Классный час «Как зависть душу разъедает»
Классный руководитель 5 класса: Маркуль Г.К.
Зависть есть скорбь о благополучии ближнего.
Плутарх
Завистник — враг себе, ведь он терзается мученьем, добровольно им же выбранным.
Менандр
Задачи классного часа:
1. Показать учащимся значение нравственной культуры в жизни человека.
2. Способствовать проявлению положительных нравственных качеств личности и положительных поступков.
3. Воспитывать чувство уважительного отношения к себе и другим людям, ответственность за совершаемые поступки.
Форма проведения: нравственная беседа.
Подготовительная работа к классному часу:
1. Анкетирование учащихся и родителей по теме классного часа.
2. Конкурс сатирических плакатов «Будни и праздники зависти».
3. Подбор необходимой литературы, газетных и журнальных статей для проведения классного часа.
Анкетирование учащихся и родителей по теме классного часа.
Среди учащихся-пятиклассников и их родителей изучается их отношение к проявлению такого нравственного качества как зависть.
Анкета для учащихся
1. Зависть — это______________________________________________
2. Завистниками называют людей, которые______________________
3. Я завидую людям, которые___________________________________
4. Я не завидую, потому что____________________________________
5. Человек, который завидует, становится
6. Человек, который не завидует, _______
7. Мои родители считают, что зависть — это .
8. Чтобы не завидовать, нужно ___________
9. Я не считаю, что зависть — это__________
10. Я хотел(а) бы, чтобы зависть____________
Анкета для родителей
1. Обсуждаете ли вы со своим ребенком нравственные качества, которые вы хотели бы в нем сформировать или избежать?
2. Говорите ли вы с ним о таком качестве как зависть?
3. Считаете ли вы, что ваш ребенок может кому-то завидовать?
4. Что может стать причиной проявления зависти ребенка?
5. — Как вы предпочитаете бороться с проявлением зависти у ребенка?
6. Как вы считаете, чему или кому можно позавидовать в жизни?
Конкурс сатирических плакатов «Будни и праздники зависти».
Учащимся предлагается разделиться на группы и подготовиться к участию в конкурсе сатирических плакатов, в которых необходимо показать негативное проявление зависти.
В оценивании плакатов огромное значение имеет название плаката, которое должно соответствовать его содержанию.
Подбор необходимой литературы, газетных и журнальных статей для проведения классного часа.
Для данного классного часа уместно использовать пословицы и поговорки, высказывания выдающихся людей о зависти. Они могут быть такими:
Зависть — это сожаление о чужом благе.
Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но тяжело заживает рана, нанесенная злым словом.
Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу.
Зависть порождает раздор среди людей.
Завистник говорит не то, что есть, а то, что может причинить зло.
Зависть терзает и сама терзается.
Зависть — враг счастливых.
Завистливого и сон неймет.
Завистливому и свой хлеб не сладок.
Завидущие глаза не знают стыда.
Завистливое око видит широко.
Завистник не один раз умирает, а столько, сколько похвал слышит сопернику.
В лихости и зависти ни проку, ни радости.
В чужих руках ломоть велик.
Дешева рыба на чужом блюде.
Брови нависли — злоба на мысли.
Завистливым душам свойственно ненавидеть людей за то, что они якобы отнимут у них счастье.
Зависть — один из наиболее действенных элементов ненависти.
Зависть — сестра соревнования.
У зависти глаза злые.
Учащимся предлагается выбрать из представленного списка то высказывание, которое, по их мнению, наиболее полно отражает проявление такого качества как зависть. Учащимся необходимо привести свое подтверждение выбранного высказывания.
Для того чтобы классный час прошел интересно и ребята хотели в нем активно участвовать, необходимо использовать литературные произведения, которые помогут разнообразить классный час и вызвать учащихся на разговор по данной теме. Для этого можно использовать притчи, стихи по нравственной тематике.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
На доске — слова из нравственного словаря: «Зависть — чувство досады, вызванное благополучием, успехами другого человека», эпиграфы.
«Не завидуй, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все
худое»
Христианская заповедь
Талант порождает столько зависти, что порой его отсутствие кажется благом.
А. Попов
1. Вступительное слово классного руководителя.
Ребята! Наш разговор сегодня о месте человека в обществе, о том, что такое человеческие пороки, как они влияют на человека. Попытаемся понять, о чём идёт речь.
