Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа – интернат «Сеяхинская школа – интернат среднего (полного) образования
ПРИНЯТО Протокол заседания методического совета школы от 04.09.2012 Заместитель директора по методической работе ___________ М.В. Пасынкова
| УТВЕРЖДАЮ Директор школы — интерната приказ № 00 от 00.00.0000 __________И.В. Резвина |
Рабочая учебная программа по естествознанию
для 5 класса
Автор — составитель: Золотарева М.И.
Сеяха
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по естествознанию для 5 класса МБУОШИ «Сеяхинская школа – интернат среднего (полного) образования» разработана на основе:
-
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
-
Примерной программы по информатике для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта.
-
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.
-
Авторской программы основного общего образования по природоведению (5 класс)
-
(Плешаков А.А., Сонин Н.И., Биология. Программа для основной школы: 6–9 классы. /. Плешаков А.А., Сонин Н.И. – 5 изд., стереотип. – М: Дрофа, 2012 г. – 138 с.
-
Основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения МБУОШИ «Сеяхинская школа – интернат среднего (полного) образования» № ____» (приказ от__________, №_____).
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Естествознание» является актуальным для формирования естественнонаучной картины мира и продолжает линию естествознания начальной школы является пропедевтическим, включая интегрированные сведения из курсов биологии, физики, химии, географии и астрономии. В курсе естествознания даются первые представления о таких понятиях, как масса, взаимодействие, сила, энергия, атом; молекула, химический элемент.
Получаемые учащимися сведения о веществах и их прекращениях могут служить первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в то же время динамичные. Нарушение этой динамической устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем.
Интеграция различных естественнонаучных областей знания основана на представлении о единстве природы и общем для всех естественных наук методе познания.
Естествознание изучается в 5 классе, общее число часов по предмету 65 ч + 5 ч. резерв
Раздел 1 «Человек изучает природу» расширен на 2 часа, практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Великие естествоиспытатели.
Раздел 2 «Мир астрономии» расширен на 10 часов, которые используются для проведения практических работ:
Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд.
Работа с подвижной картой звёздного неба.
Раздел 3 «Мир физики» расширен на 11 часов, которые используются для проведения практических работ:
Исследование 1 – 2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от её температуры, площади поверхности и т. п.)
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
Раздел 4 «Мир химии» расширен на 12 часа, которые используются для проведения практических работ:
Описание и сравнение признаков 2 – 3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций, подготовки проектных работ и контрольного урока.
Раздел 5 «Мир биологии» расширен на 15 часов, которые используются для проведения практических работ:
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов – определителей, чучел, гербариев и др.)
Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения, подготовки проектных работ: Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Раздел 6 «Мир географии» расширен на 12 часов, которые используются для проведения лабораторных работ, подготовки проектных работ и контрольного урока.
Резерв 5 часов, которые используются для подготовки проектных работ.
Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой по учебному предмету «естествознание», опубликованному в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. Естествознание. 5 класс: проект. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2010» .
Цели изучения естествознания и биологии в основной школе
систематизация знаний учащихся об объектах природы, их многообразия и единстве, полученных в начальной школе;
пропедевтика основ естественнонаучных знаний; получение учащимися представлений о методах научного познания природы;
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; развитие у учащихся устойчивого интереса к естественнонаучным знаниям формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Задачи:
-
систематизировать знания учащихся об объектах природы, их многообразии и единстве, заложить основы естественнонаучных знаний;
-
сформировать представления о методах научного познания природы;
-
сформировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного исследования;
-
развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям,
-
способствовать формированию основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Место предмета в учебном плане
Рабочая учебная программа по естествознанию для 5 класса рассчитана на 70 часов
(54 — теория, 12 — практика, 4 – итоговые работы). Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс (далее УМК), который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу биологии, в соответствии с ФГОС, включающий в себя:
-
Учебник естествознания для 5 класса
«Введение в естественные науки» / Э.Л.Введенский, А.А. Плешаков, -М.:Дрофа, 2012.
-
Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся/ Л.А. Бердичевская, Н.И. Сонин,–М: Дрофа, 2003.
-
Методическое пособие для учителя Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. / Н.Л. Галеева, — М.: Тайдекс Ко, 2002.
-
Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. Естествознание. 5 класс: проект. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2010» .
