1. Пояснительная записка

1.1 При разработке данной программы была использована авторская программа «Мир человека» Светланы Гин.

1.2 Преподавание психологии в начальной школе преследует следующие цели:

  • Дать ребенку первичные знания психологии, ее значении в жизни каждого человека.

  • Помощь ребенку в постепенном открытии собственного внутреннего мира.

  • Пробудить интерес ребенка себе и другим окружающим людям

  • Дать детям представления о собственных познавательных психических процессах.

  • Приобщить детей к знаниям о человеке.

  • Пробудить интерес детей к постоянному самопознанию.

Занятия проводятся каждую неделю, одно занятие длится 45 минут. Во всех темах выдержан единый план изложения материала. Изучение любой темы начинается с описания какой-либо ситуации, в которую каждый ребенок уже попадал или может в ней оказаться, либо с предложения детям провести небольшой психологический эксперимент. Знакомство с каждой темой учит ребенка анализировать собственные чувства и состояния, видеть их сходства и различия у себя и у других людей, подводит к пониманию сложности внутреннего мира человека и необходимости бережного отношения к нему. В центре внимания этих занятий – ребенок, проходящий свой путь : от биологического существа к социальному. Не секрет, что этот путь наполнен острыми противоречиями.

Задачей курса является не только изучение основ общей психологии, но и представлений о человеческой психике, о себе, их способности к самопознанию. В результате этих занятий ребенок должен получить представление о психологии как науке, знать содержание основных понятий. Дети должны уметь определять свою эмоциональную сферу, иметь представления о развитии человека как физическом, так и психическом.

Главное- научиться применять полученные знания психологии в жизни.

  1. Содержание учебного предмета:

Тема

Количество часов

1

Введение. Что такое психология?

2

2

Взаимодействие в коллективе. Дружба. Психологические игры на сплочение коллектива.

1

3

Психология как наука, для чего ее изучать. Проективная методика «Мои мысли»

1

4

Изучение особенностей личности ребенка, методики:«Дом,дерево,человек», «Автопортрет»,«Несуществующее животное».

3

5

Организм

1

6

Прошлое : развитие ребенка до школы

1

7

Познавательная сфера человека

4

8

Эмоциональная сфера человека

2

9

Общение

3

10

Конфликты

2

11

Психологический тренинг на сплочение коллектива «Наш лес»

1

12

Игры на развитие коммуникативных навыков

2

13

Игры на развитие воображения

2

14

Положительные и отрицательные эмоции, игры по теме.

2

15

Развитие интеллектуальной сферы

2

16

Игры на развитие коммуникативных навыков

2

Развитие мышления, игры по теме

2

18

Резервные уроки

1

Всего:

34

Введение. Что такое психология? (2 часа)

Знакомство с детьми, ознакомление с планом занятий, целями и задачами предмета психологии. Понятие психологии как науки. Что изучает психология?

Взаимодействие в коллективе. Дружба. Психологические игры на сплочение коллектива. ( 1 час)

Раскрытие понятия коллектив, понятия дружба. Зачем человеку нужны друзья и как чувствует себя тот, у кого совсем нет друзей. Рисунок друга и обсуждение.

Изучение особенностей личности ребенка, методики: «Дом,дерево,человек», «Автопортрет», «Несуществующее животное».( 3 часа)

Занятия помогут психологу более глубоко и точно изучить структуру личности ребенка, в дальнейшем работать над коррекцией психических состояний.

Организм. (1 час)

Рассмотрение понятия «организм», повторение основных подсистем человека, систематизирование знаний об их количестве. Обсуждение различных ситуаций, связанных с изменением количества частей тела, беседа о людях –инвалидах, которые «не понарошку», а в реальной жизни испытывают множество различных неудобств и трудностей. Обсуждение совершенства человеческого организма.

Прошлое: развитие ребенка до школы ( 1 час)

Рассматривается проблемная ситуация «Доказательство» кем вы были раньше (как вы можете доказать, что раньше вы были маленькими детьми). Беседа «Путешествие в прошлое», после которой делается вывод о том, что по мере взросления расширяется жизненное пространство человека, увеличивается число различных умений. Беседа «Мальчики и девочки» ( обсуждение отличий, почему в младенческом возрасте эти отличия минимальны, а сейчас велики). Подведение итогов.

Познавательная сфера человека ( 4 часа)

Рассмотрение понятий: внимание, память, мышление, воображение, их значение для жизни каждого человека, способы тренировки и развития.

Эмоциональная сфера ( 2 часа)

Рассмотрение понятий «Эмоции», беседа о положительных и отрицательных эмоциях. Какие виды эмоций ты знаешь?, беседа-игра. Выяснение причин возникновения эмоций. Рассмотрение понятия «настроение», способы поднятия настроения.

Общение ( 3 часа)

Рассмотрение понятия общения, виды общения, правила общения. Проблемы общения. Психологическая игра «Воры и сыщики».

Конфликты (2 часа)

Рассмотрение понятия. Обсуждение конфликтных ситуаций и различных способов поведения в них. Рассмотрение правил способов разрешения конфликтов. Изучение правил посредничества.

Психологический тренинг на сплочение коллектива «Наш лес» ( 1 час)

Проективная методика «Наш лес», поможет сплочению класса, уберет барьеры в общении.

