СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Состояние речи семилетнего ребёнка при поступлении в 1 класс
(материал подготовлен О.В.Епифановой,
учителем – логопедом высшей калификационной категории)
В количественном и качественном отношении словарь ребёнка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь зимняя и летняя). Он всё шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, используют эти слова в своей игре. Ребёнок чаще начинает употреблять в своей речи отвлечённые понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось).
У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребёнок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы (близкие по смыслу слова), которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый как снег), всё чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребёнка и умения правильно пользоваться им.
Большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи оказывают уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребёнка.
На седьмом году речь ребёнка становится всё более точной в структурном отношении, достаточно развёрнутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершённость высказываний. В этом возрасте ребёнок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма. Он может сам придумать сказку, рассказ, развёрнуто рассказать с своих впечатлениях и чувствах.
Ребёнок способен передавать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.
Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребёнок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, передачи определённой последовательности тех или иных действий.
В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных).
Произносительная сторона речи ребёнка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, чётко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.
Ребёнок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференцировки (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова и т.д., что имеет исключительно большое значение в дальнейшем для усвоения грамоты в школе.
Однако и в этом возрасте дети ещё не всегда точно могут употреблять слова, нередко вместо точного названия предмета дают описание его, используют родовые понятия вместо видовых («дерево» вместо дуб, ель), иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи. Даже к моменту поступления ребенка в школу его речь еще не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил, которые ребенок еще не в состоянии усвоить.
Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы звуков, чаще всего это относится к различению таких звуков, как с и ц, звонких и глухих, мягких и твердых звуков, а также л и р, свистящих и шипящих: с – ш, сь – щ, з – ж, ц – ч.
У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков (чаще свистящих, ш9ипящих звуков л и р), нечеткое или невнятное произнесение слов (особенно часто это наблюдается при ускоренной речи) неточное употребление в слове ударения («звонит», вместо звонит), неправильное использование интонационных средств выразительности.
Так как между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная взаимосвязь, дети с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте.
Итак, к моменту поступления ребёнка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определенный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конституции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрывать содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладеть программным материалом.
В дошкольном детстве, естественно, для ребенка не заканчивается процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.
Дисграфические ошибки
Дисграфия [дис- + греч. grapho писать, изображать] – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
— пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил (крокодил), «пинес» (принёс);
— перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);
— не дописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
— наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
— искаженные слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щуки), «спеки» (с пенька);
-слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастене» (висит на стене), «у стала» (устала);
— неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»;
— замена одной буквы на другую – «зуки» (жуки), «панка» (банка), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);
— нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексикограмматической стороны речи:
— аграмматизм – «Саша и Лена собирают цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят);
— слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане» (в кармане), «при летели» (прилетели) «в зела» (взяла), «подороге» (по дороге).
3. Ошибки, обусловленные несформированностью зрительно-двигательных представлений:
— смешание в письме букв по кинетическому сходству о-а «бонт», «куполся», (в ударной позиции);
б-д «людит», «рыдоловы»; и-у «прурода», «села миха»; т-п «стасли», «спанция»; х-ж «можнатые»; л-я «кяуч»; л-м «лолоток»; и-ш «Мииутка»; а-д «веадро»; ш-щ «плаш»; г-р «гечка», «габота»; у-ч «упражнение»; п-т «тримеры».