Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида
г. Белая Холуница Кировской области
УТВЕРЖДЕНА Приказом директора школы-интерната IV вида Директор школы-интерната ____________Н.В. Ушакова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и
явлениями окружающей действительности
для 3 класса VIII вида
Составитель Е. А. Капранова
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
г. Белая Холуница
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 3 класса VIII вида составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы » под редакцией В. В. Воронковой, М. «Просвещение»,2010 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и с учетом особенностей психофизического развития возможностей обучающихся, воспитанников VIII вида.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.
Цель данного предмета – направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи курса:
— Развивать связную устную речь.
— Обогащать и уточнять активный словарь учащихся.
-Учить называть и характеризовать предметы и явления по их основным свойствам, сравнивать, классифицировать, устанавливать
элементарные зависимости, описывать предметы и явления природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям;
— Учить принимать активное участие в беседе, дополнять высказывания собеседников на основе материала личных наблюдений и
прочитанного.
Общая характеристика предмета
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Содержание учебного предмета
Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.
Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
Примерная тематика
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
Охрана здоровья. Лицо,части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
Повторение пройденного
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.
Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела, темы | Количество часов | |
1 | Сезонные изменения в природе. | 11 |
2 | Сезонная работа на огороде, в саду. | 4 |
3 | Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. | 4 |
4 | Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры | 1 |
5 | Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. | 1 |
6 | Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. | 1 |
7 | Улица, на которой расположена школа | 2 |
8 | Деревья. Дуб, тополь или другие. | 3 |
9 | Транспорт. | 3 |
10 | Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. | 2 |
11 | Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. | 3 |
12 | Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя | 2 |
13 | Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. | 5 |
14 | Домашние птицы. Курица, утка | 2 |
15 | Домашние животные. Коза, овца. | 2 |
16 | Дикие животные. Еж, медведь. | 2 |
17 | Комнатные растения. Традесканция, герань или другие | 2 |
18 | Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие | 2 |
19 | Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. | 2 |
20 | Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду. | 3 |
21 | Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). | 5 |
22 | Повторение пройденного. | 4 |
| итого | 68 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
ухаживать за одеждой и обувью;
поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила уличного движения.
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов;
выученные правила дорожного движения.
Количество часов за год — 68
Количество часов в неделю- 2
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ
НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Название раздела, темы урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Тип урока Форма урока | Средства обучения. Информационное сопровождение | Дата проведения | ||
По плану | Факт | ||||||
1
| Летние каникулы. | 1 | Знать признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Уметь называть признаки, составлять описательный рассказ по картинке; под руководством учителя вести ежедневные на наблюдения за погодой. | Обобщение и систематизация знаний
| Картины по развитию речи на тему: «Лето» , Календарь природы и труда по месяцам
| 4.09 |
|
2
| Сезонные изменения в природе. Экскурсия в природу. Сентябрь – осенний месяц. | 1 | Знать названия осенних месяцев, первые приметы осени, уметь их называть; под руководством учителя вести ежедневные на наблюдения за погодой. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц. Соблюдать правила поведения в природе. | Комбинирован-ный урок
Экскурсия
| Календарь природы на месяц
| 6.09 |
|
3
| Осень. Сезонные изменения в природе осенью.
