Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
обучающихся 3 класса
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | |
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. (7ч) | ||
Рукотворный мир как результат труда человека. | Человек – творец и создатель духовно-культурной и материальной среды. | Наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы, предметов быта и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта, понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности. Участвовать в совместной творческой и проектной деятельности при выполнении учебных практических работ: принятие идеи, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Искать, отбирать и использовать необходимую информацию из учебника. Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения. Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что усвоено. |
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда.
| Ремёсла и их роль в культуре народов мира; мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий традиции и творчество мастера в создании предметной среды. Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем столе материалов и инструментов. Соблюдение при работе безопасных приёмов труда. | |
Основы проектной деятельности. | Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Культура межличностных отношений в совместной деятельности. | |
Природа в художественно-практической деятельности человека.
| Выражение связи человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство. Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве. Использование форм и образов природы в создании предметной среды. | |
Природа и техническая среда.
| Человек – наблюдатель изобретатель. Машины и механизмы – помощники человека, их назначение. Проблемы экологии. Дизайн в художественной и технической деятельности человека (единство формы, функции оформления, стилевая гармония). | |
Дом и семья. Самообслуживание.
| Декоративное оформление культурно-бытовой среды. Самообслуживание (поддержание чистоты, опрятность), хозяйственно-практическая помощь взрослым. Культура общения, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом. Растения и животные в доме (уход за растениями и животными). | |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (14ч) | ||
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. | Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия. Подготовка материалов к работе. Бережное использование, экономное расходование материалов. Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов. | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура, форма и др.), технологические свойства — способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы), чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приёмы работы приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами. Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; анализировать и читать графические изображения (рисунки, эскизы). Создавать мысленный образ конструкции с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-стилистической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы рационального и безопасного труда. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Участвовать в совместной творческой и деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. |
Инструменты и приспособления для обработки материалов | Правила рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений. | |
Общее представление о технологическом процессе. | Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов (в зависимости от назначения изделия и свойств материала), последовательность практических действий и технологических операций. | |
Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)
| Подбор материалов и инструментов. Разметка (на глаз по шаблону, трафарету, лекалу, с помощью линейки, угольника, циркуля). Выделение деталей ( отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание…). выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент). Сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения). | |
Графические изображения в технике и технологии.
| Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема. Линия чертежа. Чтение условных графических изображений. Разметка с опорой на доступные графические изображения. | |
Конструирование и моделирование (11ч) | ||
Общее представление о конструировании и моделировании.
| Изделие, деталь изделия. Конструкция изделия; виды конструкций и способы их сборки; изготовление изделий с различными конструктивными особенностями. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия) | Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику (в пределах изученного). Конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты. Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Участвовать в совместной творческой и деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
Конструирование и моделирование несложных объектов.
| Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм, конструкций и простейших технических объектов. Проектирование доступных по сложности конструкции изделий культурно-бытового и технического назначения.
| |
Практика работы на компьютере (2ч) | ||
Знакомство с компьютером. | Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключение к нему устройств. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к компьютерной технике. |
Наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы (графика, тексты, видео), процессы создания информационных объектов с помощью компьютера. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять):
Проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. |
Работа с информацией.
| Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Простейшие операции над файлами и папками. Простые информационные объекты (текст, таблица, рисунок, схема). Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активация диска, чтение информации, выполнение предложенных заданий. | |
Компьютерное письмо.
| Правила клавиатурного письма. Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера. Оформление текста (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца).
|
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета
обучающимися по содержательным линиям
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
В 3 классе обучающийся научится:
-
называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
-
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, прочность, эстетическую выразительность – и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
-
анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
-
организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
уважительно относиться к труду людей;
-
понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, и уважать их;
-
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
В 3 классе обучающийся научится:
-
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
-
экономно расходовать используемые материалы;
-
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
-
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
-
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
3. Конструирование и моделирование.
В 3 классе обучающийся научится:
-
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
-
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
-
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
-
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале.
4. Практика работы на компьютере.
