Муниципальное образовательное учреждение лицей №1

Ярославской области, г. Тутаева

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе

по теме

Дифференциация звуков [В – В’]

Выполнила: учитель-логопед

Выренкова Валерия Дмитриевна

г. Тутаев

2014 год

Конспект фронтального занятия в первом классе

Тема: Дифференциация звуков [В – В’] в словосочетаниях, предложениях, текстах.

Цель: совершенствовать навык дифференциации звуков [В-В’]

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей с согласными звуками В — В’;

  • учить давать сравнительную характеристику этих звуков;

  • обогащать словарь.

  1. Коррекционно-развивающие:

развивать фонематическое восприятие;

развитие логического мышления;

развитие навыков фонематического анализа и синтеза;

развитие моторно-зрительной координации;

развитие слухового внимания;

развитие пространственной ориентации.

  1. Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать умение слушать педагога, товарища, развивать навык работы в группе;

развитие умения работать в коллективе (не перебивать друг друга);

— формирование умения отвечать на вопросы развернутыми высказываниями;

Оборудование: Мультимедийные продукты: авторская презентация (21 слайд); тазик с крупой; ковер-самолёт на ниточке; послание ( с шифровкой); шифратор; парус с пунктирными изображениями предметов ( из прописи); индивидуальные конвертики ( с синими и зелёными квадратиками); лист формата А4 с маленькими картинками – собственное пособие (когда ребёнок закроет все картинки, в названии которых есть звук В и В’, получится буква В); волшебная книга с конфетами; слова, разделенные на слоги; буквы магнитной азбуки; релаксант «лестница»; альбомный лист, расчерченный на квадраты, декоративные камни; слова для чтения («Пирамида»).

План занятия:

I Оргмомент – 8 минуты

II. Основная часть – 20 минут

  1. Знакомство со звуками занятия

  2. Сравнительная характеристика изучаемых звуков

  3. Развитие фонематического восприятия

  4. Релакс упражнение

  5. Развитие зрительно-моторной координации

  6. Развитие пространственной ориентировки

  7. Развитие навыков звукового анализа

  8. Физминутка

  9. Активизация словаря на звуки В-В’

  1. Итог занятия – 7 минуты

Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I Оргмомент

— (Слайд 1) Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие. А как вы думаете, в какое путешествие мы можем отправиться?

— (слайд 2) Сейчас я вам расскажу, что за путешествие нас ждёт сегодня. Я получила послание от одной буквы, давайте его прочитаем (детям даётся зашифрованное послание и шифратор, они в парах расшифровывают)

-(слайд 3) Ребята, вы хотите узнать, что за буква это написала? Тогда закройте все глазки протяните мне ладошки. Я вам напишу буковку, а вы попробуйте её узнать!

А теперь откройте глазки, какую букву я вам написала?

— Вот она у нас и просит помощи, давайте у неё узнаем, что же произошло.

— (Слайд 4) Но для начала вспомним, какие два звука обозначает буква В?

— (Слайд 5) Вот с ними и произошла беда, их похитили и закрыли в крепости. Вы хотите узнать, кто это сделал? Тогда давайте составим слова из букв и всё узнаем.

-Как вы думаете, ребята, зачем он их похитил?

Похитил он их, потому что хочет, чтобы эти звуки были только в его имени и больше никто о них ничего не знал. Скажите в слове волшебник звук твёрдый или мягкий? А в слове Вилово?

-Ребята, мы поможем спасти звуки?

-Тогда в путь!

— А на чём мы можем отправиться в путешествие?

— (слайд 6) Давайте прочитаем «цепочки» из слов и узнаем, на чём мы отправимся в путь.

II. Основная часть

Знакомство со звуками занятия

— (слайд 7) Ребята, наш Ковёр-самолёт очень медленно летит, давайте ему поможем, сильно на него подуем и скажем звук (В-В-В-В-В).

Сравнительная характеристика изучаемых звуков.

-(слайд 8) Вот мы и разогнали наш Ковёр-самолёт. Ребята, посмотрите мимо какого таинственного леса, мы пролетаем! Вот только очень высокие деревья не дают нам пролететь. Лес расступится в том случае, если вы соберёте слова из слогов и разделите их в два столбика с твердым звуком и мягким звуком.

(совместная работа всех детей за круглым столом)

-Ура! Мы преодолели это препятствие. Летим дальше!

Развитие фонематического восприятия

— (слайд 9) Посмотрите скорей, на горизонте виднеется море. Очень устал наш Ковёр-самолёт, а времени отдыхать нет. – Может мы попросим у Морского Царя корабль?

-Морской Царь нам поможет, если мы выполним его задание.

Если услышите звук В’ – хлопните в ладоши, а если В – топните ногой.

