Внеклассное мероприятие

для 5-6 классов,

посвященное Дню космонавтики

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся

Задачи:

  1. Расширить представления детей о космонавтике.

  2. Формировать чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей.

  3. Развить творческие способности учащихся путём использования игровых элементов.

  4. Организовать соревновательную деятельность между командами.

  5. Создать активное взаимодействие учащихся в команде

Форма проведения: соревнование

Оборудование: компьютер, проектор, экран, воздушные шары, ручки, листы бумаги, звездочки для конкурсов.

Ход мероприятия

Учитель читает стихотворение «Космос»

Я хотел бы слетать на луну,
В неразгаданный мир окунуться.
И подобно красивому сну
К самой яркой звезде прикоснуться.

Долететь до далёких орбит,
Неизвестных всем нам измерений,
Где загадочный космос хранит
Много тайн необъятной вселенной.

На планетах других побывать,
О которых наука не знает.
И существ неземных повидать, —
Что на странных тарелках летают.

Расспросить, как живётся им там,
Есть ли осень, зима или лето,
С какой целью всегда летят к нам –
На забытую Богом планету…

Все о чём-то мечтают всегда,
И стремятся чего-то добиться.
Только космос, увы, никогда
Не захочет наверно открыться…

Слайд1 –Звездное небо

Дети читают стихи.

Звёзды, звёзды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.

И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.

И глядел в молчаньи долгом
Человек в простор ночной —
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.

И тогда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.

С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес, —
Водолей, Стрелец и Лебедь,
Лев, Пегас и Геркулес.

Слайд2- Планеты Солнечной системы

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Учитель читает стихотворение:

Ладонью заслоняясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
— Ракета
Достигла станции Луна. — И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
— Порядок. —
Как будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.
Его за скупость не корите:
Мальчишка сдержан потому,
Что продолжение открытий
Эпоха вверила ему!

Учитель:Добрый день, друзья! На дворе апрель – месяц необыкновенный, а день сегодня знаменательный. Ведь именно 12 апреля 1961 года человек впервые вышел за пределы земной атмосферы.

Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, но небо было огромным и непонятным для него. Человек поселил в небе богов. Но человеку хотелось подняться туда самому. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появлялись фантастические романы, конструировались летательные аппараты, так и оставшиеся на земле.

И вот, наконец, 12 апреля 1961 года, обычный трудовой день, был прерван сообщением: «Работают все радиостанции Советского Союза! Впервые в мире! Человек в космосе!»

День 12 апреля стал доказательством осуществления любой, самой смелой, человеческой мечты. С тех пор он ежегодно празднуется человечеством как Всемирный день космонавтики.

Слайд 3- 12 апреля- День космонавтики

В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
(В.Степанов)

Учитель: Сегодня мы с вами проведем небольшую экскурсию в мир космоса. Но перед этим нам нужно отгадать загадки.(В ходе соревнования детям в каждом конкурсе вручают за каждый правильный ответ по одной звездочке )

  1. Чтобы глаз вооружить
    И со звездами дружить,
    Млечный путь увидеть чтоб
    Нужен мощный … (
    телескоп)

  2. Телескопом сотни лет
    Изучают жизнь планет.
    Нам расскажет обо всем
    Умный дядя … (
    астроном)

  3. Астроном — он звездочет,
    Знает все наперечет!
    Только лучше звезд видна
    В небе полная … (
    Луна)

  4. До Луны не может птица
    Долететь и прилуниться,
    Но зато умеет это
    Делать быстрая … (
    Ракета)

  5. У ракеты есть водитель,
    Невесомости любитель.
    По-английски: «астронавт»,
    А по-русски … (
    Космонавт)

  6. Космонавт сидит в ракете,
    Проклиная все на свете —
    На орбите как назло
    Появилось … (
    НЛО)

  7. НЛО летит к соседу
    Из созвездья Андромеды,
    В нем от скуки волком воет
    Злой зеленый … (
    Гуманоид)

