Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №305
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Программа внеурочной деятельности
« Курение – опасная ловушка»
для 6 класса
(на 1 год реализации)
Автор-составитель программы:
Павлова Гузелия Гайнельбаяновна –
учитель математики
ГБОУ СОШ №305 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2014
Пояснительная записка
Срок реализации программы – учебный год. Исполнители – учащиеся 6 класса
Антиникотиновая тематика вполне оправдана в 6 классе. Именно в этом возрасте курение приобретает характер «эпидемии», которая может охватить классный коллектив. В подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние сверстников. Поэтому
профилактика курения должна учитывать эту особенность подростков. По мнению психологов, потребность в одобрении товарищей чаще всего и является главной причиной курения в этом возрасте.
Преодоление группового давления при вовлечении подростка в курение является основной в этом возрасте, а разъяснительная работа носит только вспомогательный характер.
Наиболее эффективными формами профилактики курения в подростковом возрасте ученые считают проведение дискуссий и ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с курением и давлением сверстников.
Ожидаемые результаты:
-
формирование определенного круга знаний о вреде табакокурения
-
формирование умения регулировать эмоциональное состояние и контролировать свое поведение
-
формирование и укрепление здоровых установок – неприятие табакокурения, понимание употребления табака как угроза здоровья, социального благополучия, установка на отказ от курения
-
развитие коммуникативных способностей учащихся
Цели:
-
способствовать в образовательной среде условий для формирования у подростков убежденности в выборе здорового образа жизни, вреде табакокурения, осознанного отказа от употребления табака, формирования здорового и безопасного образа жизни
-
создать благоприятные условия для приобщения подростков к общественно-полезной деятельности путем участия в работе, направленной на снижение уровня потребления табака в социальной среде
Задачи:
-
формировать и развивать убеждения в выборе здорового образа жизни, вреде табакокурения, осознанного отказа от употребления табака
-
формировать и развивать ценности здорового и безопасного образа жизни
-
формировать и развивать у подростков умение принимать осознанные и ответственные решения в ситуации выбора
-
активизировать профилактические ресурсы семьи, привлекать родителей подростков к участию в акциях
-
обучить навыкам социального проектирования общественно-полезной деятельности путем участия в работе, направленной на снижение уровня потребления табака
План работы:
а) Информационный блок о вреде курения.
б) Интерактивная беседа «Причины курения».
в) Выработка общего мнения о том, что такое курение.
г) Участие в городской профилактической программе «Соревнование классов, свободных от курения»
д) Проведение акций (игра, выставка рисунков, информационный лекторий, раздача листовок и т.п)
е) Составление отчета о проведенных акциях.
ж) Подведение итогов (рефлексия).
Отчет о проведенной акции « Я выбираю здоровый образ жизни!»
6 «А» класс школа №305
Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга
Акция «Мы выбираем здоровье!» была проведена среди учеников 2 класса в форме игры.
Двум соревнующимся командам было предложено выполнить задания, связанные со здоровым образом жизни.
Акцию подготовили и провели: Науменко Владимир, Морин Алексей, Павлов Антон, Дмитриева Ирина, Сайфутдинова Маргарита, Чалкина Татьяна, Смирнова Василиса.
Цели и задачи мероприятия:
-
формирование у учащихся негативного отношения к курению средствами игротерапии;
-
формирование у детей привычки здорового образа жизни, ответственного отношения к здоровью;
-
закрепление ранее полученных знаний по сохранению и укреплению здоровья;
-
воспитание бережного отношения к здоровью;
-
формирование навыков коллективного поведения;
-
сплотить коллектив через участие в совместной деятельности;
-
способствовать развитию личных качеств учащихся.
Дети активно участвовали во всех конкурсах и остались довольны проведенной игрой.
Учитель и классный руководитель 2 «Б» класса Иванова Ольга Леонидовна положительно оценила данное мероприятие, поблагодарив ребят, организовавших игру.
Куратор класса: Павлова Г.Г.
Ход мероприятия
Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие участники.
Мы хотим, чтобы вы были развитыми в физическом и духовном отношении, целеустремленными, жизнерадостными людьми. Хочется, чтобы юное поколение, наше будущее, научились укреплять свое здоровье, и в этом деле нет мелочей.
Итак, сегодня речь пойдет о здоровом образе жизни.
Два учащихся читают:
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»
Если делаешь зарядку,
Если кушаешь салат
И не любишь шоколадку –
То найдешь здоровья клад.
Если мыть не хочешь уши
И в бассейн не идешь,
С сигаретою ты дружишь –
Так здоровья не найдешь.
Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам.
Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,
Быть здоровым постараться.
Это только нужно нам!
Сегодня мы с вами проверим, насколько хорошо вы знаете правила здорового образа жизни.
Сейчас разделитесь, пожалуйста, на две команды. Придумайте название и выберите капитана.
№ 1.«Разминка»
Ведущий предлагает капитанам выбрать лепесток от цветика – семицветика. На этих лепестках – задания для «разминки». На листке написано название вида спорта.
