Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа – интернат «Сеяхинская школа – интернат среднего (полного) образования

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО Протокол заседания

Методического объединения учителей естественных наук от 03.09. 2012 №1

Руководитель МО

_________Л.А. Некрасова

ПРИНЯТО

Протокол заседания

методического совета школы

от 04.09.2012

Заместитель директора по методической работе

___________ М.В. Пасынкова

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы — интерната

приказ № 00 от 00.00.0000

__________И.В. Резвина

Рабочая учебная программа по естествознанию

для 5 класса

Автор — составитель: Золотарева М.И.

Сеяха

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по естествознанию для 5 класса МБУОШИ «Сеяхинская школа – интернат среднего (полного) образования» разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).

  • Примерной программы по информатике для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта.

  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.

  • Авторской программы основного общего образования по природоведению (5 класс)

  • (Плешаков А.А., Сонин Н.И., Биология. Программа для основной школы: 6–9 классы. /. Плешаков А.А., Сонин Н.И.5 изд., стереотип. – М: Дрофа, 2012 г. – 138 с.

  • Основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения МБУОШИ «Сеяхинская школа – интернат среднего (полного) образования» № ____» (приказ от__________, №_____).

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Естествознание» является актуальным для формирования естественнонаучной картины мира и продолжает линию естествознания начальной школы является пропедевтическим, включая интегрированные сведения из курсов биологии, физики, химии, географии и астрономии. В курсе естествознания даются первые представления о таких понятиях, как масса, взаимодействие, сила, энергия, атом; молекула, химический элемент.

Получаемые учащимися сведения о веществах и их прекращениях могут служить первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в то же время динамичные. Нарушение этой динамической устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем.

Интеграция различных естественнонаучных областей знания основана на представлении о единстве природы и общем для всех естественных наук методе познания.

Естествознание изучается в 5 классе, общее число часов по предмету 65 ч + 5 ч. резерв

Раздел 1 «Человек изучает природу» расширен на 2 часа, практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Великие естествоиспытатели.

Раздел 2 «Мир астрономии» расширен на 10 часов, которые используются для проведения практических работ:

Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд.

Работа с подвижной картой звёздного неба.

Раздел 3 «Мир физики» расширен на 11 часов, которые используются для проведения практических работ:

Исследование 1 – 2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от её температуры, площади поверхности и т. п.)

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Раздел 4 «Мир химии» расширен на 12 часа, которые используются для проведения практических работ:

Описание и сравнение признаков 2 – 3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций, подготовки проектных работ и контрольного урока.

Раздел 5 «Мир биологии» расширен на 15 часов, которые используются для проведения практических работ:

Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов – определителей, чучел, гербариев и др.)

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

Измерение своего роста и массы тела.

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения, подготовки проектных работ: Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Раздел 6 «Мир географии» расширен на 12 часов, которые используются для проведения лабораторных работ, подготовки проектных работ и контрольного урока.

Резерв 5 часов, которые используются для подготовки проектных работ.

Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой по учебному предмету «естествознание», опубликованному в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. Естествознание. 5 класс: проект. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2010» .

Цели изучения естествознания и биологии в основной школе

систематизация знаний учащихся об объектах природы, их многообразия и единстве, полученных в начальной школе;

пропедевтика основ естественнонаучных знаний; получение учащимися представлений о методах научного познания природы;

формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; развитие у учащихся устойчивого интереса к естественнонаучным знаниям формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Задачи:

  1. систематизировать знания учащихся об объектах природы, их многообразии и единстве, заложить основы естественнонаучных знаний;

  2. сформировать представления о методах научного познания природы;

  3. сформировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного исследования;

  4. развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям,

  5. способствовать формированию основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Место предмета в учебном плане

Рабочая учебная программа по естествознанию для 5 класса рассчитана на 70 часов

(54 — теория, 12 — практика, 4 – итоговые работы). Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс (далее УМК), который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу биологии, в соответствии с ФГОС, включающий в себя:

  1. Учебник естествознания для 5 класса

«Введение в естественные науки» / Э.Л.Введенский, А.А. Плешаков, -М.:Дрофа, 2012.