В 3 классе обучающийся научится:
-
соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
-
использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию;
-
создавать небольшие тексты.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Учебно-тематический план
Тема | Колич. часов | В том числе |
| |||
Уроки | Пр. р. | Проекты | Неурочные формы занятости | |||
1. | Человек и земля | 22 | 20 | 2 | 2 | 4 |
2. | Человек и вода | 3 | 2 |
| 1 | 1 |
3. | Человек и воздух | 3 | 3 | 1 |
| 1 |
4. | Человек и информация | 6 | 4 | 2 | 2 | 1 |
| Итого: | 34 | 29 | 5 | 5 | 7 |
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний
УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений
УКИЗ – урок комплексного использования знаний
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
№ по теме | Дата | Содержательная линия. Элементы содержания | Тема урока | Неурочная деятельность | Тип урока | Контроль | Требования к уровню подготовки обучающихся (ЗУН) | Характеристика | |
Человек и земля (22 ч) | |||||||||
1. | 1. | 3.09 | Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
| Понятие об инфраструктуре города. |
| УЗЗВУ | Фронтальный опрос | Уметь: — пользоваться учебником; Знать: — элементы городской инфраструктур; — понятие «маршрут», «экскурсия», «экскурсовод». | Выделять особенности содержания учебника. Составлять рассказ на основе наблюдений и собственного опыта об инфраструктуре города. |
2. | 2. | 10.09 | Конструирование и моделирование. Сборка моделей и макетов из бумаги и других материалов с использованием разных способов сборки и соединения деталей. | Понятие об архитектуре. Практическая работа «Модель дома». |
| УЗЗВУ | Фронтальный опрос | Уметь: — подбирать необходимые материалы и инструменты; — выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания. Знать: — рациональные и безопасные приёмы труда; — понятие «масштаб». | Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия. Соотносить конструкцию городских построек с их назначением. Сравнивать эскиз и технический рисунок. Анализировать линии чертежа, конструкцию изделия. Выполнять практическую работу по плану учебника. |
3. | 3. | 17.09 | Конструирование и моделирование. Сборка моделей и макетов из бумаги и других материалов с использованием разных способов сборки и соединения деталей. | Архитектурные особенности городских построек. Изделие «Объёмная модель телебашни из проволоки». |
| УИПЗЗ | Фронтальный опрос | Уметь: — выполнять технический рисунок. Знать: — свойства проволоки; — правила работы с проволокой и острогубцами.
| Находить информацию, необходимую для изготовления изделия. Соотносить конструкцию городских построек с их назначением. Наблюдать и исследовать особенности работы с проволокой. Делать выводы о возможностях применения проволоки в быту. Использовать безопасные приёмы работы. |
4. | 4. | 24.09 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Изготовление изделий из природных материалов. | Природа в городской среде. Практическая работа в парах «Макет городского парка» из природных материалов и пластилина. | Творческая мастерская | УЗЗВУ | Индив. опрос | Уметь: — отбирать необходимые материалы и инструменты; — создавать объёмную аппликацию на пластилиновой основе; — сочетать разные материалы. Знать: — свойства пластилина и природных материалов. — приёмы и правила работы с бумагой, пластичными и природными материалами. | Составлять рассказ о значении природы для города на основе собственного опыта и материала учебника. Самостоятельно составлять эскиз. Планировать изготовление изделия на основе эскиза. Определять приёмы и способы работы. Оценивать качество выполнения работы, используя критерии учебника («Вопросы юного технолога»).
|
5. | 5. | 1.10 | Конструирование и моделирование. Сборка моделей и макетов из бумаги и других материалов с использованием разных способов сборки и соединения деталей. | Изготовление объёмных моделей из бумаги. Изделие «качалка». |
| УЗЗВУ | Фронтальный опрос | Уметь: — использовать рациональные и безопасные приёмы работы с бумагой, клеем, ножницами, шилом; — размечать детали по шаблону; Знать: — приёмы работы с бумагой; — требования к изделию. | Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. Анализировать образец изделия. Соблюдать правила безопасного труда. Составлять план изделия, контролировать и корректировать свою работу по слайдам. Оценивать качество выполнения работы, используя критерии учебника («Вопросы юного технолога»). |
6. | 6. | 8.10 | Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
| Проект «Детская площадка». Тематическая композиция «Игровой комплекс. Работа с разными материалами. |
| УЗЗВУ | Фронтальный опрос | Уметь: — использовать рациональные и безопасные приёмы работы с бумагой, клеем, ножницами, шилом; — размечать детали по шаблону; — применять различные способы соединения деталей.
