарка идей (девочки). Подготовка сюрпризов мальчикам.

Февраль

8

«Наши девочки — самые лучшие!»

Ярмарка идей (мальчики). Подготовка сюрпризов девочкам.

Март

9

«Сюрпризы друг другу»

Чаепитие, вручение подарков девочкам, дискотека. Выбор мистера и миссис класса.

Март

10

«Моя мама лучшая на свете!»

Родительское собрание, концерт, чаепитие, подготовленные самими детьми для своих мам и бабушек.

Март

11

«Смех продлевает жизнь»

Классный час с играми, конкурсами.

Апрель

12

Вечер, посвященный семье «Мы вместе!»

Вечер семейного отдыха, посвященный окончанию учебного года.

Май

Экскурсии, поездки, походы в театры.

Реализация данного раздела программы невозможна без непосредственной помощи и участия родителей. Выезды в город, загородные поездки, походы в театр сплачивают детский коллектив, обогащают жизнь эмоциональными впечатлениями, опытом взаимодействия детей и родителей.

Название мероприятия

Форма проведения

Время проведения

1

«История основания г. Омска»

Экскурсия в Краеведческий музей г. Омска.

Октябрь

2

«Наука на службе человека»

Экскурсия в ОмГПУ.

Декабрь

3

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Экскурсия в школьный музей.

Февраль

4

«Искусство быть актером»

Посещение ТЮЗа

Март

5

«Мы разные, но все-таки мы вместе».

Совместная поездка в Чернолучье.

Апрель

6

«Воля и дух солдата»

Экскурсия в Омский государственный кадетский корпус.

Май

Тематические классные часы.

В данном разделе программы представлены классные часы, при проведении которых особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений (в т.ч. в семьях), формированию чувства “мы”, сплочению классного коллектива. Ряд классных часов посвящен толерантному отношению к окружающим.

Название мероприятия

Форма проведения

Время проведения

1

«Взаимоотношения в коллективе. Что хорошо, что плохо?»

Беседа, ответы на вопросы.

Сентябрь

2

«Какой у нас коллектив!»

Беседа. Диагностика детского коллектива/по Лутошкину/

(Приложение 1)

3

«Как мы себя чувствуем в нашем классе?»

Составление правил поведения в нашем коллективе, распределение на творческие группы. (Приложение 2)

Октябрь

4

«Я и учитель»

Беседа с присутствием некоторых учителей, анкетирование (анкета незаконченных предложений). (Приложение 3)

4

«Что такое толерантность?»

Беседа с элементами игры. Определение уровня сформированности межличностной толерантности. (Приложение 4)

Ноябрь

5

«День матери»

Чаепитие, беседа, подарки для мам

Ноябрь

6

«Гражданин России – человек с активной жизненной позицией»

Разговор, посвященный Дню Конституции, с использование материалов презентации «Я — гражданин России».

Декабрь

7

«Моя семья»

Беседа, анкетирование.(анкета «Моя семья»)

(Приложение 5)

Январь

8

«Учимся слушать друг друга»

Игры на сплочение коллектива.

(Приложение 6)

Февраль

9

«Что такое драка, причины ее возникновения»

Беседа, моделирование ситуаций.

Апрель

10

«Спасибо за то, что вы есть» (разговор о дружбе)

Разговор «по душам». Исполнение стихов и песен о дружбе.

Май

Тематические родительские собрания.

1

«Давайте познакомимся!» Организационное собрание. Анкета для родителей.

(Приложение 7)

Сентябрь

2

«Трудности адаптации пятиклассников к школе: физиологические и психологические проблемы адаптации и условия их успешного преодоления». Заполнение и ознакомление родителей с индивидуальными картами психолого-педагогического  статуса учащихся. (Приложение 8)

Октябрь

3

«Методы воспитания ребенка в семье и их влияние на результаты его учебной деятельности».

Декабрь

4

I часть: «Законы родительской истины».

II часть: «Сюрприз для наших мам!» (Концерт, чаепитие, подготовленные самими детьми для своих мам и бабушек).

Март

5

«Болезни из портфеля» Как сохранить здоровье ребенка?»

