Урок русского языка во 2 классе Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №
39» г. Рязани Майс Галина Брониславовна
Тема: Обобщение и систематизация изученного по орфографии («Теперь я знаю и умею»)
Цель: формирование у учащихся целостного представления о слове как важнейшей единице языка.
Задачи:
— тренировать учащихся выполнять различные виды анализа слов;
— обобщить знания, имеющиеся у детей, по решению орфографических задач;
— развивать мышление;
— прививать любовь к русскому языку.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (автор М.С. Соловейчик); карточки со словами и схемами; слова для физкультминутки; карточки-опоры.
Ход урока:
Деятельность учащихся | ||||||||
1 этап. Организация — Отрывок из стихотворения С. Данилова
Щедрое народное наследство – Я люблю красивый наш язык, Ведь на русском говорю я с детства, Словно к матери к нему привык. Жизнь идет, словарь опережая. (Сколько новых дел, событий, чувств!) Мысль свою на русском выражая, Я у предков многому учусь. Навсегда вошли без перевода Русские хорошие слова В речь и душу каждого народа На правах духовного родства. Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей Вселенною знаком – Это потому, что я владею Русским всеохватным языком.
— Девиз урока: Быть грамотным стремись и впросак не попадись.
— Как вы понимаете, что значит быть грамотным? |
Читают наизусть стоя по рядам, последний абзац все вместе.
Проговаривают хором.
Отвечают: уметь правильно говорить, писать, думать, мыслить. | |||||||
2 этап. Сообщение темы урока
— Ребята, мы уже многое знаем и умеем по русскому языку? — Как вы думаете, все ли вы знаете? А умеете? — Прочитайте заголовок в учебнике на стр.119 — О чем пойдет разговор на этом уроке? — Сегодня на уроке мы подведем итог того, что знаем, а может быть, узнаем что-то новое. |
Отвечают на вопросы учителя. | |||||||
3 этап. Работа по теме урока.
1. Обобщение знаний и умений. — Авторы нам подсказывают, что мы уже можем знать и уметь на сегодняшний день. Упр.572. Прочитайте план. — Да, мы этому учились (открываю на доске).
План.
Предлагает ответить на вопрос: — Что же я знаю, а что умею по каждому пункту. По ходу на доске появляется схема.
|
Читают про себя.
Читают все вместе хором. | |||||||
| ||||||||
— Как вы думаете, что скрывается под последней карточкой? — Вы сказали, что мы умеем видеть некоторые орфограммы. Значит еще много того, что мы не знаем и поэтому вынуждены писать с «окошками». Изучая русский язык, мы будем узнавать много нового, чтобы стать… грамотными людьми (обратиться к девизу урока).
— Действительно ли мы этим владеем? — Попробуем доказать.
2.Работа со словом «записка». — Послушайте внимательно и скажите, что я вам сейчас прочитаю. Мама! Я во дворе с ребятами. Приду в 18 часов. Сергей. — Умеем ли мы писать записки? — Из каких частей состоит записка? — Для чего пишут записки? В каких случаях? Обобщает: — Значит, записки писать важно. Важно писать их как? (грамотно, по правилам русского языка; обратиться к девизу урока).
Предлагает попробовать подробно рассказать о слове записка, используя план. — Читаем 1-ый пункт.
— Читаем 2-ой пункт.
— Читаем 3-ий пункт. | Высказывают свое мнение.
Отвечают.
Слушают. Отвечают.
Отвечают на вопросы учителя.
Читают хором. Отвечают: Записка – это листок бумаги с записью, коротенькое письмо. Читают хором. Выполняют звукобуквенный разбор (1 учащийся у доски с объяснением, остальные – в тетради). Читают хором. Разбирают слово «записка» по составу. В помощь опорная карточка.
| |||||||
4 этап. Физкультминутка. (слова на стенах) — Вертикальная стойка. 1. — Найдите и почитайте слово, у которого такой же состав, как у слова «записка». — Найдите однокоренное слово. — Найдите слова, которые подходят к схемам:
2. Упражнение на внимание (показывает учитель).
Будь аккуратен Забудь лень, Делай зарядку Каждый день. |
Встают.
Отвечают. Доказывают. Слова: цветы, переход, радость, прогулка, надпись, березка.
Выполняют.
Проговаривают все вместе. | |||||||
— Читаем 4-ый пункт.
— Можно ли по-другому доказать выбор букв в приставке? — Записка – это когда я делаю… что? (запись).
Обобщает. — Некоторые приставки можно проверять. Большинство приставок мы запоминаем написание или проверяем по словарю, хотя некоторые приставки можно проверить одноприставочным словом.
— Со словом мы поработали, но оно чаще всего существует не само по себе, а в предложении. Поэтому следующее задание: составьте и запишите предложение с этим словом 1 ряд – повествовательное; 2 ряд – вопросительное; 3 ряд – побудительное (с просьбой или требованием). — Охарактеризуйте предложение по цели, по интонации. Проверяем по рядам. — Мы уже писали записки маме, товарищу, другу (зачитывает 2-3 записки). | Читают. Выполняют по памятке. Доказывают. Памятка.
Предполагают.
Записывают слово «запись». Делают вывод: смогли подобрать проверочное слово.
Проговаривают новое слово.
Самостоятельно составляют и записывают предложение.
Характеризуют. Зачитывают составленные предложения.
Узнают свои записки.
| |||||||
5 этап. Домашнее задание. Стр.119 упр.573 — Прочитайте задание про себя. — Какие затруднения у вас могут возникнуть? |
Читают. Отвечают. Разбирают. | |||||||
6 этап. Блиц-опрос. — Если согласны + ; нет — . 1. Корень в однокоренных словах пишется одинаково. 2. Предлоги пишутся со словами отдельно. 3. Изменяемая часть слова – это приставка. 4. Суффикс стоит после корня. 5. Приставка стоит перед корнем. 6. Для образования новых слов служит приставка, суффикс. 7. Для связи слов в предложении служит корень. 8. Я умею решать орфографические задачи в корне слова. |
Выполняют задание.
Сверяют свои ответы с образцом на доске: + + — + + + — + | |||||||
7 этап. Итог. — Скажите себе сами мысленно, в чем сегодня продвинулись, в чем удостоверились, в чем потренировались, в чем убедились; что вы это знаете, а может быть узнали сегодня что-то новое. — Закончим урок четверостишием.
— Какая же награда вас ждет? (обратиться к девизу урока) |
Проговаривают про себя мысленно.
Читают все вместе стоя с доски. Учите русский – годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждет великая награда, И та награда – в нем самом. Отвечают: стремимся стать грамотными людьми. |