10.ТРЕТИЙ КЛАСС
10.1. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся (3 класс)
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | |
Виды художественной деятельности | ||
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Человек, мир природы в реальной жизни — образ человека, природы в искусстве. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: выражение отношения к природе, человеку и обществу средствами художественного языка. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно прикладное искусство. | Между художником и зрителем нет непреодолимых границ. Художник, воспроизводя реальный мир таким, каким он его видит и чувствует, создает художественный образ. В художественном образе сосредоточены реальность и воображение, идеи и чувства, от ношение художника к природе, человеку, обществу, событиям и явлениям. Зритель воспринимает произведение искусства, соотнося изображенное с собственным опытом, чувствами, отношением. Для того чтобы правильно понять содержание произведения, надо знать язык, на котором «говорит» художник. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства (обзор). | Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства. Участвовать в обсуждении со держания и выразительных средств художественных произведений. Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственно го художественного замысла. |
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? | ||
Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура — средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно прикладном искусстве. Элементарные приемы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи.
Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции с по мощью ритма элементов.
Цвет — основа языка живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, теплые и холодные цвета. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами
Образы человека в живописи
Линия — основа языка рисунка. Многообразие линий (тон кие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы раз личными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Использование простых форм для создания выразительных образов.
Объем – основа языка скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание; набор объема; вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно прикладное искусство. Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы.
Синтетичный характер народной культуры (украшения жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).
Разнообразие декоративных форм в природе.
Сказочные образы народной культуры и декоративно прикладное искусство.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учетом местных условий).
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры.
Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — и региональные музеи.
| Интернациональный язык искусства. Композиция — основа языка всех искусств. Способы построения простой композиции при изображении природы, человека, предмета, тематического сюжета. Создание композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование). Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике (понятия: перспектива, линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание; контраст в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.). Основная идея тематики уроков, связанных с пейзажем «Земля — наш общий дом». Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Использование различных художественных материалов и средств для создания вырази тельных образов природы в рисунке, живописи, аппликации (возможны темы: «Осень в парке», «Осенний лес»). Выполнение упражнений на ритм. Передача движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости: изображение птичьей стаи, стайки рыб, падающей листвы (рисунок, живопись, граттаж, аппликация). Передача движения в композиции с помощью ритма. Уравновешенные или динамичные композиции на заданную тему. Украшение закладки или открытки простым орнаментом, используя чередование геометрических или растительных элементов.
Изучение свойств цвета в процессе создания композиций – основные и составные цвета Передача с помощью цветов теплой или холодной гаммы характера человеческих взаимоотношений, различных эмоциональных состояний: добра и зла, тревоги и нежности, сострадания и героики и т. д. (создание живописными средствами образа постройки, сказочного персонажа). Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.
эмоциональных состояниях.
Жанр портрета. Основная идея тематики уроков, связанных с портретом, — «Человек и человеческие взаимоотношения». Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета в живописи. Красота и гармония общения (со сверстниками, с людьми старшего поколения, природой) в искусстве как отражение внутреннего мира человека. Изображение портрета современника (друга, автопортрета, мамы, солдата Великой Отечественной войны и т. д.). Примерные темы композиций: «Я и моя семья», «Мои друзья» и др.).
Приемы работы различными графическими материалами. Рисунок как самостоятельное произведение искусства и как подготовительная работа. Создание с помощью линии, штриха, пятна выразительных образов, передача эмоционального состояния природы, чело века, животного. Примерные задания: образы деревьев — старое, крючковатое, молодое, нежное, стройное; величавое, мощное, раскидистое (образы: «Дуб богатырь», «Березка — де вица красавица» и т. п.). Примерные темы композиций: Знакомство с рисунками русских и зарубежных художников, изображающими природу, человека, животных. Анализ геометрической формы предмета. Изображение предметов различной формы (рисунок, живопись). Жанр натюрморта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению. Передача с помощью формы и цвета образа характера предметов (например, олицетворение предметов быта с героями известной сказки или выполнение эскиза чайного сервиза для купчихи, царевны, Бабы-яги и т. д.). Сходство и контраст форм. Геометрические и природные формы в орнаменте (эскиз украшения предмета быта или одежды, например платка).
Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве. Лепка животных, человека, сказочных персонажей. Прием трансформации объемных форм для создания вырази тельных образов животных. Знакомство с выразительными произведениями скульптуры, изображающими человека, животных, мифологических персонажей. Представление о разнообразии материалов для художественного конструирования и моделирования. Основная идея тематики уроков, связанных с организацией материальной среды — «Искусство дарит людям красоту». Элементарные приемы работы с различными материалами (пластилин, бумага, картон и др.) для создания выразительного образа. Разнообразие форм предметного мира, сходство и контраст, передача их в объеме или выполнение эскизов на плоскости. Искусство дизайна в современном мире. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек (примерные задания: изображение любимой игрушки, иллюстрации к любимой книжке, проектирование мебели для куклы или детской площадки, лепка или конструирование из бумаги, коробочек транспорта, посуды и т. д.). Коллективная работа. Художественное конструирование сказочных зданий (например, сказочного зоопарка, в котором форма и декор домиков для животных передают черты его обитателя или улицы в Цветочном городе). Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Коллективная работа. Конструирование детской площадки, парка, городской улицы (с транс портом) с использованием простых геометрических и растительных форм. Изготовление маски или куклы для кукольного спектакля с использованием приема транс формации формы для выразительности характеристики персонажа. Выполнение макета оформления сцены для музыкальной сказки («Золушка», «Щелкунчик», «Снегурочка», «Садко» и др.). Конструирование макета костюма сказочного персонажа.
Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Красота пейзажей род ной природы. Создание композиции на тему Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма (на примере русского искусства). Основная идея тематики уроков, связанных с русской культурой и искусством, —«Родина моя — Россия». Конструкция и декор традиционного жилища, костюмов, предметов быта и орудий труда. Изображение крестьянской избы (на плоскости или в объеме), использование элементов декора. Древние образы и знаковый характер древних изображений, используемых в украшении жилья и предметов быта. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, местные промыслы и т. д.). Изготовление эскизов украшения прялки, эскизов вышивки на полотенце, скатерти с использованием древних образов знаков. Эскизы народных костюмов.
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Проявления художественной культуры вокруг нас: музеи искусства, пластические искусства в доме, на улице, в театре (обобщение пройденного материала возможно в форме выставки работ учащихся, викторины, экскурсии по городу, в музей и др.).
Знакомство с ведущими художественными музеями России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — и региональными музеями. Их внешний вид, характер интерьеров и специфика коллекций. Произведения разных видов и жанров изобразительных (пластических) искусств в музеях: живопись, графика, скульптура, декоративно прикладное искусство. Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт.
| Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. Создавать элементарные ком позиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование). Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные со стояния. Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.
Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного. Изображать растения, животных, человека, природу, здания, предметы. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.
Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.
Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку. Изображать портреты персонажей
народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать свое отношение к персонажу. Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т. д. Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.
Овладевать приемами работы различными графическими материалами. Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке.
Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Изображать предметы раз личной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи.
Использовать простые формы для создания выразительных образов человека или животного в скульптуре. Использовать приемы трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных. Изображать в объеме выразительные образы человека, литературного персонажа.
Понимать роль изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека. Различать разнообразие форм предметного мира. Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: здания, предметы быта, транспорт, посуда, одежда, театральные декорации, садово-парковое искусство и т. д. Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина. Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм. Понимать роль художника в театре. Моделировать маску, костюм сказочного персонажа из подручных материалов. Выполнять простые макеты. Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о ее героях.
Понимать смысл знаков образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства.
Наблюдать и передавать в собственной художественно творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе. Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа. Использовать стилизацию форм для создания орнамент
Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных ремесел России.
