Внеклассное мероприятие
для 5-6 классов,
посвященное Дню космонавтики
Цель: активизация познавательной деятельности учащихся
Задачи:
-
Расширить представления детей о космонавтике.
-
Формировать чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей.
-
Развить творческие способности учащихся путём использования игровых элементов.
-
Организовать соревновательную деятельность между командами.
-
Создать активное взаимодействие учащихся в команде
Форма проведения: соревнование
Оборудование: компьютер, проектор, экран, воздушные шары, ручки, листы бумаги, звездочки для конкурсов.
Ход мероприятия
Учитель читает стихотворение «Космос»
Я хотел бы слетать на луну,
В неразгаданный мир окунуться.
И подобно красивому сну
К самой яркой звезде прикоснуться.
Долететь до далёких орбит,
Неизвестных всем нам измерений,
Где загадочный космос хранит
Много тайн необъятной вселенной.
На планетах других побывать,
О которых наука не знает.
И существ неземных повидать, —
Что на странных тарелках летают.
Расспросить, как живётся им там,
Есть ли осень, зима или лето,
С какой целью всегда летят к нам –
На забытую Богом планету…
Все о чём-то мечтают всегда,
И стремятся чего-то добиться.
Только космос, увы, никогда
Не захочет наверно открыться…
Слайд1 –Звездное небо
Дети читают стихи.
Звёзды, звёзды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчаньи долгом
Человек в простор ночной —
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.
И тогда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.
С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес, —
Водолей, Стрелец и Лебедь,
Лев, Пегас и Геркулес.
Слайд2- Планеты Солнечной системы
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Учитель читает стихотворение:
Ладонью заслоняясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
— Ракета
Достигла станции Луна. — И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
— Порядок. —
Как будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.
Его за скупость не корите:
Мальчишка сдержан потому,
Что продолжение открытий
Эпоха вверила ему!
Учитель:Добрый день, друзья! На дворе апрель – месяц необыкновенный, а день сегодня знаменательный. Ведь именно 12 апреля 1961 года человек впервые вышел за пределы земной атмосферы.
Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, но небо было огромным и непонятным для него. Человек поселил в небе богов. Но человеку хотелось подняться туда самому. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появлялись фантастические романы, конструировались летательные аппараты, так и оставшиеся на земле.
И вот, наконец, 12 апреля 1961 года, обычный трудовой день, был прерван сообщением: «Работают все радиостанции Советского Союза! Впервые в мире! Человек в космосе!»
День 12 апреля стал доказательством осуществления любой, самой смелой, человеческой мечты. С тех пор он ежегодно празднуется человечеством как Всемирный день космонавтики.
Слайд 3- 12 апреля- День космонавтики
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
(В.Степанов)
Учитель: Сегодня мы с вами проведем небольшую экскурсию в мир космоса. Но перед этим нам нужно отгадать загадки.(В ходе соревнования детям в каждом конкурсе вручают за каждый правильный ответ по одной звездочке )
-
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп) -
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном) -
Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (Луна) -
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета) -
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (Космонавт) -
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете —
На орбите как назло
Появилось … (НЛО) -
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый … (Гуманоид) -
Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость… (Света) -
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам — тепло, хвосты -… (Кометам) -
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора —
Это черная … (Дыра) -
В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный … (Звездолёт) -
Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные … (Галактики) -
А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!
Учитель:Мы с вами отгадали все загадкии отправляемся дальше. Следующее задание для вас будет- составить как можно больше слов из слова «космонавтика».
Учитель: Молодцы! А теперь следующее задание.Напишите название всех созвездий, которые упоминаются в этом стихотворении.
Взглянув на пояс Зодиака,
Мы в январе увидим Рака,
А в феврале заметим Льва.
Хранителем его была
В холодном марте злая Дева,
Весьма похожая на Еву.
Весы купив себе в апреле,
Они спокойно жить хотели,
Но в мае страшный Скорпион
У них отнял покой и сон.
Его убил Стрелец прекрасный,
Отца июня сын несчастный,
В июле ж братец Козерог
Сон Льва и девы уберёг,
А в августе на много дней
Приехал дядя Водолей.
Из Рыб уху он в сентябре
Варил и кушал на дворе,
Зажарил Овна в октябре,
Тельца зарезал в ноябре,
А в декабре, в конце концов,
Родилась пара Близнецов
Учитель: Когда мы говорим о Дне космонавтики, то вспоминаем имя Юрий Гагарин.
Слайд 4- Юрий Гагарин
Ученики читают стихотворения.
Юрий Гагарин
Спросил я у папы однажды:
«А кто такой Юрий Гагарин?
Наверное, он очень важный,
А я про него мало знаю…»
И папа тогда мне ответил:
«Я рад, что об этом меня ты спросил,
Он летчик отважный и смелый,
Прославил страну на весь мир.
Гагарин был первым на свете,
Кто в космос однажды полет совершил.
Мальчишкам на нашей планете
Мечту космонавтами стать подарил».
Теперь я горжусь тем, что знаю,
Кем же был Юрий Гагарин.
