-
Пояснительная записка
1.1 При разработке данной программы была использована авторская программа «Мир человека» Светланы Гин.
1.2 Преподавание психологии в начальной школе преследует следующие цели:
-
Дать ребенку первичные знания психологии, ее значении в жизни каждого человека.
-
Помощь ребенку в постепенном открытии собственного внутреннего мира.
-
Пробудить интерес ребенка себе и другим окружающим людям
-
Дать детям представления о собственных познавательных психических процессах.
-
Приобщить детей к знаниям о человеке.
-
Пробудить интерес детей к постоянному самопознанию.
Занятия проводятся каждую неделю, одно занятие длится 45 минут. Во всех темах выдержан единый план изложения материала. Изучение любой темы начинается с описания какой-либо ситуации, в которую каждый ребенок уже попадал или может в ней оказаться, либо с предложения детям провести небольшой психологический эксперимент. Знакомство с каждой темой учит ребенка анализировать собственные чувства и состояния, видеть их сходства и различия у себя и у других людей, подводит к пониманию сложности внутреннего мира человека и необходимости бережного отношения к нему. В центре внимания этих занятий – ребенок, проходящий свой путь : от биологического существа к социальному. Не секрет, что этот путь наполнен острыми противоречиями.
Задачей курса является не только изучение основ общей психологии, но и представлений о человеческой психике, о себе, их способности к самопознанию. В результате этих занятий ребенок должен получить представление о психологии как науке, знать содержание основных понятий. Дети должны уметь определять свою эмоциональную сферу, иметь представления о развитии человека как физическом, так и психическом.
Главное- научиться применять полученные знания психологии в жизни.
-
Содержание учебного предмета:
Тема | Количество часов | |
1 | Введение. Что такое психология? | 2 |
2 | Взаимодействие в коллективе. Дружба. Психологические игры на сплочение коллектива. | 1 |
3 | Психология как наука, для чего ее изучать. Проективная методика «Мои мысли» | 1 |
4 | Изучение особенностей личности ребенка, методики:«Дом,дерево,человек», «Автопортрет»,«Несуществующее животное». | 3 |
5 | Организм | 1 |
6 | Прошлое : развитие ребенка до школы | 1 |
7 | Познавательная сфера человека | 4 |
8 | Эмоциональная сфера человека | 2 |
9 | Общение | 3 |
10 | Конфликты | 2 |
11 | Психологический тренинг на сплочение коллектива «Наш лес» | 1 |
12 | Игры на развитие коммуникативных навыков | 2 |
13 | Игры на развитие воображения | 2 |
14 | Положительные и отрицательные эмоции, игры по теме. | 2 |
15 | Развитие интеллектуальной сферы | 2 |
16 | Игры на развитие коммуникативных навыков | 2 |
| Развитие мышления, игры по теме | 2 |
18 | Резервные уроки | 1 |
| Всего: | 34 |
Введение. Что такое психология? (2 часа)
Знакомство с детьми, ознакомление с планом занятий, целями и задачами предмета психологии. Понятие психологии как науки. Что изучает психология?
Взаимодействие в коллективе. Дружба. Психологические игры на сплочение коллектива. ( 1 час)
Раскрытие понятия коллектив, понятия дружба. Зачем человеку нужны друзья и как чувствует себя тот, у кого совсем нет друзей. Рисунок друга и обсуждение.
Изучение особенностей личности ребенка, методики: «Дом,дерево,человек», «Автопортрет», «Несуществующее животное».( 3 часа)
Занятия помогут психологу более глубоко и точно изучить структуру личности ребенка, в дальнейшем работать над коррекцией психических состояний.
Организм. (1 час)
Рассмотрение понятия «организм», повторение основных подсистем человека, систематизирование знаний об их количестве. Обсуждение различных ситуаций, связанных с изменением количества частей тела, беседа о людях –инвалидах, которые «не понарошку», а в реальной жизни испытывают множество различных неудобств и трудностей. Обсуждение совершенства человеческого организма.
Прошлое: развитие ребенка до школы ( 1 час)
Рассматривается проблемная ситуация «Доказательство» кем вы были раньше (как вы можете доказать, что раньше вы были маленькими детьми). Беседа «Путешествие в прошлое», после которой делается вывод о том, что по мере взросления расширяется жизненное пространство человека, увеличивается число различных умений. Беседа «Мальчики и девочки» ( обсуждение отличий, почему в младенческом возрасте эти отличия минимальны, а сейчас велики). Подведение итогов.
Познавательная сфера человека ( 4 часа)
Рассмотрение понятий: внимание, память, мышление, воображение, их значение для жизни каждого человека, способы тренировки и развития.
Эмоциональная сфера ( 2 часа)
Рассмотрение понятий «Эмоции», беседа о положительных и отрицательных эмоциях. Какие виды эмоций ты знаешь?, беседа-игра. Выяснение причин возникновения эмоций. Рассмотрение понятия «настроение», способы поднятия настроения.
Общение ( 3 часа)
Рассмотрение понятия общения, виды общения, правила общения. Проблемы общения. Психологическая игра «Воры и сыщики».
Конфликты (2 часа)
Рассмотрение понятия. Обсуждение конфликтных ситуаций и различных способов поведения в них. Рассмотрение правил способов разрешения конфликтов. Изучение правил посредничества.
Психологический тренинг на сплочение коллектива «Наш лес» ( 1 час)
Проективная методика «Наш лес», поможет сплочению класса, уберет барьеры в общении.