Знать: — приёмы работы с бумагой; — требования к изделию;
| Анализировать структуру технологической карты. Сопоставлять технологическую карту с планом изготовления изделия. Участвовать в совместной проектной деятельности под (анализировать изделие, обсуждать план выполнения изделия, оценивать промежуточные этапы, корректировать и оценивать качество изготовления изделия). Составлять рассказ для презентации изделия. |
7. | 7. | 15.10 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни | Технология создания одежды. Виды и модели одежды. Виды и свойства ткани и пряжи. |
| УИПЗЗ | Индивидуальный опрос | Уметь: — определять необходимые инструменты и материалы; -использовать безопасные и рациональные приёмы работы с ножницами, иглой и тканью; — выполнять стебельчатый шов; Знать: — виды и свойства тканей и пряжи; — способы украшения одежды. | Различать виды одежды по их назначению. Составлять рассказ особенностях школьной и спортивной одежды. Соотносить вид одежды с типом ткани. Сравнивать свойства ткани и пряжи. Рассказывать о способах производства волокон. Соотносить текстовый и слайдовый план изготовления изделия, контролировать и корректировать свою работу. |
8. | 8. | 22.10 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Изготовления изделий из текстильных материалов | Технологический процесс производства тканей. Изготовление гобелена по образцу. | Творческая мастерская | УИПЗЗ | Фронтальный опрос | Уметь: — определять необходимые инструменты и материалы; -использовать безопасные и рациональные приёмы работы с ножницами, иглой и тканью; — выполнять плетение. Знать: — виды и свойства тканей и пряжи; — структуру ткани; — требования к изделию. | Находить и отбирать информацию о производстве тканей и одежды. Сравнивать свойства ткани и пряжи. Самостоятельно составлять эскиз и на его основе создавать схему узора. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Оценивать качество выполнения работы, используя критерии учебника («Вопросы юного технолога»).
|
9. | 9. | 29.10 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Изготовления изделий из текстильных материалов | Понятие о вязание. Материалы и инструменты для вязания. Приёмы вязания крючком «воздушной петли». |
| УИПЗЗ | Фронтальный опрос | Уметь: —использовать безопасные и рациональные приёмы работы с ножницами, пряжей; — выполнять «воздушные петли». Знать: — виды и свойства тканей и пряжи; — структуру ткани; — требования к изделию | Находить и отбирать информацию о вязании. Осваивать безопасные приёмы работы с крючком. Анализировать и сравнивать материалы, необходимые для выполнения работы. Самостоятельно составлять план на основе слайдов и текста учебника. С помощью учителя заполнять технологическую карту и сопоставлять её с планом. |
10. | 10. | 12.11 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Изготовления изделий из текстильных материалов | Крахмаление тканей. Изготовление карнавального костюма для игрушки из ткани. |
| УЗЗВУ | Фронтальный опрос | Уметь: — обрабатывать крахмалом ткань; — использовать рациональные и безопасные приёмы труда; — выполнять разные виды стежков («косые», «прямые», «шов через край»). Знать: — свойства крахмала и правила его приготовления. | Определять и выделять характерные особенности карнавального костюма. Участвовать в творческой деятельности по созданию эскизов костюмов. Исследовать свойства крахмала. Анализировать и сравнивать разные виды планов учебника. Выделять и определять основные этапы изготовления изделия. |
11. | 11. | 19.11 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни | Виды и свойства бисера. Освоение способов бисероплетения. Изделие «Браслетик». |
| УИПЗЗ | Фронтальный опрос | Уметь: — подбирать необходимые материалы и инструменты; — использовать рациональные и безопасные приёмы труда; Знать: — свойства и особенности лески; — понятие «бисероплетение». | Находить и отбирать информацию о бисере. Сравнивать и различать виды бисера. Соотносить схему изготовления изделия с текстовым и слайдовым планами. Выбирать оптимальный для себя вариант плана, контролировать и корректировать свою работу по этому плану. Оценивать качество выполнения работы. |