Май

Каждое родительское собрание я обязательно завершаю показом фотографий (через мультимедиа проектор) всех прошедших дел в классе, всех поездок и т.п.

Участие класса в мероприятиях, проводимых в школе и других уровнях.

Данный раздел программы заполняется по мере участия.

1

Фестиваль искусств «Звездные россыпи»:

  • Конкурс художников.

  • Конкурс чтецов.

  • Конкурс певцов.

  • Конкурс танцоров.

  • Оригинальный жанр.

Сентябрь

Лауреаты

2

«Классный уголок»

Конкурс на лучший классный уголок

Сентябрь

1 место

3

День Учителя

Участие в концерте.

Октябрь

Участие

4

«Осенний балл»

Конкурс сценок, дискотека и играми и конкурсами.

Октябрь

II место

5

Акция «Отходы и доходы»

Сбор макулатуры.

Октябрь

Победитель

6

«Басни дедушки Крылова?»

Литературная игра. Инсценировка басен.

Октябрь

I место

7

«Флора — 2011»

Изготовление поделок.

Октябрь

II место

8

«Мама, милая мама»

(Ко Дню Матери)

  • Конкурс газет.

  • Конкурс рисунков.

  • Конкурс сочинений о маме.

  • Участие в концерте

Ноябрь

II место

Победитель

9

«Рождественские гуляния »

Игры, конкурсы, пение колядок.

Декабрь

Разработка, участие

10

«Безопасная дорога в детство»

Конкурс на знание ПДД

Декабрь

 Разработка, участие

11

«The Spirit of the Christmas»

«Рождественское настроение»

Интеллектуальная игра — конкурс

«Что? Где? Когдадля 5 классов

Декабрь

 Разработка, участие

12

Новогодний карнавал

Постановка спектакля. Конкурс костюмов.

Декабрь

Победители, участники

13

Оформление кабинета к Новому году.

Конкурс на лучшее оформление.

Декабрь

Победитель

14

Снятию блокады посвящается…

Конкурс чтецов. Среди 5 классов.

Январь

  Участие

15

«Ай да, масленица!»

Чаепитие с блинами, представление, игры, конкурсы на улице.

Февраль

Участие

16

Смотр строя и песни

Конкурс.

Февраль

III место

17

«Конкурс инсценированной песни»

Выступление с номерами.

Февраль

III место

18

Концерт к 8 Марта

«Мама, милая мама»

Концерт.

Март

 Разработка, участие

19

Чемпионат школы по пионер-болу

Игры.

Март

Участие

20

«Смех продлевает жизнь»

Шуточное мероприятие ко дню смеха-1 апреля.

Апрель

Разработка, участие

21

«Безопасное колесо»

Игра по станциям.

Апрель

22

День защиты детей

Классный час. Урок-игра.

Апрель

 

23

Участие в праздновании Дня Победы

Концерт, конкурс рисунков, песен, газет.

 Май

 

24

Субботник

 

Сентябрь, апрель

 

Приложение 1

Диагностика детского коллектива/по Лутошкину/

Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив»


Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени
сплоченности детского коллектива – школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т.д. Ведь от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ребенка. Детский коллектив, как мы уже отмечали, является одним из важнейших условий этого развития.

Приводимая ниже достаточно известная и неоднократно апробированная методика А.Н.Лутошкина как раз и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым.


Ход выполнения:


Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.

Образное описание стадий развития коллектива


1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря:

«Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.
4 ступень. «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено

5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.

Приложение 2

Группа №1 отвечает за информацию и печать, за организацию еженедельных информационных часов, дискуссий, участие в конкурсах плакатов и т.д.

Важно добиться активности самих учащихся, а для этого необходимо привить навыки самообразования — потребность читать газеты, журналы, книги, смотреть телепередачи.

Группа № 2 (культура и спорт) основное внимание должна уделять включению учащихся в различные спортивные мероприятия, вечера отдыха, проходящие в школе.

Группа № 3, группа внутренних дел в классе отвечает за организацию трудовых дел, субботников, дежурство, ведет учет посещаемости. Такой подход в организации жизнедеятельности класса помогает каждому быть активным участником во всех делах, которые организуются в классе.

