Фоминская Елена Юрьевна

БОУ г. Омска «Средняя

Общеобразовательная школа № 152»

Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа России»

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Цель урока: открыть новые знания:

— имена существительные, которые отвечают на вопрос: (Кто?), обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, летать, плавать, хватать пищу, наделенные душевными переживаниями, называются одушевленными; имена существительные, которые отвечают на вопрос (Что? ), обозначающие неживой предмет, неживых существ, которые не могут сами передвигаться, называются неодушевленными.

Задачи урока:

1. Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.

2. Развивать орфографическую зоркость

3. Формировать общеучебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу.

4. Развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся.

5. Совершенствовать санитарно – гигиенические навыки.

6. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, любовь к природе, к родному языку.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

— Встали ровно, красиво! Проверили посадку!

  1. Актуализация знаний.

— Ребята, в начале урока давайте повторим некоторые правила, которые нам будут нужны. А чтобы было интересно повторять, сыграем в игру «Или нет, или да, а не знаешь – беда….»

Ударный гласный в слове слышится ясно? (Да).

Безударный гласный может находиться в корне? (Да).

Он слышится ясно? (Нет).

Безударный гласный нужно проверять? (Да)

В слове можно определить корень? (Да).

Слова с одинаковым корнем и сходные по смыслу называются однокоренными? (Да).

Безударные гласные в однокоренных словах пишутся по-разному? (Нет).

Слова, которые отвечают на вопрос что? – это имена прилагательные? (Нет).

Имена существительные отвечают на вопрос кто? (Да).

Обозначают признак предмета? (Нет).

Давайте поговорим об именах существительных:

Что такое имя существительное?

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

  1. Самоопределение к деятельности. (Работа в парах)

— Прочитайте слова.

Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.

— Эти же слова у вас записаны на индивидуальных карточка в Упр.1

— Что общего у всех этих слов?

— Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.

— По какому признаку вы разделили слова?

— Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!

— Как называются слова, отвечающие на вопрос кто?

— Как называются слова отвечающие на вопрос что?

— Сформулируйте тему урока.

  1. Работа по теме урока.

— Хорошо давайте проверим ваши предположения на стр.12 учебника

— прочитайте.

— Давайте выполним упр.15 с.12.

— Прочитайте задание. Что нам нужно сделать в задании.

— Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.

-Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)

— Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю)

— Открываем тетради, записываем число, классная работа!

— Давайте теперь выполним письменное задание.

(2 ученика работают у доски, 1 ученик выписывает слова, отвечающие на вопрос кто?, 2-ой ученик выписывает слова, отвечающие на вопрос что?)

— Назовите одушевлённые имена существительные

— Назовите неодушевлённые имена существительные

— Что обозначают одушевлённые имена существительные?

— На какой вопрос они отвечают в начальной форме?

— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

— На какой вопрос они отвечают в начальной форме?

— Посмотрите в учебнике на стр.12 что предлагают вспомнить нам авторы учебника?

  1. Физкультминутка.

  2. Закрепление изученного материала.

— Сейчас мы поиграем в игру, которая называется: «Добрый волшебник Имя Существительное».

Правила игры:

Замените одну букву в слове, обозначающем неодушевленное имя существительное так, чтобы получилось одушевленное имя существительное.

Т.е. Превратите живое слово в неживое.

На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?»

Коса – коза

Сон – сом, сын

Оси – осы

Леса – лиса

Рот — кот

— Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот?

(Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что?

Одушевленность и неодушевленность — это постоянный признак имени существительного).

— Хорошо! Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!

Работа по учебнику. Упр.16 стр. 12

— Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова.

— Назовите слова, лексическое значение которых слов вы затруднились определить. Почему?

— Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова?

— Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются?

— Выполните письменное задание к упражнению.

(Взаимопроверка)

Упражнение: Послушайте «Песню Водяного». Назовите одушевленные существительные, которые вы услышали в песне (водяной, подружки, пиявки, лягушки)

— Отметьте на листах достижения, как вы справились с работой!

— Хорошо а теперь проведём самостоятельную работу . Возьмите свои индивидуальные листы и найдите Упр 3.

— Что вам нужно сделать?

Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

(Взаимопроверка)

— Отметьте на свих листах достижения как вы справились с заданием!

— Следующее задание будем выполнять в группах. Послушайте задание: разделить слова на 2 группы.

— Как вы думаете на какие две группы? (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)

1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд.

2 группа: хоккеист, группа, хороший, мальчик, спорт, тренер.

3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, волки, стая.

4 группа: деревня, народ, деревянный, дом, председатель, корова.

5 группа: детвора, играет, девочка, птица, метель, мальчик.

6 группа: футболист, диван, красивый, сестра, учительница, машина.

7 группа: тракторист, охота, смотрели, спортсмены, космос, лесник.

— И так проверяем!

— Проверим какие слова были лишние, почему?

— Отметьте на листах достижения, как вы справились с заданием!

Следующее задание. Прочитайте группы слов. Что можете сказать про них? (неодушевлённые имена существительные)

Из неодушевлённых существительных составьте одушевлённые слова по вариантам.

I II

охота море

учение школа

лес машина

трактор пожар

бег милиция

космос спорт

-Кто записал все слова? Встаньте. Какое слово было трудно составить?

— Кто может назвать способ образования новых слов? (суффиксальный)

— При помощи, каких суффиксов образовались слова?

-Возьмите лист достижений и оцените себя ( + или – в задание № 3).

  1. Рефлексия

— Замените одним словом, запишите в тетрадь.

*Промежуток времени, равный 60 минутам (ЧАС)

* Военнослужащий, состоящий на посту, на часах (ЧАСОВОЙ)

* Лесной доктор (ДЯТЕЛ)

* Модель земного шара (ГЛОБУС)

— Какие из этих слов отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Почему?

— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

-Что такое устаревшие слова?

— Оцените свою работу на листах достижения.

На этом наш урок завершается, всем ребятам спасибо за хорошую работу на уроке!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here