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Учебник содержит теоретический материал курса.
Вовлечение обучающихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для высказывания подростком суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах и других сферах сознания: художественной, нравственной, практической.
Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к окружающим людям, живым существам, природному окружению); в активном участии в природосберегающей деятельности; в осознанном выборе здорового образа жизни.
Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших подростков, их способности к сопереживанию, состраданию, потребности и умений соответствующей деятельности, настойчивости и воли в достижении целей самообразования и улучшения состояния окружающей природной среды.
Курс предполагает использование современных педагогических технологий: развивающих, личностно-ориентированных, исследовательских, проектных и групповых педагогических технологий. При проведении учебных занятий используются академические, мыследеятельностные, интерактивные, коммуникативные формы работы с обучающимися. Основными методами являются: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический, метод проектов, словесный, наглядный, практический.
Новизна данной рабочей программы в том, что раньше тематический план включал такие разделы:
Тема 1. Изучение природы – 3 ч.
Тема 2 Вселенная — 14ч.
Тема 3 Земля – 18ч.
Тема 4. Жизнь на Земле – 14ч.
Тема 5. Человек на Земле – 16 ч., а по ФГОС:
—
В соответствии с особенностями предполагается использование следующих педагогических технологий:
-
проблемное обучение;
-
концентрированное обучение;
-
развивающее обучение;
-
игровые технологии;
-
метод проектов.
Учебно-тематическое планирование
Урок | Раздел (Тема) | Кол -во часов | Виды деятельности обучающихся или универсальные виды деятельности | Планируемые результаты | |||
Личностные | Метапредметные
| Предметные | |||||
1 |
| Изучение природы | 3ч. |
|
|
|
|
1.1
| 1
| Науки о природе | 1 | Определить тему, Анализировать текст, Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты).
| развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни
| умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; освоение приёмов умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)
| формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы
|
1.2.
| 2
| Методы изучения природы | 1 | Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты). Сообщения: Великие естествоиспытатели. | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
| формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами об изменениях природной среды под воздействием человека. | |
1.3.
| 3
| практическая работа №1: Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
|
|
| Составлять план проведения простейшего исследования (например, скорости испарения воды при различных условиях). Создавать проектные работы по теме «Развитие представлений о природе».
| овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений. | |
2. |
| Мир астрономии | 11ч |
|
|
| |
2.1
| 4
| Рождение астрономии | 1 |
| умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)
| расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы,
| |
2.2. | 5
| Астрономия в древности и в средние века | 1 |
| |||
2.3
| 6
| Рождение новой астрономии | 1 |
|
| ||
2.4.
| 7
| Методы астрономических исследований | 1 |
|
| ||
2.5.
| 8
| Планеты земной группы | 1 | Описывать Землю как элемент Солнечной системы. Описывать форму и размеры Земли. Объяснять значение экспедиции Магеллана для подтверждения представлений о шарообразной форме планеты. Наблюдать смены фаз Луны. Изучать фотографии поверхности Луны. Работать с информационными источниками (Интернет, энциклопедии, научно-популярная литература). | формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,
проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных данных.
| ||
2.6.
| 9
| Планеты — гиганты | 1 | Наблюдать планеты Солнечной системы. Изучать фотографии поверхности планет Солнечной системы, полученные с помощью космических аппаратов. Описывать одну из планет Солнечной системы
| умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы.
| |
2.7.
| 10
| Малые тела солнечной системы
| 1 |
| |||
2.8.
| 11
| Мир звёзд практическая работа №2,3: Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд. (Изменение освещенности глобуса М. Е. Набокова) Работа с подвижной картой звёздного неба. Движение звезд, вследствие вращения Земли. | 1 | Наблюдать суточное движение Солнца и звезд. Работать с подвижной картой звездного неба. Наблюдать планеты Солнечной системы. Изучать фотографии поверхности планет Солнечной системы, полученные с помощью космических аппаратов. Описывать одну из планет Солнечной системы |
| формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования
| проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных данных.
|
2.9.
| 12
| Время и календарь | 1 |
|
|
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
|
2.10
| 13
| Живые организмы и космос Практическое значение астрономии
| 1 |
|
| ||
2.11 | 14 | Контроль знаний | 1 |
| развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
| формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)
| формирование целостной научной картины мира; овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.
