Поурочно-тематическое планирование
№ урока |
Темы учебных занятий |
Тип урока |
Элементы обязательного минимума образования |
Вид контроля |
Практические работы |
Наглядные пособия
|
Домашнее задание | |||||||||
|
1 | Введение. Урок: Экономическая география – наука о хозяйстве и населении. |
Лекция с элементами беседы |
Задачи курса экономической и социальной географии России. Особенности структуры учебника.
|
|
| Экономическая карта России, атлас, контурная карта. |
П1 | ||||||||
Раздел 1. Общий обзор России (7 часов) Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России
| ||||||||||||||||
|
2 |
Урок: Формирование территории России. |
Урок актуализации знаний и умений | История формирования территории России. Исторические города и время образования как отражение территориальных изменений. Направления роста территории в Х IV-Х IХ вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. СНГ. |
Индивидуальный и фронтальный опрос |
|
Экономическая карта России |
П.2. р/т зад.4 стр.7 заполнить таблицу. | ||||||||
|
3 |
Урок: Географическое положение России. |
Практикум
|
ЭГП России. Факторы ЭГП. Политико-географическое положение России. Плюсы и минусы географического положения страны.
|
Проверка практической работы. | Практическая работа № 1: Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. |
Физическая карта России, экономическая карта РФ |
П.3к/к р/т зад.4 стр.10 | ||||||||
|
4 |
Урок: Административно-территориальное устройство России. |
Комбинированный
|
Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. |
Тест Административное деление и государственная территория России
| Практическая работа № 2: Составление политико-административной карты России. Обозначение на к/к территориальных единиц. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами водными путями.
|
Политико-административная карта РФ, контурные карты, экономическая карта, атласы. |
П.4 р/т зад.6 стр.13 контурная карта | ||||||||
|
5 |
Урок: Экономическое районирование территории России. |
Изучение нового материала | Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Экономические районы, регионы и зоны. |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Анализ разных видов районирования России | К.М. Экономическое районирование России О.К. Федеральные округа. |
П.5 р/т зад.1 стр.14. | ||||||||
|
6 |
Урок: Природные условия России. |
Комбинированный | Природные условия страны. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Хозяйственный потенциал природных условий России. |
Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
|
|
Физическая и экономическая карта РФ. |
П.6 р/т зад.5-6 стр.18. | ||||||||
|
7
|
Урок: Природные ресурсы России. |
Практикум | Основные виды природных ресурсов, примеры их рационального и нерационального использования, влияние их на хозяйственную специализацию территорий. Объекты Всемирного наследия на территории России. |
Выполнение заданий в рабочих тетрадях, индивидуальный опрос | Оценка комфортности природных условий в разных районах страны |
Физическая карта РФ, атлас. |
П.7 стр.42 учебника поработаем с картой | ||||||||
|
8 |
Урок: Хозяйственная деятельность и изменение природной среды. |
Урок актуализации знаний и умений | Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «Грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы. |
Итоговый контроль |
|
Физическая карта РФ, атласы. |
П.8 | ||||||||
Тема 2. Население России (7 часов)
| ||||||||||||||||
|
9 |
Урок: Численность населения России |
Изучение нового материала | Демография. Переписи населения. Численность населения и ее динамика. Естественный прирост, традиционный и современный тип воспроизводства населения. Демографическая ситуация в современной России. |
Беседа | Анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий | Статистические данные о переписи населения России, атласы |
П. 9 Проект «История моей семьи» | ||||||||
|
10 |
Урок: Размещение населения России. |
Практикум |
Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. |
Индивидуальный опрос
| Практическая работа №3 Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации. |
Статистические данные, атласы |
П.10 р/т зад 6 стр.28. | ||||||||
|
11 |
Урок: Миграции населения. |
Урок актуализации знаний и умений | Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы беженцы. Миграционные волны. Объяснять различия направления миграций. |
Выборочный контроль |
|
Презентация. Таблица «Виды и причины миграций» |
П. 11. Учебник вопросы на стр.65. | ||||||||
|
12 |
Урок: Формы расселения и урбанизация. |
Урок актуализации знаний и умений
| Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городов поселений и виды городов. Городские агломерации. | Выполнение заданий в рабочих тетрадях, индивидуальный опрос. |
|
Экономическая карта РФ, презентация. | П. 12 учебник стр.72 поработаем с картой. р/т зад.1-5 стр.32-33 | ||||||||
|
13 |
Урок: Этнический и религиозный состав населения. |
Практикум
|
Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения. |
Работа с картами атласа, выполнение п/р
| Практическая работа №4 Нанесение на к/к национально-территориальных образований и краев. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе России». |
Карта Народы России, атлас, рабочая тетрадь. |
П. 13
| ||||||||
|
14 |
Урок: Трудовые ресурсы и рынок труда. |
Изучение нового материала
|
Половой и возрастной состав населения, трудовые ресурсы, рынок труда. Безработица в России. |
Выборочный контроль |
|
| П.14 итоговые тесты стр. 82-84. | ||||||||
|
15 | Урок: Обобщение знаний по теме «Население России» Защита проектов «История моей семьи» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний
|
|
Тест по теме «Население России» |
|
|
| ||||||||
|
Тема 3. Хозяйство России. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. (18 час).