  1. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся/ Л.А. Бердичевская, Н.И. Сонин,–М: Дрофа, 2003.

  2. Методическое пособие для учителя Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. / Н.Л. Галеева, — М.: Тайдекс Ко, 2002.

  3. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. Естествознание. 5 класс: проект. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2010» .

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Учебник содержит теоретический материал курса.

Вовлечение обучающихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для высказывания подростком суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах и других сферах сознания: художественной, нравственной, практической.

Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к окружающим людям, живым существам, природному окружению); в активном участии в природосберегающей деятельности; в осознанном выборе здорового образа жизни.

Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших подростков, их способности к сопереживанию, состраданию, потребности и умений соответствующей деятельности, настойчивости и воли в достижении целей самообразования и улучшения состояния окружающей природной среды.

Курс предполагает использование современных педагогических технологий: развивающих, личностно-ориентированных, исследовательских, проектных и групповых педагогических технологий. При проведении учебных занятий используются академические, мыследеятельностные, интерактивные, коммуникативные формы работы с обучающимися. Основными методами являются: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический, метод проектов, словесный, наглядный, практический.

Новизна данной рабочей программы в том, что раньше тематический план включал такие разделы:

Тема 1. Изучение природы – 3 ч.

Тема 2 Вселенная — 14ч.

Тема 3 Земля – 18ч.

Тема 4. Жизнь на Земле – 14ч.

Тема 5. Человек на Земле – 16 ч., а по ФГОС:

В соответствии с особенностями предполагается использование следующих педагогических технологий:

  • проблемное обучение;

  • концентрированное обучение;

  • развивающее обучение;

  • игровые технологии;

  • метод проектов.

Учебно-тематическое планирование

Урок

Раздел

(Тема)

Кол -во часов

Виды деятельности обучающихся или универсальные виды деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

Изучение природы

.

1.1

1

Науки о природе

1

Определить тему,

Анализировать текст,

Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты).

развитие любознательности и  формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

освоение приёмов

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)

формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

овладение  научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы

1.2.

2

Методы изучения природы

1

Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты).

Сообщения: Великие естествоиспытатели.

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами об изменениях природной среды под воздействием человека.

1.3.

3

практическая работа №1:

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Составлять план проведения простейшего исследования (например, скорости испарения воды при различных условиях). Создавать проектные работы по теме «Развитие представлений о природе».

овладение  научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, 

проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений.

2.

Мир астрономии

11ч

2.1

4

Рождение астрономии

1

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)

расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы,

2.2.

5

Астрономия в древности и в средние века

1

2.3

6

Рождение новой астрономии

1

2.4.

7

Методы астрономических исследований

1

2.5.

8

Планеты земной группы

1

Описывать Землю как элемент Солнечной системы. Описывать форму и размеры Земли. Объяснять значение экспедиции Магеллана для подтверждения представлений о шарообразной форме планеты.

Наблюдать смены фаз Луны.

Изучать фотографии поверхности Луны.

Работать с информационными источниками (Интернет, энциклопедии, научно-популярная литература).

формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

овладение  научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,

  проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных данных.

2.6.

9

Планеты — гиганты

1

Наблюдать планеты Солнечной системы. Изучать фотографии поверхности планет Солнечной системы, полученные с помощью космических аппаратов. Описывать одну из планет Солнечной системы

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

овладение  научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы.

2.7.

10

Малые тела солнечной системы

1

2.8.

11

Мир звёзд

практическая работа №2,3:

Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд. (Изменение освещенности глобуса М. Е. Набокова)

Работа с подвижной картой звёздного неба.

Движение звезд, вследствие вращения Земли.

1

Наблюдать суточное движение Солнца и звезд. Работать с подвижной картой звездного неба.

Наблюдать планеты Солнечной системы. Изучать фотографии поверхности планет Солнечной системы, полученные с помощью космических аппаратов. Описывать одну из планет Солнечной системы

формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования

проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных данных.

2.9.