12. | 12. | 26.11 | Конструирование и моделирование. Сборка моделей и макетов из бумаги и других материалов с использованием разных способов сборки и соединения деталей. | Способы определения массы при помощи мерок. Конструирование из бумаги модели весов. | Творческая мастерская | УЗЗВУ | Индивидуальный опрос | Уметь: — подбирать необходимый материал; — выполнять разметку деталей по шаблону. — использовать рациональные и безопасные приёмы работы с бумагой и ножницами, шилом; — соединять детали при помощи скрепки и кнопки. Знать: — правила безопасного и рационального труда; -понятие «меню», «порция». | Составлять рассказ о профессиях общепита. Анализировать текстовый план изготовления изделия и на его основе заполнять технологическую карту. Контролировать, корректировать и оценивать свою работу. Соблюдать правила рационального и безопасного труда. |
13. | 13. | 3.12 | Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. | Освоение способов приготовления пищи. Меры безопасности и правила гигиены. Проектная работа «Фруктовый салат». |
| УИПЗЗ | Фронтальный опрос | Уметь: — подбирать необходимые ингредиенты; — соблюдать меры безопасности и правила гигиены. Знать: — виды способов обработки продуктов; — технологию приготовления «Фруктового салата». | Анализировать рецепт блюд. Сравнивать способы приготовления блюд. Соблюдать меры безопасности и правила гигиены при приготовлении пищи. Участвовать в совместной деятельности под руководством учителя: анализировать рецепт блюда, определять этапы его приготовления, распределять обязанности, оценивать промежуточные результаты, презентовать блюдо и оценивать его качество. |
14. | 14. | 10.12 | Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. | Правила сервировки стола к завтраку. Изделие «Колпачок-цыплёнок для яйца». |
| УЗЗВУ | Фронтальный опрос | Уметь: — рациональные и безопасные приёмы труда; — выполнять разметку деталей при помощи линейки; — выполнять разные виды стежков («косые», «прямые», «шов через край»). Знать: — свойства синтепона; — правила безопасного и рационально труда. | Анализировать план изготовления изделия и на его основе заполнять технологическую карту, организовывать рабочее место. Контролировать, корректировать и оценивать свою работу Оформлять изделие по собственному замыслу. Оценивать качество выполнения работы. |
15. | 15. | 17.12 | Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. | Простейшая сервировка стола. Приготовление холодных закусок по рецепту. Проектная работа в группах. |
| УЗЗВУ | Фронтальный опрос | Уметь: — подбирать необходимые ингредиенты; — соблюдать меры безопасности и правила гигиены; Знать: — виды способов обработки продуктов; — технологию приготовления «бутерброда»; — элементарные правила сервировки стола. | Анализировать рецепт блюд. Выделять их ингредиенты. Соблюдать меры безопасности и правила гигиены при приготовлении пищи. Участвовать в проектной совместной деятельности под руководством учителя: анализировать рецепт блюда, определять этапы его приготовления, распределять обязанности, оценивать промежуточные результаты, презентовать блюдо и оценивать его качество. |
16. | 16. | 24.12 | Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
| Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изделие «Салфетница». |
| УЗЗВУ | Фронтальный опрос | Уметь: — использовать рациональные и безопасные приёмы работы с бумагой, клеем, ножницами. — выполнять раскрой детали на листе, сложенном гармошкой. Знать: — принципы симметрии; — требования к изделию. | Анализировать план изготовления изделия и на его основе заполнять технологическую карту, организовывать рабочее место. Оформлять изделие по собственному замыслу. Оценивать качество выполнения работы. |
17.
| 17.