|
3. |
| Мир физики | 11 ч |
|
|
|
|
3.1
| 15
| Что такое физика практическая работа №4 Исследование 1 – 2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от её температуры, площади поверхности и т. п.)
| 1 | Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
Наблюдать тепловое расширение газов и жидкостей. Наблюдать плавление льда. Наблюдать испарение и кипение воды | развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.
| умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. | овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.
|
3.2
| 16
| Молекулы и атомы | 1 | Систематизировать известные природные явления с использованием видео- и аудиофрагментов, заполнять таблицы. Исследовать прямолинейное равномерное и неравномерное движение. Строить графики по результатам измерений. Собирать простейшие электрические цепи. Исследовать свойства постоянных магнитов | развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.
| формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования | формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных данных.
|
3.3.
| 17
| Движение тел | 1 | ||||
3.4
| 18
| Энергия | 1 | ||||
3.5
| 19
| Электричество | 1 | ||||
3.6.
| 20
| Приключения с магнитом | 1 | ||||
3.7
| 21
| Звук | 1 |
|
| ||
3.8
| 22
| Свет | 1 | Исследовать явления отражения и преломления, явления разложения белого света призмой. |
| ||
3.9.
| 23
| Физика и практика | 1 | Систематизировать известные природные явления с использованием видео- и аудиофрагментов, заполнять таблицы. Исследовать прямолинейное равномерное и неравномерное движение. Строить графики по результатам измерений. Собирать простейшие электрические цепи. Исследовать свойства постоянных магнитов | развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
| умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)
|
|
3.10.
| 24
| Физика и охрана окружающей среды
| 1 | Систематизировать известные природные явления с использованием видео- и аудиофрагментов, заполнять таблицы.
| развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.
| устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей |
|
3.11
| 25
| Контроль знаний |
|
| развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
| формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)
|
|
4. |
| Мир химии | 12 ч. |
| развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
| умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)
| понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни |
4.1.
| 26
| Истоки химии | 1 | Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации. |
| овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.
| |
4.2.
| 27
| Химические знания в Средние века | 1 |
| формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных данных.
| ||
4.3.
| 28
| Начало современной химии | 1 |
|
| ||
4.4
| 29
| Многообразие веществ практическая работа №5 Описание и сравнение признаков 2 – 3 веществ.
| 1 | Изучать и описывать свойства различных веществ. Распознавать простые и сложные вещества по составу. Моделировать строение простых и сложных веществ. Характеризовать состав по данным формулам. | освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы |
| |
4.5.
| 30
| Смеси и чистые вещества | 1 | Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации.
|
использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) | овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.
| |
4.6
| 31
| Основные способы разделения смесей | 1 | Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации. | формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных данных.
| ||
4.7
| 32
| Химический элемент | 1 |
|
| ||
4.8
| 33
| Простые и сложные вещества | 1 | Изучать и описывать свойства различных веществ. Распознавать простые и сложные вещества по составу. Моделировать строение простых и сложных веществ. Характеризовать состав по данным формулам.
|
| ||
4.9
| 34
| Распространение химических элементов в природе. Органические и неорганические вещества
| 1 | Изучать и описывать свойства различных веществ. Распознавать простые и сложные вещества по составу. Моделировать строение простых и сложных веществ. Характеризовать состав по данным формулам.
|
| ||
4.10 | 35 | Химические явления практическая работа №6 Наблюдение признаков химических реакций. | 1 | Систематизировать известные природные явления с использованием видео- и аудиофрагментов, заполнять таблицы. Наблюдать процессы горения угля, серы и железа в кислороде. Описывать строение пламени. Изучать спиртовку и ее использование. | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью | овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.
| |
4.11
| 36
| Химия в наши дни |
| Создавать проектные работы (коллекции, презентации, сообщения и т. п.) по теме «Использование веществ человеком». Работать с диаграммами «Химический состав различных природных объектов». |
|
| формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных данных.
|
4.12
| 37
| Защита проектных работ |
| Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации.
| развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
| использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) |
|
5. |
| Мир биологии |
|
| развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу |
|
|
5.1
| 38
| Что такое биология | 1 |
| использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) |
| |
5.2.
