Тематическое планирование классных часов по ПДД в 9 классе. Разработки классных часов по ПДДТематическое планирование классных часов по ПДД в 9 классе. Разработки классных часов по ПДДТематическое планирование классных часов по ПДД в 9 классе. Разработки классных часов по ПДДТематическое планирование классных часов по ПДД в 9 классе. Разработки классных часов по ПДДТематическое планирование классных часов по ПДД в 9 классе. Разработки классных часов по ПДД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.

Ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15 % от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30-40%. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. Согласно Международной конвенции о правах ребенка (принята ООН 5 декабря 1989г. и ратифицирована Верховным Советом СССР в декабре 1989г.) ребенком считается лицо, не достигшее 18 лет. Однако статистика часто выделяет категорию детей – до 12 лет, и подростков – от 12 до 16 лет.

По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей – это подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55%) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших – 9 получают смертельные ранения. Тяжесть травмирования детей других возрастных групп несколько ниже: 5 погибших из 100 пострадавших в возрасте от 7 до 14 лет и 7 – от 14 до 16 лет.

В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, — по оценке ГУ ГИБДД МВД России, — свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования. Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.

Повлиять на ситуацию должен Федеральный закон РФ от 7 мая 2009 г. №86-ФЗ «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях».

Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим Краевым институтом повышения квалификации работников образования разработана «Программа по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы (интегрированный курс)»

За основу для разработки данной программы взяты рекомендации Минобрнауки 2007 г. по реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-20012 гг.»

Цели программы – повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством методического обоснования и систематизации деятельности образовательных учреждений края, а также консолидация деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах края с учетом внесенных изменений в правила дорожного движения и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%); игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%). В течении года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

— неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

— неспособность адекватно оценивать обстановку;

— быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

— преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

— преобладание потребности в движении над осторожностью;

— стремление подражать взрослым;

— недостаток знаний об источниках опасности;

— отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

— переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

— неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Эффективность и соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для учащихся целесообразно проводить по пяти направлениям:

Информационное – обучение учащихся Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.

Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.

Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.

Основными направлениями изучения правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:

1. Ознакомление с окружающим миром (двор, улица, село, город), транспортными средствами (велосипед, мопед, мотоцикл, автомобиль).

2. Формирование знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения (внимание и наблюдательность, дисциплинированность, знание Правил дорожного движения для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, умение ориентироваться в дорожной обстановке, умение соблюдать Правила дорожного движения, развитие координации движения и реакции и т.д.).

3. Воспитание дисциплинированности, основанной как на требованиях безопасности дорожно-транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности.

Непрерывная подготовка детей к безопасному участию в дорожном движении осуществляется:

в школе: классная работа (теоретические и практические занятия); внеклассная работа (конкурсы, викторины, соревнования, экскурсии и т. д.);

в учреждениях дополнительного образования детей: инструктажи в спортивных секциях и кружках о безопасных маршрутах движения на занятия и обратно; инструктажи по правилам пользования общественным транспортом и правилам безопасного поведения на улицах и дорогах и т.д.;

совместной работой школы, учреждений дополнительного образования детей, органов ГИБДД и др.: дети должны принимать участие (или хотя бы присутствовать) во всех совместных профилактических мероприятиях по безопасности дорожного движения;

в семье: индивидуально-воспитательная работа с ребенком (воспитание законопослушного участника дорожного движения на личном примере);

средствами массовой информации: разъяснение Правил дорожного движения, пропаганда безопасного поведения на улицах и дорогах.

Во внеурочной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма нужно руководствоваться принципами познавательности, убедительности проводимых мероприятий. Работа по изучению Правил дорожного движения должна строиться с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей. Так, следует помнить, что у младших школьников слабо развиты глазомер и боковое зрение, нет навыка определения источника и направления тех или иных звуков; дети младшего школьного возраста не умеют быстро реагировать в критической ситуации, напротив, они теряются, не зная, какие меры предпринять.

С целью достижения положительных результатов необходимо проводить систематическую работу в данном направлении. С учащимися-нарушителями ПДД следует организовать профилактическую деятельность по разработанному плану. Возможно более активное привлечение отрядов юных инспекторов движения к деятельности по пропаганде изучения Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Каждый учебный день должен оканчиваться минуткой безопасности. Причем, очень важно не относиться к этому формально.

Изучая Правила дорожного движения, отрабатывая изученное на практике, дети и подростки непременно должны осознавать важность изучения и соблюдения Правил дорожной безопасности. Они должны твердо усвоить, что соблюдение Правил дорожного движения – необходимое условие сохранения жизни и здоровья как самих обучающихся, так и окружающих их людей.

п./п.

Тема

классного часа

Содержание классного часа

Кол-во часов

Дата проведения

Урок – тест «Дорожные знаки и дорожная разметка».

  • дорожный знак;

  • наличие знаков на маршрутах учащихся в школу и домой. Объяснение необходимости их установки;

  • зачем пешеходу нужно их знать?

  • значение знаков.

1

Беседа «Мотоциклист на дороге».

  • что дополнительно необходимо изучить, что бы стать водителем?

  • мотоцикл, как транспортное средство;

  • что нужно уметь, что бы безопасно для себя и окружающих ездить на мотоцикле (мопеде)?

  • исправность мотоцикла, контролирование скорости движения, умение держать направление и надежно маневрировать;

  • правила безопасности при использовании мотоцикла.

1

Элементы дорог. Перекрестки и их виды. Дорога с односторонним и двусторонним движением, особенности их перехода.

  • что такое регулируемый и нерегулируемый перекресток;

  • опасные повороты транспорта на зеленый сигнал светофора;

  • правила поворота автомобиля;

  • безопасное поведение при повороте автомобиля.

  • элементы улиц и дорог.

1

Конкурс листовок «Молодежь за безопасность на дороге».

  • причины аварий из-за типичных ошибок в поведении;

  • правильные безопасные действия на улицах и дорогах;

  • при посадке и высадке из транспорта;

  • безопасный переход улиц.

1

КВН «О ПДД: и в шутку, всерьез».

С помощью игры повторить дорожные знаки.

1

Беседа «Дорожная разметка».

  • для чего нужна дорожная разметка;

  • основные элементы разметки улицы дорог;

  • как помогает дорожная разметка безопасности пешеходов.

1

Выпуск фотогазеты «Это — опасно!»

Выпуск газеты о несоблюдении ПДД.

1

Ответственность за нарушение ПДД. Административная, гражданская и уголовная ответственность.

  • Правила дорожного движения – ведущий нормативный акт;

  • общие положения по ПДД;

  • основные понятия и термины;

  • административная, гражданская и уголовная ответственность за совершение ДТП.

  • кодекс РФ об административных правонарушениях.

1

Конкурс «Эрудит по ПДД».

  • Опасные места на улицах и дорогах;

  • опасность выхода на проезжую часть из-за стоящих машин, деревьев, кустов;

  • поведение детей во дворах, на улицах, дорогах;

  • ознакомление с элементами, обеспечивающими безопасность (знаки «Пешеходный переход», «Дети» и др.);

  • обозначение переходов;

  • знак «Движение пешеходов запрещено».

1

Беседа «Водители и пешеходы. Будьте взаимовежливы».

  • Общие положения дорожного движения;

  • обязанности водителей;

  • обязанности пешеходов и пассажиров.

1

Основные понятия и термины:

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26.

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

«Обгон» — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного путешествия.

«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

«Организованная перевозка группы детей» — специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 — 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части, или отделенный от нее газоном.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» -требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here