Психологическая характеристика 2 «А» класса

Психологическая характеристика и методы получения информации

Психолого – педагогические выводы

1. Общие сведения о школе, классе:

1. Классный кабинет. В кабинете присутствуют: доска, парты, стулья, умывальник, зеркало, лампы дневного света для освещения всего кабинета и доски, кресла, шкафы, стол учителя. В целом материальная база достаточная для получения необходимых знаний, в школе есть оборудованный спортивный зал, музыкальный кабинет, кабинет информатики и др. специализированные кабинеты. Для обучения в школе также используется ИКТ. Есть помещения для групп продленного дня, столовая,школьный музей и теплица.

2. Санитарно – гигиеническое состояние школы и класса соответствует нормам и требованиям СанПина.

3. Данный коллектив образовался 1.09.09г. Существует в таком составе 2й год. Смены классного руководителя не было. С сентября 2010г. в классе произошло распределение основных учебных предметов на 2х учителей: Брощук А.Р. (русский язык, окружающий мир,чтение, краеведение, труд); Большакова А.А. (математика). По физкультуре, иностранному языку, музыке, ИЗО с первого класса отдельные учителя.

4. На момент 1.12.2010г. во 2 «А» классе обучается 25 человек. Из них 12 мальчиков, 13 девочек. Класс однороден по возрасту. Возраст детей 8-9 лет. Второгодников и новых учащихся в классе нет.

5. Социальное положение родителей стабильно.

В классе есть девочка сирота — Таня Зинина, она находится под опекунством бабушки. У нее созданы все условия для всестороннего развития личности, для учебы. В классе только 7 человек имеют братьев или сестер. Остальные учащиеся в семье единственные дети..

Методы исследования:

1. Наблюдение

2. Беседа с учителем

3. Анализ документации

Перечисленные факторы благоприятно влияют на развитие классного коллектива (материальная база школы и класса, санитарно – гигиеническое состояние школы и класса.) Также положительное влияние оказывает неизменность классного руководителя и отсутствие кардинальных изменений класса. За партами сидят девочка с мальчиком, что способствует более лучшему общению и пониманию между детьми разных полов. То, что со 2го класса произошло разделение основных предметов на 2х учителей, у детей сильных эмоциональных переживаний не вызвало. Это способствует повышению уровня самостоятельности у млад. школьников и в дальнейшем более легкую степень адаптации при переходе на следующую ступень образовательного процесса, где наблюдается появление большего количества учителей, которые имеют разные требования к своим предметам.

2. Официальная структура класса:

1. Актива класса нет.

2. Распределение обязанностей между учащимися производиться равномерно: дежурство по школе и классу, уборка. поливка цветов, раздача тетрадей. Лидеры в классе: Лиза Петроченко, Марк Косидеев.

3. Эти дети пользуются авторитетом у других, с успехом выполняют различные поручения,ответственны, инициативны, обладают хорошими организаторскими способностями, из–за лидерства отношение с одноклассниками не портится.

Методы исследования:

1. Наблюдения

2. Анализ документов

3. Беседа с учителем, отдельными учениками.

Так как обязанности между учениками распределены равномерно, то споров и конфликтов из-за этого в классе нет. Лидеры подобраны правильно, так как они активны, ответственны, инициативны, также они успешны в учебной деятельности.

3. Неофициальная структура класса:

1. Межличностные отношения в классе на среднем уровне, т.к. коэффициент сплоченности класса средний — 64%. Во 2 «А» классе присутствуют 3 уровня социометрического статуса. Изолированных в классе нет

2. В классе есть 4 микрогруппы (выводы по микрогруппам в социметрии).

3. Микрогруппы и их лидеры взаимодействуют друг с другом хорошо. Неофициальные лидеры имеют небольшое влияние на клас — они организованы, хорошо успевают в учебе, творческие личности. Могут вести за собой класс.

4. Изолированных в классе нет.

5. Мальчики и девочки активно взаимодействуют, отношение хорошее.В мальчиках и девочках воспитывают правила поведения и отношения друг к другу.

Методы исследования

1. Социометрия

2. Наблюдение

3. Беседа

Авторитет лидеров основывается на успехе выполнения различных поручений, ответственности, инициативности. В классе отрицательных лидеров и группировок нет.

4. Психологический климат класса:

Эмоциональный климат в классе доброжелательный. Класс достаточно активный. Дружно и ответственно подходят к поставленным задачам. Радуются успехам друг друга. Класс эрудирован и интеллектуально развит. В классе есть традиция – поздравлять с днем рождения. Конфликты в классе наблюдаются, но классный руководитель умело их разрешает на начальных этапах.