(ветка, ведро, волк, вешалка, свёкла, варенье…..)

Молодцы, все справились, и Морской Царь нам дал корабль.

В полный перёд!

Релакс упражнение

— (слайд 10) Посмотрите, пока мы плыли, совсем уже потемнело вокруг. Давайте мы с вами понаблюдаем за звёздным небом (используется релаксант «лестница», музыкальное сопровождение).

-Развитие зрительно-моторной координации

— (Слайд 11)Вот и утро наступило.

Ночью был сильный шторм, и наш парус сломался. С таким парусом нам далеко не уплыть. Нам нужно срочно его починить (каждому ребёнку выдаётся парус, на котором изображены контуры предметов, необходимо обвести изображения предметов, не отрывая руки от листа, и назвать какие картинки получились)

Про каждое изображение логопед спрашивает: твёрдый или мягкий звук в этом слове.

— Ура! Парус починили!

Развитие пространственной ориентировки

— (Слайд 12) В полный перёд. Мы всё плывем, плывем…. Ой, посмотрите, в какое страшное место мы приплыли…это же бермудский треугольник, нужно быстрей отсюда уплывать….

Это всё проделки Злого Волшебника, он завёл наш корабль сюда.

-К нам на помощь спешат дельфины, они очень хорошо знают морские глубины. Сейчас они нам расскажут, как отсюда выбраться. Только слушайте внимательно инструкции дельфинов.

(каждому ребёнку раздаётся расчерченный на квадратики листок и декоративные камни).

Поставьте камушек в верхний левый квадрат. Затем 3 клеточки вправо, 1 вниз, 2 влево,3 вниз, 2 вправо,1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо (если ребёнок правильно выполнил задание, он должен оказаться на звёздочке).

Развитие навыков звукового анализа

(слайд 13) Бермудский треугольник остался позади, дельфины привели нас к королевству. Вот и король идёт нас приветствовать. Мы королю рассказали, что звуки В и В’ похитил злой Волшебник Вилово, и мы проделали большой путь, чтобы их спасти. Король подумал, подумал и решил нам помочь. Попросил он королевского волшебника сварить зелье для спасения звуков.

Давайте поможем волшебнику быстрее сварить зелье.

(слайд 14)

(Детям раздается альбомный лист с маленькими картинками и индивидуальные конвертики с синими и зелёными квадратиками, детям необходимо закрыть картинки, в названии которых есть звук В – синим квадратом,

а в которых звук В’- зелёным квадратом. Работа выполняется в парах)

(После выполнения задания проводится проверка на доске.)

— Ну, вот зелье и сварено, теперь мы можем отправляться дальше.

Физминутка

— (слайд 15) Только непонятно в каком направлении нужно двигаться. Давайте все встанем и определимся с дальнейшим направлением пути.

Руку правую влево, руку левую вправо, голову наклоним вперёд, ногу левую поднимем. А теперь мы всё опустим и посмотрим головой по сторонам: вправо-влево, вправо-влево. Вот и крепость в стороне!

Мы полетим туда на Ковре-самолёте.

Активизация словаря на звуки В-В’

— (слайд 16) Вот мы и приближаемся к крепости. Посмотрите, какой забор её окружает.

(слайд 17) Нам нужно открыть ворота. В этом нам поможет королевский волшебник. У него есть волшебное зелье, в которое мы поместим буквы, эти буквы станут волшебными. Мы их прицепим на ворота, и они откроются.

У нас получилось 2 слова (волк и ветер)

-В каком слове звук мягкий, а в каком твердый?

-Вот и открыли мы ворота.

III. Итог занятия

— (слайд 18) Ворота то мы открыли, а вот что делать с крепостью, как в неё попасть? Посмотрите, на двери написаны слова, давайте их прочитаем, может тогда дверь откроется.

А скажите, в каких словах звук твёрдый? А в к каких мягкий?

-(слайд 19) Вот и открылась дверь. Осталось только подняться по лестнице, чтобы добраться до самого верха крепости.

(детям нужно на каждую ступеньку назвать слово и с твердым звуком и с мягким, т.е. наступая на первую ступеньку, мы можем сказать вилка, вафли и т.д.).

-(слайд 20) Вот мы и добрались до самого верха, вот и наши звуки. Ура мы их спасли!

-Буква В хочет вас отблагодарить за помощь (Каждый ребёнок получает по конфетке).

А теперь давайте попрощаемся с буквой В, звуками В и В’ и скажем им до свидания.

-Вам понравилось наше путешествие? Что было для вас самое сложное? А самое интересное?

Дома, пожалуйста, напишите слова в прописи.

-Ответы детей (в кругосветное путешествие, в жаркие страны, заграницу….)

-Помогите мне!