| |||||||||||||||
|
16 |
Урок: Национальная экономика. Отраслевая структура хозяйства России. |
Изучение нового материала | Национальная экономика, понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы, отрасли хозяйства, три сектора национальной экономики, отраслевая структура хозяйства, межотраслевые комплексы. |
| Анализ экономических карт для определения территориальной структуры хозяйства |
|
П.15 р/т зад.6 стр.41 карта. | ||||||||
|
17 |
Урок: Факторы размещения производства. |
Комбинированный | Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы. | Работа с картами атласа, выполнение п/р | Практическая работа №5 Выбор места строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства | Экономическая карта РФ, презентация |
П.16 р/.т зад.4 стр.42 схема. | ||||||||
|
18 |
Урок: Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность. |
Изучение нового материала
| Состав ТЭК, топливная, газовая, нефтяная промышленности нефтегазовые базы России, их хозяйственная оценка, важнейшие магистральные нефтепроводы и газопроводы. |
Выборочный контроль
| Оценка обеспеченности хозяйства России основными видами природного топлива | К.М схема «Структура ТЭК», «Связь ТЭК с други-ми отрас-лями, «ТЭ баланс. |
П. 17 рт зад.4 стр.45 заполнить таблицу. | ||||||||
|
19 |
Урок: ТЭК: угольная промышленность |
Практикум |
Особенности отрасли, способы добычи угля, основные угольные бассейны страны. |
Проверка и анализ практической работы | Практическая работа №6 Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов. |
|
П.18 | ||||||||
|
20 |
Урок: ТЭК: электроэнергетика. Электростанции и их виды.
|
Комбинированный
|
Особенности отрасли, типы электростанций. Крупнейшие каскады ГЭС, альтернативная энергетика, единая энергетическая система России. | К.М. Типы электростанций тренажер заполнение схемы потребители тепла и энергии. Практика Заполнение табл. «Преимущества и недостатки электростанций. |
|
К.М. Типы электростанций (видео), атласы.
|
П.19 р/т зад.4 стр.49 схема
| ||||||||
|
21 |
Урок: Металлургический комплекс: черная металлургия |
Практикум
|
Значение и особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Факторы размещения отрасли, металлургические базы страны.
|
Работа с картами атласа, выполнение п/р | Практическая работа №7 Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных. | О.К Металлургические базы. Экологические проблемы. Видео
|
П.20 р/т зад. 1-4 стр.51 | ||||||||
|
22 |
Урок: Металлургический комплекс: цветная металлургия. |
Комбинированный с элементами практикума |
Виды цветных металлов, особенности отрасли, факторы размещения основных отраслей цветной металлургии.
| К.М. Практика. Месторождения и центры черной и цветной металлургии. | Практическая работа №8 Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности | К.М. Металлурги- ческий комбинат. Продукция и этапы производства.
| П.21 р/т зад.6 стр.54 | ||||||||
|
23
24 |
Урок: Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения.
Урок: Машиностроение: отрасли. ВПК. |
Изучение нового материала
Практикум
| Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, сельскохозяйственное, транспортное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс. | О.К Практика Таблица «Размещение машиностроения» задание № 2
| Практическая работа №9 Определение по картам и нанесение на к/к главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения. | О.К Состав машиностроения (схема)
| П.22 вопросы в конце параграфа.
П.23 | ||||||||
|
25 |
Урок: Химическая промышленность. |
Комбинированный
| Особенности, сырьевая база отрасли химической промышленности, факторы размещения.
|
Выборочный контроль, заполнение таблицы. |
| К.М. «Отраслевой состав химической промышленности» (схема) |
П.24 р/т зад.4 стр. 60 | ||||||||
|
26 |
Урок: Лесная промышленность.
|
Практикум | Особенности лесной промышленности, структура отрасли. Главные лесопромышленные комплексы страны. |
Тестирование, заполнение таблицы | Оценка природных ресурсов и пути решения экологических проблем, связанных с развитием отрасли | О.К. Факторы размещения лесной промышленности (схема) |
П.25 | ||||||||
|
27
28
29
30 | Урок: Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство: растениеводство.