Одна команда показывает пантомиму, другие разгадывают, что за вид спорта был показан.
№ 2.Игра «Чудесный мешочек».
Здоровый образ жизни – это конечно же соблюдение правил личной гигиены. О некоторых предметах личной гигиены мы с вами и поговорим в загадках.
Загадки:
-
Мудрец в нём видел мудреца.
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нём видела овца, А обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели Федю Баранова
И Федя увидел неряху лохматого.
(зеркало)
-
Целых 25 зубов
Для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
(расческа)
-
Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит,
Она станет чище.
(щётка)
-
Гладко, душисто,
Моет чисто,
Нужно, чтоб у каждого было,
Что, ребята?
(мыло)
№ 3. Игра «Знаете ли вы себя?»
Закрепить знания детей, как устроено тело (организм) человека, и назначение работы различных органов.
Вопросы:
— что в человеческом теле встречается всего один раз? (Тело имеет одну голову, одну шею, один живот. Голова имеет одно темя, один затылок, одно лицо…);
— что в человеческом теле встречается два раза?(Голова имеет два виска, два уха…);
— что встречается у человека четыре раза?(Голова имеет четыре века, четыре ряда ресниц, на ногах и руках по четыре больших пальца…);
— что у человека встречается десять раз?(Руки и ноги имеют по 10 пальцев);
— что встречается у человека двадцать раз?(20 пальцев на руках и ногах, 20 ногтей);
Что встречается у человека двадцать четыре раза?(скелет имеет 24 ребра);
— что встречается в человеческом теле тридцать два раза?( у человека 32 зуба).
№ 4. Лекторий.
Вы большие молодцы. Теперь мы можем сделать вывод, что двигательная активность. Занятия физкультурой и спортом, положительные эмоции – это компоненты здорового образа жизни.
А какие факторы плохо влияют на здоровье человека?
Верно, табакокурение!
Табакокурение часто относят к вредным привычкам, а ведь это одна из опасных болезней, называемая химической зависимостью. Согласно мировой статистике, ежегодно из числа курильщиков преждевременно умирают около 2,5 млн. человек. В табачном дыме около 400 компонентов, 40 из которых имеют канцерогенный эффект, т.е. способны вызвать раковые заболевания.
Очень вредно курение для детей и подростков, юношей и девушек. Ведь именно в подростковом возрасте окончательно формируется организм, который должен служить всю жизнь. Курение опасно не только для самого курильщика, но и для окружающих его людей. Так называемое «пассивное курение», когда человек вынужден вдыхать дым, находясь в прокуренном помещении, оказывает на организм такое же отрицательное воздействие, как и собственно курение.
№ 5. Инсценировка.
Два учащихся читают стихотворение Д. Бершадского, причем после выступления 1 ученика трое ребят изобразили и озвучили органы, которые отравляются в результате курения.
-
1 ученик:
Мое имя – сигарета,
Я красива и сильна.
Я знакома с целым светом,
Очень многим я нужна.
Мозг и сердце я дурманю
Молодым и старикам.
Скажем прямо – слабакам.Сердце:
Мне так плохо, я так устало,
И нет уж больше сил стучать.
Наверное, жить осталось мало…
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода.
Меня так душит никотин.
А этот яд непобедим.
Мои сосуды кровяные –
В дыму сгорают день за днем,
И если вы нас нe спасете
Мы от куренья пропадем!Легкие:
Ой, мы бедные, сожженные совсем,
Мы хотим спросить вас люди:
«А вы курите зачем?»
Нас полоний отравляет,
Никотин нам – страшный яд.
Наши бронхи он сжигает.
Кто же в этом виноват?
По утрам ужасный кашель
Раздирает горло в кровь.
Кто же нам теперь поможет,
Чтобы стать здоровым вновь?Головной мозг:
Иссушил меня проклятый злодей.
Нету больше светлых идей.
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет поменял.
Я теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок,
И внимания, и памяти нет –
Все от этих проклятых сигарет.2 ученик:
Запомни – человек не слаб.
Рожден свободным. Он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам дорогу к свету
И, презирая сигарету.
Не стану ни за что курить.
Я – человек! Я должен сильным быть!»
Здоровье — важнейший фактор нашей жизни, в большинстве болезней виноваты не природа и общество, а только сам человек. Чтобы быть здоровым, необходимо заботиться о своем здоровье, укреплять его, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.
№ 6. Подвижные игры.
И сейчас мы вас приглашаем на правильный активный отдых – поиграть!
Учащиеся 6 «А» класса проводят подвижные игры для учеников 2 класса.
Игры:
-
Третий лишний.
-
Кошки-мышки.
-
Ручеек.
Наше мероприятие подошло к концу. Пусть каждый из вас будет весел и здоров. Всем, большое спасибо и удачи!
Отчет о проведенной акции « Курить – здоровью вредить!»