| 39
| Из истории биологии | 1 | Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации. | использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) |
| |
5.3.
| 40
| Экскурсия в мир клеток практическая работа №7
| 1 | Проводить наблюдения природных объектов. Составлять описания объекта изучения. Познакомиться с лупой и световым микроскопом. Проводить наблюдения природных объектов. Составлять описания объекта изучения Наблюдать и сравнивать строение растительной и животной клеток. Наблюдать типичные ткани животного и растительного организмов. | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
|
| |
5.4.
| 41
| Как классифицируют организмы практическая работа №8 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов – определителей, чучел, гербариев и др.)
| 1 | Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации. Отработать приемы классификации живых организмов | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения) |
| |
5.5.
| 42
| Живые царства | 11 | Наблюдать с помощью микроскопа способы передвижения одноклеточных организмов (инфузории-туфельки, эвглены зеленой, амебы и др.). |
|
| |
5.6.
| 43
| Жизнь начинается
| 1 | Наблюдать изменения внешнего облика растений и животных на разных этапах индивидуального развития. | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения) | формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных в познавательной сфере — расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, освоение базовых естественнонаучных знаний, небходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе; в эстетической сфере – приводить примеры дополняющие научные данные образами литературы и искусства; в сфере физической культуры – расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.
| |
5.7.
| 44
| Жизнь продолжается | 1 | Наблюдать изменения внешнего облика растений и животных на разных этапах индивидуального развития.
| умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения) |
| |
5.8.
| 45
| Почему дети похожи на родителей
| 1 |
| использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) |
| |
5.9
| 46
| Нужны все на свете практическая работа №9 Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.
| 1 | Создавать проектные работы (презентации, сообщения, плакаты, коллекции и т. п.) по темам «Развитие жизни на Земле», «Кто были наши предки», «Ископаемые растения и животные нашего края».
Наблюдать за способами передвижения беспозвоночных (бабочка, муравей, кузнечик) и позвоночных животных (аквариумные рыбки, лягушки, змеи и ящерицы, птицы, млекопитающие)
| использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) |
| |
5.10 | 47 | Как животные общаются между собой | 1 | Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации. | использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) |
| |
5.11 | 48
| Биология и практика практическая работа №10 Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.
| 1 | Проводить наблюдения природных объектов. Составлять описания объекта изучения | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения) |
| |
5.12
| 49
| Биологи защищают природу | 1 | Проводить наблюдения природных объектов. Составлять описания объекта изучения
| использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) |
| |
5.13
| 50
| Биология и здоровье практическая работа №11, 12 Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
| 1 | Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации. Знакомиться с правилами поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения. Осваивать способы временной остановки кровотечения, правила наложения кровоостанавливающего жгута. Знакомиться с правилами поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения. Осваивать способы оказания первой помощи при ожогах, травмах и переломах, попадании инородных тел в глаза, уши или нос. Подготовить сообщение об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков. |
| формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения) |
|
5.14.
| 51
| Живые организмы и наша безопасность | 1 | Сообщение: Ядовитые растения и грибы. Какие животные могут быть опасными для человека. |
|
|
|
5.15.
| 52
| Контроль | 1 | Создавать проектные работы (презентации, сообщения, плакаты, коллекции и т. п.) по темам «Развитие жизни на Земле», «Кто были наши предки», «Ископаемые растения и животные нашего края». | развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу |
|
|
6 | Мир географии |
|
|
|
|
| |
6.1.
| 53
| Истоки географии | 1 |
| развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу | использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) |
|
6.2
| 54
| Страницы Великих географических открытий |
|
|
| использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) |
|
6.3.
| 55
| Страницы Великих географических открытий |
|
|
|
| |
6.4.
| 56
| Русские путешественники и их открытия |
|
|
|
| |
6.5.
| 57
| Методы географических исследований |
|
|
|
| |
6.6.
| 58
| Строение Земли |
|
|
|
| |
6.7.
| 59
| Путешествие по Мировому океану |
|
|
|
| |
6.8
| 60
| Путешествие по материкам |
|
|
|
| |
6.9.
