МБОУ СОШ №27
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Как помочь ребёнку хорошо учиться.
Выполняем домашнее задание.
Романова Ирина Сергеевна
учитель МБОУ СОШ №27
г. Мытищи
ВЫСТУПАЮЩИЕ. РОМАНОВА ИРИНА СЕРГЕЕВНА учитель начальных классов
Учителя иностранного языка.
МБОУ СОШ №27 г. МЫТИЩИ
КЛАСС 2б
ТЕМА СОБРАНИЯ: Как помочь ребёнку хорошо учиться. Выполняем домашнее задание.
ЦЕЛЬ. Показать необходимость правильной организации учебного труда школьника.
ЗАДАЧИ СОБРАНИЯ:
-
Уточнить представления родителей об организации учебной работы детей дома;
-
Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;
-
Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ: лекция
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К СОБРАНИЮ:
-
подготовка памяток для родителей (приложение №1, №2).
-
Вступление.
-
Лекция.
Усвоение учебного материала по русскому языку, чтению, математике и другим учебным предметам – это достаточно трудно для современных ребят. Поэтому требуется такая организация учебного труда младшего школьника, при которой необходимое умственное усилие доставляло бы ему не тяжёлые, неприятные переживания, а радость от усилий, постижения нового, ранее неизвестного.
В первом классе ребёнок научился общению с одноклассниками, родители и учитель помогли овладеть спецификой новой деятельности – учёбы.
Нежелание родителей оказывать детям помощь в учёбе приводит к самым неприятным последствиям, в числе которых одно из самых главных – нежелание учиться.
Но существует ещё одно направление работы, которое мы с вами не должны упускать из виду, когда речь идёт о налаживании учёбы ребёнка. В первом классе ребёнок практически не получал домашних заданий. Родители сами могли регулировать: почитать ребёнку, потренироваться в письме дополнительно или удовлетвориться тем, что было сделано в классе.
Во втором классе ученик уже получает домашнее задание, которое необходимо выполнить, и это целиком ложиться на семью, потому что учитель может помочь только советом: это привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Какая бы ни была хорошая погода, какая бы ни была интересная передача по телевизору, чей бы день рождения ни отмечался. Часто бывает такая ситуация, вызывающая улыбку учителя. На вопрос, почему не сделал уроки, ученик отвечает: «У бабушки был день рождения». Или: «У нас вчера были гости» и т. д. Такого быть не должно. Чтобы не случилось – уроки должны быть всегда выполнены, причём хорошо. В Древнем Риме существовала хорошая пословица: «Правосудие должно свершиться, даже если погибнет мир!» Вот точно также нужно приучить ребёнка выполнять домашнее задание. Оправдания не выполненным урокам нет и не может быть. Это должны понимать вы, уважаемые родители, и необходимо дать понять маленькому ученику с первых шагов в школе.
Давайте поговорим, какими средствами этого можно достичь.
Обратимся к вашему опыту приучения ребёнка. Если мы хотим приучить ребёнка чистить зубы, несмотря на то, что ему это не нравиться, то мы просто каждое утро заставляем его это делать, и контролируем, а вначале даже делаем это вместе с ним. Продолжается приучение до тех пор, пока чистка зубов не станет привычкой и пока он сам не начнёт чистить зубы не потому, что этого требуют взрослые, потому, что, не проделав это, он чувствует себя не в своей тарелке. Точно также и с учёбой.
Мы не должны удивляться, что домашние уроки не вызывают у ребёнка энтузиазма. И вот в этой ситуации родители часто идут на уступки: «Ну отдохни ещё часок», «Ну поиграй ещё немножко». Выполнение домашнего задания может перекладываться по желанию ученика несколько раз за день. Нередко таким образом оно переносится на самый вечер, когда для него остаётся мало времени, т.к. приближается время ужина, а затем пора идти спать. Кроме этого, садясь делать уроки вечером, ребёнок уже устал, перевозбуждён, рассеян и т.д.
Конечно, такое отношение к домашним заданиям просто не допустимо. Оно воспитывает у школьника отношение к урокам если не совсем уж как к чему-то необязательному, то во всяком случае, как к делу второстепенному. Удивляться потом придётся нам с вами, ведь учёба – вещь «второстепенная»!
Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение, прежде всего, со стороны взрослых. Нередко приходиться наблюдать семьи, где мама считает возможным несколько раз прервать занятия сына, чтобы вынести мусор, послать его в магазин. Аналогично этому папа, увлечённый телевизором, предлагает посмотреть какую-либо передачу, а уж потом закончить домашнее задание. Бывает нелегко убедить родителей, что таким образом они воспитывают у ребёнка отношение к урокам как к маловажному и второстепенному делу: получается, лучше сходить к мусоропроводу или в магазин, чем выработать у ребёнка представление, что уроки стоят на первом месте в иерархии домашних дел и обязанностей.
Правильно поступают те родителя, которые с самого начала дают понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты родители: идут, например, вовремя идут на работу, не пропускают её без особо уважительных причин.
Придание урокам предпочтительного статуса становится особенно эффективным при соблюдении двух условий:
-
Ребёнок ещё в дошкольном возрасте приучен к тому, что, когда родители заняты, им нельзя мешать.
-
Развитие в семье уважения к умственному труду. С этим ребёнок должен познакомиться ещё в дошкольном возрасте.
Очень важным моментом выработки привычки к неукоснительности занятий является чёткое установление времени для них. Занятия должны начинаться в одно и тоже время. Только какие-то чрезвычайные обстоятельства могут быть причиной смещения времени занятий.
Объясняется это тем, что нервно-психическая организация ребёнка 7-9 лет довольна пластична, но вместе с тем и достаточно хрупка. Ребёнок легко принимается выполнять адресованные к нему требования, но в то же время ему трудны всякие перестройки и переделки внутри этих нововведений, вносящие элемент неопределённости.
Ребёнок сравнительно легко принимает изменение своего положения с поступлением в школу, в частности, необходимость заниматься таким малоприятным делом, как приготовление уроков. Но у него почти всегда возникает состояние дискомфорта, часто приводящие к появлению негативного отношения к самим занятиям, если сегодня от него требуют готовить уроки сразу же по приходе из школы, завтра между возвращением домой и этими уроками вклинивают прогулку, а послезавтра откладывают их на самый вечер до возвращения папы или мамы с работы.
Надо помнить, что самый тяжёлый период – это период включения в работу. Заставить себя приняться за неё, а затем заставить себя работать с полной отдачей сил бывает не просто даже взрослому человеку. Вспомните, как мы начинаем тянуть время, откладывая на «потом», находя всяческие дела, лишь бы отдалить момент начала неприятной работы. Как часто, приступив наконец к ней, мы испытываем внутреннее раздражение, тратим свои силы не столько на саму работу, сколько на преодоление этого раздражения. И в то же время все мы хорошо понимаем, что, как бы ни была неприятна работа, по мере того как мы продолжаем её делать, преодолевая своё недовольство, это раздражение постепенно угасает. Мы, что называется, втягиваемся в работу. И далее выполняем её уже без принуждения, без насилия над собой. Зачастую даже с пробудившимся интересом.
Всё сказанное относится и к ребёнку. Для него тоже самым трудным и неприятным является начальный период работы. Так вот, постоянство времени, отводимого на занятия, в очень значительной степени способствует тому, чтобы период включения в работу был максимально коротким и облегчённым.
Специально проведённые исследования показали, что у школьника, имеющего фиксированное время занятий, к соответствующему часу возникает состояние особой предрасположенности к умственной работе. У него проходит желание продолжать игры, прогулки, появляется что-то вроде лёгкого беспокойства и не слишком сильного, но всё же вполне отчётливого ощущения: «Пора браться за уроки». Вступает в действие то, что на языке психологии именуется выработанной установкой. При таком настрое ребёнку практически не приходиться преодолевать себя или принуждать себя, принимаясь за уроки. Сформированная установка позволяет свести почти до нуля особо мучительный период втягивания в работу.
Понятно, что у ученика, не имеющего постоянного времени для занятий, подобная установка просто не может выработаться. Начальный период, в течение которого нужно вести борьбу с самим собой, пока не произойдёт постепенное втягивание в работу, у него бывает очень растянутым. Нередко он оказывается продолжительнее, чем наступающий вслед за ним период продуктивной работы, протекающий без самопринуждения.
Удивительно ли, что такой ученик начинает вспоминать о занятиях как о мучениях?
И чем дольше ученик тянет время, тем продолжительней окажется период вхождения в работу. Негативное впечатление от занятий усилится ещё больше, стремление затянуть их – тоже, и далее процесс пойдёт по кругу, набирая всё большую и большую силу. Приходится ли удивляться тому, что результатом этого оказывается устойчивое отвращение к урокам и нежелание учиться?
Важнейшим фактором для выработки привычки к неукоснительному приготовлению заданий является наличие постоянного места для выполнения уроков.
