Родительское собрание в 3 классе

по теме «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»

Даже в самой крайней и запущенной форме

застенчивость и неуверенность пройдёт, если

для их преодоления приложить труд души.

В.Леви

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника.

2. Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности.

Форма проведения:

Обучающий тренинг

Вопросы для обсуждения:

1. Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника.

2. Пути преодоления застенчивости и неуверенности ребёнка дома и в школе.

Подготовительная работа к собранию:

  1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

Анкета для родителей №1.

— Считаете ли вы своего ребёнка застенчивым и неуверенным?

— В чём проявляется застенчивость и неуверенность вашего ребёнка?

— Как вы помогаете своему ребёнку преодолевать эти качества?

— Какая помощь вам нужна от классного руководителя для того,

чтобы помочь вашему ребёнку?

Анкета для родителей №2.

Продолжите фразы, приведённые ниже. Будьте предельно откровенны и внимательны:

  • наш ребёнок проявляет признаки застенчивости, если…

  • наш ребёнок неуверен в себе, если…

  • наш ребёнок стесняется, если…

  • наш ребёнок волнуется, если…

  • наш ребёнок испытывает страх, когда…

Анкета для учащихся.

Продолжи предложения:

  • мне бывает стыдно, когда я…

  • мне бывает страшно, когда…

  • я волнуюсь, когда…

  • я неуверен, когда…

  • я стесняюсь, когда…

  1. Социометрия детского коллектива.

Изучение статуса детей в коллективе.

  1. Тренинговый практикум по преодолению детской застенчивости и неуверенности.

Серия упражнений для детей и родителей.

Данные упражнения проигрываются в ходе родительского собрания

самими родителями. Это позволит родителям осознать значимость данной проблемы в развитии личности школьника и помочь своим детям в преодолении застенчивости и неуверенности.

Вовсе необязательно, чтобы все родители выполняли предложенные упражнения. Достаточно, если их будет выполнять лишь небольшая активная часть родителей, а остальные будут пассивными наблюдателями. Всё равно это позволит пассивной аудитории наблюдать за выполнением упражнений остальными родителями и попробовать их выполнить со своим ребёнком дома.

Упражнение 1. «Автопортрет».

Предложите ребёнку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны.

Пусть ребёнок ещё раз опишет портрет, но от лица другого человека. Например: «На этом портрете нарисована девочка, которая…»

Упражнение 2. «Мои эмоции».

Предложите ребёнку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. К примеру, страх, ужас, неуверенность, застенчивость, стыд.

Упражнение 3. «Неоконченный рассказ».

Предложите ребёнку закончить рассказ, начатый вами. К примеру, «Маленькая девочка пошла с мамой в лес за грибами и…»

Упражнение 4. «Свет мой, зеркальце…»

Ребёнку предлагается поработать с зеркалом и спросить его: «Свет мой, зеркальце, скажи – Я ль на свете всех…»

Упражнение 5. «Маски»

Ребёнку предлагается надеть маски различных сказочных персонажей и представить себя в их образе с помощью пантомимы и интонации, характерной для этих персонажей.

Упражнение 6. «Приятный или неприятный разговор»

Дайте ребёнку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо тепло и сердечно и т. д.

Упражнение 7. «Дневник»

Учите ребёнка записывать свои эмоциональные переживания и события, связанные с ними. Пусть ребёнок время от времени их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в том, что не всё так плохо, а некоторые его переживания ему самому покажутся смешными.

Упражнение 8. «Сказочное волшебство».

Назовите ребёнку сказочный персонаж с отрицательными качествами характера, пусть ребёнок придумывает о нём сказку, в которой этот сказочный персонаж становится положительным героем.

Упражнение 9. «Письмо».

Предложите ребёнку написать письмо своему сверстнику и взрослому, с которым у ребёнка не складываются отношения или которого он боится.

В этом письме он может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией.

Упражнение 10. «Перевоплощение»

Предложите ребёнку перевоплотиться в: индейца – вождя племени, героя мультика «Ну,погоди» Волка, Сказочного Гулливера, Кощея Бессмертного и Бабу Ягу. Затем обсудите с ним, какие чувства он при этом испытывал.

Все перечисленные упражнения помогут ребёнку преодолеть неуверенность и застенчивость гораздо спокойнее и с меньшими эмоциональными потерями. Самое главное – не констатировать, что мой ребёнок застенчивый и неуверенный, а приложить свои усилия. Чтобы помочь ему.

  1. Памятка для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности в себе их детей.

Памятка для родителей №1.

  • Никогда не подчёркивайте вслух такую черту характера своего ребёнка как застенчивость

  • Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.

  • Помните, что педагоги часто ассоциируют застенчивость с плохой успеваемостью школьников.

  • Поощряйте игры своего ребёнка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.

  • Если он сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу, и не мешайте ему.

  • Не ставьте ребёнка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.

  • Вселяйте в ребёнка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».

  • Критикуйте своего ребёнка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.

  • Стимулируйте общение своего ребёнка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.

  • Не сравнивайте своего ребёнка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома.

  • Позволяйте своему ребёнку проявить инициативу в преодолении застенчивости, заметьте её и вовремя оцените.

Памятка для родителей №2.

Уважаемые папы и мамы!

Ваш ребёнок не уверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.

  • Хвалите своего ребёнка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.

  • Порицайте не ребёнка, а его недостойные поступки.

  • Ставьте перед своим ребёнком посильные задачи и оценивайте их достижение.

  • Не оставляйте без внимания любые усилия ребёнка по преодолеванию неуверенности в себе.

  • Говорите со своим ребёнком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.

  • Не мешайте своему ребёнку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

  • Не вселяйте в своего ребёнка страх и боязнь по отношению к себе.

  • Спрашивайте своего ребёнка, если он сам вам ничего не говорит, делайте это тактично и тепло.

  • Радуйтесь его победам над собой.

  • Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя

Почти каждый человек испытывает в своей жизни чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то змей. Но этого в жизни можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? В первую очередь, это касается застенчивых людей и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуютно со сверстниками на перемене и, тем более, на уроке. Такие дети могут знать весь учебный материал урока, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, боятся сделать ошибку.

Часто у педагогов, которые работают с такими учащимися, складывается такое впечатление, что у них низкий интеллектуальный потенциал, узкий кругозор, неразвитые учебные умения. Ребёнок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестаёт общаться со сверстниками, старается как можно быстрее убежать из школы домой. Постепенно такое положение вещей формирует его низкий статус в коллективе. Безрадостная картина, не правда ли? А если дома он не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.

2. Анализ социометрического статуса детей в коллективе (без называния фамилий учащихся).

3. Сопоставительный анализ анкет учащихся и родителей.

4. Обыгрывание с родителями тренинговых упражнений по преодолению неуверенности и застенчивости их детьми.

5. Обсуждение памяток для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности детей.

6. Анализ текущих дел в классе.

  1. Рефлексия собрания.

Литература для подготовки к собранию.

1. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога.

2. Василевич Л. И. Дневник самопознания.

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here