| 14.01 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Изготовление изделий из пластичных материалов | Барельеф из солёного теста. Изделие «Фоторамка». |
| УКИЗ | Фронтальный опрос | Уметь: — подбирать инструменты; — использовать известные приёмы работы с тестом; оформлять изделие красками. Знать: — приёмы и правила работы с тестом; — свойства теста и пластилина; — понятие «барельеф». | Сравнивать свойства и приёмы работы с пластилином и солёным тестом Организовывать свою рабочую деятельность: правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. Анализировать слайдовый и текстовый план выполнения изделия, выделять этапы работы. |
18. | 18. | 21.01 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Изготовление изделий из природных материалов. | Использование соломки в декоративно-прикладном творчестве. Аппликация из соломки на свободную тему. | Творческая мастерская | УЗЗВУ | Фронтальный опрос | Уметь: — подбирать материал по цвету, размеру; — дополнять композицию другими материалами. Знать: — свойства и области применения соломки; — способы заготовки соломки; — понятие «междоузлия». | Наблюдать и исследовать свойства соломки. Анализировать план выполнения изделия, на его основе заполнять технологическую карту. Корректировать и контролировать работу, соотносить этапы работы с технологической картой. Составлять рассказ для презентации изделия. |
19. | 19. | 28.01 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Использование измерений для решения практических задач. | Правила упаковки и художественного оформления подарков. Работа с картоном и бумагой. Изделие «Коробочка для подарка». |
| УКИЗ | Фронтальный опрос | Уметь: — подбирать необходимый материал; — использовать известные приёмы работы с бумагой; — использовать рациональные и безопасные приёмы работы с материалами и инструментами; — соединять детали при помощи скотча. Знать: — понятия «контраст», «тональность». | Соотносить выбор оформления подарка с его свойствами и предназначением. Анализировать план выполнения изделия. на его основе заполнять технологическую карту. Корректировать и контролировать работу, соотносить этапы работы с технологической картой. Объяснять свой замысел при презентации. |
20. | 20. | 4.02 | Конструирование и моделирование. Сборка моделей и макетов из бумаги и других материалов с использованием разных способов сборки и соединения деталей. | Технология конструирования объёмных фигур. Создание объёмной модели грузовика из бумаги. |
| УЗЗВУ | Фронтальный опрос | Уметь: — работать с бумагой и ножницами; — использовать рациональные и безопасные приёмы работы с бумагой, клеем, ножницами; — выполнять разметку при помощи копировальной бумаги. Знать: — правила построения развёртки при помощи вспомогательной сетки; — требования к изделию | Осуществлять поиск информации об автомобилях в разных источниках. Составлять рассказ об устройстве автомобиля. Анализировать устройство автомобиля определять его конструктивные особенности. Анализировать конструкцию фургона по иллюстрации учебника и составлять план изготовления изделия. Оценивать качество выполнения работы, используя критерии учебника («Вопросы юного технолога»). |
21. | 21. | 11.02 | Конструирование и моделирование. Сборка моделей и макетов из деталей пластмассового и металлического конструктора. | Инструменты и детали металлического конструктора. Подвижное и неподвижное соединение деталей. Изделие «Автомобиль». |
| УЗЗВУ | Индивидуальный опрос | Уметь: — подбирать соответствующие детали; Знать: — приёмы работы с пластмассовым конструктором; — виды деталей; — способы соединений деталей. — требования к изделию. | Составлять рассказ об устройстве автомобиля. Анализировать устройство автомобиля определять его конструктивные особенности. Самостоятельно выполнить эскиз изделия. Реализовывать и презентовать собственный замысел. |
22. | 22. | 25.02 | Конструирование и моделирование. Сборка моделей и макетов из бумаги и других материалов с использованием разных способов сборки и соединения деталей. | Назначение, виды и конструктивные особенности мостов. Изготовление модели висячего моста из картона и других материалов. |
| УЗЗВУ | Фронтальный опрос | Уметь: — подбирать необходимые материалы и инструменты; — выполнять чертёж и разметку при помощи шила; — использовать метод «натяжения нитей» для соединения деталей; — использовать рациональные и безопасные приёмы с инструментами и материалами; Знать: — конструктивные особенности мостов; — требования к изделию. | Находить и отбирать необходимую информацию о конструктивных особенностях мостов. Составлять рассказ по иллюстрации о назначении мостов. Анализировать и выделять основные элементы реального объекта, которые необходимо перенести при изготовлении модели. Поэтапно анализировать свою работу, оценивать качество её выполнения. |
Человек и вода (3 ч). | |||||||||
23. | 1. | 4.03 | Конструирование и моделирование. Сборка моделей и макетов из деталей пластмассового и металлического конструктора. | Виды водного транспорта. Работа с пластмассовым конструктором. Изделие «Баржа», «Яхта». |
| УКИЗ | Фронтальный опрос | Уметь: — подбирать соответствующие детали; Знать: — приёмы работы с пластмассовым конструктором; — виды деталей; — способы соединений деталей. — требования к изделию. | Находить и отбирать необходимую информацию о водном транспорте, его видах. Выбирать модель для своего проекта, оценивать свои возможности. Самостоятельно реализовывать свою деятельность в проекте. Презентовать готовое изделие. Осуществлять самоконтроль и самооценку работы (по визуальному плану). |