Группа №4, отвечающая за образование в классе, за учебно-дисциплинарный учет успеваемости, оформляет учебную документацию (дневники одноклассников.

Приложение 3


АНКЕТА незаконченных предложений


ДОРОГОЙ УЧЕНИК !
Учителя твоей школы хотят узнать твое мнение об учебе в школе. Для этого закончи напечатанные ниже предложения или подчеркни нужный ответ. Пиши как можно подробнее. Правильных или неправильных ответов нет. Твое мнение для нас очень важно.
1.В нашей школе мне больше всего нравится
учиться, уроки
учительница
наш класс, столовая, спортзал
что еще, допиши
2.Я больше всего люблю уроки_______________________________ 
3. Часто ли тебе нужна дополнительная помошь в подготовке домашних заданий?_______________________________________
Напиши, кто тебе помогает_______________________________
4. Моя учительница часто говорит, что я___________________ 
5. Мои родители говорят о школе
часто редко никогда
6. Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я________ 
7. Когда я думаю о 5-м классе, то__________________________ 
С П А С И Б О!

Примечание. Целесообразно,чтобы данная анкета не была анонимной. Вопросы 1,2 дают некоторую информацию о мотивации учения; вопрос 3 — информацию об адекватности помощи ученикам, имеющим проблемы в учении; вопрос 4 — о преобладающем стиле оценочной деятельности педагога относительно данного ученика, а также о самооценке ученика; вопросы 5,6 — об отношении родителей к школе и их участии в формировании самооценки сына или дочери; вопрос 7 — об эмоциональной готовности к переходу в среднюю школу.
Вопросы данной анкеты можно изменять в зависимости от целей исследования. Аналогичная анкета может применяться и в пятом классе, в этом случае 7-й вопрос анкеты может быть изложен в следующем виде: «Когда я вспоминаю 4-й класс,то….».

Приложение 4

Критерии и показатели межличностной толерантности

Компонент

Критерий

Показатель

Мотивационно-ценностный 

Усвоение ценностной ориентации.
Распространение ценностной ориентации на деятельность.
Принятие 

Степень принятия межличностной толерантности как ценности 

Когнитивный 

Знание о способах реагирования. Понимание 

Представление о проявлениях межличностной толерантности в поведении.
Представления о реагировании  в ситуациях  критики и конфликта.
Знания о способах проявления сочувствия, поддержки.
Знания о способах вступления в контакт и отказа от него.
Умение просить и принимать помощь 

Эмоционально-волевой 

Оценка.
Восприятие 

Проявление терпимого отношения к другим, самообладания,  выдержки, восприятие и оценка действий своих (других) людей с точки зрения межличностной толерантности; уровень тревожности 

Поведенческий 

Применение.
Реагирование 

Проявление межличностной толерантности, сдержанности по отношению к иной точке зрения, критике, конструктивная реакция на задевающие, провоцирующие вопросы, конфликтную ситуацию 

 

На их основе были определены следующие уровни сформированности межличностной толерантности у младших школьников:

Низкий (интолерантность): ребенок обладает низким объемом фактических представлений о ценностях межличностной толерантности, не умеет отличать границы толерантности и интолерантности; отсутствуют выдержка, самообладание, терпение; межличностная толерантность носит избирательный характер, проявляется в конкретной ситуации, к конкретному индивиду; при определенных условиях может возникнуть конфликт, гибкость отсутствует; наличие  отрицательного отношения к отличиям других.

Средний: знание норм межличностной толерантности носит разрозненный характер, ориентиры находятся на этапе формирования; ситуационное проявление самообладания, эмпатии, выдержки зависит от внешних условий; признает толерантное поведение со стороны других, но проявляет межличностную толерантность избирательно; ситуационно-эмоциональное отношение к отличиям других зависит от внешних условий.