| 1 | Знать признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Уметь участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. | Комбинирован-ный урок
| Календарь природы на месяц, Презентация на тему: «Осенние изменения в природе», Толковый словарь | 11.09 |
|
4
| Труд людей осенью. | 1 | Принимать участие в работах в саду и на огороде осенью, участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. | Комбинирован-ный урок
| Картины на тему «Труд людей осенью», Календарь природы и труда по месяцам | 13.09 |
|
5
| Овощи. Картофель. | 1 | Знать понятие овощи, внешний вид клубня картофеля. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов. | Комбинирован-ный урок
| Предметные картинки овощей, муляжи, контурные рисунки овощей, Календарь природы и труда по месяцам
| 18.09 |
|
6
| Овощи. Капуста. | 1 | Знать понятие овощи, внешний вид кочана капусты. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Уметь описывать предмет, использовать смысловые оттенки значений слова. | Комбинирован-ный урок
| Предметные картинки овощей, муляжи, контурные рисунки овощей, Календарь природы и труда по месяцам
| 20.09 |
|
7
| Овощи. Свёкла. | 1 | Знать внешний вид корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Уметь составлять рассказ — описание по схеме под руководством учителя. | Комбинирован-ный урок
| Предметные картинки овощей, муляжи, контурные рисунки овощей, Календарь природы и труда по месяцам | 25.09 |
|
8
| Овощи. Горох. | 1 | Знать внешний вид гороха. Уметь понимать смысловые оттенки слов, самостоятельно составлять рассказ-описание по плану, связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов. | Комбинирован-ный урок
| Семена гороха, Календарь природы и труда по месяцам
| 27.09 |
|
9
| Арбуз, дыня и другие бахчевые культуры. | 1 | Знать внешний вид арбузы, дыни. Уметь различать арбуз и дыню по внешнему виду: цвету, величине, форме, вкусу, запаху, собирать семена арбуза и дыни для подкормки птиц зимой, участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. | Изучение нового материала и первичное закрепление знаний
| Предметные картинки арбуза, дыни, Цветные карандаши, Календарь природы и труда по месяцам
| 2.10 |
|
10
| Ягоды: рябина, калина, клюква, брусника малина, земляника. | 1 | Знать названия ягод : рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Уметь сравнивать ягоды по окраске, форме, вкусу, участвовать в беседе, давать правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей. | Комбинирован-ный урок
| Предметные картинки ягод. Цветные карандаши, карточки-задания, Календарь природы и труда по месяцам
| 4.10 |
|
11
| Растения на клумбе. Астры, бархатцы, ноготки или другие. | 1 | Знать названия растений на клумбах: астры, бархатцы, ноготки или другие. Уметь узнавать и называть растения на клумбах, различать части растений: корень, стебель, листья, цветки.
| Комбинирован-ный урок
| Предметные картинки — цветы, Цветные карандаши, карточки-задания Календарь природы и труда по месяцам
| 9.10 |
|
12
| Экскурсия в школьный сад. Растения на клумбе. | 1 | Уметь задавать вопросы в логике описательного рассказа о цветах, соблюдать правила поведения на экскурсии. | Закрепление знаний Экскурсия
|
| 11.10 |
|
13
| Дорога в школу и домой. Улица, на которой расположена школа. | 1
| Знать адрес дома и школы ( названия улиц и номеров домов), транспорт, на котором можно ехать в школу и домой, выученные правила дорожного движения: переход улицы по пешеходному переходу, подземному переходу и на зеленый свет светофора. Уметь соблюдать правила уличного движения, участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. | Комбинирован-ный урок Экскурсия
| Конверты, карточки-задания, Календарь природы и труда по месяцам
| 16.10 |
|
14
| Улица, на которой расположена наша школа. | 1 |
Закрепление знаний
| 18.10 |
| ||
15
| Лиственные деревья. Дуб, тополь. | 1 | Знать названия деревьев : дуб, тополь, берёза, рябина и др. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Уметь узнавать и различать деревья: дуб, тополь, берёза, рябина и др. Называть, различать части дерева: корень, ствол, ветви, листья; различать семена дуба, тополя. | Комбинирован-ный урок
| Картинки берёзы и клёна, гербарий, учебник, карточки-схемы «Части дерева», Календарь природы и труда по месяцам
| 23.10 |
|
16
| Растения в природе. Их значение в жизни человека. | 1 | Знать названия овощей, цветов, деревьев, понятие – растение; значение растений в жизни человека. Уметь составлять под руководством учителя небольшой рассказ об изученных растениях. | Обобщение и закрепление изученного материала
| Календарь природы и труда по месяцам, Предметные картинки-растения
| 25.10 |
|
17
| Сезонные изменения в природе осенью. Ноябрь. | 1 | Знать признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Уметь ежедневно наблюдать за погодой, за сезонными изменениями в природе, вести календарь природы и труда по месяцам, участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. | Закрепление знаний Экскурсии на природу
| Календарь природы и труда по месяцам
Картины по развитию речи на тему «Осень»
| 30.10 |
|
18
| Сезонные изменения в природе осенью. Ноябрь. | 1 | Обобщение и закрепление изученного материала
| 1.11 |
| ||
19
| Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус
| 1 | Знать и различать виды транспорта, наземный, воздушный, подземный, водный, пассажирский, специальный, грузовой). Уметь называть и характеризовать предметы, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства. | Комбинирован-ный урок
| Календарь природы и труда по месяцам, Предметные картинки «Транспорт»
|
|
|
20
| Наземный транспорт. Правила поведения в транспорте. | 1 | Знать и соблюдать правила поведения в общественном транспорте. | Комбинирован-ный урок
| Календарь природы и труда по месяцам, Предметные картинки «Транспорт» Презентация на тему «Правила дорожного движения»,
|
|
|
21
| Правила дорожного движения. | 1 | Знать правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход». Уметь соблюдать правила уличного движения. | Комбинирован-ный урок
|
|
| |
22
| Закрепление по теме: «Транспорт. Правила дорожного движения». | 1 | Знать и соблюдать правила поведения в общественном транспорте. Уметь соблюдать правила уличного движения. | Урок закрепления знаний
|
|
| |
23
| Посуда. Виды посуды.