— Дети сидят с закрытыми глазами, я каждому рисую пальцем на правой ладошке букву.

— Букву В.

— Твёрдый и мягкий (В и ВЬ)

— Злой Волшебник Вилово

— Ответы детей

-В слове волшебник твёрдый, а в слове Вилово и твёрдый и мягкий.

— да

— на корабле, самолёте, вертолете и т.д.

— На Ковре-самолёте.

-Дети дуют на Ковёр-самолёт (каждому ребёнку дается ковёр- самолёт на верёвочке)

-Дети выполняют задание.

(Тв.:вафли, вода, клюква, вареники, тыква

Мягкий: Виноград, киви, свёкла…)

-ДА!!!

— Дети хлопают и топают

— Дети наблюдают за движением капелек глазами

-дети обводят пунктирные изображения. И записывают слова в тетрадь (музыкальное сопровождение)

-Дети выполняют действия (двигают камушек)

-Дети в парах анализируют слова и определяют твердый или мягкий звук в них.

-Дети выполняют действия.

Логопед в мешочек складывает буквы магнитной азбуки, дети поочереди опускают руки в мешочек, наощупь пытаются догадаться, что за буква, вытаскивают её и прицепляют на доску.

— в слове волк – буква в обозначает мягкий звук, а в слове ветер – мягкий.

-Дети читают слова (Игра «Пирамида»)

-мягкий: киви

Твёрдый: вода, ваза, сова

-дети придумывают слова

-Дети отвечают на вопросы.

Интернет источники:

http://fotki.yandex.ru/users/svetlera/view/407594?page=3 лестница

http://kurspresent.ru/page/summer-flowers фон для 1 –го слайда

http://pixelvault.ru/photo/18111 письмо (2 слайд)

http://mega-photoshop.ru/publ/fony_vse_dlja_fotoshopa/fony_dlja_fotoshopa_skachat_besplatno/3-1-0-783 фон для 3 слайда

http://biletvbuduschee.megahitbah.ru/wp-content/uploads/2011/10/0_8d7e5_2a7ff05e_XL.png буква В

http://fotki.yandex.ru/users/svetlera/view/407543/?page=0 5 слайд башня.

http://zombi-ferma.ucoz.net/news/2012-12-09 злой волшебник

http://www.giport.ru/news/12334/ Ковёр – самолёт

http://fotki.yandex.ru/users/svetlera/view/407542/?page=0 фон для 7 слайда

http://silversunrise.bbmy.ru/viewtopic.php?id=151 лес фон для 8 слайда

http://mywishlist.ru/wish/2763860 фон для 9 слайда море

http://99px.ru/avatari/33532/ морской царь

http://f-page.ru/fp/8da3d559cf4742f1942cb2d8943369d5 Корабль

http://www.anypics.ru/download/11019/1600×1200/

фон для 10 слайда

http://bolgarya2012.narod.ru/index/0-4 фон для 11 слайда

http://rdn-team.com/avi/6909-bermudskijj-treugolnik-2006-hdtvrip.html Бермудский треугольник фон для 12 слайда

http://fotki.ucoz.hu/photo/zhivotnyj_mir/delfiny_kartinki/1a0b0c79df99/37-0-1076 дельфин

http://www.liveinternet.ru/users/5031314/post264190720/

дельфины

http://fotki.yandex.ru/users/svetlera/view/407577?page=2 замок фон для 13 слайда

http://deti-online.com/skazki/russkie-narodnye-skazki/zhadnyi-velmozha/

король

http://fotki.yandex.ru/users/pers-com/view/503070/?page=0 добрый волшебник 14 слайд

http://99px.ru/avatari/146248/ волшебник (со звёздами)

http://fotki.yandex.ru/users/svetlera/view/407551/?page=0 забор 16 слайд

http://fotki.yandex.ru/users/svetlera/view/407549/?page=0 ворота 17 слайд

http://www.erepublik.com/he/article/welcome-to-kaer-zealandia-2129984/1/20

дверь в крепость 18 слайд

http://www.ebay.com/itm/1-HALLOWEEN-Party-Decoration-Prop-SPOOKY-CASTLE-Dungeon-ENTRANCE-Wall-DOOR-COVER-/130992888053

лестница 19 слайд

http://fotki.yandex.ru/users/ddv-foto/tags/%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD/view/249568?page=0

для 20 слайда замок

http://elfpix.ru/grafika/kachestvennyi-klipart-tsvety-v-formate-png.html

цветы 21 слайд

http ://muzbaron .com — был взят аудиофайл

Литература:

  1. Пропись-раскраска: Я пишу слова. / Сост. О.Н. Левик. Худож. С.Э. Лукьянскова. – Краснодар: Флер, 2009. – 64 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here