Высокий: учащийся имеет установку на формирование у себя конкретных качеств, необходимых для жизни в поликультурном обществе, сформированы фактические представления о ценностях межличностной толерантности; устойчивое проявление терпимого отношения к другим, низкий уровень тревожности, агрессивности; высокий уровень эмпатии; самостоятельно проявляет межличностную толерантность, сдержан по отношению к иной точке зрения; демонстрирует эмоционально-устойчивое отношение к другим, принимает правомочность существования других точек зрения.

Детский личностный вопросник Р. Кеттелла в модификации Э. М. Александровской позволил провести диагностику на уровне общих личностных черт (табл. 2). В данном случае представляется возможным использовать показатели по некоторым шкалам методики. К таковым относятся следующие факторы: А (общительность), С (уверенность в себе), Е (склонность к лидерству), G (выполнение социальных норм), Н (взаимоотношения ребенка), I (эмоциональная сензитивность), О (тревожность), Q3 (восприятие, понимание социальных нормативов) и Q4 (раздражительность). Важным показателем, традиционно выделяемым как противоположный толерантности, выступает повышенный уровень тревожности

Приложение 5

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «МОЯ СЕМЬЯ»

Продолжите предложения. 
1. Моя семья…
2. В моей семье обращаются со мной как …
3. Моя мама…
4. Я люблю свою маму, но…
5. Мой папа редко…
6. Я хотел бы, чтобы мой отец…
7. Моя заветная мечта…

Приложение 6

Игры на сплочение коллектива


Охота за сокровищем

Описание игры: участники игры свободно двигаются по классу и беседуют друг с другом. Задача играющего – найти одно свое сходство и одно различие с каждым, с кем он поговорит. Чем больше людей он опросит и чем интереснее будут сходства и различия, тем лучше.
Для каждого участника игры понадобится вот такая карточка:

Имя

Сходство

Различие

1

Комментарий: перед началом игры учитель может привести примеры сходств и различий (и я и он живем в одном доме, но у меня есть собака, а у него никто из животных не живет; и она и я хотим стать фотомоделями, но я люблю миндальные пирожные, а она – мороженое).

Ассоциации
Описание игры: Выбирается водящий, который «задумывает» кого-нибудь из присутствующих здесь людей. Далее все играющие по кругу задают ему вопросы типа: «Если бы это было дерево (дом, цветок, погода, занавески, книга, собака…), то какое?»

Ведущий думает, стараясь представить себе этого человека, и отвечает, например: «Это был бы дуб, растущий в чистом поле». Все играющие стараются понять, кому же из них подходит это определение. Тот, кто решил, что он догадался, может попытаться назвать задуманное имя. Если он угадал, он сам становится водящим, если нет – пробует кто-то другой.
Игры на развитие доверия.

Эти игры помогают ребятам научиться доверять друг другу, чувствовать настроение другого человека, терпимее относиться к нему.

Слепой и поводырь
Описание игры: участники игры делятся на пары. Один человек закрывает (или ему завязывают) глаза: он – «слепой», второй – его «поводырь». Задача «слепого» – бродить по классу, куда ему вздумается; задача «поводыря» – обеспечить его безопасность, голосом или прикосновениями руководя действиями «слепого», но не отбирая у него инициативы.
Комментарий: задание можно усложнить, предложив «поводырям» не просто следить за «слепыми», но и самим активно участвовать в игре: описать окружающую обстановку; познакомить своих «слепых» друг с другом или с другими «поводырями»; поиграть со «слепыми» в какую-нибудь игру и т.д. Через 5–7 минут «слепые» и «поводыри» меняются ролями.
Обсуждая игру, можно поговорить с учениками о том, как чувствовали себя «слепые» и «поводыри», кому из ребят какая роль была легче. Легко ли было доверять «поводырю»? Что способствовало, а что мешало доверию?

Корабли и скалы
Описание игры: половина играющих – «корабли», половина – «скалы». «Скалы» рассаживаются на полу, «корабли» закрывают глаза и хаотично двигаются по комнате. При приближении «корабля» «скала» издает шипящий звук, с которым «волны накатываются на камень». Цель «скал» – не допустить «кораблекрушение». Потом играющие меняются ролями.