Игры на развитие коммуникативных навыков ( 2 часа)
Занятие способствует более глубокому знакомству друг с другом, расширению представлений друг о друге и о себе, создает условия для развития наблюдательности, внимания, памяти, дает участникам возможность саморазвиться и самопроявиться, развитию толерантности. В ходе занятия используются следующие психологические игры: «Узнай по голосам», игра «Волшебный магазин», игра «Комфортное состояние», игра «Работа с ассоциациями», игра «Колобок».
Игры на развитие воображения ( 2 часа)
На занятиях используются психологические игры на развитие воображения. Эти игры способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы. В ходе занятия используются следующие психологические игры: «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Точки по кругу», «Ты рисуешь –ты и угадывай», «Рисуем музыкальные картинки».
Положительные и отрицательные эмоции ( 2 часа)
На занятии дается понятие эмоциям, дети знакомятся с различными эмоциями при помощи тренинга «Мир ярких эмоций», в ходе занятия используется проективная методика «Моя эмоция сейчас». Для более углубленного изучения эмоций используются психологические игры: «Мои эмоции», «Покажи настроение», игра –обсуждение «Взаимоотношения», «Мимическая гимнастика».
Развитие интеллектуальной сферы ( 2 часа)
На занятиях изучается интеллектуальная сфера ребенка, творческое, познавательное, теоретическое, эмпирическое, дивергентное, конвергентное, саногенное, патогенное и др. При помощи теста Векслера, прогрессивных матриц Равена.
Игры помогают развитию интеллектуальной сферы, происходит развитие стиля мышления (аналитического ума, образного мышления), познавательных процессов (внимание, воображение, память, восприятие), мыслительными операциями .
Игры на развитие коммуникативных навыков ( 2 часа)
Занятие способствует более глубокому знакомству друг с другом, расширению представлений друг о друге и о себе, создает условия для развития наблюдательности, внимания, памяти, дает участникам возможность саморазвиться и самопроявиться, развитию толерантности. В ходе занятия используются следующие психологические игры: «Узнай по голосам», игра «Волшебный магазин», игра «Комфортное состояние», игра «Работа с ассоциациями», игра «Колобок».
Развитие мышления, игры по теме ( 2 часа)
На занятии детям будут предложены психологические игры на развитие мышления : «Сказки – перевертыши», «Кто кем будет», «Разложи по порядку», «Назови одним словом», «Небылицы», «Отвечай быстро».
-
Учебно-тематический план
№ урока | Тема | Примечание | Дата | |
1 | 1 | Введение. Что такое психология? | Практическое занятие |
|
2 | 2 | Понятие предмета. Проективная методика «Мои мысли» | Практическое занятие |
|
3 | 3 | Взаимодействие в коллективе. Дружба. Психологические игры на сплочение коллектива. | Практическое занятие |
|
4 | 4 | Психология как наука, для чего ее изучать. Проективная методика «Мои мысли» | Практическое занятие |
|
5 | 5 | Изучение особенностей личности ребенка, методики:«Дом,дерево,человек», | Практическое занятие |
|
| 6 | «Автопортрет» | Практическое занятие |
|
| 7 | «Несуществующее животное». | Практическое занятие |
|
6 | 8 | Организм | Практическое занятие |
|
7 | 9 | Прошлое: развитие ребенка до школы | Практическое занятие |
|
8 | 10 | Познавательная сфера человека. Воображение | Практическое занятие |
|
| 11 | Память | Практическое занятие |
|
| 12 | Внимание | Практическое занятие |
|
| 13 | Мышление | Практическое занятие |
|
9 | 14 | Эмоциональная сфера человека. Эмоции. | Практическое занятие. |
|
| 15 | Настроение. | Практическое занятие. |
|
10 | 16 | Общение | Практическое занятие. |
|
| 17 | Несловесное общение. | Практическое занятие. |
|
| 18 | Проблемы общения. | Практическое занятие. |
|
11 | 19 | Конфликты. | Практическое занятие. |
|
| 20 | Урегулирование конфликтов. | Практическое занятие. |
|
12 | 21 | Психологический тренинг на сплочение коллектива «Наш лес» | Практическое занятие. |
|
13 | 22 | Игры на развитие коммуникативных навыков | Практическое занятие. |
|
| 23 | Игры на развитие коммуникативных навыков | Практическое занятие. |
|
14 | 24 | Игры на развитие воображения. | Практическое занятие. |
|
| 25 | Игры на развитие воображения. | Практическое занятие. |
|
15 | 26 | Положительные и отрицательные эмоции, игры по теме. | Практическое занятие. |
|
| 27 | Положительные и отрицательные эмоции, игры по теме. | Практическое занятие. |
|
16 | 28 | Развитие интеллектуальной сферы. | Практическое занятие. |
|
| 29 | Развитие интеллектуальной сферы | Практическое занятие. |
|
17 | 30 | Игры на развитие коммуникативных навыков | Практическое занятие. |
|
| 31 | Игры на развитие коммуникативных навыков | Практическое занятие |
|
18 | 32 | Игры на развитие мышления. | Практическое занятие |
|
| 33 | Игры на развитие мышления. | Практическое занятие |
|
19 | 34 | Резервные уроки |
|
|
4.Учебно-методический материал
4.1 Основная литература
Автор | Наименование литературы | Год издания | Место издания | |
1 | С. Гин. | Мир человека | 2003 | Москва |
2 | Р.Ф. Ефимкина | Детская психология | 1995 | Новосибирск |
3 | О.Н. Истратова | Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. | 2007 | Ростов–на-Дону |
4.2. Дополнительная литература
Автор | Наименование литературы | Год издания | Место издания | |
1 | Ю.Б. Гиппенрейтер | Общаться с ребенком. Как? | 1997 | Москва |
2 | Н.Ф. Талызина | Педагогическая психология | 1999 | Питер |
3 | С.Л.Рубинштейн | Основы общей психологии | 2005 | Питер |