| 61
| Путешествие по материкам (Африка) |
|
|
|
| |
6.10. | 62
| Путешествие по материкам (Северная Америка) |
|
|
|
| |
6.11
| 63
| Путешествие по материкам (Южная Америка) |
|
|
|
|
|
6.12
| 64
| Путешествие по материкам (Австралия) |
|
|
|
|
|
6.13 | 65
| Путешествие по материкам (Антарктида) |
|
|
|
|
|
6.14 | 66
| Единство наук о природе |
|
|
|
|
|
6.15 | 67
| Контроль |
|
|
|
|
|
68 |
| Защита проектов |
|
|
|
|
|
Требования к результатам освоения курса
Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения учебного предмета естествознания
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
-
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
смысловое чтение;
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования
В ценностно-ориентационной сфере:
-
формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
-
овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных
в познавательной сфере — расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, небходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;
в трудовой сфере – формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере – приводить примеры дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
в сфере физической культуры – расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Человек изучает природу (9 часов)
Естествознание — система наук о природе. Методы научного познания: описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, моделирование. Инструменты и приборы для изучения природы. Взаимосвязь методов при изучении различных объектов природы.
Роль естествознания в сохранении и улучшении состояния природы.
Демонстрации:
-
Набор приборов и инструментов: часы, весы, измерительная линейка, термометр, лупа, микроскоп, бинокль и др.
-
Фотографии (видеофрагменты) современных научных приборов.
-
Глобусы Земли и Луны.
-
Гербарии культурных растений.
-
Взаимодействие магнитов и заряженных тел.
-
Разложение белого света в спектр.
Лабораторные работы и опыты:
-
Ознакомление с лабораторным оборудованием. Правила работы в лаборатории.
-
Измерение температуры воздуха. Измерение температуры воды. Измерение линейных размеров тел.
Универсальные учебные действия:
-
Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты);
-
использовать Интернет для поиска информации.
-
Изучать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде.
-
Создавать проектные работы по теме «Развитие представлений о природе».
-
Проводить наблюдения природных объектов.
-
Составлять описания объекта изучения.
-
Познакомиться с лупой и световым микроскопом.
-
Познакомиться с различными способами измерения величин (на примере массы или температуры).
-
Конструировать простейшие измерительные приборы и установки для наблюдений и опытов.
-
Составлять план проведения простейшего исследования (например, скорости испарения воды при различных условиях).
Раздел 2. Многообразие тел и веществ природы (25 часов)
Строение и происхождение Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы.
Строение поверхности Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
Жизнь — уникальное явление. Разнообразие условий жизни на планете.
Признаки живых организмов: обмен веществ и энергии (питание, дыхание), рост, развитие, воспроизводство, раздражимость.
Разнообразие живых организмов. Царства живой природы, их основная характеристика. Человек — один из видов живых организмов.
Клеточное строение живых организмов.
Многообразие веществ. Вещества органические и неорганические. Простые (металлы и неметаллы) и сложные (оксиды, основания, кислоты, соли). Частицы вещества: молекулы и атомы. Представление о химических элементах. Знаки химических элементов. Химические формулы простейших веществ. Агрегатные состояния вещества. Единство химического состава тел неживой и живой природы.
Демонстрации:
-
Теллурий.
-
Модель маятника Фуко.
-
Глобусы Земли и Луны.
-
Модель Солнечной системы.
-
Фотографии планет Солнечной системы.
-
Карта звездного неба.
-
Географические карты различного масштаба.
-
Карта природных зон.
-
Таблица «Царства живой природы».
-
Микропрепараты растительных и животных клеток.
-
Таблица «Положение человека в системе живой природы».
-
Модели различных атомов и молекул.
-
Сцепление свинцовых цилиндров.
-
Явление диффузии жидкостей.
-
Демонстрации разнообразных твердых тел и жидкостей.
-
Текучесть жидкостей.
Лабораторные работы и опыты:
-
Движение звезд вследствие вращения Земли. Изменение освещенности глобуса М. Е. Набокова.
-
Упругость, пластичность и текучесть различных тел. Наблюдение сжимаемости и упругости газа.
-
Опыты по взаимодействию частиц вещества. Окрашивание воды малым количеством краски. Растворение веществ в воде.
Универсальные учебные действия:
-
Наблюдать суточное движение Солнца и звезд, работать с подвижной картой звездного неба.
