Согласовано: Руководитель ШМО Учителей _____ классов ______________________ «___» _______________ 20_____г | . |
Утверждаю: Заместитель директора по УВР ___________________ «___» _______________ 20_____г |
Рабочая программа курса «Учимся решать задачи» ______3 класс УМК «Гармония»______ (наименование учебного предмета) ____________________________________________ Программу составил Довбня С.В. __________________________________________ (Ф.И.О. учителя)
| ||
г. Когалым 2014 – 2015 г. |
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Учимся решать задачи» разработана с учётом основных направлений модернизации общего образования, требований Федерального компонента государственного стандарта начального образования, и ориентирована на формирование базовых универсальных компетентностей, обеспечивающих готовность обучающихся использовать свои знания и умения для самообразования и решения практических жизненных задач. В этом заключается её актуальность.
Новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Плодотворным материалом для развития УУД в курсе математики начальных классов являются текстовые задачи. Традиционно к ним относят задачи, которые требуют выбора арифметических действий и выполнения вычислений для ответа на поставленный вопрос. Однако новая парадигма начального образования, направленная на социальное, познавательное, коммуникативное и информационное развитие младших школьников, не только требует овладения общим умением решать арифметические задачи, но и значительно расширяет содержание самого понятия текстовая задача. Анализ современных учебников по математике для начальных классов позволяет констатировать, что наряду с арифметическими (текстовыми) задачами в них включены логические, комбинаторные, геометрические, ситуационные задачи, требующие от ученика умения интегрировать знания не только из разных разделов начального курса математики, но и из разных учебных предметов.
При анализе ситуаций, описанных в задачах, младшие школьники овладевают умением искать и выделять необходимую информацию, приобретают опыт смыслового чтения и анализа объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. На этапе поиска решения задачи развиваются такие УУД, как установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Последнее особенно актуально, так как во многих задачах разработка способа действия, плана или алгоритма решения является основной целью. Этот аспект важен и для включения информационного направления в начальный курс математики. Именно через решение задач можно естественным образом формировать элементы информационной культуры: познакомить учащихся со способами обработки информации и наглядными формами ее представления в виде таблиц, графов, схем, блок-схем и других моделей.
Образовательная программа предназначена для учащихся 3 класса. Главное направление — раскрытие и развитие особенностей познавательных способностей учащихся, ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания, предполагает личностную ориентацию, деятельностный и развивающий характер содержания обучения, способствует развитию стремления и способности к самостоятельному приобретению новых знаний.
Цель данного курса – вовлечение учащихся в процесс приобретения ими математических знаний, умений и математической культуры.
Программа дает возможность в соответствии с учебным планом увеличить время на изучение отдельных тем курса, позволяет уточнить способность и готовность учеников к дальнейшему повышению своего уровня развития и решает следующие задачи:
-
разнообразить процесс обучения;
-
сформировать устойчивые знания по предмету;
-
воспитывать общую математическую культуру;
-
развивать математическое (логическое) мышление;
-
расширять математический кругозор;
-
формировать умение решать комбинаторные и логические задачи;
-
повышать интерес к предмету и его изучению;
-
выработать самостоятельный и творческий подходы к изучению математики.
Место курса «Учимся решать задачи» в учебном плане и структура курса
Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения в 3-м классе на изучение курса «Учимся решать задачи» выделяется 34 часа (1 час в неделю).