Спросите меня, отвечу вам гордо:
Он — космонавт, первым вышедший к звездам!
Юрий Гагарин
Он родился под городом Гжатском,
Русский мальчик в крестьянской семье.
Имя гордое Юрий Гагарин
Знает каждый теперь на земле.
Им гордится весь мир, вся планета,
Имя Юрий у всех на устах,
Русский парень поднялся над миром,
Своё сердце России отдав.
Самый первый виток над планетой
Совершил он во славу страны,
Яркой звёздочкой в небо поднявшись
В ясный день той прекрасной весны.
Этим подвигом Юрий Гагарин,
Совершив беспримерный полёт,
На века всю Россию прославил
И великий наш русский народ.
Всё когда-то обыденным станет,
И полёт на Луну, и на Марс,
И туристов уже доставляют
На просторы космических трасс
Будет в будущем много открытий,
Бесконечен простор над землёй,
Но всегда новый шаг кто-то первый
Будет делать, рискуя собой.
Учитель: Давайте ответим с вами на следующие вопросы.
Слайды -Вопросы викторины
-
Что сказал Юрий Гагарин в момент старта? (A. Полетели, B. Поехали, C. Вперед, D. Пока)
-
Как называется город космонавтов? (A. Звездный, B. Солнечный, C. Космический, D. Цветочный)
-
Какой прибор является основным инструментом астрономов? (A. Микроскоп, B. Телескоп, C. Фильмоскоп, D. Калейдоскоп)
-
Как называется место старта космических кораблей? (A. Аэропорт, B. Аэродром, C. Космодром, D. Ракетодром)
-
В чем космонавты хранят пищу? (A. В кастрюлях, B. В банках, C. В термосах, D. В тюбиках)
-
На каком из этих устройств можно выйти в космос? (A. На воздушном шаре, B. На аэроплане, C. На самолете, D. На ракете)
-
Какая планета называется «голубой планетой»? (A. Венера, B. Земля, C. Юпитер, D. Марс)
-
Как называется камень, упавший с космоса на Землю? (A. Метеор, B. Болид, C. Астероид, D. Метеорит).
Песня «Он сказал: « Поехали»» и слайд Гагарин
Учитель: Следующее задание:
ЗАДАНИЕ 1 «Как пожарить три котлеты за 30 минут, если одна сторона котлеты жарится 10 мин. В сковороду можно положить только 2 котлеты»
Ответ: Конечно, на корабле котлеты не жарят. Продукты берут готовые в тюбиках. Т.к. повара проголодались – пора подкрепиться! Прошу помощников выдать поварам тюбики!
ЗАДАНИЕ 2 «Я сейчас назову предметы, а вы ответите какие из них можно взять с собой в космос:термометр, карандаш, барометр, маркер, ластик, компас, второй команде вместо компаса — песочные часы»
Ответы: компас в космосе не нужен, там нет магнитного поля.
Песочные часы не будут работать в невесомости.
Учитель: А теперь викторина.
-
Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский)
-
Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин)
-
Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)
-
Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? («Восток»)
-
Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)
-
Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
-
В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.)
-
Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? («Луноход»)
-
Назовите планеты солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
-
Самое близкое к нам небесное тело. (Луна)
-
Прибор для наблюдения за небесными телами. (Телескоп.)
-
Тело, падающее на Землю из межпланетного пространства. (Метеорит)
-
Слово, которое произнёс Юрий Гагарин перед стартом. («Поехали»)
-
Летательный аппарат тяжелее воздуха, предназначенный для полёта в атмосфере. (Самолёт)
-
Заданное направление для ракеты или самолёта. (Курс)
-
Как называется газовая оболочка Земли? (Атмосфера)
-
Как называют человека, который испытывает и эксплуатирует космическую технику в космическом полёте? (Космонавт)
-
К какому событию приурочено празднование Всемирного дня авиации и космонавтики? (12 апреля 1961 год)
-
Назовите одним словом мир звёзд и галактик. (Вселенная, космос)
-
Время полного оборота Земли вокруг Солнца. (Год)
-
Назовите клички собак, которые побывали в космосе и благополучно вернулись на Землю. (Белка и Стрелка)
-
Единственная планета нашей системы, на которой существует жизнь. (Земля)
Учитель: Исследование и освоение космоса требуют применения очень мощных технических средств – космических ракет. Это порождает экологическую опасность, например ближний Космос загрязнен огромным количеством (более 3000 т) мусора, включающего разные фрагменты уже использованных технических устройств. Столкновение с ними – реальная угроза для космических аппаратов. Наиболее опасен выброс химических веществ в процессе работы реактивных двигателей: в околоземное пространство поступает в это время огромная масса различных химических продуктов, в основном газообразных, причем некоторые токсичны. В результате в верхней атмосфере вдоль всей траектории полета ракеты формируется газовое облако сложного химического состава, содержащее хлор. Хлор считается одним из главных разрушителей озона в атмосфере.
Слайды о Земле и песня «Не рубите сгоряча, не рубите»
Учитель подводит итог мероприятия: подсчитывает балы и поздравляет победителей.