Урок: Сельское хозяйство: животноводство.
Урок: Зональная организация сельского хозяйства.
Урок: Пищевая и легкая промышленность. |
Изучение нового
Комбинированный с элементами практикума
Практикум
Актуализация опорных знаний |
Состав, особенности, значение АПК, его звенья. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности.
|
Работа с картами атласа, выполнение п/р
Тестирование |
Практическая работа №10 Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства. | К.М. «Состав сельского хозяйства (схема). О.К. «Отраслевой состав АПК» (схема), презентация.
|
П. 26
П.27 р/т зад.3-4 стр.65
П.28
П.29 р/т зад.4 стр 72 схема | ||||||||
|
31 |
Урок: Транспорт России.
|
Комбинированный | Транспорт и его роль в экономике России. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, воздушный и водный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть России и ее элементы, главные транспортные магистрали страны. |
|
| К.М. Виды транспорта (схема) О.К. Достоинства и недостатки транспорта. Автоистория видео |
П. 30 | ||||||||
|
32 | Урок: Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география. | Лекция с элементами беседы | Качество жизни населения, материальная и нематериальная сферы хозяйства, география сферы услуг. | Выборочный контроль |
|
| П.31 | ||||||||
|
33 | Урок: Обобщение по теме «Хозяйство России»
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
|
Тестирование |
|
|
| ||||||||
Раздел 2. Экономические районы России (22 часов)
| ||||||||||||||||
|
34 |
Урок: Северный экономический район |
Вводная беседа с элементами практикума |
Состав, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, специфика хозяйственной специализации Северного экономического района. Мурманск — морские ворота страны. |
|
Определение связи между природными ресурсами и особенностями хозяйственной специализации | Экономическая карта России |
П.32 к/к р/т зад.3-5 стр. 81 Учебник стр. 179 поработаем с картой. | ||||||||
|
35 |
Урок: Северо – Западный экономический район.
|
Актуализация опорных знаний | ЭГП, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации Северо – Западного экономического района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района. |
|
| Презентация видео Санкт-Петербург
|
П. 33 к/к | ||||||||
|
36 37 |
Урок: Калининградская область – самая западная территория России.
|
Лекция
Практикум |
ЭГП, природные условия и ресурсы, население, сельское хозяйство, транспорт Калининградской области. |
Проверка и анализ практической работы | Практическая работа №11 Экономико-географическая характеристика области по типовому плану. |
Презентация |
П. 34 к/к | ||||||||
|
38 39 |
Урок: Центральный экономический район.
|
Практикум
| ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Старейший центр текстильной промышленности. |
| Практическая работа №12 Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов |
|
П. 35 р/т зад.5 стр.89, к/к | ||||||||
|
40 |
Урок: Центрально-Черноземный экономический район.
|
Лекция с элементами беседы | ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России. | Выполнение заданий в рабочих тетрадях |
|
|
П.36 к/к р/т зад.7 стр.92 | ||||||||
|
41 |
Урок: Волго-Вятский экономический район.
|
Лекция с элементами практикума | Состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность ЭГП, высококвалифицированные трудовые ресурсы. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района. | Заполнение таблицы. |
|
Презентация,атлас. | П. 37 к/к р/т. Зад.6 стр.94. подготовить сообщения презентации Народные промыслы России | ||||||||
|
42 |
Урок: Народные промыслы Центральной России.
|
Урок-ярмарка
| Народные промыслы Центральной России: гжель, хохлома, вологодское кружево, финифть, городецкая роспись, палех. | Составление таблицы «Народные промыслы Центральной России» |
|
Презентация
|
Таблица в тетради. | ||||||||
|
43 |
Урок: Северо- Кавказский экономический район.
|
Лекция с элементами практикума | ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. агроклиматические и рекреационные ресурсы района. Выдающая роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства. |
| Практическая работа №13 Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. |
| П. 38 к/к | ||||||||
|
44 |
Урок: Поволжский экономический район.
|
Изучение нового материала
| ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Поволжье крупный нефтегазоносный район, «автомобильный цех» страны. |
Выборочный контроль
|
|
| П.39 к к учебник стр.214 поработаем с картой. | ||||||||
|
45 |
Урок: Уральский экономический район.