Обеспечение предмета
Название | Издательство | Год издания | |
УМК «Гармония» | |||
Истомина Н.Б. | «Учимся решать задачи» рабочая тетрадь 3 класс | «Ассоциация XXI» | 2012 |
Результаты изучения учебного предмета
В процессе изучения курса, учащиеся получат возможность развить свои способности, овладеть основными приемами и методами решения задач; научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате учебной деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты изучения курса «Учимся решать задачи»
У ученика будут сформированы:
-
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
-
готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
-
способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;
-
способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
У ученика могут быть сформированы:
— внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
— устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач
— адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
— принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
— различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
— выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
— адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
— осуществлять синтез как составление целого из частей;
— проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
— обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
— осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
— устанавливать аналогии;
Ученик получит возможность научиться:
— осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
— осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
— выражать в речи свои мысли и действия;
— строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
— задавать вопросы;
— использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
— адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
— аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь
Компоненты и критерии оценки общего приема решения задач
Содержание компонентов приема | Критерии оценки сформированности компонентов приема | |
I. Анализ текста задачи | 1. Семантический анализ направлен на обеспечение содержания текста и предполагает выделение и осмысление: — отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и математических; — грамматических конструкций («если… то», «после того, как…» и т. д.); — количественных характеристик объекта, задаваемых словами «каждого», «какого-нибудь» и т. д.; — восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации; — выделение обобщенного смысла задачи — о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т. д.). 2. Логический анализ предполагает: — умение заменять термины их определениями; — умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных (понятия, процессы, явления). 3. Математический анализ включает анализ условия и требования задачи. Анализ условия направлен на выделение: • объектов (предметов, процессов): — рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей, — рассмотрение количества объектов и их частей; • величин, характеризующих каждый объект; • характеристик величин: — однородные, разнородные, — числовые значения (данные), — известные и неизвестные данные, — изменения данных: изменяются (указание логического порядка всех изменений), не изменяются, — отношения между известными данными величин. Анализ требования: — выделение неизвестных количественных характеристик величин объекта(ов) | 1. Умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. 2. Умение создавать структуры взаимосвязей смысловых единиц текста (выбор и организация элементов информации). 3. Умение выделять обобщенные схемы типов отношения и действий между единицами. 4. Умение выделять формальную структуру задачи. 5. Умение записывать решение задачи в виде выражения. |
II. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств | 1. Выбрать вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам. 2. Выбрать знаково-символические средства для построения модели. 3. Последовательно перевести каждую смысловую единицу и структуру их отношений в целом на знаково-символический язык | 1. Умение выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). 2. Умение выражать структуру задачи разными средствами |
III. Установление отношений между данными и вопросом | Установление отношений между: — данными условия; — данными требования (вопроса); — данными условия и требованиями задачи |
|
IV. Составление плана решения | 1. Определить способ решения задачи. 2. Выделить содержание способа решения. 3. Определить последовательность действий |
|
V. Осуществление плана решения | 1. Выполнение действий. 2. Запись решения задачи. Запись решения задачи может осуществляться в виде последовательных конкретных действий (с пояснениями и без) и в виде выражения (развернутого или сокращенного) | Умение выполнять операции со знаками и символами, которыми были обозначены элементы задачи и отношения между ними |
VI. Проверка и оценка решения задачи | 1. Составление и решение задачи, обратной данной. 2. Установление рациональности способа: — выделение всех способов решения задачи; — сопоставление этих способов по количеству действий, по сложности вычислений; — выбор оптимального способа | 1. Умение составлять задачу, обратную данной, и на основании ее решения делать вывод о правильности решения исходной задачи. 2. Умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения. 3. Умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности. 4. Умение выбирать обобщенные стратегии решения задачи |
Контрольно-измерительные материалы.
Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения. Он осуществляется в виде выполнения практических упражнений, решения текстовых задач; помогает установить степень усвоения материала. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса. При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса. На последнем уроке каждой четверти осуществляется контроль знаний. По результатам сформированности основных критериев решения задачи делается вывод о достижении необходимого уровня планируемых результатов.
Тематическое планирование курса
Характеристика деятельности учащихся | Умения | Возможное расширение | |
Текстовые задачи, при решении которых используются: а) смысл действий сложения и вычитания, умножения и деления; б) понятия: «увеличить на …», «уменьшить на …»; в) разностное сравнение и кратное сравнение; г) прямая и обратная пропорциональность; д) нахождение периметра и площади прямоугольника и квадрата. | Сравнивать тексты заданий. Выделять в задаче условие и вопрос. Определять, является ли текст задачей. Составлять схему решения задачи. Записывать краткое условие задачи наиболее удобным способом. Определять действие, являющееся решением задачи. Переформулировать вопрос задачи.
| Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. Решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2-3 действия). Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. | Решать задачи в 3-4 действия; находить разные способы решения задач; решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки. |
Поурочное планирование по курсу «Учимся решать задачи» (33 часа в год)
№ пп | Название темы урока | Работа по тетради | Домашнее задание | |
1 четверть (9 часов) | ||||
| 1 | Совершенствование умения решать задачи. Умножение на 9. | 1-3 | С.4 №3 (2) |
8.09 | 2 | Увеличение, уменьшение на несколько единиц. | 4-5 | С.5 № 5 в (4,5) |
15.09 | 3 | Увеличение в несколько раз. | 6-8 | С.7 № 8 (в) |
22.09 | 4 | Совершенствование умения решать задачи. Чертеж. | 9,10 | С.9 № 10 в |
29.09 | 5 | Построение схемы с помощью циркуля. | 11,12 | С.10 №13 |
6.10 | 6 | Совершенствование умения составлять схему. | 14,16 | С.11 №15 |
13.10 | 7 | Сопоставление схемы с выражением. | 17,18 | С.15 №19 |
20.10 | 8 | Совершенствование умения решать задачи. Умножение на 3,4,5. | 20-22 | С.16 №22 (3-5) |
27.10 | 9 | Совершенствование умения решать задачи. Разностное сравнение. | 23-25 | С. 18 №24 (2) |
2 четверть (7 часов) | ||||
10.11 | 10 | Построение схемы с помощью циркуля. | 26-28 | С.19 №27 |
17.11 | 11 | Построение схемы с помощью циркуля. | 29,31 | С.21 №30 |
24.11 | 12 | Умножение чисел, оканчивающихся нулями. | 32-34 | С.24 №34 (г) |
1.12 | 13 | Совершенствование умения решать задачи. Умножение. | 35-37 | С.26 №38 |
8.12 | 14 | Совершенствование умения решать задачи. Деление на равные части. | 39,41,42 | С.29 №42 (б) |
15.12 | 15 | Совершенствование умения решать логические задачи. | 40,43 | С.28 №40 (3,4) |
22.12 | 16 | Запись условия в виде таблицы. | 44,45 | С.33 № 46 |
3 четверть(9 часов) | ||||
12.01.13 | 17 | Деление на равные части. | 47-49 | С.35 №51 |
19.01 | 18 | Деление на равные части. | 50,52,53 | С.39 №57 |
26.01 | 19 | Совершенствование умения решать задачи. Высказывание «если…, то». | 54,55 | С. 39 №56 |
2.02 | 20 | Совершенствование умения решать задачи. Кратное сравнение. | 58-59 | С.41 №60 |
9.02 | 21 | Совершенствование умения решать косвенные задачи. | 61-63 | С.44 №65 |
16.02 | 22 | Совершенствование умения решать задачи. Деление. | 64,66,67 | С.45 №67 (в) |
2.03 | 23 | Совершенствование умения решать задачи. Разностное сравнение. | 68-70 | С.46 №69 (б) |
9.03 | 24 | Периметр, площадь прямоугольника. | 71,72 | С.49 №74 |
16.03 | 25 | Совершенствование умения решать задачи. Периметр прямоугольника. | 73,75 | С.51 №77 |
4 четверть (8 часов) | ||||
6.04 | 26 | Цена, количество, стоимость. | 76,78 | С.52 №78 (в) |
13.04 | 27 | Цена, количество, стоимость. | 79,81 | С.53 №79 (в) |
20.04 | 28 | Совершенствование умения решать задачи. Высказывания «если…, то». | 80,82 | С.55 №82 в (4) |
27.04 | 29 | Совершенствование умения решать задачи. Цена, количество, стоимость. | 83,84 | С.57 №85 |
4.05 | 30 | Цена, количество, стоимость. | 86,87 | Составить задачу |
11.05 | 31 | Цена, количество, стоимость. | 88,90 | Составить задачу |
18.05 | 32 | Совершенствование умения решать задачи. Площадь прямоугольника. | 89,91 | Составить задачу |
25.05 | 33 | Совершенствование умения решать задачи. Цена, количество, стоимость. | 92,93 | С.62 №92 б (5,6) |