-
Наблюдать планеты Солнечной системы. Изучать фотографии поверхности планет Солнечной системы, полученные с помощью космических аппаратов. Описывать одну из планет Солнечной системы.
-
Описывать Землю как элемент Солнечной системы. Описывать форму и размеры Земли. Объяснять значение экспедиции Магеллана для подтверждения представлений о шарообразной форме планеты.
-
Наблюдать смены фаз Луны. Изучать фотографии поверхности Луны.
-
Работать с информационными источниками (Интернет, энциклопедии, научно-популярная литература).
-
Изучать свойства воздуха.
-
Изучать свойства воды.
-
Составлять комплексную характеристику одного из объектов гидросферы по предложенному плану с использованием различных источников информации.
-
Определять горные породы и минералы по образцам.
-
Ставить опыты, доказывающие необходимость света, тепла, воды, наличия кислорода для развития живых организмов (на примере изучения условий прорастания семян).
-
Наблюдать изменения состава воздуха при дыхании.
-
Работать с картой природных зон
-
Отработать приемы классификации живых организмов.
-
Наблюдать и сравнивать строение растительной и животной клеток.
-
Наблюдать типичные ткани животного и растительного организмов.
-
Наблюдать изменения физиологических показателей человека после дозированной физической нагрузки.
-
Наблюдать с помощью микроскопа способы передвижения одноклеточных организмов (инфузории-туфельки, эвглены зеленой, амебы и др.). Наблюдать за способами передвижения беспозвоночных (бабочка, муравей, кузнечик) и позвоночных животных (аквариумные рыбки, лягушки, змеи и ящерицы, птицы, млекопитающие).
-
Наблюдать изменения внешнего облика растений и животных на разных этапах индивидуального развития.
-
Изучать и описывать свойства различных веществ. Распознавать простые и сложные вещества по составу. Моделировать строение простых и сложных веществ. Характеризовать состав по данным формулам.
-
Наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях; описывать и сравнивать свойства веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях. Моделировать различные агрегатные состояния веществ. Распознавать кислород и углекислый газ. Создавать проектные работы (коллекции, презентации, сообщения и т. п.) по теме «Использование веществ человеком». Работать с диаграммами «Химический состав различных природных объектов».
Раздел 3. Природные явления (23 часа)
Разнообразие природных явлений: физические, химические, географические, биологические.
Физические явления. Примеры механических, тепловых, электромагнитных, световых и звуковых явлений; их использование в повседневной жизни.
Химические явления. Примеры явлений превращения веществ в окружающем мире: горение, гниение.
Географические явления. Примеры явлений в атмосфере, гидросфере, земной коре. Процессы рельефообразования, выветривания горных пород. Погодные явления.
Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения.
Биологические явления. Явления, связанные с ростом, развитием, размножением живых организмов. Питание и дыхание организмов. Представление о развитии жизни на Земле: зарождение жизни в воде, освоение суши, появление человека.
Примеры взаимосвязи природных явлений (круговорот поды, почвообразование, фенологические явления).
Демонстрации:
-
Взаимодействие различных тел.
-
Падение тел.
-
Нагревание и кипение воды.
-
Тепловое расширение твердых тел и жидкостей.
-
Электризация тел трением.
-
Взаимодействие заряженных тел.
-
Отражение и преломление света.
-
Получение изображений с помощью собирающей линзы.
-
Колебания натянутой струны, ножек камертона.
-
Горение угля и серы в кислороде.
Лабораторные работы и опыты:
-
Наблюдение таяния льда.
-
Взаимодействие постоянных магнитов.
-
Наблюдение теней и полутеней.
-
Звукопроводность различных тел (веществ).
-
Распознавание кислорода и углекислого газа с помощью тлеющей и горящей лучинок.
Универсальные учебные действия:
-
Систематизировать известные природные явления с использованием видео- и аудиофрагментов, заполнять таблицы.
-
Исследовать прямолинейное равномерное и неравномерное движение. Строить графики по результатам измерений.
-
Наблюдать тепловое расширение газов и жидкостей. Наблюдать плавление льда. Наблюдать испарение и кипение воды.
-
Собирать простейшие электрические цепи.
-
Исследовать свойства постоянных магнитов.
-
Исследовать явления отражения и преломления, явления разложения белого света призмой.