Изготавливать эскизы и мо дели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов, передавать специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Эмоционально откликаться на красоту народных праздников, сцен быта и труда народа, отраженных в произведениях изобразительного искусства, и выражать свое отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности. Осознавать, что архитектура и декоративно прикладные искусства во все времена украшали повседневную жизнь человека. Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобрази тельного искусства. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам. Группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру, эмоциональному состоянию. Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. |
10.2. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета
обучающихся по содержательным линиям (3 класс)
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Обучающийся научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.
Обучающийся получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов.
10.3. Учебно-тематический план (3 класс)
Тема | Количество часов. | Проекты | Неурочные формы занятий | |
1 | Искусство в твоём доме. | 8 | 1 | 1 |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 | 2 | 2 |
3 | Художник и зрелище. | 11 | 2 | 3 |
4 | Художник и музей | 8 |
| 1 |
| Итого | 34 | 5 | 7 |
10.4 Календарно-тематическое планирование (3 класс)
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний
УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний
№ по теме
|
Дата проведения | Тема урока
| Неурочные формы занятий | Тип урока
| Содержательная линия Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля | Характеристика учебной деятельности
| |||||
| 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
Искусство в твоем доме (8 часов) | |||||||||||||
1
| 1
| 5.09
| Виды современного декоративно прикладного искусства. Лепка игрушки из пластилина | Творческая мастерская | УИПЗЗ. | Живопись Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, выраженная средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы в живописи.
| Уч-ся должны творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи.
| Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
| Дать начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки. Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; развивать творческие способности детей. | ||||
2
| 2
| 12.09 | Конструкция, форма предметов, украшение посуды. Лепка посуды из пластилина. |
| УИПЗЗ. |
|
|
|
| ||||
3
| 3
| 19.09 | Стилизация природных форм. Декор и роспись посуды. |
| УИПЗЗ
| Декоративно-прикладное искусство Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев. | Уч-ся должны формировать понятия об орнаменте и его элементах; развивать образные представления, навыки деления на равные части. | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. | Ознакомиться с предметами, которые постоянно используются в доме, — посудой (ее формой, декором, силуэтом); определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус; ознакомить с одним из художественных промыслом — «жостовским». | ||||
4
| 4
| 26.09 | Представления народа женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве. Эскиз платка: для девочки, для бабушки |
| УИПЗЗ | Декоративно-прикладное искусство Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве | Уч-ся должны воспитывать художественный вкус; развивать творческие способности, изобразительные навыки. | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. | Познакомиться с работой художника по тканям — художника декоративно прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; определить, какие платки носят молодые и пожилые женщины, какие на праздник, а какие в будни. | ||||
5
| 5
| 3.10
| Способы «набивки» по шаблону, трафарету. Создание орнамента для обоев |
| УИПЗЗ | Живопись Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, выраженная средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы в живописи. | Уч-ся должны овладеть способом «набивки» по шаблону, трафарету. | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. | Обратить внимание детей на связь цвета и настроения, на роль цвета в интерьере, необходимость учета его воздействия на восприятие человека (яркий и веселый — для детской комнаты, столовой; строгий — для кабинета). | ||||
6
| 6
| 10.10 | Приемы работы с бумагой, картоном. Конструирование книжки-игрушки |
| УИПЗЗ
| Художественное конструирование и дизайн Разнообразие материалов для художественного конструиро-вания и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструиро-вания в моделирования в жизни человека. | Уч-ся должны иметь представление о роли обложки, ее отличии от иллюстраций.
| Фронтальный и индивидуальный устный опрос. | Показать детям все многообразие форм и видов книг, их конструкции (книжки — раскладущки, гармошки); объяснить несколько трактовок одного и того же сюжета разными художниками иллюстраторами, обратив внимание на разные выразительные решения иллюстраций одного и того же произведения разными художниками. | ||||
7
| 7
| 17.10 | Представление об элементах орнамента, его видах. Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). |
| УИПЗЗ
| Декоративно-прикладное искусство Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев.