24. | 2. | 11.03 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Изготовления изделий из текстильных материалов. | Проект «Океанариум». Изготовление упрощённого варианта мягкой игрушки из текстильного материала. | Проект творческий, личностный, краткосрочный | УЗЗВУ | Фронтальный опрос | Уметь: -использовать безопасные и рациональные приёмы работы с ножницами и тканью; подбирать необходимый материал; — использовать утилизированный материал. Знать: — виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные, объёмные; — технологию создания мягкой игрушки. | Составлять рассказ по материалам учебника. Различать виды мягких игрушек. Соотносить последовательность этапов работы с текстовым и слайдовым планом. .Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Составлять рассказ о выполнении работы. |
25. | 3. | 18.03 | Конструирование и моделирование. Сборка моделей и макетов из бумаги и других материалов с использованием разных способов сборки и соединения деталей. | Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по образцу. |
| УЗЗВУ | Фронтальный опрос | Уметь: — отбирать необходимые материалы и инструменты; — изготавливать объёмную конструкцию из пластилина. Знать: — правила работы с пластилином; — требования к изделию
| Составлять рассказ по материалам учебника и собственным наблюдениям. Сравнивать конструкцию изделия с конструкцией реального объекта Организовывать рабочее место. Анализировать план изготовления изделия. Контролировать и корректировать работу по слайдовому плану. Самостоятельно оценить изделие. |
Человек и воздух (3 ч) | |||||||||
26. | 1. | 1.04 | Конструирование и моделирование. Моделирование из бумаги в технике «оригами». | История возникновения искусства «оригами». Условные обозначения техники. Практическая работа с бумагой по условным обозначениям. Изделие «Птичка». | Творческая мастерская | УКИЗ | Фронтальный опрос | Уметь: — уметь читать условные обозначения; — использовать различные приёмы обработки бумаги.
Знать: — условные обозначения оригами; — требования к изделию. | Анализировать иллюстративный ряд сравнивать различные техники создания оригами. Соотносить условные обозначения со слайдовым и текстовым планом работы. Определять последовательность операций. Самостоятельно выполнять работу по схеме. Соотносить знаковые обозначения с выполненными операциями. Презентовать готовое изделие. |
27. | 2. | 8.04 | Конструирование и моделирование. Сборка моделей и макетов из бумаги и других материалов с использованием разных способов сборки и соединения деталей. | Особенности конструкции вертолёта. Моделирование вертолёта из разных материалов. |
| УЗЗВУ | Фронтальный опрос | Уметь: — подбирать необходимые материалы и инструменты; — выполнять чертёж и разметку; — использовать рациональные и безопасные приёмы с инструментами и материалами; Знать: — свойства различных материалов; — конструктивные особенности вертолёта; — требования к изделию. | Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность лётчика, штурмана, авиаконструктора. Анализировать и выделять основные элементы реального объекта, которые необходимо перенести при изготовлении модели. Оценивать качество своей работы по заданным критериям. Составлять рассказ для презентации изделия. |
28. | 3. | 15.04 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Изготовление изделий из бумаги и картона.
| Освоение техники «папье-маше». Изделие «Воздушный шар». |
| УЗЗВУ | Фронтальный опрос | Уметь: — подбирать бумагу и инструменты; — выполнять раскрой корзины; — использовать рациональные и безопасные приёмы с инструментами и материалами; — применять способы соединения деталей при помощи ниток и скотча. Знать: — свойства различных материалов; — конструктивные особенности воздушного шара; — требования к изделию | Анализировать образец изделия, сравнивать его с конструкцией реального объекта. Составлять на основе плана технологическую карту и по ней контролировать и корректировать свою работу. Оценивать и презентовать своё изделие. |
Человек и информация (6 ч.) | |||||||||
29. | 1. | 22.04 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Использование измерений для решения практических задач. | Технология книгопечатания. Переплёт и декорирование книг. Практическая работа «Переплёт листов в книжный блок». |
| УКИЗ | Фронтальный опрос | Уметь: — подбирать бумагу и инструменты; — рациональные и безопасные приёмы с инструментами и материалами; Знать: — составные элементы книги; — технологию переплёта листов в книжный блок; | Осуществлять поиск информации из разных источников. Анализировать составные элементы книги. Самостоятельно составлять технологическую карту, использовать план работы. |
30. | 2. | 29.04 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач. | Способы общения и передачи информации. Особенности работы почты. Практическая работа «Заполнение бланка телеграммы». |
| УЗЗВУ | Индивидуальный опрос | Уметь: — заполнять бланк телеграммы. Знать: — правила заполнения бланков. | Осуществлять поиск информации о способах общения. Анализировать и сравнивать различные виды почтовых отправлений. Составлять рассказ об особенностях работы почтальона.