-
Наблюдать процессы горения угля, серы и железа в кислороде. Описывать строение пламени. Изучать спиртовку и ее использование.
-
Исследовать скорость разложения органических отходов: изготовить мини-компостер из пластиковой бутылки.
-
Распознавать кислород и углекислый газ.
-
Наблюдать за облаками, строить и анализировать диаграммы облачности и осадков. Измерять температуру и давление атмосферного воздуха. Строить и анализировать график суточного и месячного хода температур.
-
Составлять схему круговорота воды.
-
Наблюдать примеры выветривания горных пород (разрушения облицовки зданий) и рельефообразования (оползни, осыпи, изменения русел ручьев и рек). Методы борьбы с оврагами, выдуванием, вымыванием почв.
-
Знакомиться с правилами поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения.
-
Осваивать способы временной остановки кровотечения, правила наложения кровоостанавливающего жгута, оказания первой помощи при ожогах, травмах и переломах, попадании инородных тел в глаза, уши или нос.
-
Приводить примеры взаимосвязи биологических, химических и физических явлений: способность живых организмов двигаться; физическая природа зрительного и слухового восприятия; химическая природа дыхания и усвоения питательных веществ.
-
Описывать возрастные изменения растений, животных и человека на разных этапах индивидуального развития.
-
Создавать проектные работы (презентации, сообщения, плакаты, коллекции и т. п.) по темам «Развитие жизни на Земле», «Кто были наши предки», «Ископаемые растения и животные нашего края».
Раздел 4. Взаимосвязи в природе (13 часов)
Солнечно-земные связи. Смена времен года и времени суток как следствие обращения Земли вокруг Солнца и вращения вокруг собственной оси.
Взаимосвязи между живой и неживой природой. Разнообразие живых организмов как результат приспособленности к обитанию в различных природных условиях. Примеры влияния живых организмов на неживую природу.
Взаимосвязи в живой природе. Основные типы взаимоотношений живых организмов (хищник-жертва, паразит-хозяин, конкурентные, взаимополезные и нейтральные отношения). Представление о природном сообществе; ярусность в природном сообществе (на местном материале).
Природа как единая система. Взаимосвязь между элементами природных систем. Целостность — основное свойство системы. Устойчивость природных систем.
Влияние человека на природу. Нарушение природного равновесия, возникновение экологических проблем. Ответное воздействие измененной природы на человека (на местном материале).
Демонстрации:
-
Фенологический календарь своей местности.
-
Растения и животные, занесенные в Красные книги различного уровня (своей местности, региона, РФ, мира).
-
Видеофрагменты о сезонных и суточных явлениях в природе; о растительном и животном мире различных природных зон; о влиянии деятельности человека на природу; о деятельности различных международных природоохранных организаций (WWF, IFAW).
Лабораторные работы и опыты:
-
Моделирование движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси с использованием глобуса Земли и источника света.
-
Описание особенностей внешнего строения растений различных природных зон с использованием гербарных материалов.
-
Описание организмов, обитающих в пресных водоемах данной местности, по коллекциям и по результатам собственных наблюдений в природе во время экскурсий.
-
Сравнение особенностей внешнего и внутреннего строения живых организмов, обитающих в различных средах жизни (например, комнатные растения — традесканция, кактус, монстера и аквариумные — элодея, валлиснерия, роголистник).
-
Сравнение конечностей беспозвоночных (на примере насекомых) и позвоночных животных, приспособленных к различным способам передвижения: бег, прыжки, лазанье, плавание, полет.
-
Моделирование цепей питания в различных сообществах с использованием дидактических карточек.
-
Описание по заданному плану особенностей взаимодействия живых организмов в природном сообществе (на местном материале).
Примерные объекты экскурсий: школьные кабинеты физики, химии, географии и биологии; краеведческий музей; ближайшие объекты природного окружения: парк, лесопарк, водоем, сад; зоопарк, зоологический уголок, ботанический сад, дендрарий, оранжерея, метеорологическая станция.
Лаборатории:
биохимическая лаборатория, лаборатория станции защиты растений, сортосеменная станция, лаборатория экологического мониторинга, оценки качества воды и воздуха и т. п.
Универсальные учебные действия:
-
Работать с моделями движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.
