Конспект урока устной речи
для учащихся 6 класса,
имеющих сложную структуру дефекта.
Разработала: Глазырина Елена Борисовна
Место работы: ГКС(к)ОУ «Волжская С(к)ОШ»
Должность: учитель
Тема: «Составление диалога с опорой на данную ситуацию».
Цель: уточнить и закрепить представление о диалогической речи, тренировать умение составлять диалоги с опорой на данную ситуацию.
Задачи:
— продолжать формировать представление о диалоге, тренировать умение пользоваться диалогической речью, развивать коммуникативные навыки учащихся;
— упражнять учащихся в составлении диалогов по ситуации, предложенной учителем;
— развивать умение отбирать лексический материал для участия в диалоге по предложенной ситуации;
— развивать и корригировать связную устную речь, аналитико-синтетическую функцию мышления; умение устанавливать логические связи;
— воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, формировать и развивать умение работать в паре.
Тип урока: формирования и закрепления знаний.
Оборудование: текст диалога, разрезанный на предложения;
индивидуальные карточки, опоры, проектор, ноутбук.
Ход урока.
-
Организация начала урока.
Приветствие. Рапорт дежурного.
-
Сообщение темы урока. Определение целей и задач урока.
— Сегодня на уроке мы будем составлять диалоги.
— Какая же цель урока?
— Составить диалог.
-
Актуализация знаний учащихся.
Работа с деформированным диалогом.
— Перед вами на доске предложения. Прочитайте их. Понятно о чем идет речь? (нет)
— Что нужно сделать, что бы нам стало понятно? (расставить по порядку)
— Приходи ко мне завтра на день рождения.
— Конечно, приду. Во сколько?
— В пять часов вечера.
— Хорошо. До завтра.
— Я буду ждать. Пока.
Один ученик работает у доски, остальные на местах выполняют такое же упражнение.
— Что же получилось? Как можно назвать этот вид речи? (диалог)
— Какова тема этого диалога?
— Что такое диалог? (определение)
— Из чего состоит диалог? (из реплик)
-
Формирование и закрепление знаний.
Прочитайте два текста и определите где здесь диалог?
— Таня, можно взять твой карандаш? — Конечно. Какой тебе нужен? — Мне нужен синий карандаш. — Пожалуйста. — Спасибо. |
Просмотр видеосюжета.» Винни Пух идет в гости»(отрывок)
— Узнали мультфильм?
— Какую речь используют герои мультфильма?
— Назовите участников диалога.
— О чем они разговаривают.
В каких ситуациях вам может понадобиться диалогическая речь?
(в магазине, на почте, в аптеке, в больнице…)
Составление и участие в диалоге с учителем.
Вы заболели, у вас поднялась температура, а дома никого нет. Нужно вызвать врача.
Ситуация разбирается пошагово.
Что нужно сделать сначала? После этого? Затем? И в конце?
Сначала поздороваться. Потом ответить на вопросы.
Музыкальная физминутка
Диалог разыгрывается между двумя учениками. Ученик, выступающий в роли работника поликлиники, читает карточку с подготовленными вопросами.
— Здравствуйте. Детская поликлиника слушает.
________________________________________
— Назовите фамилию, имя, год рождения больного.
___________________________________________
— Назовите адрес.
__________________________________________
— Есть ли у вас домофон?
__________________________________________
— На что жалуетесь?
__________________________________________
— Ждите, врач будет в течение дня. До свидания.
Составление диалогов с опорой на ситуацию.
Работа в парах.
Учащимся предлагается выбрать карточку с предложенной ситуацией и совместно составить диалог…
Участники диалога: продавец и покупатель. Покупателю нужно купить хлеб.
Участники диалога: покупатель и аптекарь. Покупателю нужно купить витамины.
Итоги урока. Выставление оценок.
Домашнее задание. Составить диалог по ситуации на приеме у врача (парами).