Правильно поступают те родители, которые вместе со школьной формой приобретают хотя бы небольшой столик и полку для книг.
Если жилищные условия не позволяют завести для ребёнка отдельный письменный тол, то нужно выделить ему какое-то постоянное место, чтобы держать там книги и тетради, и не нужно было несколько раз в день перекладывать их туда-сюда.
Если такой возможности тоже нет, то надо хотя бы установить время, которое ему выделяется для приготовления уроков за общим столом. Причём никто не должен в это время мешать ему или отвлекать от занятий. Нелепо отделять половину стола, а на второй бабушка готовит обед. Некоторые родители рассуждают так: да не всё ли равно, где ему делать уроки, мы вот с ним сели на кухне, я готовлю ужин, и он под присмотром. Нет, не всё равно! Дело в том, что у всякого человека, в том числе и у младшего школьника, вырабатывается установка не только на определённое время, но и на определённое место для работы. Когда она стала привычной, то бывает достаточно усесться за привычный стол, как возникает желание приступить к работе.
И та, и другая установки действуют таким образом в одном направлении – сведении к минимуму наиболее неприятного и трудного этапа занятий, а именно периода втягивания в работу.
Таким образом, нельзя отрицать, что очень важно приучить ребёнка заниматься, не отвлекаясь на посторонние дела, собранно и в хорошем темпе. Этому тоже должны научить его старшие. Без их помощи воспитать в себе эти качества способны лишь немногие дети.
Обычно у младших школьников существует два вида для отвлечений.
-
Игра – сейчас игра электронная; игра так называемых «неотыгравшихся»
ребятишек: в солдатиков, в детали конструкторов и т.д. При этом ребёнок втягивается в игру незаметно для себя. Сначала просто хотел убрать игрушки, потом что-то привлекло внимание. В итоге ребёнок втягивается в игру.
-
Деловой повод. То карандаш надо поточить и срочно, вставить стержень в ручку,
найти тетрадь, учебник, а тут пить захотелось или в туалет — и чем больше будет всяких подобных отвлечений, тем тягостнее воспоминания в следующий раз о том, что надо заниматься.
У ребёнка, для которого частые отвлечения стали обычным делом, работа так и не выходит из начальной малоприятной фазы.
Удивительно ли, что он начинает относиться к приготовлению уроков как к ожидающему его мучению и потихоньку их ненавидеть?
Чтобы избежать этого , следует завести чёткое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано всё, что не имеет отношения к урокам, и приготовлено всё, что нужно для работы.
Хорошо установить чёткий и постоянный порядок на рабочем столе, не меняющийся каждый день.. Если домашние условия позволяют, то стол, предназначенный для занятий, лучше вообще не использовать ни для чего больше.
Менее опасной на первых порах и менее заметной для родителей является вырабатывающаяся привычка заниматься вполсилы. Такие дети вроде бы ни на что постороннее не отвлекаются, но их мысли текут лениво, постоянно прерываясь и в силу этого постоянно возвращаясь на уже пройденное. А это увеличивает время на подготовку домашних заданий. У ребёнка не остаётся времени на прогулку, на игры. И ребёнок начинает тяготиться уроками. Поэтому надо укладываться в строго отведённое время.
Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий
должна быть следующей:
-
в 1 классе — до 1 часа;
-
во 2 классе – не более 1,5 часа;
-
в 3-4 классе — не более 2 часа.
Из всего сказанного мы видим, как важно не упустить момент, когда у детей
только закладывается желание учиться, когда ребёнок проникся желанием быть впереди всех. При внимательном и вдумчивом отношении родителей к своим детям появление нежелания учиться вполне можно предотвратить.
-
Знакомство с памятками по приготовлению домашних заданий (приложение).
-
Ответы на вопросы родителей.
-
Выступление учителей английского языка: особенности выполнения домашних заданий.
-
Выступление родительского комитета.
-
Решение организационных вопросов.
-
Подведение итогов. Выработка решения.
-
Заполнение протокола с внесением решения.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Общие рекомендации по самоподготовке.
-
Выполнять домашнюю работу надо начинать в точно установленное время.
-
Прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места.
-
Все посторонние звуки – телевизор, магнитофон, радио – должны быть выключены. Лишний шум отвлекает и рассеивает внимание.
-
Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь.
-
Старайся все затруднения разрешить самостоятельно.
-
О задании узнай в дневнике.
-
Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
-
Начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.