2.Обсуждение ситуации (часть 1):
Серёжа, весёлый и радостный, пошёл гулять с друзьями. Настроение прекрасное. Светит солнце, да и отец обещал взять с собой на рыбалку… Вернулся с прогулки злой, раздражённый, хлопнул дверью. Когда мама спросила о том, что произошло: «Тебя как подменили?»- что-то невнятное буркнул в ответ. Мама повторила свой вопрос , и тогда со слезами на глазах Серёжа пробормотал: « Вовке компьютер купили!». Мама усадила сына и попыталась ему объяснить, что нет в семье возможности купить компьютер, эта вещь дорогая, да и отец только-только на работу устроился: « Ты же занимаешься в школе в компьютерном классе. Давай будем понемножку откладывать деньги, попытаемся решить вопрос». Но Серёжа отвернулся от мамы и не стал разговаривать. – Что произошло с мальчиком? Он позавидовал другу. Значит ,это зависть.
Итак, вы правильно определили основную проблему классного часа- « Зависть». Зависть-яд лдя человеческой души.
Обсуждение:
-
Знакомо ли вам это чувство, встречались ли вы с ним в своей жизни?
-
Посему?
-
Попытался ли Серёжа понять маму?
-
Как вы считаете, веские ли причины в семье для того, чтобы не покупать компьютер?
Говорят, зависть одна не ходит. У нее есть еще сестры. Как вы думаете, какие чувства могут быть сестрами такого человеческого качества как зависть?
3. Работа в группах.
Ребятам предлагается высказывание о зависти святого Киприана Карфагенского. Они должны обсудить его, работая в группах, и сделать свои выводы.
Далеко простирается многообразное и плодовитое зло, происходящее от зависти…
От нее происходит ненависть, от нее распри…
Зависть ослепляет наши чувства, пленит наши мысли, внушает вероломство, воспламеняет гневом…
Тот, кто отдается во власть зависти, не может уже обуздать себя и править собою.
От этого нарушается братская любовь, искажается истина, расторгается единство.
— А как, на ваш взгляд, выглядит человек, испытывающий чувство зависти?
— Чему могут завидовать люди?
— Испытывая чувство зависти, может ли человек решить свои проблемы?
4. Обсуждение ситуации (часть 2): Серёжа не смог спать ночь, всё думал, что уже почти у всех его друзей есть компьютеры, а у него нет. Пришёл утром в школу и не может смотреть на Вову. Тот такой радостный, счастливый, всем рассказывает о подарке. На уроке природоведения Серёжу спросили. Он ничего не смог ответить и получил «2». На перемене обозвал девочку из класса: просто так, у него плохое настроение, а она весёлая такая. Вообще, день испорчен.
Обсуждение ситуации по вопросу « Как зависть действует на человека?»
Возможные ответы учащихся:
-
Калечит завистника;
-
Вредит другим людям;
-
Заставляет ненавидеть.
5.Слово классного руководителя.
Зависть — чувство, от которого страдает не только тот человек, кото¬рому завидуют, но, в первую очередь, сам завистник. Зависть разъедает здоровье, уродует душу человека. Если бы мы с вами имели возможность спросить завистника о том, как он себя чувствует, то он бы, наверное, ответил примерно так: «я человек злой и завистливый; успехи и совершенства другого человека уничтожают меня; я не могу радоваться чужим успехам; достижения другого для меня самое большое несчастье».
Сказать о себе правду завистнику очень тяжело, он старается скры¬вать свою зависть от окружающих его людей, давит ее в себе и поэтому зависть как ржавчина съедает его сердце и душу.
6.Работа в группах.
Обсуждение в группах высказываний св. Иоанна Златоуста о борьбе с чувством зависти.
Ты, человек, завидуешь человеку, восстаешь против однородного тебе…
Видя брата своего благоденствующим, дрожишь и бледнеешь; тогда как надлежало бы хвалить, радоваться и восхищаться.
Если же ты хочешь соревноваться с ним, то соревнуйся, но так, чтобы тебе сделаться подобным ему в доброй славе, не с тем, чтобы унизить его, но чтобы достигнуть той же высоты и явить такие же добродетели.
Вот доброе соревнование: подражать, а не враждовать; не скорбеть о совершенстве другого, а сокрушаться о собственных недостатках.
7. Инсценировка стихотворения «Два судна» В. Высоцкого.
Слово классного руководителя . Ребята зависть и ненависть всегда ходят рядом. Если смотреть на мир с открытой душой ( оптимизмом), то даже самое невзрачное кажется прекрасным.
Автор:
Всему на свете выходят сроки,
А соль морская въедлива, как черт,
Два мрачных судна стояли в доке,
Стояли рядом, просто к борту борт.
Та, что поменьше, вбок кривила трубы
И пожимала баком и кормой:
Ученица:
«Какого типа этот тип? Какой он грубый!
Корявый, ржавый, — просто никакой!»
Автор:
В упор не видели друг друга
Оба судна
И ненавидели друг друга
Обоюдно.
Он в аварийном был состояньи,
Но и она — не новая отнюдь,
Так что увидишь на расстояньи —
С испуга можно взять и затонуть.