| 1
1 | Знать и различать виды посуды : т(чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска). Уметь ухаживать за посудой (мытье, хранение); поддерживать порядок в классе, интернате, дома; называть и характеризовать предметы, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства. | Комбинирован-ный урок
| Календарь природы и труда по месяцам, Образы видов посуды, моющее средство, губка для посуды.
|
|
|
24
| Посуда. Практическая работа №1 по уходу за посудой.
| Комбинирован-ный урок Практическая работа
|
|
| |||
25
| Декабрь – первый месяц зимы. | 1 | Знать признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней; названия зимних месяцев,признаки зимы, уметь их называть; вести ежедневные наблюдения за погодой, систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; подкармливать птиц зимой, снегопады, метели, оттепели. | Комбинирован-ный урок Экскурсия
| Календарь природы и труда по месяцам, Картины по развитию речи на тему: «Зима»
|
|
|
26
| Сезонные изменения в природе зимой. | 1 | Урок закрепления знаний
|
|
| ||
27
| Одежда. Виды одежды. | 1 | Знать и различать назначение различных видов одежды: (шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы). Правила ухода за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение). Уметь ухаживать за одеждой. | Комбинирован-ный урок
| Календарь природы и труда по месяцам, Предметные картинки на тему : «Одежда» |
|
|
28
| Сезонная одежда : зимняя одежда |
| Комбинирован-ный урок
|
|
| ||
29
| Одежда. Практическая работа №2: «Уход за одеждой ». | 1 | Знать назначение различных видов одежды. Правила ухода за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение). Уметь ухаживать за одеждой. | Урок закрепления
Практическая работа | щетка для одежды, иголка с ниткой
|
|
|
30
| Виды обуви. Зимняя обувь. | 1 | Знать и различать назначение различных видов (обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя). Правила ухода за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви). Уметь ухаживать за обувью, участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. | Комбинирован-ный урок
| Календарь природы и труда по месяцам, Предметные картинки на тему : «Обувь», образцы обуви |
|
|
31
| Обувь и уход за ней. Практическая работа № 3: «Уход за обувью». | 1 | Урок закрепления Практическая работа | Тряпочка, щётка, крем для обуви
|
|
| |
32
| Зимние забавы детей. | 1 | Знать детские игры в разные времена года. Уметь соблюдать правила игры, составлять рассказ по серии картинок. | Урок — игра Прогулка
| Лыжи, санки
|
|
|
33
| Зимующие птицы. Снегирь.
| 1
| Знать зимующих птиц ,части тела птиц, чем покрыто их тело. Уметь называть и различать зимующих птиц; называть части тела птиц, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные признаки птиц. | Комбинирован-ный урок
| Календарь природы на месяц, Презентация на тему «Зимующие птицы», Толковый словарь |
|
|
34
| Зимующие птицы. Синица. | 1 | Комбинирован-ный урок
|
|
| ||
35
| Перелётные птицы. Грач. | 1 | Знать перелётных птиц ,части тела птиц, чем покрыто их тело. Уметь различать этих птиц; называть части тела птицы. Уметь называть и характеризовать птиц, сравнивать, устанавливать общие и отличительные признаки птиц. Знать о пользе птиц для человека. Уметь подкармливать зимующих птиц зимой. | Комбинирован-ный урок
| Календарь природы на месяц, Презентация на тему «Перелётные птицы», Толковый словарь |
|
|
36
| Перелётные птицы. Скворец. | 1 | Комбинирован-ный урок |
|
| ||
37
| Человек и природа. Помощь зимующим птицам. | 1 | Комбинирован-ный урок
|
|
| ||
38
| Домашние птицы. Курица. | 1 | Знать и различать домашних птиц: курица, утка, части тела птиц, чем покрыто их тело. Знать о пользе домашних птиц для человека. Уход за курами и утками. Уметь называть части тела птиц. Уметь самостоятельно составлять по плану рассказ-описание ,связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов. | Комбинирован-ный урок
| Календарь природы на месяц, Презентация на тему «Домашние птицы», Толковый словарь
|
|
|
39
| Домашние птицы. Утка.