Лабиринт
Описание игры: из стульев и веревок строится некое подобие лабиринта: на площадке примерно 10?10 м хаотично расставляются стулья, между ними на разной высоте натягиваются веревки с таким расчетом, чтобы некоторые можно было переступить, а под некоторые – подлезть. На стульях можно разложить какие-нибудь маленькие предметы или открытки.
Играющие делятся на пары. Один из них должен пройти с завязанными глазами по лабиринту, собирая лежащие на стульях предметы, а второй будет руководить его действиями. Делать это можно с помощью словесных инструкций, подсказывая, куда повернуться, что переступить или откуда взять предмет. Ведущий засекает время, которое требуется каждой паре для выполнения задания. Побеждает пара, справившаяся с заданием быстрее всего.
Комментарий: эту игру лучше проводить на классном часе или после уроков – для нее требуется достаточно много времени.

Ветер в ивах
Описание игры: семь-восемь человек образуют тесный круг, соприкасаясь плечами. Водящий встает в центре круга, закрывает глаза и падает вперед или назад, задача играющих – не просто подхватить человека, но и осторожно передавать его из рук в руки по кругу.
Комментарий: эта игра предназначена для более старших ребят, уже научившихся доверять друг другу. Проводя игру, учитель должен быть уверен, что все ребята адекватно оценивают степень опасности падения.

Падения на руки
Описание игры: человек закрывает глаза и начинает падать назад, на руки товарища. Естественно, партнер должен быть в состоянии удержать его. Проводя эту игру с ребятами, лучше всего пользоваться физкультурными матами.
Комментарий: эта игра похожа на предыдущую – «Ветер в ивах», и к ней относятся те же предостережения. Лучше проводить ее в старшем классе.

Гусеница
Описание игры: для игры понадобятся несколько воздушных шаров – по числу играющих. Ребята становятся в колонну в затылок друг другу, положив руки на плечи впередистоящим. Воздушные шарики зажимаются между животами задних и спинами передних игроков. Дотрагиваться до шариков, поправлять их – нельзя. Передний игрок держит свой шарик на вытянутых руках. Цель игры – пройти таким образом по некому заданному маршруту. На пути можно поставить стулья, натянуть веревки, положить какие-то предметы на пол.
Комментарий: главное, на что учителю стоит обратить внимание, а потом помочь ребятам осознать это в ходе обсуждения: как сами ребята координировали свои действия? Рискнул ли кто-то взять на себя роль лидера, руководителя движения? Что потребовалось от каждого, чтобы удачи достигли все?

Рефлексия
Описание игры: играющие разбиваются на пары. Игра будет проходить в несколько раундов (пять или семь), победитель в каждом раунде получает одно очко. По сигналу ведущего играющие хором начинают произносить по слогам «СА-МО-…». Последним слогом может быть «ЛЕТ», «КАТ», «ВАР», «СВАЛ», «СУД», «ГОН». Задача первого игрока, назовем его «подстраивающимся», понять, почувствовать своего партнера и сказать последний слог одинаковый с ним. Задача второго игрока, «ускользающего», произнести отличающийся слог.
Комментарий: обратите внимание игроков, что произносить последний слог они должны строго одновременно, ориентируясь на анализ тактики игры партнера, а не на звук, вырвавшийся из его уст.

Гомеостат
Описание игры: играющих просят встать в круг, вытянуть вперед руку, сжатую в кулак, и по знаку ведущего выбросить произвольное количество пальцев. Задача: не разговаривая, не перемигиваясь и не используя никаких других способов общения, добиться того, чтобы все играющие выбросили одно и то же количество пальцев. Попытки повторяются произвольное число раз.
Комментарий: гомеостат – это прибор, который используют психологи для изучения групповой совместимости. Можно для тех же целей вместо прибора воспользоваться игрой. Понаблюдав за играющими, учитель сумеет выявить лидеров, под которых подстраивается большинство ребят. Возможно, себя проявят стойкие «одиночки», которые не захотят согласовывать свои действия с другими играющими, или отдельные группировки, успешно решившие проблему внутри своей группы, но не желающие подстраиваться под остальных.

Игры на коллективное решение задач

Умение работать в группе, использовать способности каждого – очень важное качество. Такой стиль взаимодействия – наилучший для решения творческих задач. В процессе работы ребята учатся уважать друг друга, прислушиваться к чужому мнению.