| Уч-ся должны учиться самовыражению средствами изобразительного искусства. | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. | Познакомиться с цветным кругом, контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; дать представление об элементах орнамента, его видах; развивать творческие способности и умение работать в коллективе; формировать интерес к изобразительному искусству. | ||||
8
| 8
| 24.10 | Проявление художественной культуры вокруг нас. Обобщение пройденного материала по теме: «Искусство в твоём доме» |
| Урок-выставка | Уч-ся должны научиться выполнять иллюстрации к русским потешкам и изготовить книжку-раскладушку. | Самоанализ своего творчества. Выставка. | ||||||
Искусство на улицах твоего города (7 часов) | |||||||||||||
9
| 1
| 31.10
| Памятники архитектуры – наследие веков. Рисунок на тему: «Мой город» | Образовательное путешествие | УИПЗЗ
| Рисунок Материалы для рисунка: карандаш, ручка, уголь, пастель, мелки, тушь и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. | Знать основные памятники города, места их нахождения. Уметь узнавать памятники, посвященные событиям Гражданской и Великой Отечественной войны. | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. |
| ||||
10
| 2
| 14.11 | Основные элементы паркового искусства. Рисунок на тему:« Парк для сказочных героев» |
| УИПЗЗ
| Декоративно-прикладное искусство Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев | Уч-ся продолжают овладение навыками рисования, передачи впечатлений, полученных в жизни. | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. | Понимать важность гармонии постройки с окружающим миром | ||||
11
| 3
| 21.11 | Разнообразие материалов для художественного моделирования. Композиция на тему «Парки, скверы, бульвары» |
| УИПЗЗ
| Художественное конструирование и дизайн Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.. | Знание понятия «украшение». Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы; выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в работе. Умение планировать свою работу в группе и реализовывать замысел. | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. . | Наблюдать за конструкциями зданий. Осознать, что внешний вид здания соответствует жильцу по характеру. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать сказочный город из выбранных самостоятельно материалов и давать оценку итоговой работе. | ||||
12
| 4
| 28.11 | Разнообразие материалов для художественного конструирования Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги |
| УИПЗЗ
| ||||||||
13
| 5
| 5.12 | Роль художника-дизайнера в городской среде. Оформление витрины любого магазина |
| УИПЗЗ
| Декоративно-прикладное искусство Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. | Уч-ся должны овладеть навыками оформления нарисованных витрин. | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. | Ознакомиться с разнообразием декоративно оформленных витрин магазинов на улицах городами ролью художника-дизайнера в городской среде; представление о соответствии художественного вкуса и стиля в оформлении витрин профилю магазина, облику здания, улицы. | ||||
14
| 6
| 12.12 | Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная линии. Рисунок на тему: «Транспорт в городе». |
| УИПЗЗ
| Рисунок Материалы для рисунка: карандаш, ручка, уголь, пастель, мелки, тушь и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная линии. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. | Уч-ся должны учиться умению рисовать сложный объект по уменьшенной модели. . | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. | Познакомиться с городским транспортом, машинами; анализировать формы сложного объекта (техники) до простейших форм, его составляющих; представление о синтезе постройки, изображения, украшения в работе художника-дизайнера; изображать многофигурные сцены | ||||
15
| 7
| 19.12 | Приёмы рисования сложного объекта по уменьшенной модели. Коллективное панно «Художественный облик моего города» |
| УОИСЗ | ||||||||
Художник и зрелище (11 часов) | |||||||||||||
16
| 1
| 26.12 | Композиция и формы. Рисунок сценки из спектакля. |
| УИПЗЗ
| Художественное конструирование и дизайн Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделиро-вания в жизни человека. | Знание понятия «украшение». Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы; выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в работе. | Самоанализ своего творчества. | Планировать свою работу в группе и реализовывать замысел; формировать умение компоновать целую группу людей, связанных единым сюжетом. | ||||
17
| 2
| 9.01 | Приемы работы с различными графическими материалами. Эскиз занавеса, костюма к спектаклю. |
| УИПЗЗ | Рисунок Материалы для рисунка: карандаш, ручка, уголь, пастель, мелки, тушь и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. | Уч-ся должны учиться умению определять персонажей по силуэтному профилю. | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. | Познакомиться с театром кукол (одной из разновидностей театра), который существует с давних времен у всех народов мира, теневым театром; овладеть графическими материалами. | ||||
18
| 3
| 16.01 | Объёмное моделирование. Создание макета декораций спектакля.