|
31. | 3. | 6.05 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач. | Способы общения и передачи информации. Назначение театральной афиши и программки. Проект «Кукольный театр». Изготовление пальчиковых кукол. | Проект творческий, личностный, краткосрочный | УКИЗ | Фронтальный опрос | Уметь: — работать с разными материалами; — создавать модель пальчиковой куклы. Знать: — требования к изделию. | Осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию о театре. Составлять рассказ о театре. Осмыслять этапы проектной деятельности. Анализировать изделие. Составлять технологическую карту. Оформлять изделия по собственному эскизу. Распределять в группе обязанности. Оценивать работу. |
32. | 4. | 13.05 | Практика работы на компьютере. | Правила безопасной работе на компьютере. Программа Microsot Office Word. Правила набора и сохранения текста. |
| УЗЗВУ | Фронтальный опрос | Уметь: — включать и выключать компьютер — создавать папки, файлы и давать им названия; — набирать текст, сохранять информацию. Знать: — основные элементы устройства; — правила безопасной работы на компьютере; — правила набора текста. | Осуществлять поиск информации о компьютере, его составных частях, сферах применения. Осваивать правила безопасного и бережного использования компьютера. Осуществлять корректировку и самоконтроль хода работы и конечного результата. |
33. | 5. | 20.05 | Практика работы на компьютере. | Программа Microsot Office Word Document.doc. сохранение документа, форматирование и печать. |
| УИПЗЗ | Фронтальный опрос | Уметь: — включать и выключать компьютер — создавать папки, файлы и давать им названия; — набирать текст, сохранять информацию; — форматировать и печатать документ. Знать: — основные элементы устройства компьютера и принтера; — правила безопасной работы на компьютере; — правила форматирования и печати текста. | Осуществлять поиск информации о компьютере, его составных частях, сферах применения. Осваивать правила безопасного и бережного использования компьютера. Осуществлять корректировку и самоконтроль хода работы и конечного результата. |
34. | 6. | 27.05 | Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
| Обобщающий урок. Проект «Выставка лучших работ за год» |
| УКИЗ | Индивидуальный опрос | Знать: — критерии оценки изделий; — критерии оценки выступления.
Уметь: — подбирать необходимый материал. | Участвовать в совместной проектной творческой деятельности под руководством учителя. Ставить цель, составлять план, слушать собеседника, излагать свое мнение, распределять роли и обязанности. Презентовать свои работы. Оценивать выступления по заданным критериям. |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Книгопечатная продукция
Учебники
-
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
-
Роговцева Н.И. Технология. 3 класс: учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе / Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Рабочие тетради
-
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилоива Н. В. Технология: Рабочая тетрадь: 3 класс, М.: «Просвещение», 2013 г.
Методические пособия
-
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилоива Н. В. Уроки технологии: 3 класс. М.: «Просвещение», 2013 г.
-
Технология. Технологические карты для 3 класса. М.: «Просвещение», 2013 г.
Печатные пособия
Комплекты тематических таблиц.
-
Технология обработки ткани.
-
Технология. Обработки бумаги и картона.
-
Технология. Обработки бумаги и картона – 2.
-
Технология. Организация рабочего места (для работы с разными материалами).
Демонстрационный и раздаточный материал
-
Коллекции «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть».
Технические средства обучения
1. Аудио / видеомагнитофон, CD / DVD-проигрыватель.
-
Компьютер с программным обеспечением.
-
Мультимедийный проектор.
-
Магнитная доска.
-
Экспозиционный экран.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
-
Объемные модели геометрических фигур.
-
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
-
Набор металлического конструктора.
-
Наборы цветной бумаги и картона, гофрированного картона, кальки, копировальной бумаги; заготовки природного материала; наборы пластилина и др. материалы.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
-
Ученические столы двуместные.
-
Стол учительский с тумбой.
-
Шкафы для хранения, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.
-
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.