Уменьшить время

Описание игры: играющие встают в круг. Задача – перекидывать друг другу мячик. Мячик должен побывать у каждого игрока только один раз, он не должен касаться пола, одновременно к нему может прикасаться только один человек. Нужно выполнить задание как можно быстрее. Ведущий засекает время. Каждый раз, когда игроки предложат новый способ обмена мячиком, он говорит им: «Вы молодцы, но это можно сделать еще быстрее».
Комментарий: если игроки сложат ладони в форме наклонного желоба (большие пальцы образуют стенки), а последний подхватит мячик внизу, то на выполнение задания уйдут доли секунды.

Фигуры
Описание игры: каждый участник игры берется за веревку, связанную в кольцо; задача – с закрытыми глазами, переговариваясь, построить из этой веревки некую фигуру: более простую, геометрическую – квадрат, прямоугольник, круг, треугольник – или более сложную, требующую согласования внутренних образов – дерево (какое дерево – лиственное, елку?), собаку и т.д.

Комментарий: более сложный вариант: игроки закрывают глаза и не имеют права переговариваться.

Общий брезент
Описание игры: Вся группа должна разместиться (встать) на кусок брезента 2?2 м (можно заменить его бумагой), после каждого хода брезент складывают пополам. Он уменьшается, задание остается тем же. Оказывается, что можно разместиться на куске брезента размером с тетрадный лист: если каждый наступит на него только одним носком, все игроки крепко возьмутся за руки и откинутся назад.
Комментарий: желательно проводить эту игру на чем-нибудь мягком, например на матах.

Переход через болото
Описание игры: играющие – группа исследователей в джунглях Африки. Они подошли к болоту, в котором живет загадочное чудовище. Каждые двадцать минут чудовище появляется из трясины и съедает все живое около болота. Ящики, расставленные недалеко друг от друга, изображают кочки. За двадцать минут «исследователи» должны найти способ перебраться через «болото», перекидывая через «кочки» несколько досок.
Комментарий: это еще одна игра для классного часа или занятий после уроков. Ее можно усложнить тем, что часть играющих «ранены» или «ослепли». Для проведения игры понадобятся несколько невысоких ящиков и досок разной длины.

Несколько мячей

Описание игры: играющие достаточно свободно встают в круг. Задача – перекидывать мячик или игрушку от одного человека к другому так, чтобы он побывал в руках у каждого игрока только один раз. Как только играющие запомнили порядок перебрасывания, ведущий вводит в игру второй мячик. Теперь по кругу идут два мяча. Если ребятам удается поддерживать ритм и не сбиваться, в игру вводится третий мяч.
Комментарий: для этой игры понадобятся несколько небольших мячиков или мягких игрушек. Со сколькими мячами удастся играть вашему классу?

Кубики
Не говоря ни слова, играющие должны вместе построить из кубиков какое-нибудь сооружение. Заранее договариваться о том, что это будет, нельзя.

Упражнение «Построимся»
Описание упражнения:
Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется — нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения

«Пазлы»
Описание упражнения.
Группа делится произвольно на команды по5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды — собрать картинку, как можно быстрее.

Приложение 7

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ф.И.О. ребёнка. 
— Дата рождения. 
— Хобби. 
— Адрес, индекс. Домашний телефон, экстренный телефон соседей или других родственников. 
— Ф.И.О. матери, место работы, должность, рабочий телефон, экстренный телефон. Образование. Хобби. 
— Ф.И.О. отца, место работы, должность, рабочий телефон, экстренный телефон. Образование. Хобби. 
— Состав семьи. Дети до 18 лет и год их рождения. 
— Материальное положение. 
— Жилищные условия. 

Уважаемые родители! 
В интересах более эффективного сотрудничества между ребёнком, родителями и педагогами просим Вас ответить на наши вопросы.