12

Время и календарь

1

умение самостоятельно

определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

2.10

13

Живые организмы и космос Практическое значение астрономии

1

2.11

14

Контроль знаний

1

развитие любознательности и  формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)

формирование целостной научной картины мира;

овладение  научным подходом к решению различных задач: овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.

3.

Мир физики

11 ч

3.1

15

Что такое физика

практическая работа №4

Исследование

1 – 2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от её температуры, площади поверхности и т. п.)

1

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Наблюдать тепловое расширение газов и жидкостей. Наблюдать плавление льда. Наблюдать испарение и кипение воды

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы.

овладение  научным подходом к решению различных задач: овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.

3.2

16

Молекулы и атомы

1

Систематизировать известные природные явления с использованием видео- и аудиофрагментов, заполнять таблицы.

Исследовать прямолинейное равномерное и неравномерное движение. Строить графики по результатам измерений.

Собирать простейшие электрические цепи.

Исследовать свойства постоянных магнитов

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования

формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

овладение  научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,  проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных данных.

3.3.

17

Движение тел

1

3.4

18

Энергия

1

3.5

19

Электричество

1

3.6.

20

Приключения с магнитом

1

3.7

21

Звук

1

3.8

22

Свет

1

Исследовать явления отражения и преломления, явления разложения белого света призмой.

3.9.

23

Физика и практика

1

Систематизировать известные природные явления с использованием видео- и аудиофрагментов, заполнять таблицы.

Исследовать прямолинейное равномерное и неравномерное движение. Строить графики по результатам измерений.

Собирать простейшие электрические цепи.

Исследовать свойства постоянных магнитов

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)

3.10.

24

Физика и охрана окружающей среды

1

Систематизировать известные природные явления с использованием видео- и аудиофрагментов, заполнять таблицы.

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

3.11

25

Контроль знаний

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)

4.

Мир химии

12 ч.

развитие любознательности и  формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)

понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

овладение  научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,  проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни

4.1.

26

Истоки химии

1

Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации.

овладение  научным подходом к решению различных задач: овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.

4.2.

27

Химические знания в Средние века

1

формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

овладение  научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,  проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных данных.

4.3.

28

Начало современной химии

1

4.4

29

Многообразие веществ

практическая работа №5

Описание и сравнение признаков 2 – 3 веществ.

1

Изучать и описывать свойства различных веществ. Распознавать простые и сложные вещества по составу. Моделировать строение простых и сложных веществ. Характеризовать состав по данным формулам.

освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы

4.5.

30

Смеси и чистые вещества

1

Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации.

использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)

овладение  научным подходом к решению различных задач: овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.

4.6

31

Основные способы разделения смесей

1

Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации.

формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

овладение  научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,

  проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных данных.

4.7

32

Химический элемент

1

4.8

33

Простые и сложные вещества

1

Изучать и описывать свойства различных веществ. Распознавать простые и сложные вещества по составу. Моделировать строение простых и сложных веществ. Характеризовать состав по данным формулам.

4.9

34

Распространение химических элементов в природе. Органические и неорганические вещества

1

Изучать и описывать свойства различных веществ. Распознавать простые и сложные вещества по составу. Моделировать строение простых и сложных веществ. Характеризовать состав по данным формулам.

4.10

35

Химические явления

практическая работа №6

Наблюдение признаков химических реакций.

1

Систематизировать известные природные явления с использованием видео- и аудиофрагментов, заполнять таблицы.

Наблюдать процессы горения угля, серы и железа в кислороде. Описывать строение пламени. Изучать спиртовку и ее использование.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью

овладение  научным подходом к решению различных задач: овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.

4.11

36

Химия в наши дни

Создавать проектные работы (коллекции, презентации, сообщения и т. п.) по теме «Использование веществ человеком». Работать с диаграммами «Химический состав различных природных объектов».

формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

овладение  научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,

  проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных данных.

4.12

37

Защита проектных работ

Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации.

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)

5.

Мир биологии

развитие любознательности и  формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу

5.1

38

Что такое биология

1

использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)

5.2.

39

Из истории биологии

1

Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации.

использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)

5.3.