| 1 | Комбинирован-ный урок
|
|
| ||
40
| Сезонные изменения в природе зимой. Январь. | 1 | Знать и уметь называть признаки зимы , названия зимних месяцев: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Уметь вести ежедневные наблюдения за погодой, за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; подкармливать птиц зимой, участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей; связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов. | Комбинирован-ный урок
Экскурсия | Календарь природы и труда по месяцам, презентация на тему:«Сезонные изменения в природе зимой»
|
|
|
41
| Сезонные изменения в природе зимой. Февральские приметы. | 1 | Комбинирован-ный урок
|
|
| ||
42
| Труд жителей города и села зимой. | 1 | Иметь представления о труде жителей города и села зимой. Уметь участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей; связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов. | Комбинирован-ный урок
| Календарь природы и труда по месяцам
|
|
|
43
| Зима – время года. | 1 | Уметь участвовать в беседе, отвечать на вопросы, связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов. | Обобщение и закрепление изученного материала
| Цветные карандаши, Карточки-задания, Календарь природы и труда по месяцам
|
|
|
44
| Домашние животные. Коза. | 1 | Знать и различать домашних животных: коза, овца. Основные части тела, чем питается коза. Польза, приносимая людям. | Комбинирован-ный урок
| Календарь природы и труда по месяцам
|
|
|
45
| Домашние животные. Овца. | 1 | Знать и различать домашних животных: коза, овца. Основные части тела, чем питается овца. Польза, приносимая людям. | Комбинирован-ный урок
| Календарь природы и труда по месяцам
|
|
|
46
| Дикие животные нашего края. Ёж. | 1 | Знать и различать диких животных: ежа, медведя по внешнему виду, повадкам. Основные части тела, питание ежа. | Комбинирован-ный урок
| Календарь природы и труда по месяцам
|
|
|
47
| Дикие животные нашего края. Медведь. | 1 | Знать и различать диких животных: ежа, медведя по внешнему виду. Как зимуют эти животные. Основные части тела, питание медведя. Уметь составлять рассказ по опорным словам. | Комбинирован-ный урок
| Календарь природы и труда по месяцам
|
|
|
48
| Сезонные изменения в природе. Растения и животные весной. | 1 | Знать признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Уметь наблюдать за изменениями в природе, жизни растений и животных в весенние месяцы, вести ежедневные наблюдения за погодой, связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов. | Комбинирован-ный урок Экскурсия | Календарь природы и труда по месяцам. Картины по развитию речи на тему: «Весна» презентация на тему: «Сезонные изменения в природе весной»
|
|
|
49
| Март – весенний месяц. | 1 | Комбинирован-ный урок
|
|
| ||
50
| Природа весной. | 1 | Обобщение и закрепление изученного материала Экскурсия
|
|
| ||
51
| Комнатные растения: традесканция, герань. Уход за ними. | 1 | Знать и различать комнатные растения: традесканция, герань или другие. Уметь ухаживать за комнатными растениями (мыть цветочные горшки, поддоны, правильно расставлять растения в классе). | Комбинирован-ный урок
| Календарь природы и труда по месяцам, Комнатные растения: традесканция, герань, Лейка, палочка для рыхления почвы, тряпочки
|
|
|
52
| Комнатные растения: традесканция, герань. Уход за ними. | 1 | Урок закрепления
|
|
| ||
53
| Комнатные растения Практическая работа №4 :«Уход за комнатными растениями ». | 1 | Урок закрепления Практическая работа
|
|
| ||
54
| Раннецветущие растения: гусиный лук, ветреница, подснежник Красная книга. | 1 | Знать и различать раннецветущие растения: гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Вести наблюдения за появлением первых цветов. Уметь называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать, устанавливать общие и отличительные свойства, участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. | Комбинирован-ный урок
| Календарь природы и труда по месяцам, презентация на тему: «Раннецветущие растения»
|
|
|
55
| Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. | 1 | Знать названия насекомых: муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Внешний вид. Где живут. Вред и польза насекомых Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов. | Комбинирован-ный урок
| Календарь природы и труда по месяцам, презентация на тему: «Насекомые»
|
|
|
56
| Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. | 1 | Урок закрепления
|
|
| ||
57
| Обобщение по теме : «Животные». | 1 | Знать разнообразие животных: звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду. Уметь называть и характеризовать, сравнивать и классифицировать животных, устанавливать общие и отличительные свойства; участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. | Обобщение и закрепление изученного материала
| Календарь природы и труда по месяцам, презентация на тему: «Животные»
|
|
|
58
| Охрана животных. Местные заповедники и зоопарки. | 1 | Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов. | Комбинирован-ный урок
| Презентация на тему: «Охрана животных. Заповедники» |
|
|
59
| Экология воздуха и охрана окружающей среды. | 1 | Комбинирован-ный урок
| Календарь природы и труда по месяцам |
|
| |
60
| Сезонные изменения весной. | 1 | Знать признаки весны. Уметь наблюдать за изменениями в природе, жизни растений и животных в весенние месяцы, вести ежедневные наблюдения за погодой, связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов. | Обобщение и закрепление изученного материала
| Календарь природы и труда по месяцам Презентация на тему: «Сезонные изменения весной»
|
|
|
61
| Человек. Охрана здоровья. | 1 | Знать части тела человека. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза. Уметь соблюдать правила личной гигиены. | Комбинирован-ный урок
| Плакат «Строение тела человека»
|
|
|
62
| Глаза – органы зрения. | 1 | Знать глаза – органы зрения, правила охраны зрения. Уметь назвать части глаза: веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Уметь соблюдать правила личной гигиены, беречь глаза. | Изучение нового материала и первичное закрепление знаний
| Схема строения глаза, карточки-задания
|
|
|
63
| Уши — органы слуха. Уход за ними. | 1 | Знать уши– органы слуха, правила ухода за ушами. Уметь соблюдать правила личной гигиены. | Комбинирован-ный урок
| Ватные палочки
|
|
|
64
| Органы обоняния и осязания: нос, язык. | 1 | Знать носом мы дышим и различаем запахи, значение чистоты носа. Уметь пользоваться носовым платком, соблюдать правила личной гигиены. | Изучение нового материала и первичное закрепление знаний | Носовой платок
|
|
|
65 | Органы обоняния и осязания: нос, язык. | 1 | Комбинирован-ный урок |
|
|
| |
66
| Зубы и уход за ними. | 1 | Знать назначение зубов, правила ухода за зубами. Уметь правильно, чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены. | Комбинирован-ный урок
| Зубная паста и щётка
|
|
|
67
| Повторение пройденного за год.
| 1 | Уметь называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства; участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей; связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов. | Обобщение и закрепление изученного материала
| Календарь природы и труда по месяцам Тесты «Повторение»
|
|
|
68
| Повторение пройденного за год. | 1 | Обобщение и закрепление изученного материала
|
|
|
Сводная таблица практической части программы.
-
Количество практических работ
1 полугодие
3
2 полугодие
1
год
4
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
— информационное, в том числе литература основная и дополнительная:
-
В. В. Воронкова. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы». М.: «Просвещение»,2010 г.
— материально-техническое:
-
Картины по развитию речи на тему «Лето», «Зима», «Весна», «Осень».
-
Карточки для индивидуальной работы
-
Муляжи овощей, фруктов
-
Предметные картинки
-
Цветная бумага ,цветной, белый картон
-
Календарь природы, произведения искусства
-
Гербарий растений
— медиаресурсы и пр.
-компьютер, компьютерные презентации,
-http://www.breasting.ru/,
-http://raduga.rkc-74.ru/,
-http://www.yandex.ru/,
[email protected]. Журнал «Начальная школа»,
-Pro.Школу. ru.интернет- портал.