1. Что Вы ожидаете от школы? 
2. Что Вас не устраивает в школе? 
3. Какие черты характера присущи Вашему ребёнку? 
4. Какие индивидуальные особенности требуют особого внимания со стороны учителей? 
5. Какими способностями обладает Ваш ребёнок? 
6. Какими способностями в его возрасте обладали родители? Как оправдалось это в дальнейшем? 
7. Склонность к каким учебным предметам Вы заметили у Вашего ребёнка? 
8. По каким предметам он испытывает затруднения? 
9. Чем любит заниматься Ваш ребёнок в свободное время? 
10. Что Вам нравится в Вашем ребёнке? 
11. Усидчив ли он? 
12. Быстро ли он утомляется? 
13. Самостоятелен ли Ваш ребёнок? 
14. Много ли он читает? Какую литературу предпочитает? Много ли в доме книг? 
15. Что Вы хотите от своего ребёнка? 
16. Что, на Ваш взгляд, ребёнок хочет от Вас? 
17. Испытывает ли Ваш ребёнок трудности в общении? Какие, с кем? 
18. Есть ли у Вашего ребёнка своя комната? 
19. Много ли у родителей свободного времени? 
20. Что в данный момент входит в сферу приоритетных интересов: а)мамы; б)папы? 
21. Нужна ли Вам консультация психолога, по каким вопросам? 
22. Что Вы считаете «хорошим образованием»? 
23. Какую помощь классу, школе Вы могли бы оказать (материальная, ремонт кабинета, проведение мероприятий, оформительская, услуги ксерокса,…)? 

Приложение 8

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА психолого-педагогического  статуса ученика 5-го ___класса ____________________________________

Дата заполнения__________

———————————————————————
Параметры              Требования                          Актуальный уровень
психолого-педаго-    к учащимся с высоким              адаптации
гического статуса    уровнем адаптации
———————————————————————

1. Произвольность психических процессов Умение самостоятельно организовать выполнение учебного задания.  

Сосредоточенность и поддержание внимания на учебной задаче (наблюдение)

2.Развитие мышления Владение приемами понятийного мышления.

Выполнение логических операций:выделение существенных признаков, обощение, классификация, аналогии и др. (психодиагностика).
Систематизация и перенос учебных знаний и навыков с одного явления, учебного предмета на другой (педагогическое наблюдение)

3.Развитие речи Грамотность и богатый словарный запас устной речи. Владение сложноподчиненными конструкциями в письменной и устной речи, связность речи (наблюдение,психодиагностика)

4.Развитие тонкой моторики Понятность, аккуратность письма (при наличии данной проблемы — работать с педагогом)

5.Умственная работоспособность и темп учебной деятельности Способность работать в одном темпе со всем классом (психодиагностика, наблюдение).

6.Мотивационная сфера Позитивное отношение к школе.
Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности.
Ориентация на самостоятельное получение знаний.
Понимание смысла»учение для себя» (психодиагностика, наблюдение)

7.Особенности поведения Поведенческая саморегуляция: умение сдерживать непроизвольные эмоции  и желания, принятие и соблюдение классных
и школьных социальных и этических норм(наблюдение).

8.Особенности общения со сверстниками Способность к установлению дружеских отношений и их поддержанию.
Принятие коллективом класса (социометрия)

9.Особенности общения  с педагогами Способность самостоятельно установить адекватное взаимодействие с педагогом

10.Эмоциональное состояние Адекватность переживаний,   школьная и личностная тревожность в норме, эмоциональная устойчивость (наблюдение, психодиагностика)

11.Отношение к себе Позитивная Я-концепция, устойчивая адекватная самооценка (психодиагностика)


Примечание. Данная карта заполняется на каждого ученика 5-х классов; участие в заполнении карты принимают также классные руководители, учителя-предметники, психологи, социальные педагоги. Карта должна находиться у сотрудников социально-психологической службы. Она служит основанием для подготовки соответствующих рекомендаций для каждого ученика.

Использованная литература

1. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н.А.Алексеевой.- М.: ТЦ Сфера, 2001
2. Мир детства. Подросток./ Под ред. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1982
3. Максимович О. Советы на весь год.// Учительская газета, № 35, 29 августа 2000 г.
4. Низова А. Трудный подросток.// Календарь для родителей

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here