40

Экскурсия в мир клеток

практическая работа №7

1

Проводить наблюдения природных объектов.

Составлять описания объекта изучения. Познакомиться с лупой и световым микроскопом.

Проводить наблюдения природных объектов.

Составлять описания объекта изучения

Наблюдать и сравнивать строение растительной и животной клеток.

Наблюдать типичные ткани животного и растительного организмов.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

5.4.

41

Как классифицируют организмы

практическая работа №8

Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов – определителей, чучел, гербариев и др.)

1

Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации.

Отработать приемы классификации живых организмов

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения)

5.5.

42

Живые царства

11

Наблюдать с помощью микроскопа способы передвижения одноклеточных организмов (инфузории-туфельки, эвглены зеленой, амебы и др.).

5.6.

43

Жизнь начинается

1

Наблюдать изменения внешнего облика растений и животных на разных этапах индивидуального развития.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения)

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных

в познавательной сфере — расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, освоение базовых естественнонаучных знаний, небходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;

в эстетической сфере – приводить примеры дополняющие научные данные образами литературы и искусства;

в сфере физической культуры – расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

5.7.

44

Жизнь продолжается

1

Наблюдать изменения внешнего облика растений и животных на разных этапах индивидуального развития.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения)

5.8.

45

Почему дети похожи на родителей

1

использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)

5.9

46

Нужны все на свете

практическая работа №9

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

1

Создавать проектные работы (презентации, сообщения, плакаты, коллекции и т. п.) по темам «Развитие жизни на Земле», «Кто были наши предки», «Ископаемые растения и животные нашего края».

Наблюдать за способами передвижения беспозвоночных (бабочка, муравей, кузнечик) и позвоночных животных (аквариумные рыбки, лягушки, змеи и ящерицы, птицы, млекопитающие)

использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)

5.10

47

Как животные общаются между собой

1

Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации.

использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)

5.11

48

Биология и практика

практическая работа №10

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.

1

Проводить наблюдения природных объектов.

Составлять описания объекта изучения

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения)

5.12

49

Биологи защищают природу

1

Проводить наблюдения природных объектов.

Составлять описания объекта изучения

использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)

5.13

50

Биология и здоровье

практическая работа №11, 12

Измерение своего роста и массы тела.

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

1

Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации.

Знакомиться с правилами поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения.

Осваивать способы временной остановки кровотечения, правила наложения кровоостанавливающего жгута.

Знакомиться с правилами поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения.

Осваивать способы оказания первой помощи при ожогах, травмах и переломах, попадании инородных тел в глаза, уши или нос.

Подготовить сообщение об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков.

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения)

5.14.

51

Живые организмы и наша безопасность

1

Сообщение:

Ядовитые растения и грибы. Какие животные могут быть опасными для человека.

5.15.

52

Контроль

1

Создавать проектные работы (презентации, сообщения, плакаты, коллекции и т. п.) по темам «Развитие жизни на Земле», «Кто были наши предки», «Ископаемые растения и животные нашего края».

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу

6

Мир географии

6.1.

53

Истоки географии

1

развитие любознательности и  формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу

использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)

6.2

54

Страницы Великих географических открытий

использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)

6.3.

55

Страницы Великих географических открытий

6.4.

56

Русские путешественники и их открытия

6.5.

57

Методы географических исследований

6.6.

58

Строение Земли

6.7.

59

Путешествие по Мировому океану

6.8

60

Путешествие по материкам

6.9.

61

Путешествие по материкам (Африка)

6.10.

62

Путешествие по материкам (Северная Америка)

6.11

63

Путешествие по материкам (Южная Америка)

6.12

64

Путешествие по материкам (Австралия)

6.13

65

Путешествие по материкам (Антарктида)

6.14

66

Единство наук о природе

6.15

67

Контроль

68

Защита проектов


Требования к результатам освоения курса

Личностные, метапредметные, предметные результаты

освоения учебного предмета естествознания

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  • развитие любознательности и  формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

  • смысловое чтение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)

Предметные результаты освоения основной образовательной программы

основного общего образования

В ценностно-ориентационной сфере:

  • формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

  • овладение  научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,  проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных

в познавательной сфере — расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, небходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;

в трудовой сфере – формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

в эстетической сфере – приводить примеры дополняющие научные данные образами литературы и искусства;

в сфере физической культуры – расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Человек изучает природу (9 часов)

Естествознание — система наук о природе. Методы научного познания: описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, моделирование. Инструменты и приборы для изучения природы. Взаимосвязь методов при изучении различных объектов природы.