(см. методики «Цветопись»)

5. Коллектив учебной деятельности:

1.Средний балл по предметам: математика-4,08; русский — 4,12; чтение — 4,6; окружающий мир — 4,44; труд — 4,84; ИЗО-4,68;ин.яз-4,16, физич.культура-4,8; музыка-5.

К разным предметам учащиеся относятся по-разному. Больше всего им нравится чтение, окр.мир. труд, ИЗО, физ-ра, музыка — потому что это вторческие предметы, на которых можно себе чего-то больше позволить. высказать свое мнение, показать свое «Я». Русский язык, математика и ин.язык — основные уроки. которым уделяется больше времени и на них нужно быть точными. Ошибки возникают из-за невнимательности, неусидчивости.

2. Учителя мотивируют детей для получения знаний с помощью различных приемов. Учебный материал преподносится качественно и на доступном уровне. Степень познавательного развития у детей на высоком уровне. Взаимоотношения между учениками и учителем очень добрые и доверительные. Ребенок четко знает к кому он может обратиться с любым возникшим вопросом.

3. На первой неделе практики наблюдалась частичная дезорганизация класса. Это вызвано тем, что это была первая неделя обучения после каникул. В дальнейшем проблемы с дисциплиной возникали редко (иногда на последних уроках, т.к. уставали к концу дня и у детей с гиперактивностью). Это связано с тем, что учащиеся были заинтересованы новым видом обучения (уроки стали проводиться студентами-практикантами). К выполнению домашних заданий все ученики относились ответственно.

4. Внимание учащихся на уроках к учебному материалу привлекалось за счет интересных и доступных форм подачи (ИКТ, стихи.загадки), так же за счет физкультминуток, которые проводились своевременно (ориентировались на детей).

5. Стимуляция мыслительной активности и мотивации школьников к обучению проводилась регулярно (ежедневно и на каждом уроке). Это происходило путем применения большого количества наглядного материала, презентаций, интересной и доступной информации для восприятия младшими школьниками, за счет использования различных форм работы в классе (индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, коллективная), логических задач, путем постановке проблемных вопросов и создания проблемных ситуаций. Так же происходила мотивация детей на самостоятельное выведение правил и выводов, аргументируя и доказывая их. В случае затруднений всегда детям давались наводящие вопросы. Эти приемы способствуют активному развитию мыслительных процессов и логического мышления. Так же на уроках у каждого ребенка есть возможность высказать и обосновать свою точку зрения, что тоже немаловажно для повышения их мыслительной активности и мотивации к обучению в целом.

6. Взаимопомощь в классе присутствует. Более успевающие ученики помогают тем, кому трудно, не только по учебе, но и в других вопросах.

7. Ученики класса любят читать книги. Читают: художественную литературу, детские журналы, энциклопедии, также читают фантастику (в современном мире, некоторые дети без нее не могут).

Методы исследования:

1. Наблюдение

2. Беседа

3. Анализ документации

Путь к формированию положительного отношения к обучению идет хорошо, т.к. подаются знания в интересной форме, присутствуют на уроках физкультминутки, которые помогают детям немного отдохнуть и приступить к дальнейшей учебе.

Трудность в обучении некоторых учеников состоит в том, у одних математический склад ума, у других — гуманитарный. а так же в том, что они не могут усидеть на одном месте долго, из – за этого идет рассеивание внимания. Чтобы этого не было, надо пытаться больше взаимодействовать с этими учениками в течение уроков.

6. Коллектив в трудовой, общественной и внеурочной деятельности:

1. Ученики 2 «А» класса принимают активное участие в общественно – полезной деятельности школы и класса. Они посещают субботники на пришкольной территории, это говорит о том, что дети любят природу и оберегают её. Так же осуществляют помощь классному руководителю в дежурстве по классу (в столовой), оформлению и украшению кабинета. Помогают родителям в домашних делах.

2. Ежедневно учащиеся выполняют дежурство по кабинету, в соответствии с графиком. Так же осуществляют помощь учителю в подготовке кабинета к урокам.

3. Всеми трудовыми навыками владеют в хорошей степени. Ленивых и безинициативных детей нет.

4. В общественных делах школы и класса принимает участие весь класс. Любой вид работы выполняют с удовольствием.

5. Большинство учащихся класса занимаются в спортивных секциях, посещают занятия по хореографии, рисованию, так же посещают музыкальную школу. Занятия проводятся во внеурочное время.

6. Школьники принимают активное участие в спортивных видах деятельности, как в школе, так и за её пределами. Показывают хорошие результаты. Настя Матвеева выиграла соревнования по танцам — 1место, золотая медаль, Азиз Гасымов также танцует, только в коллективе. Их коллектив также занял первое место.

Методы наблюдения:

1. Наблюдение

2. Беседа

3. Анкетирование

Внеучебные интересы у младших школьников формируются путем их добровольного привлечения к жизни школы и класса. Так же за счет высокой развитости познавательного интереса у детей есть мотивация заниматься другими видами внеучебных занятий. Особых трудностей в воспитании у школьников трудовых навыков, общественных интересов не возникало.