Игры на развитие коммуникативных навыков ( 2 часа)

Занятие способствует более глубокому знакомству друг с другом, расширению представлений друг о друге и о себе, создает условия для развития наблюдательности, внимания, памяти, дает участникам возможность саморазвиться и самопроявиться, развитию толерантности. В ходе занятия используются следующие психологические игры: «Узнай по голосам», игра «Волшебный магазин», игра «Комфортное состояние», игра «Работа с ассоциациями», игра «Колобок».

Игры на развитие воображения ( 2 часа)

На занятиях используются психологические игры на развитие воображения. Эти игры способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы. В ходе занятия используются следующие психологические игры: «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Точки по кругу», «Ты рисуешь –ты и угадывай», «Рисуем музыкальные картинки».

Положительные и отрицательные эмоции ( 2 часа)

На занятии дается понятие эмоциям, дети знакомятся с различными эмоциями при помощи тренинга «Мир ярких эмоций», в ходе занятия используется проективная методика «Моя эмоция сейчас». Для более углубленного изучения эмоций используются психологические игры: «Мои эмоции», «Покажи настроение», игра –обсуждение «Взаимоотношения», «Мимическая гимнастика».

Развитие интеллектуальной сферы ( 2 часа)

На занятиях изучается интеллектуальная сфера ребенка, творческое, познавательное, теоретическое, эмпирическое, дивергентное, конвергентное, саногенное, патогенное и др. При помощи теста Векслера, прогрессивных матриц Равена.

Игры помогают развитию интеллектуальной сферы, происходит развитие стиля мышления (аналитического ума, образного мышления), познавательных процессов (внимание, воображение, память, восприятие), мыслительными операциями .

Игры на развитие коммуникативных навыков ( 2 часа)

Занятие способствует более глубокому знакомству друг с другом, расширению представлений друг о друге и о себе, создает условия для развития наблюдательности, внимания, памяти, дает участникам возможность саморазвиться и самопроявиться, развитию толерантности. В ходе занятия используются следующие психологические игры: «Узнай по голосам», игра «Волшебный магазин», игра «Комфортное состояние», игра «Работа с ассоциациями», игра «Колобок».

Развитие мышления, игры по теме ( 2 часа)

На занятии детям будут предложены психологические игры на развитие мышления : «Сказки – перевертыши», «Кто кем будет», «Разложи по порядку», «Назови одним словом», «Небылицы», «Отвечай быстро».

  1. Учебно-тематический план

урока

Тема

Примечание

Дата

1

1

Введение. Что такое психология?

Практическое занятие

2

2

Понятие предмета. Проективная методика «Мои мысли»

Практическое занятие

3

3

Взаимодействие в коллективе. Дружба. Психологические игры на сплочение коллектива.

Практическое занятие

4

4

Психология как наука, для чего ее изучать. Проективная методика «Мои мысли»

Практическое занятие

5

5

Изучение особенностей личности ребенка, методики:«Дом,дерево,человек»,

Практическое занятие

6

«Автопортрет»

Практическое занятие

7

«Несуществующее животное».

Практическое занятие

6

8

Организм

Практическое занятие

7

9

Прошлое: развитие ребенка до школы

Практическое занятие

8

10

Познавательная сфера человека. Воображение

Практическое занятие

11

Память

Практическое занятие

12

Внимание

Практическое занятие

13

Мышление

Практическое занятие

9

14

Эмоциональная сфера человека. Эмоции.

Практическое занятие.

15

Настроение.

Практическое занятие.

10

16

Общение

Практическое занятие.

17

Несловесное общение.

Практическое занятие.

18

Проблемы общения.

Практическое занятие.

11

19

Конфликты.

Практическое занятие.

20

Урегулирование конфликтов.

Практическое занятие.

12

21

Психологический тренинг на сплочение коллектива «Наш лес»

Практическое занятие.

13

22

Игры на развитие коммуникативных навыков

Практическое занятие.

23

Игры на развитие коммуникативных навыков

Практическое занятие.

14

24

Игры на развитие воображения.

Практическое занятие.

25

Игры на развитие воображения.

Практическое занятие.

15

26

Положительные и отрицательные эмоции, игры по теме.

Практическое занятие.

27

Положительные и отрицательные эмоции, игры по теме.

Практическое занятие.

16

28

Развитие интеллектуальной сферы.

Практическое занятие.

29

Развитие интеллектуальной сферы

Практическое занятие.

17

30

Игры на развитие коммуникативных навыков

Практическое занятие.

31

Игры на развитие коммуникативных навыков

Практическое занятие

18

32

Игры на развитие мышления.

Практическое занятие

33

Игры на развитие мышления.

Практическое занятие

19

34

Резервные уроки

4.Учебно-методический материал

4.1 Основная литература

Автор

Наименование литературы

Год издания

Место издания

1

С. Гин.

Мир человека

2003

Москва

2

Р.Ф. Ефимкина

Детская психология

1995

Новосибирск

3

О.Н. Истратова

Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.

2007

Ростов–на-Дону

4.2. Дополнительная литература

Автор

Наименование литературы

Год издания

Место издания

1

Ю.Б. Гиппенрейтер

Общаться с ребенком. Как?

1997

Москва

2

Н.Ф. Талызина

Педагогическая психология

1999

Питер

3

С.Л.Рубинштейн

Основы общей психологии

2005

Питер

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here