| Проектная деятельность | УИПЗЗ | Художественное конструирование и дизайн Разнообразие материалов для художественного конструиро-вания и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека | Уч-ся должны учиться умению определять персонажи по силуэтному профилю. | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. | Познакомиться с театром кукол (одной из разновидностей театра), который существует с давних времен у всех народов мира, теневым театром; использовать творческое воображение и пространственное представление, умение передавать смысловую связь между предметами и пространственные отношения между ними. | ||||
19
| 4
| 23.01 | Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладного искусства. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы. |
| УИПЗЗ | Декоративно-прикладное искусство Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Овладение основами художественной грамоты: композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура — средства художественной выразитель-ности изобразительных искусств. | Знать отличие кукольного театра от других видов театра, виды кукол. Уметь выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы. | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. . | Систематизировать знания: о работе художника в театре, разнообразии его профессий (гример, костюмер, сценограф, осветитель) развивать воображение, творческую фантазию детей, глазомер; моделировать с помощью трансформации природных форм образы людей на плоскости и в объёме. | ||||
20
| 5
| 30.01 | Фактура — средство художественной выразительности в изобразительном искусстве. Изготовление костюма для куклы. |
| УИПЗЗ | ||||||||
21
| 6
| 6.02 | Объем — основа языка скульптуры. Сувенирная кукла. |
| УИПЗЗ
| Скульптура Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
| Наблюдать за пропорциями — тела, массы, длины рук и ног. Соотносить части тела по размеру; выполнить изделие из пластичных материалов: анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. | ||||||
22
| 7
| 13.02 | Элементарные приемы работы с различными материалами: Конструирование выразительных острохарактерных масок.
|
| УИПЗЗ
| Художественное конструирование и дизайн Разнообразие материалов для художественного конструиро-вания и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделиро-вания в жизни человека. | Знать историю происхождения театральных масок. Уметь конструировать маски (трагические и комические) из бумаги.
| Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
| Представление об истоках театра; дать понятие о карнавальных древних ритуалах; рассказать о специфике работы художника в театре — помочь актеру раскрыть содержание спектакля; показать на примерах усиление эмоционального состояния в маске — контрастность, яркую декоративность.
| ||||
23
| 8
| 27.02 | Элементарные приемы работы с различными материалами: Изготовление маски.(продолжение работы) | Творческая мастерская | УИПЗЗ
| ||||||||
24
| 9
| 6.03 | Художественный язык плаката Составление эскиза афиши к своему кукольному спектаклю или цирковому представлению |
| УИПЗЗ
| Декоративно-прикладное искусство Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Овладение основами художественной грамоты: композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура — средства художественной выразитель-ности изобразительных искусств. | Уч-ся должны учиться понимать назначение, художественный язык плаката; понимать значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Уметь создать эскиз афиши к спектаклю.
| Фронтальный и индивидуальный устный опрос. | Познакомиться с плакатом как видом графики и с работой художника-графика в жанре афишного плаката; объяснять возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта плаката. | ||||
25
| 10
| 13.03 | Украшение жилища с помощью художественных средств. Коллективное панно «Праздник в городе» | Проектная деятельность | УИПЗЗ
| Декоративно-прикладное искусство Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. | Уч-ся должны развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы. | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. | Выражать намерения через украшения; участвовать в совместной творческой деятельности; моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе.