6 «А» класс школа №305
Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга
Цели и задачи:
-
приобретение учащимися опыта самостоятельной работы в продвижении идеи здорового образа жизни;
-
профилактика курения среди подростков;
-
привлечение общественного внимания к проблеме курения среди детей и подростков;
-
создание в подростковой среде менталитета, основанного на потребности в здоровом образе жизни.
Участники акции:
акция проводилась для учащихся 4-8-х классов, в форме информационного лектория с использованием презентации провели акцию учащиеся 6-го “А” класса, участники городской профилактической программы “Соревнование классов свободных от курения”.
Ведущий:
Добрый день! Сегодня мы проводим акцию “Курить — здоровью вредить!”
К сожалению, в детской среде сейчас распространено курение. Красиво глотая дым, подростки часто не задумываются над тем, на сколько далеко они зашли в этом своем “увлечении”. Мы предоставляем вам возможность подумать: “Курить – это хорошо или плохо? Чем опасно курение?” и решить: “Нужно ли мне это? Может быть всё-таки вести здоровый образ жизни?”
Сейчас мы посмотрим презентацию и ученики 6 «А» класса проведут информационный лекторий: расскажут о компонентах здорового образа жизни, а также о факторах негативно влияющих на здоровье человека, в том числе о вреде курения, заболеваниях курильщиков, а также о пассивном курении. После чего каждый для себя решит: « Нужно ли мне это?»
Только здоровый человек имеет хорошее настроение, все успевает, у него все получается. Каждый человек должен стремиться быть здоровым, должен укреплять свое здоровье, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. Выбор за тобой!
Куратор класса: Павлова Г.Г.
Отчет о проведенной акции « Мы против курения!»
6 «А» класс школа №305
Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга
Цели и задачи:
-
формирование у детей и подростков позитивного отношения к жизни;
-
профилактика курения и негативных явлений в подростковой среде и пропаганда здорового образа жизни;
-
повышение социальной активности детей и подростков, создание условий для их самореализации;
-
привлечение внимания общественности к проблеме укрепления нравственного здоровья учащихся;
-
использование возможностей новых компьютерных технологий как реального эффективного инструмента творчества и познания.
Мы хотим, чтобы все были развитыми в физическом и духовном отношении, целеустремленными, жизнерадостными людьми. Хочется, чтобы юное поколение, наше будущее, научились укреплять свое здоровье, и в этом деле нет мелочей.
В рамках городской профилактической программы « Соревнование классов против курения» учащимися 6 «А» класса был проведен конкурс рисунков «Мы против курения!» В акции приняли учащиеся 6 и 8 классов. Были представлены рисунки различной техники исполнения, а также листовки выполненные с применением компьютерной графики. По результатам акции можно сделать вывод, что для ребят тема актуальна. Выставленные работы вызвали большой интерес у остальных учащихся. Ребята своими работами призывают старших товарищей, а также своих сверстников отказаться от вредной привычки. В своих рисунках они отразили вред, который может нанести здоровью курение.
Мы против курения присоединяйтесь!
Куратор класса: Павлова Г.Г.
Отчет о проведенной акции « Скажи «нет» курению!»
6 «А» класс школа №305
Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга
Цели и задачи:
-
приобретение учащимися опыта самостоятельной работы в продвижении идеи здорового образа жизни;
-
профилактика курения среди подростков, молодежи и взрослого населения;
-
привлечение общественного внимания к проблеме курения среди детей, подростков и молодежи;
-
воспитание активной жизненной позиции
Участники акции:
акция проводилась учащимися 6-го “А” класса на улицах нашего района и предназначалась для жителей нашего города.
Были распечатаны листовки антитабачного содержания, которые рассказывали о вреде курения. Реакция взрослого населения была в большинстве случаев адекватной и доброжелательной, листовки охотно брали и тут же знакомились с её содержанием. Многие останавливались и оказывались участниками акции: «Обменяй сигарету на жевательную резинку!» Дети почувствовали свою значимость, самостоятельность и причастность к чему- то очень важному, получили положительные эмоции.
Здоровый образ жизни становится все более популярным как среди подростков так и среди старшего поколения, однако очень многое зависит от самого человека, от того, как он относится к себе, к своему будущему. Положительные эмоции тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта. Желаем вам больше положительных эмоций и добрых дел!
Куратор класса: Павлова Г.Г.
Литература,
которую можно использовать при проведении
занятий по профилактике табакокурения
-
Безруких М.М., Макаева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. – М.: «Вентана-Граф», 2002.
-
Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьника – М.: «просвещение», 1992.
-
Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. – М.: «Вако», 2008.
-
Лисицын Ю.П., Радбиль О.С., Комаров Ю.М. Когда привычка приводит к болезни. – М.: «знание», 1986.
-
Макеева А.Г. Не допустить. Разумный выбор. – М.: «Просвещение, 2003.
-
Не бери сигарету! Рекомендации для подростков. – Ч., 1985.