Тот, что побольше, мерз от отвращенья,
Хоть был железный малый, с крепким дном,
Все двадцать тысяч водоизмещенья
От возмущенья содрогались в нем.
И так обидели друг друга
Оба судна,
Что ненавидели друг друга обоюдно.
Прошли недели, их немного подлатали,
По ржавым швам шпаклевщики прошли,
И ватерлинией вдоль талии
Перевязали корабли.
И медь надраили, и краску наложили,
Пар развели, в салонах свет зажгли,
И палубы и плечи распрямили
К концу ремонта эти корабли.
И в гладкий борт узрели
Оба судна,
Что так похорошели
Обоюдно.
Тот, что побольше, той, что поменьше, сказал, вздохнув:
Ученик:
«Мы оба неправы!
Я никогда не видел женщин и кораблей
Красивее, чем вы!»
Автор:
Та, что поменьше, в том же состояньи,
Шепнула, что и он неотразим:
Ученица:
«Большое видится на расстоянье
Но лучше, если все-таки вблизи.»
Автор:
Кругом конструкции толпились,
Было людно,
Но оба судна объяснились
Обоюдно!
Хотя какой-то портовый дока
Их приписал не в тот же самый порт,
Два корабля так и ушли из дока,
Как и стояли, — вместе, к борту борт.
До горизонта шли в молчанье рядом,
Не подчиняясь ни теченьям, ни рулям.
Махала ласково ремонтная бригада
Двум не желающим расстаться кораблям.
Что с ними? Может быть, взбесились
оба судна,
А может, попросту влюбились обоюдно!
8. Защита сатирических проектов о зависти.
Обсуждение темы — Какова причина зависти?
Эгоизм, равнодушие. Возможно , что ребята в качестве причины назовут бедность.
( Учитель должен обратить внимание на то, что не у всех людей в наше время большая зарплата. Означает ли это , что все люди-завистники?)
-
Какие вы знаете способы достижения желаемого?
(Возможные ответы детей: заработать, накопить, украсть и т.д.)
Учитель фиксирует ответы детей на доске.
«Давайте отметим законные способы знаком «+», а незаконные «-«.
-
Может ли зависть привести человека на скамью подсудимых?
-
Как вы думаете « можно ли остановить человека- завистника только с помощью закона, а если он сам не пытается бороться со своим пороком?
-
Какие качества нужны человеку, чтобы законным способом достичь цели?
(Возможные ответы учащихся: воля, трудолюбие, целеустремлённость, терпение.)
-
Что вы посоветуете Серёже?
9. Беседа с учащимися.
— Иногда можно слышать о том, что существуют две зависти -черная и белая.
— Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга?
— Чему можно завидовать белой завистью?
10. Анализ анкетирования учащихся и родителей.
11. Подведение итогов классного часа.
В ходе обсуждения темы ребята приходят к выводу, что зависть –опасное зло. Зависть может привести человека к преступлению, но человек должен сам бороться с таким пороком, как зависть, проявлять силу воли, целеустремлённость.
Можно предложить ребятам нарисовать зависть ( засохшее дерево; червивое яблоко, ядовитая змея; раненое сердце и т.д.) и дать своё определение.
Змея (притча о зависти и ненависти)
Однажды змея погналась за бабочкой и преследовала ее день и ночь.
Страх придавал бабочке сил, она била крыльями и летела все дальше и дальше.
А змея не уставала ползти по пятам.
На третий день обессилевшая бабочка почувствовала,
что не может больше лететь, она присела на цветок и спросила
свою преследовательницу:
— До того как ты меня убьешь, можно задать тебе три вопроса?
— Не в моих привычках предоставлять такие возможности жертвам, ну да ладно, будем считать это твоими предсмертными желаниями, можешь спрашивать.
— Ты питаешься бабочками?
— Нет…
— Я сделала тебе что-то плохое?
— Нет.
— Тогда почему ты хочешь убить меня?
— Ненавижу смотреть, как ты порхаешь!!!
Очень часто люди ненавидят друг друга,желают зла, а нужно всего лишь заглянуть в свое сердце и разглядеть там «змея зависти», который является одной из главных причин человеческой ненависти…
Высказывания
Зависть – это сожаление о чужом благе.
Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу.
Зависть порождает раздор среди людей
Завистник говорит не то, что есть, а то, что может причинить зло.
Завистливому и свой хлеб не сладок.
Завидущие глаза не знают стыда.
Завистливое око видит широко.
В лихости и зависти ни проку, ни радости.
В чужих руках ломоть велик.
Дешева рыба на чужом блюде.
Брови нависли – злоба на мысли.
Зависть – сестра соревнования.
У зависти глаза злые