Роль естествознания в сохранении и улучшении состояния природы.

Демонстрации:

  • Набор приборов и инструментов: часы, весы, измерительная линейка, термометр, лупа, микроскоп, бинокль и др.

  • Фотографии (видеофрагменты) современных научных приборов.

  • Глобусы Земли и Луны.

  • Гербарии культурных растений.

  • Взаимодействие магнитов и заряженных тел.

  • Разложение белого света в спектр.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Ознакомление с лабораторным оборудованием. Правила работы в лаборатории.

  2. Измерение температуры воздуха. Измерение температуры воды. Измерение линейных размеров тел.

Универсальные учебные действия:

  • Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты);

  • использовать Интернет для поиска информации.

  • Изучать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде.

  • Создавать проектные работы по теме «Развитие представлений о природе».

  • Проводить наблюдения природных объектов.

  • Составлять описания объекта изучения.

  • Познакомиться с лупой и световым микроскопом.

  • Познакомиться с различными способами измерения величин (на примере массы или температуры).

  • Конструировать простейшие измерительные приборы и установки для наблюдений и опытов.

  • Составлять план проведения простейшего исследования (например, скорости испарения воды при различных условиях).

Раздел 2. Многообразие тел и веществ природы (25 часов)

Строение и происхождение Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы.

Строение поверхности Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

Жизнь — уникальное явление. Разнообразие условий жизни на планете.

Признаки живых организмов: обмен веществ и энергии (питание, дыхание), рост, развитие, воспроизводство, раздражимость.

Разнообразие живых организмов. Царства живой природы, их основная характеристика. Человек — один из видов живых организмов.

Клеточное строение живых организмов.

Многообразие веществ. Вещества органические и неорганические. Простые (металлы и неметаллы) и сложные (оксиды, основания, кислоты, соли). Частицы вещества: молекулы и атомы. Представление о химических элементах. Знаки химических элементов. Химические формулы простейших веществ. Агрегатные состояния вещества. Единство химического состава тел неживой и живой природы.

Демонстрации:

  • Теллурий.

  • Модель маятника Фуко.

  • Глобусы Земли и Луны.

  • Модель Солнечной системы.

  • Фотографии планет Солнечной системы.

  • Карта звездного неба.

  • Географические карты различного масштаба.

  • Карта природных зон.

  • Таблица «Царства живой природы».

  • Микропрепараты растительных и животных клеток.

  • Таблица «Положение человека в системе живой природы».

  • Модели различных атомов и молекул.

  • Сцепление свинцовых цилиндров.

  • Явление диффузии жидкостей.

  • Демонстрации разнообразных твердых тел и жидкостей.

  • Текучесть жидкостей.
    Лабораторные работы и опыты:

  1. Движение звезд вследствие вращения Земли. Изменение освещенности глобуса М. Е. Набокова.

  2. Упругость, пластичность и текучесть различных тел. Наблюдение сжимаемости и упругости газа.

  3. Опыты по взаимодействию частиц вещества. Окрашивание воды малым количеством краски. Растворение веществ в воде.

Универсальные учебные действия:

  • Наблюдать суточное движение Солнца и звезд, работать с подвижной картой звездного неба.

  • Наблюдать планеты Солнечной системы. Изучать фотографии поверхности планет Солнечной системы, полученные с помощью космических аппаратов. Описывать одну из планет Солнечной системы.

  • Описывать Землю как элемент Солнечной системы. Описывать форму и размеры Земли. Объяснять значение экспедиции Магеллана для подтверждения представлений о шарообразной форме планеты.

  • Наблюдать смены фаз Луны. Изучать фотографии поверхности Луны.