|
Комбинированный | ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Уральская металлургическая база, центр тяжелого машиностроения |
Выполнение заданий в рабочих тетрадях |
| К.М. Урок № 38 Регионы и города Урала. Презентация | П.40 рт зад.3-4 стр. 100 | ||||||||
|
46 |
Урок: ЭГП Челябинской области. Природные ресурсы. |
Комбинированный |
ЭГП, полезные ископаемые и природные ресурсы Челябинской области. |
Работа в контурной карте. | Практическая работа №14 Обозначение на контурной карте границ и соседей Челябинской области. | Атлас Челябинской области, контурная карта. |
Записи в тетради. | ||||||||
|
47 | Урок: Численность и национальный состав населения Челябинской области. |
Комбинированный |
Численность населения, национальный и религиозный состав Челябинской области. |
|
| Атлас Челябинской области, контурная карта. | Стр.170-175 География Челябинской области. | ||||||||
|
48 49 50 |
Урок: Общая характеристика хозяйства Челябинской области. Промышленность.
|
Комбинированный | Общая характеристика промышленности. Топливно-энергетический комплекс, машиностроение, комплекс конструкционных материалов, химическая и легкая промышленность. |
|
| Атлас Челябинской области, контурная карта, видео ММК. | Стр. 200 География Челябинской области. | ||||||||
|
51 | Урок: Агропромышленный комплекс Челябинской области. |
Комбинированный |
|
|
|
|
| ||||||||
|
52 | Урок: Территориальная организация хозяйства Челябинской области. Экономические связи. |
Комбинированный |
|
|
| Атлас Челябинской области, контурная карта. |
| ||||||||
|
53 | Урок: Обобщение «Западный макрорегион». | Обобщение и систематизации знаний; |
| Тест, задания |
| Атлас
| Заполнить таблицу. | ||||||||
|
54 |
Урок: Западно-Сибирский экономический район.
|
Практикум
| ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа, каменного угля района. Черная металлургия Кузбасса. |
| Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири |
Презентация. |
П.41 к/к р/т зад.4 стр.102 | ||||||||
|
55 |
Урок: Восточно – Сибирский экономический район.
|
Практикум | ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые климатический условия и богатые природные ресурсы района. Перспективы развития энергоемких отраслей. | О.К. Практика задания № 1,
| Практическая работа №15 Сравнение хозяй-ственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов. | О.К. Состав территории, ЭГП.
| П.42
П. 43 | ||||||||
|
56 |
Урок: Дальневосточный экономический район. |
Практикум | ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов. |
Выборочный контроль | Определение причин малой заселенности и слабой освоенности территории | Презентация «Дальневосточный экономический район» |
П. 44 | ||||||||
|
57 | Урок: Обобщение «Восточный макрорегион» Обобщение по разделу 2 «Экономические районы России». |
Обобщение и систематизации знаний.
|
|
|
|
| Итоговые тесты стр.237 учебник | ||||||||
Раздел 3. Страны Ближнего Зарубежья (5 часа)
| ||||||||||||||||
|
58 |
Урок: Страны Балтии и Белоруссия.
|
Изучение нового материала | Страны Европейского Запада, их природные условия, природные ресурсы, население. Общие черты экономики. Белоруссия, ЭГП, хозяйство. |
| Выявление и анализ условий для развития хозяйства региона |
|
П.44 к/к | ||||||||
|
59 |
Урок: Украина и Молдавия. | Комбиниро-ванный | ЭГП, природные условия и ресурсы, хозяйство. Отрасли специализации стран. | Выполнение заданий в рабочих тетрадях |
| Презентация | П. 45 К.К. р/т зад. 4-6 стр.115. | ||||||||
|
60 |
Урок: Страны Закавказья. | Актуализация опорных знаний и умений
| ЭГП, природные условия и ресурсы, хозяйство. Отрасли специализации стран. |
| Определение общих черт в хозяйственной специализации стран Закавказья |
|
П.46 | ||||||||
|
61 |
Урок: Страны Центрально-Азиатского региона. |
Практикум | Страны Азиатского юга. Казахстан – страна-гигант. Природные условия, определяющие специфику разных частей страны. Четыре азиатские республики: черты сходства и различия. | Выполнение заданий в рабочих тетрадях Выборочный контроль |
|
|
П. 47 р/т. Зад. 2-5 стр.120-121. | ||||||||
|
62 |
Урок: Выполнение практической работы.
|
Практикум |
|
Работа с картами атласа, выполнение п/р | Практическая работа №16 Составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией. | Карты атласа |
| ||||||||
|
63 |
Урок: Место России в мировой экономике. | Лекция с элементами практикума
| Пограничные государства. России в мировой политике, оценка современного состояния и перспективы социально-экономического развития России.
|
|
|
|
|
Примечание:
О.К – диск Образовательная коллекция 9 класс
К.М.- диск Уроки географии Кирилла и Мефодия