  8. Гуманоид с курса сбился,
    В трех планетах заблудился,
    Если звездной карты нету,
    Не поможет скорость… (
    Света)

  9. Свет быстрее всех летает,
    Километры не считает.
    Дарит Солнце жизнь планетам,
    Нам — тепло, хвосты -… (
    Кометам)

  10. Всё комета облетела,
    Всё на небе осмотрела.
    Видит, в космосе нора —
    Это черная … (
    Дыра)

  11. В черных дырах темнота
    Чем-то черным занята.
    Там окончил свой полет
    Межпланетный … (
    Звездолёт)

  12. Звездолет — стальная птица,
    Он быстрее света мчится.
    Познает на практике
    Звездные … (
    Галактики)

  13. А галактики летят
    В рассыпную как хотят.
    Очень здоровенная
    Эта вся вселенная!

Учитель:Мы с вами отгадали все загадкии отправляемся дальше. Следующее задание для вас будет- составить как можно больше слов из слова «космонавтика».

Учитель: Молодцы! А теперь следующее задание.Напишите название всех созвездий, которые упоминаются в этом стихотворении.

Взглянув на пояс Зодиака,
Мы в январе увидим Рака,
А в феврале заметим Льва.
Хранителем его была
В холодном марте злая Дева,
Весьма похожая на Еву.
Весы купив себе в апреле,
Они спокойно жить хотели,
Но в мае страшный Скорпион
У них отнял покой и сон.
Его убил Стрелец прекрасный,
Отца июня сын несчастный,
В июле ж братец Козерог
Сон Льва и девы уберёг,
А в августе на много дней
Приехал дядя Водолей.
Из Рыб уху он в сентябре
Варил и кушал на дворе,
Зажарил Овна в октябре,
Тельца зарезал в ноябре,
А в декабре, в конце концов,
Родилась пара Близнецов

Учитель: Когда мы говорим о Дне космонавтики, то вспоминаем имя Юрий Гагарин.

Слайд 4- Юрий Гагарин

Ученики читают стихотворения.
Юрий Гагарин

Спросил я у папы однажды:
«А кто такой Юрий Гагарин?
Наверное, он очень важный,
А я про него мало знаю…»

И папа тогда мне ответил:
«Я рад, что об этом меня ты спросил,
Он летчик отважный и смелый,
Прославил страну на весь мир.

Гагарин был первым на свете,
Кто в космос однажды полет совершил.
Мальчишкам на нашей планете
Мечту космонавтами стать подарил».

Теперь я горжусь тем, что знаю,
Кем же был Юрий Гагарин.
Спросите меня, отвечу вам гордо:
Он — космонавт, первым вышедший к звездам!

Юрий Гагарин

Он родился под городом Гжатском,
Русский мальчик в крестьянской семье.
Имя гордое Юрий Гагарин
Знает каждый теперь на земле.

Им гордится весь мир, вся планета,
Имя Юрий у всех на устах,
Русский парень поднялся над миром,
Своё сердце России отдав.

Самый первый виток над планетой
Совершил он во славу страны,
Яркой звёздочкой в небо поднявшись
В ясный день той прекрасной весны.

Этим подвигом Юрий Гагарин,
Совершив беспримерный полёт,
На века всю Россию прославил
И великий наш русский народ.

Всё когда-то обыденным станет,
И полёт на Луну, и на Марс,
И туристов уже доставляют
На просторы космических трасс

Будет в будущем много открытий,
Бесконечен простор над землёй,
Но всегда новый шаг кто-то первый
Будет делать, рискуя собой.

Учитель: Давайте ответим с вами на следующие вопросы.