-
Описывать растения различных природных зон на основе гербарных материалов.
-
Описывать организмы, обитающие в пресной воде, по коллекциям и влажным препаратам.
-
Сравнивать свойства живых организмов из различных сред жизни (на примере таких комнатных растений, как: колеус, традесканция, кактус, элодея, валлиснерия).
-
Сравнивать конечности насекомых и позвоночных животных, приспособленных к разным условиям обитания.
-
Составлять схемы взаимосвязи и взаимодействия природных компонентов.
-
Составлять цепи питания в различных сообществах. Составлять описания (по заданному плану) особенностей взаимодействия живых организмов в природном сообществе (на местном материале).
-
Участвовать в социально ориентированной деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения; осваивать простейшие приемы оценки экологического состояния воды, воздуха, растительности и почвы.
-
Распознавать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги (региона, РФ, мира).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Помещение кабинета для преподавания естествознания оснащено учебной мебелью, шкафами для хранения демонстрационного и лабораторного оборудования, демонстрационным столом учителя, с подводкой к нему электрического тока и холодной воды, а также всем необходимым для обеспечения правил безопасного труда учащихся.
Кабинет естествознания может быть совмещен с кабинетом биологии.
Материально-техническое оснащение преподавания естествознания обеспечивает выполнение учащимися учебно-практических работ, проведение демонстраций учителем, а также организацию проектной деятельности и практикумов в окружающей природной среде. Основу для ученических наблюдений и опытов составляют комплекты для фронтальных ученических работ по всем темам курса, а также коллекции и гербарии. Номенклатура опытов, наблюдений и измерений с использованием коллекций, гербариев и тематических комплектов оборудования обеспечивает проведение всех видов деятельности, перечисленных в тематическом планировании.
Печатные пособия
-
Портреты великих ученых-естествоиспытателей (для создания постоянной (сменной) экспозиции при оформлении кабинета).
-
Карта звездного неба.
-
Физическая карта мира.
-
Таблицы по основным темам курса естествознания.
-
Информационно-коммуникационные средства
Технические средства обучения (ТСО)
-
Компьютер мультимедийный (обеспечивается выходом в Интернет).
-
Мультимедийный проектор.
-
Проекционный экран.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
-
Комплект для проведения наблюдений за погодой.
-
Комплект «Явления превращения веществ».
-
Комплект для моделирования строения атомов и молекул.
-
Комплект лабораторного оборудования (штатив лабораторный, стаканы, чашки Петри, стаканы мерные, пробирки, колбы, стеклянные палочки и т. д.).
-
Теллурий.
-
Глобус Земли физический.
-
Комплект «Оказание первой медицинской помощи».
-
Микроскоп.
-
Комплект посуды с принадлежностями демонстрационный.
-
Столик подъемный.
-
Штатив демонстрационный.
-
Компьютерная измерительная лаборатория на базе мультимедийного компьютера.
-
Цифровой микроскоп.
Натуральные объекты
-
Коллекция «Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания».
-
Коллекция «Горные породы и минералы. Полезные ископаемые».
-
Гербарии.
-
Микропрепараты по теме «Клеточное строение живых организмов».
-
Комнатные растения (10–15 видов).
-
Комплект посуды и принадлежностей для ухода за комнатными растениями.
Литература
Литература для учителя:
-
Бердичевская, Л.А., Сонин, Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся/ Л.А. Бердичевская, Н.И. Сонин,–М: Дрофа, 2003.
-
Введенский, Э.Л., Плешаков, А.А. Естествознание. 5 класс. Введение в естественные науки / Э.Л.Введенский, А.А. Плешаков, -М.:Дрофа, 2012.
-
Галеева, Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя/ Н.Л. Галеева, — М.: Тайдекс Ко, 2002.
-
Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. Естествознание. 5 класс: проект. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2010» .
Литература для обучающихся:
-
Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
-
Введенский, Э.Л., Плешаков, А.А. Естествознание. 5 класс. Введение в естественные науки / Э.Л.Введенский, А.А. Плешаков, -М.:Дрофа, 2012.
-
Плешаков, А.А., Сонин, Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь)/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, — М.: Дрофа, 2005.
-
Плешаков, А.А., Сонин, Н.И. Природоведение (Альбом-задачник)/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, — М.: Дрофа, 2005.