Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос. Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области

Конспект урока русского языка в 3 классе

по теме

«Непроизносимые согласные в корне слова»

УМК «Начальная школа XXI века»

Составитель:

учитель начальных классов

Кройтер Альфия Гизулаевна.

УМК «Начальная школа XXI века»

Учебник: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. «Русский язык, 3 класс»

Урок 11 «Корни слов. Правописание»

Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.

Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Задачи :

  1. Обучающие:

    • формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»;

    • формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова;

    • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;

  1. развивающие :

  • развитие орфографической зоркости , познавательной активности , самостоятельности ;

  • развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;

  • развитие рефлексии и адекватной самооценки;

  1. воспитательные:

  • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);

  • воспитывать позитивно- ценностное отношение к окружающему миру и людям.

Тип урока: открытие нового знания.

Технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения.

Метод: проблемно- диалогический.

Оборудование : учебник: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. «Русский язык, 3 класс», компьютер, мультимедийный проектор, корзина с фруктами и овощами, листы самооценки на каждого ребенка.

Структура урока:

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой

  2. Минутка чистописания.

  3. Словарная работа.

  4. Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова.

  1. Поиск решения учебной проблемы.

  2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

  3. Динамическая физминутка.

  4. Подводящая беседа к формулированию правила.

  5. Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.

  1. Закрепление изученного.

  1. Работа с деформированным предложением.

  2. Устная работа.

  3. Работа в парах.

  4. Самостоятельная работа.

  1. Подведение итогов.

  1. Выводы и обобщения.

  2. Самооценка детей.

  3. Пожелание ребятам Осени.

  1. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

Слайд 2.

-Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас сегодня видеть.

Придумано кем-то 
Просто и мудро —
При встрече здороваться:
Доброе утро! 
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!

— Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

— Постараемся проверить это правило сегодня на уроке.

  1. Минутка чистописания.

Грачи улетели. Леса пожелтели.
Одни зеленеют лишь сосны, да ели.
Дни стали короче, длинней стали ночи
Кто скажет, кто знает,
Когда такое бывает? (ответ детей – осенью)

Ребята, нравится ли вам осень? (ответы детей)

Слайд 3.

— Действительно, дивное время года. Осенняя пора — очей очарованье. Нашей гостьей сегодня на уроке будет Осень.

Слайд 4.

— Как вы думаете, какую букву будем прописывать на минутке чистописания? (ответы детей)

— Давайте пропишем букву «о» в соединении с другими буквами.

Оо Ол Ое

— «Осенняя пора – очей очарованье». Дети, как вы понимаете эту фразу? (ответы детей)

— Обозначьте ударение, подчеркните и объясните орфограммы в словах данного предложения.

Слайд 5.

  1. Словарная работа.

— Осенью люди собирают богатый урожай овощей и фруктов. Сейчас мы с вами тоже соберем урожай в свои тетрадки, а заодно вспомним написание словарных слов.

-Прочитайте загадки, запишите отгадки. Один человек у доски записывает отгадки — словарные слова. Остальные работают в тетради.

На отдельных слайдах ( с 6 по 11 слайд ) записан текст каждой загадки. После того как дети называют правильный ответ, учитель по щелчку мышки открывает отгадку в виде картинки.

  1. Он круглый и красный

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет вкусней….(помидор)

  1. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста

Если я….(капуста)

  1. В темном тереме девица,

Наверху ее косица.

Дернешь за косу плутовку

И увидишь ты ….(морковку)

  1. Длинный, зеленый,

Вкусен свежий и соленый. (огурец)

  1. В темноте живу все лето,

Как солдат ,в мундир одета.

Меня единственную в мире

Не просто варят, а в мундире. (картофель)

  1. Круглое, румяное,

С дерева достану я.

На тарелку положу

«Кушай, мамочка»- скажу. (яблоко)

— Выполняем взаимопроверку. Оцените друг друга и на полях карандашом поставьте оценку. А теперь сверим свои работы с текстом на слайде.

Слайд 12.

— Молодцы! В подарок Осень дарит вам вот такие овощи и фрукты (учитель демонстрирует корзину с настоящими фруктами и овощами).

Без спорта — нет силы,

Без овощей и фруктов — здоровья.

— Ребята, а почему так необходимо чтобы в рационе питания у каждого человека было как можно больше овощей и фруктов? (ответы детей). Правильно, больше всего витаминов как раз и находится в овощах и фруктах.

Овощи и фрукты укрепляют здоровье! Запишите это предложение в тетрадь и подчеркните в нем подлежащее и сказуемое.

  1. Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.

  1. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

П

Капуста

Капустница

капустный

ереход по щелчку на слайд 13 .

— Прочитайте слова «про себя», вслух.