  • Работать с информационными источниками (Интернет, энциклопедии, научно-популярная литература).

  • Изучать свойства воздуха.

  • Изучать свойства воды.

  • Составлять комплексную характеристику одного из объектов гидросферы по предложенному плану с использованием различных источников информации.

  • Определять горные породы и минералы по образцам.

  • Ставить опыты, доказывающие необходимость света, тепла, воды, наличия кислорода для развития живых организмов (на примере изучения условий прорастания семян).

  • Наблюдать изменения состава воздуха при дыхании.

  • Работать с картой природных зон

  • Отработать приемы классификации живых организмов.

  • Наблюдать и сравнивать строение растительной и животной клеток.

  • Наблюдать типичные ткани животного и растительного организмов.

  • Наблюдать изменения физиологических показателей человека после дозированной физической нагрузки.

  • Наблюдать с помощью микроскопа способы передвижения одноклеточных организмов (инфузории-туфельки, эвглены зеленой, амебы и др.). Наблюдать за способами передвижения беспозвоночных (бабочка, муравей, кузнечик) и позвоночных животных (аквариумные рыбки, лягушки, змеи и ящерицы, птицы, млекопитающие).

  • Наблюдать изменения внешнего облика растений и животных на разных этапах индивидуального развития.

  • Изучать и описывать свойства различных веществ. Распознавать простые и сложные вещества по составу. Моделировать строение простых и сложных веществ. Характеризовать состав по данным формулам.

  • Наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях; описывать и сравнивать свойства веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях. Моделировать различные агрегатные состояния веществ. Распознавать кислород и углекислый газ. Создавать проектные работы (коллекции, презентации, сообщения и т. п.) по теме «Использование веществ человеком». Работать с диаграммами «Химический состав различных природных объектов».

Раздел 3. Природные явления (23 часа)

Разнообразие природных явлений: физические, химические, географические, биологические.

Физические явления. Примеры механических, тепловых, электромагнитных, световых и звуковых явлений; их использование в повседневной жизни.

Химические явления. Примеры явлений превращения веществ в окружающем мире: горение, гниение.

Географические явления. Примеры явлений в атмосфере, гидросфере, земной коре. Процессы рельефообразования, выветривания горных пород. Погодные явления.

Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения.

Биологические явления. Явления, связанные с ростом, развитием, размножением живых организмов. Питание и дыхание организмов. Представление о развитии жизни на Земле: зарождение жизни в воде, освоение суши, появление человека.

Примеры взаимосвязи природных явлений (круговорот поды, почвообразование, фенологические явления).

Демонстрации:

  • Взаимодействие различных тел.

  • Падение тел.

  • Нагревание и кипение воды.

  • Тепловое расширение твердых тел и жидкостей.

  • Электризация тел трением.

  • Взаимодействие заряженных тел.

  • Отражение и преломление света.

  • Получение изображений с помощью собирающей линзы.

  • Колебания натянутой струны, ножек камертона.

  • Горение угля и серы в кислороде.
    Лабораторные работы и опыты:

  1. Наблюдение таяния льда.

  2. Взаимодействие постоянных магнитов.

  3. Наблюдение теней и полутеней.

  4. Звукопроводность различных тел (веществ).

  5. Распознавание кислорода и углекислого газа с помощью тлеющей и горящей лучинок.

Универсальные учебные действия:

  • Систематизировать известные природные явления с использованием видео- и аудиофрагментов, заполнять таблицы.

  • Исследовать прямолинейное равномерное и неравномерное движение. Строить графики по результатам измерений.

  • Наблюдать тепловое расширение газов и жидкостей. Наблюдать плавление льда. Наблюдать испарение и кипение воды.

  • Собирать простейшие электрические цепи.

  • Исследовать свойства постоянных магнитов.

  • Исследовать явления отражения и преломления, явления разложения белого света призмой.

  • Наблюдать процессы горения угля, серы и железа в кислороде. Описывать строение пламени. Изучать спиртовку и ее использование.

  • Исследовать скорость разложения органических отходов: изготовить мини-компостер из пластиковой бутылки.

  • Распознавать кислород и углекислый газ.

  • Наблюдать за облаками, строить и анализировать диаграммы облачности и осадков. Измерять температуру и давление атмосферного воздуха. Строить и анализировать график суточного и месячного хода температур.

  • Составлять схему круговорота воды.

  • Наблюдать примеры выветривания горных пород (разрушения облицовки зданий) и рельефообразования (оползни, осыпи, изменения русел ручьев и рек). Методы борьбы с оврагами, выдуванием, вымыванием почв.

  • Знакомиться с правилами поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения.

  • Осваивать способы временной остановки кровотечения, правила наложения кровоостанавливающего жгута, оказания первой помощи при ожогах, травмах и переломах, попадании инородных тел в глаза, уши или нос.

  • Приводить примеры взаимосвязи биологических, химических и физических явлений: способность живых организмов двигаться; физическая природа зрительного и слухового восприятия; химическая природа дыхания и усвоения питательных веществ.

  • Описывать возрастные изменения растений, животных и человека на разных этапах индивидуального развития.

  • Создавать проектные работы (презентации, сообщения, плакаты, коллекции и т. п.) по темам «Развитие жизни на Земле», «Кто были наши предки», «Ископаемые растения и животные нашего края».

Раздел 4. Взаимосвязи в природе (13 часов)

Солнечно-земные связи. Смена времен года и времени суток как следствие обращения Земли вокруг Солнца и вращения вокруг собственной оси.

Взаимосвязи между живой и неживой природой. Разнообразие живых организмов как результат приспособленности к обитанию в различных природных условиях. Примеры влияния живых организмов на неживую природу.

Взаимосвязи в живой природе. Основные типы взаимоотношений живых организмов (хищник-жертва, паразит-хозяин, конкурентные, взаимополезные и нейтральные отношения). Представление о природном сообществе; ярусность в природном сообществе (на местном материале).

Природа как единая система. Взаимосвязь между элементами природных систем. Целостность — основное свойство системы. Устойчивость природных систем.

Влияние человека на природу. Нарушение природного равновесия, возникновение экологических проблем. Ответное воздействие измененной природы на человека (на местном материале).

Демонстрации:

  • Фенологический календарь своей местности.

  • Растения и животные, занесенные в Красные книги различного уровня (своей местности, региона, РФ, мира).

  • Видеофрагменты о сезонных и суточных явлениях в природе; о растительном и животном мире различных природных зон; о влиянии деятельности человека на природу; о деятельности различных международных природоохранных организаций (WWF, IFAW).

Лабораторные работы и опыты:

  1. Моделирование движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси с использованием глобуса Земли и источника света.

  2. Описание особенностей внешнего строения растений различных природных зон с использованием гербарных материалов.

  3. Описание организмов, обитающих в пресных водоемах данной местности, по коллекциям и по результатам собственных наблюдений в природе во время экскурсий.

  4. Сравнение особенностей внешнего и внутреннего строения живых организмов, обитающих в различных средах жизни (например, комнатные растения — традесканция, кактус, монстера и аквариумные — элодея, валлиснерия, роголистник).

  5. Сравнение конечностей беспозвоночных (на примере насекомых) и позвоночных животных, приспособленных к различным способам передвижения: бег, прыжки, лазанье, плавание, полет.

  6. Моделирование цепей питания в различных сообществах с использованием дидактических карточек.

  7. Описание по заданному плану особенностей взаимодействия живых организмов в природном сообществе (на местном материале).

Примерные объекты экскурсий: школьные кабинеты физики, химии, географии и биологии; краеведческий музей; ближайшие объекты природного окружения: парк, лесопарк, водоем, сад; зоопарк, зоологический уголок, ботанический сад, дендрарий, оранжерея, метеорологическая станция.

Лаборатории:

биохимическая лаборатория, лаборатория станции защиты растений, сортосеменная станция, лаборатория экологического мониторинга, оценки качества воды и воздуха и т. п.

Универсальные учебные действия:

  • Работать с моделями движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.

  • Описывать растения различных природных зон на основе гербарных материалов.

  • Описывать организмы, обитающие в пресной воде, по коллекциям и влажным препаратам.