7. Преобладающие социально – психологические явления в классе:

Учащиеся 2 «А» не во всем, но подражают лидерам класса (лидерам микрогрупп). Они подают классу хороший пример. Не смотря на наличие микрогрупп в классе все дети взаимодействуют друг с другом. В данном коллективе может сформироваться положительная личность. Класс так же оказывает хорошее влияние на лидеров.

В классе есть соперничество между двумя девочками-Лизой Петроченко и Настей Александровой. Обе хорошо учатся и соперничество происходит на уроках, одна пытается показать другой, что больше знает. Также внимательно оглядывают друг друга, когда приходят в школу: в какой одежде, с какой прической.

Методы исследования:

1. Наблюдение

2. Беседа

Самое главное в соперничестве девочек. это то, что классный руководитель не выделят их. Спрашивает и ту и и другую одинаково. Можно поговорить с ними о том. что в школе они одинаковый,а кто в какой одежде приходит неважно. Но для детей в таком возрасте это как раз и является важным. Посадив девочек за одну парту, мы добились того, что они начали понимать друг друга и уважать мнение одноклассницы.

8. Личность учителя и его влияние на коллектив:

Общая характеристика:

Брощук Александра Рудольфовна. Имеет 20 лет педагогического стажа работы в качестве учителя начальных классов. Окончила ВУЗ по специальности «Учитель начальных классов» с дополнительной специальностью старшая пионервожатая. Уровень общей культуры у Александры Рудольфовны высокий. Она обладает хорошими организаторскими способностями. Умело использует знания по психологии. При общении с детьми придерживается демократического стиля общения. Завоевала авторитет и любовь детей. Умеет хорошо руководить классом с помощью различных форм и методов. Александра Рудольфовна относится доброжелательно ко всем учащимся класса, никого не выделяя. Так же наблюдается доброе положительное отношение к коллегам и студентам, что немаловажно для установления взаимопонимания. Отсюда хорошее отношение к Александре Рудольфовне, как со стороны детей, так и со стороны коллег, студентов. Оказывала всевозможную помощь, была внимательна к практикантам, отличалась вежливым общением откуда последовала хорошая психологическая связь и положительный результат при совместной деятельности.

Методы исследования:

1. Наблюдение

2. Беседа

Наиболее важными для личности классного руководителя  жизненными сферами являются образование и работа, а  так же духовное        удовлетворение и саморазвитие, совершенствование. Из этого можно сделать вывод о том, что данный педагог в сфере образования и работы стремится к получению духовного удовлетворения, совершенствуя и развивая при этом свои профессиональные умения и навыки и повышая уровень общей эрудиции, расширяя кругозор знаний.

9. Уровень (стадия) развития коллектива:

Ученики 2 «А» класса занимаются саморазвитием. Они посещают различные кружки, секции, всем классом ездят на экскурсии. В свою очередь Александра Рудольфовна делает все возможное, чтобы сохранить дружеские отношения в коллективе, поддерживать теплый климат в классе. На классном часе обсуждают различные вопросы, касающиеся не только жизнедеятельности класса и школы, но и культуры поведения и взаимоотношений одноклассников.

Методы исследования:

1. Наблюдение

2. Беседа с учителем

2 «А» класс достаточно сформирован. Коллектив дружный, добрый, активный. Дети отзывчивые, внимательны друг к другу и к окружающим, в любой момент готовы прийти на помощь.

10. Работа практиканта по формированию коллективных отношений и воспитанию отдельных учащихся:

Мы провели такие методики как «Социометрия» и «Цветотестирование». Чтобы более сплотить детей, мы их вовлекали в разные игры, проводили конкурсы, общались со всеми детьми, стараясь никого не выделять (на первых порах это оказалось сложно). Чтобы почувствовать детей ходили с ними на все уроки (также ИЗО, музыка, физ-ра, ин.язык).

Нам удалось оказать влияние на некоторых личностей, которые были очень задиристые или эмоциональные. Проводили беседы, старались почувствовать то, что чувствует ребенок, помогали устранять комплексы и недостатки. Пытались раскрыть учащегося.

Так как это была первая работа по психологии — серьезная, ответственная, то считаем. что с заданием справились. Чувствовалась нехватка опыта. В некоторых ситуациях не могли понять, что нужно делать. тогда обращались к классному руководителю или учебникам по психологии. Следовательно, ошибки у нас были, но мы старались их сразу устранять и исправлять. Результатами первого психологического опыта, первого задания остались довольны. Это было интересно нам самим в первую очередь.

11. Отзыв о проделанной психологической работе и подпись учителя:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here