Слайды -Вопросы викторины

  1. Что сказал Юрий Гагарин в момент старта? (A. Полетели, B. Поехали, C. Вперед, D. Пока)

  2. Как называется город космонавтов? (A. Звездный, B. Солнечный, C. Космический, D. Цветочный)

  3. Какой прибор является основным инструментом астрономов? (A. Микроскоп, B. Телескоп, C. Фильмоскоп, D. Калейдоскоп)

  4. Как называется место старта космических кораблей? (A. Аэропорт, B. Аэродром, C. Космодром, D. Ракетодром)

  5. В чем космонавты хранят пищу? (A. В кастрюлях, B. В банках, C. В термосах, D. В тюбиках)

  6. На каком из этих устройств можно выйти в космос? (A. На воздушном шаре, B. На аэроплане, C. На самолете, D. На ракете)

  7. Какая планета называется «голубой планетой»? (A. Венера, B. Земля, C. Юпитер, D. Марс)

  8. Как называется камень, упавший с космоса на Землю? (A. Метеор, B. Болид, C. Астероид, D. Метеорит).

Песня «Он сказал: « Поехали»» и слайд Гагарин

Учитель: Следующее задание:

ЗАДАНИЕ 1 «Как пожарить три котлеты за 30 минут, если одна сторона котлеты жарится 10 мин. В сковороду можно положить только 2 котлеты»

Ответ: Конечно, на корабле котлеты не жарят. Продукты берут готовые в тюбиках. Т.к. повара проголодались – пора подкрепиться! Прошу помощников выдать поварам тюбики!

ЗАДАНИЕ 2 «Я сейчас назову предметы, а вы ответите какие из них можно взять с собой в космос:термометр, карандаш, барометр, маркер, ластик, компас, второй команде вместо компаса — песочные часы»

Ответы: компас в космосе не нужен, там нет магнитного поля.

Песочные часы не будут работать в невесомости.

Учитель: А теперь викторина.

  1. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский)

  2. Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин)

  3. Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)

  4. Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? («Восток»)

  5. Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)

  6. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)

  7. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.)

  8. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? («Луноход»)

  9. Назовите планеты солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)

  10. Самое близкое к нам небесное тело. (Луна)

  11. Прибор для наблюдения за небесными телами. (Телескоп.)

  12. Тело, падающее на Землю из межпланетного пространства. (Метеорит)

  13. Слово, которое произнёс Юрий Гагарин перед стартом. («Поехали»)

  14. Летательный аппарат тяжелее воздуха, предназначенный для полёта в атмосфере. (Самолёт)

  15. Заданное направление для ракеты или самолёта. (Курс)

  16. Как называется газовая оболочка Земли? (Атмосфера)

  17. Как называют человека, который испытывает и эксплуатирует космическую технику в космическом полёте? (Космонавт)

  18. К какому событию приурочено празднование Всемирного дня авиации и космонавтики? (12 апреля 1961 год)

  19. Назовите одним словом мир звёзд и галактик. (Вселенная, космос)

  20. Время полного оборота Земли вокруг Солнца. (Год)

  21. Назовите клички собак, которые побывали в космосе и благополучно вернулись на Землю. (Белка и Стрелка)

  22. Единственная планета нашей системы, на которой существует жизнь. (Земля)

Учитель: Исследование и освоение космоса требуют применения очень мощных технических средств – космических ракет. Это порождает экологическую опасность, например ближний Космос загрязнен огромным количеством (более 3000 т) мусора, включающего разные фрагменты уже использованных технических устройств. Столкновение с ними – реальная угроза для космических аппаратов. Наиболее опасен выброс химических веществ в процессе работы реактивных двигателей: в околоземное пространство поступает в это время огромная масса различных химических продуктов, в основном газообразных, причем некоторые токсичны. В результате в верхней атмосфере вдоль всей траектории полета ракеты формируется газовое облако сложного химического состава, содержащее хлор. Хлор считается одним из главных разрушителей озона в атмосфере.

Слайды о Земле и песня «Не рубите сгоряча, не рубите»

Учитель подводит итог мероприятия: подсчитывает балы и поздравляет победителей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here