  • Сравнивать свойства живых организмов из различных сред жизни (на примере таких комнатных растений, как: колеус, традесканция, кактус, элодея, валлиснерия).

  • Сравнивать конечности насекомых и позвоночных животных, приспособленных к разным условиям обитания.

  • Составлять схемы взаимосвязи и взаимодействия природных компонентов.

  • Составлять цепи питания в различных сообществах. Составлять описания (по заданному плану) особенностей взаимодействия живых организмов в природном сообществе (на местном материале).

  • Участвовать в социально ориентированной деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения; осваивать простейшие приемы оценки экологического состояния воды, воздуха, растительности и почвы.

  • Распознавать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги (региона, РФ, мира).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Помещение кабинета для преподавания естествознания оснащено учебной мебелью, шкафами для хранения демонстрационного и лабораторного оборудования, демонстрационным столом учителя, с подводкой к нему электрического тока и холодной воды, а также всем необходимым для обеспечения правил безопасного труда учащихся.

Кабинет естествознания может быть совмещен с кабинетом биологии.

Материально-техническое оснащение преподавания естествознания обеспечивает выполнение учащимися учебно-практических работ, проведение демонстраций учителем, а также организацию проектной деятельности и практикумов в окружающей природной среде. Основу для ученических наблюдений и опытов составляют комплекты для фронтальных ученических работ по всем темам курса, а также коллекции и гербарии. Номенклатура опытов, наблюдений и измерений с использованием коллекций, гербариев и тематических комплектов оборудования обеспечивает проведение всех видов деятельности, перечисленных в тематическом планировании.

Печатные пособия

  • Портреты великих ученых-естествоиспытателей (для создания постоянной (сменной) экспозиции при оформлении кабинета).

  • Карта звездного неба.

  • Физическая карта мира.

  • Таблицы по основным темам курса естествознания.

  • Информационно-коммуникационные средства

Технические средства обучения (ТСО)

  • Компьютер мультимедийный (обеспечивается выходом в Интернет).

  • Мультимедийный проектор.

  • Проекционный экран.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Комплект для проведения наблюдений за погодой.

  • Комплект «Явления превращения веществ».

  • Комплект для моделирования строения атомов и молекул.

  • Комплект лабораторного оборудования (штатив лабораторный, стаканы, чашки Петри, стаканы мерные, пробирки, колбы, стеклянные палочки и т. д.).

  • Теллурий.

  • Глобус Земли физический.

  • Комплект «Оказание первой медицинской помощи».

  • Микроскоп.

  • Комплект посуды с принадлежностями демонстрационный.

  • Столик подъемный.

  • Штатив демонстрационный.

  • Компьютерная измерительная лаборатория на базе мультимедийного компьютера.

  • Цифровой микроскоп.

Натуральные объекты

  • Коллекция «Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания».

  • Коллекция «Горные породы и минералы. Полезные ископаемые».

  • Гербарии.

  • Микропрепараты по теме «Клеточное строение живых организмов».

  • Комнатные растения (10–15 видов).

  • Комплект посуды и принадлежностей для ухода за комнатными растениями.

Литература

Литература для учителя:

  1. Бердичевская, Л.А., Сонин, Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся/ Л.А. Бердичевская, Н.И. Сонин,–М: Дрофа, 2003.

  2. Введенский, Э.Л., Плешаков, А.А. Естествознание. 5 класс. Введение в естественные науки / Э.Л.Введенский, А.А. Плешаков, -М.:Дрофа, 2012.

  3. Галеева, Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя/ Н.Л. Галеева, — М.: Тайдекс Ко, 2002.

  4. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. Естествознание. 5 класс: проект. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2010» .

Литература для обучающихся:

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  2. Введенский, Э.Л., Плешаков, А.А. Естествознание. 5 класс. Введение в естественные науки / Э.Л.Введенский, А.А. Плешаков, -М.:Дрофа, 2012.

  3. Плешаков, А.А., Сонин, Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь)/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, — М.: Дрофа, 2005.

  4. Плешаков, А.А., Сонин, Н.И. Природоведение (Альбом-задачник)/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, — М.: Дрофа, 2005.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here