— Что заметили? (это однокоренные слова). Докажите. (Имеют одинаковый корень и смысл). Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень.

— Давайте рядом напишем транскрипцию слов .( по щелчку появляется транскрипция этих слов)

-Посчитайте количество букв и звуков. ( по щелчку появляется кол- во букв и звуков в каждом слове) Почему в словах капустница и капустный количество букв и звуков различное? ( Не слышится, не произносится звук т)

Слайд 13.

— Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково)

— Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

— Молодцы! Интересные названия придумали.

2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

Откройте учебники на стр. и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника.

— Так как по научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые)

— Так над какой темой мы сегодня работаем? (ответы детей)

Переход по щелчку на слайд 14.

Непроизносимые согласные в корне слова.

— Зная тему урока, давайте попробуем сформулировать цель урока (ответы детей)

Переход по щелчку на слайд 15

Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

3.Динамическая физминутка.

— Осень напоминает нам, что необходимо отдохнуть. Давайте попробуем представить картину осени. Учитель читает стихотворение, дети выполняют те движения, что описаны в физминутке.

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели (машут руками).
И на землю тихо сели (приседают).
Ветер снова набежал и листочки все поднял (поднимаются).
Закружились (кружатся), полетели (машут руками)
И на землю тихо сели (садятся по местам).

4. Подводящая беседа к формулированию правила.

— Найдите пары однокоренных слов и ответьте какое из этих слов будет проверяемым, а какое проверочным . (по щелчку образуются пары слов). (слайд 16)

Звездный солнышко

Солнце сердечный

Грустный здравствуй

Здравие звезда

грусть сердце

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

И что писать , неясно нам…

Что же делать, как нам быть?

Как проблему – то решить?

5. Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.

— Кто поможет мне сформулировать правило? (Дети формулируют правило)

Переход по щелчку на слайд 17

Способ проверки.

Чтобы знать, как написать,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

( через три секунды текст исчезает, и появляется запись «Как проверять непроизносимые согласные в корне слова?»)

  1. Закрепление изученного.

  1. Работа с деформированным предложением.

— А вот и те листья , что сорвались с дерева. Как видите листья необычные – на каждом листике слово. Составьте поговорку из этих слов. (Дети составляют поговорку.)

Слайд 18.

А теперь запишите ее в тетрадь.

Если стоит ненастная осень – будет дождливая весна.

— Есть ли в поговорке слова на наше новое правило?

2.Устная работа с использованием текста на слайде

Переход по щелчку на слайд 19

— Нужно ли писать непроизносимый согласный в словах или нет. Назвать букву, которую вставляете, и затем проверочное слово. (по щелчку появляется сначала проверочное слово, затем по щелчку буква, которую необходимо вставить.)

гиган…ский гигант

грус…ный грусть

извес…ный известие

мес…ный место

наез…ник езда

радос…ный радость

ярос…ный ярость

чес…ный честь

3.Работа в парах.

Вот веселая наука —

Говорит теперь : «А ну-ка!

Если понял и запомнил

Пропуски смелей заполни!» (по щелчку исчезает стих и тут же появляются слова)

Со….е , ме…ый , се…е, радо…ый (слайд 20)

— Запишите эти слова и подберите к ним проверочные слова. Работаем в парах.

4.Самостоятельная работа.

Переход по щелчку на слайд 21

Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество букв и звуков.

Трубка, стена, вестник,

косточка, лесник, тростник,

участник, зарядка, земля, зависть,

соседка, яростный, устный

— Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Оцените своих товарищей.

Переход по щелчку на слайд 22

Коллективная проверка написанного.

VI.Подведение итогов урока.

1.Выводы и обобщения.

Что нового узнали на уроке?

Какую задачу ставили?

Удалось ее решить?

Довольны вы тем, как сегодня работали на уроке? (Да, нет, не совсем)

— Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь.

— На следующих уроках мы будем продолжать работать над этой темой.

2.Самооценка детей.

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал подбирать проверочные слова.

Внимательно слушал учителя, одноклассников .

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Фамилия Имя

оценка

— На осенних листьях, а их вам принесла наша гостья Осень, у вас таблица самооценки. Поставьте « плюс» или «минус» напротив каждой строчки. Поставьте себе отметку за урок.

3.Пожелание ребятам Осени. (слайд 23)

Будьте ребята красивыми!

Будьте прелестными, милыми!

Между собою честными!

Будьте всегда счастливыми!

Молодцы!

— Ребята, а есть ли в этом пожелании слова на наше правило?

VII.Домашнее задание.

Выучить правило стр., упр.

Список использованной литературы:

  1. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык, 3 класс;

  2. Смирнова И.Г. Русский язык. 3-4 класс: тренинговые упражнения/ И.Г. Смирнова, Т.В. Бондарева. =- Волгоград: «Учитель», 2009.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here