Письменные задания.
-
Внимательно прочитай задание.
-
Повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы.
-
После выполнения письменного задания внимательно проверь написанное.
-
Ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя.
Устные задания.
-
Посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание.
-
Прочитай задание по учебнику.
-
Выдели основные части, главные мысли текста.
-
Прочитай задание вторично.
-
Составь план прочитанного.
-
Расскажи по плану.
-
Повтори рассказ.
-
Следи за интонацией, темпом речи.
-
Не спеши, говори ясно, четко.
К решению задач.
-
Прочитай внимательно задание, если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай.
-
Повтори условия задачи и ее вопросы.
-
Подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти.
-
Составь краткую запись.
-
Подумай, что нужно узнать сначала, а что потом, чтобы ответить на вопрос задачи.
-
Подумай, по какому плану будешь решать задачу. Выполни решение.
-
Проверь ход решения, ответ, правильность оформления задачи в соответствии с рекомендациями учителя.
К выполнению заданий по русскому языку.
-
Внимательно прочитай задание.
-
Подумай, какими правилами нужно воспользоваться при его выполнении.
-
Если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике и еще раз повтори.
-
Выполняя задание, сверяйся с правилами.
-
Проверь работу.
-
Если обнаружил ошибку, аккуратно исправь ее.
К выполнению заданий по чтению.
-
Прочитай текст.
-
Если встретишь непонятные слова, выясни их значение (у старших, в словаре).
-
Если в чтении текста были затруднения, прочитай его еще раз.
-
Подумай над содержанием текста. Перескажи его.
Памятка по списыванию.
-
Прочитай слово. Понятно ли тебе его значение?
-
Прочитай слово по слогам так, как оно пишется.
-
Пиши, диктуя себе по слогам.
-
Проверь: прочитай слово в тетради и это же слово в учебнике.
Как запомнить написание словарного слова.
-
Прочитай слово по слогам так, как оно пишется.
-
Посмотри на слово. В каком месте можно ошибиться?
-
Закрой глаза и представь написание этого слова.
-
Прошепчи или пропой это слово так, как оно пишется.
-
Потренируй руку. Напиши это слово несколько раз. Подчеркни опасное место.
-
Придумай предложение с этим словом. Запиши его.
-
Найди в учебнике это слово. Ещё раз посмотри на него. Ещё раз прошепчи, как правильно оно пишется. Ещё раз представь это слово, закрыв глаза.
-
Проверь, ты запомнил его!
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Рекомендации для иностранного языка :
-
Как можно чаще контролируйте записи ребенка в классной тетради, пусть вспомнит и увидит, что записывалось в классе (если записи неразборчивы и непонятны – объясните, что писать на иностранном языке тоже нужно уметь грамотно и красиво).
-
Послушайте, как ребенок читает слова или тексты вслух (не менее 5-10 раз!), не обращайте внимания на ошибки и сложности, хвалите и поддерживайте ребенка, помогите (по возможности).
-
К учебникам, как правило, используются рабочие тетради. Просмотрите, как ребенок работает в них и в чем проблемы (зачастую дети не понимают формат заданий и на уроке не все дети успевают работать в быстром темпе). Постарайтесь объяснить и заполнить то, что не успевает на уроке.
-
Спрашивайте новые слова и фразы наизусть, приучите ребенка заучивать (а сначала записывать в тетрадь!) новые слова. При подготовке к словарному диктанту слова очень полезно писать дома.
-
Если к учебнику есть диск, послушайте сами и научите ребенка дома слушать слова и упражнения, повторять за диктором. Это очень полезно, хотя именно этому (технически) не все уделяют внимание. Попытайтесь найти для слушания дома «технические возможности». Иностранный язык начинается со слушания и подражания, постоянного повторения за говорящими.
-
Постоянно контролируйте запись домашних заданий. Помните: задание задается всегда и требуйте, чтобы ребенок научился его записывать. В конце урока задание обязательно записывается на доске.
ЛИТЕРАТУРА
-
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Педагогика. Психология. Управление. Изд. «ВАКО» М. 2004г.
-
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 класс. Изд. «ВАКО» М. 2008г.
-
Родительские собрания в начальной школе. Лекции, беседы, разработки. Выпуск 2. Сост. Дьячкова Г.Т., Волкова Е.В. Изд. «Учитель» Волгоград 2006г.
-
Родительские собрания. 2 класс. Авт.-сост. Варенька О.П. – М.: ВАКО, 2013г.
г. Мытищи