| ||||
26
| 11
| 20.03 | Обобщение по теме: «Искусство на улицах твоего города». Организация театрализованного представления. Школьный карнавал |
| Урок-выставка | Виды художественной деятельности Организация театрализованного представления. | Уметь украсить класс работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства, в разных материалах и техниках. | Защита проектов. | Овладевать навыками коллективного художественного творчества. | ||||
Художник и музей (8 ч) | |||||||||||||
27
| 1
| 3.04 | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Крупнейшие художественные музеи страны. | Образовательное путешествие | УИПЗЗ
| Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения | Уметь рассказывать о музеях; Знать крупнейшие музеи России. | Представить творческую презентацию по теме, выбранной группой. | Систематизировать знания об архитектуре, музеях; дать понятия «гармония» и «агрессивность» архитектуры; формировать умения рисовать по представлению, анализировать и преображать форму. | ||||
28
| 2
| 10.04 | Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи. Рисование радостных пейзажей. |
| УИПЗЗ
| Живопись Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
| Знание понятия «ритм», творчества художников. Умение самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
| Фронтальный и индивидуальный устный опрос. | Определять понятие ритма в природе; участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. | ||||
29
| 3 | 17.04 | Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи. Рисование грустных пейзажей. |
| УИПЗЗ
|
|
| ||||||
30
| 4 | 24.04 | Жанр портрета. пропорции фигуры и лица человека Изображение портрета современника. |
| УИПЗЗ
| Рисунок Материалы для рисунка: карандаш, ручка, уголь, пастель, мелки, тушь и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. | Умение различать основные и составные цвета; сравнивать различные знать виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы. | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. | Ознакомиться с жанром портрета, его разновидностями, с творчеством отдельных художников портретистов, с изображением человека в жанровых, исторических картинах; рассказать о парадном портрете как разновидности жанра, применении парадного портрета в разные исторические периоды; развивать глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус. | ||||
31
| 5 | 8.05 | Жанр натюрмортов Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению. |
| УИПЗЗ | Живопись Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
| Знать, что такое натюрморт, основные жанры произведений изобразительного искусства. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные или гуашевые краски. | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. | Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт); ознакомить с сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирования деталей; развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности. | ||||
32
| 6 | 15 05 | Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории )
|
| УИПЗЗ
| Знание средств выразительности. Умение применять средства выразительности: работать в группе, использовать художественные материалы. | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. | Участвовать в обсуждении содержания и средств выразительности; понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. | |||||
33
| 7 | 22.05 | Объем — основа языка скульптуры. Лепка фигуры человека или животного (в движении) |
| УИПЗЗ
| Скульптура Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
| Знать разнообразие материалов, особенности парковой скульптуры. Уметь лепить фигуру человека или животного в движении. Уметь передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела. | Самоанализ своего творчества. | Расширить представления о работе скульптора; развивать умение уловить пластику человеческого тела в объеме, компоновать части в единое целое; формировать умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру. | ||||
34
| 8 | 29.05 | Обобщение по теме: « Художник и музей» .Художественная выставка изделий. |
| Урок-выставка | Художественное конструирование и дизайн Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. | Знание основных жанров и видов произведений изобразительного искусства: ведущих художественные музеев России: художников. Умение высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно — прикладного искусства. | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средства; обобщить свои знания использовать свои знания в выражении своих ответов. |
10.6.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методические пособия
-
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. Для общеобразват. организаций/Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.: под ред. Б.М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013 – 141с.
Печатная продукция
1. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по изобразительному искусству.
2. Портреты художников.
Технические средства обучения
-
Магнитная доска
-
Мультимедийный проектор
-
Экспозиционный экран
-
Персональный компьютер
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
-
Ученические столы двуместные.
-
Стол учительский с тумбой.
-
Шкафы для хранения, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.
-
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала