Фоминская Елена Юрьевна
БОУ г. Омска «Средняя
Общеобразовательная школа № 152»
Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа России»
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Цель урока: открыть новые знания:
— имена существительные, которые отвечают на вопрос: (Кто?), обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, летать, плавать, хватать пищу, наделенные душевными переживаниями, называются одушевленными; имена существительные, которые отвечают на вопрос (Что? ), обозначающие неживой предмет, неживых существ, которые не могут сами передвигаться, называются неодушевленными.
Задачи урока:
1. Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.
2. Развивать орфографическую зоркость
3. Формировать общеучебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу.
4. Развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся.
5. Совершенствовать санитарно – гигиенические навыки.
6. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, любовь к природе, к родному языку.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
— Встали ровно, красиво! Проверили посадку!
-
Актуализация знаний.
— Ребята, в начале урока давайте повторим некоторые правила, которые нам будут нужны. А чтобы было интересно повторять, сыграем в игру «Или нет, или да, а не знаешь – беда….»
Ударный гласный в слове слышится ясно? (Да).
Безударный гласный может находиться в корне? (Да).
Он слышится ясно? (Нет).
Безударный гласный нужно проверять? (Да)
В слове можно определить корень? (Да).
Слова с одинаковым корнем и сходные по смыслу называются однокоренными? (Да).
Безударные гласные в однокоренных словах пишутся по-разному? (Нет).
Слова, которые отвечают на вопрос что? – это имена прилагательные? (Нет).
Имена существительные отвечают на вопрос кто? (Да).
Обозначают признак предмета? (Нет).
Давайте поговорим об именах существительных:
Что такое имя существительное?
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
-
Самоопределение к деятельности. (Работа в парах)
— Прочитайте слова.
Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.
— Эти же слова у вас записаны на индивидуальных карточка в Упр.1
— Что общего у всех этих слов?
— Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.
— По какому признаку вы разделили слова?
— Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!
— Как называются слова, отвечающие на вопрос кто?
— Как называются слова отвечающие на вопрос что?
— Сформулируйте тему урока.
-
Работа по теме урока.
— Хорошо давайте проверим ваши предположения на стр.12 учебника
— прочитайте.
— Давайте выполним упр.15 с.12.
— Прочитайте задание. Что нам нужно сделать в задании.
— Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.
-Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)
— Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю)
— Открываем тетради, записываем число, классная работа!
— Давайте теперь выполним письменное задание.
(2 ученика работают у доски, 1 ученик выписывает слова, отвечающие на вопрос кто?, 2-ой ученик выписывает слова, отвечающие на вопрос что?)
— Назовите одушевлённые имена существительные
— Назовите неодушевлённые имена существительные
— Что обозначают одушевлённые имена существительные?
— На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
— На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
— Посмотрите в учебнике на стр.12 что предлагают вспомнить нам авторы учебника?
-
Физкультминутка.
-
Закрепление изученного материала.
— Сейчас мы поиграем в игру, которая называется: «Добрый волшебник Имя Существительное».
Правила игры:
Замените одну букву в слове, обозначающем неодушевленное имя существительное так, чтобы получилось одушевленное имя существительное.
Т.е. Превратите живое слово в неживое.
На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?»
Коса – коза
Сон – сом, сын
Оси – осы
Леса – лиса
Рот — кот
— Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот?
(Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что?
Одушевленность и неодушевленность — это постоянный признак имени существительного).
— Хорошо! Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!
Работа по учебнику. Упр.16 стр. 12
— Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова.
— Назовите слова, лексическое значение которых слов вы затруднились определить. Почему?
— Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова?
— Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются?
— Выполните письменное задание к упражнению.
(Взаимопроверка)
Упражнение: Послушайте «Песню Водяного». Назовите одушевленные существительные, которые вы услышали в песне (водяной, подружки, пиявки, лягушки)
— Отметьте на листах достижения, как вы справились с работой!
— Хорошо а теперь проведём самостоятельную работу . Возьмите свои индивидуальные листы и найдите Упр 3.
— Что вам нужно сделать?
Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:
Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.
(Взаимопроверка)
— Отметьте на свих листах достижения как вы справились с заданием!
— Следующее задание будем выполнять в группах. Послушайте задание: разделить слова на 2 группы.
— Как вы думаете на какие две группы? (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд.
2 группа: хоккеист, группа, хороший, мальчик, спорт, тренер.
3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, волки, стая.
4 группа: деревня, народ, деревянный, дом, председатель, корова.
5 группа: детвора, играет, девочка, птица, метель, мальчик.
6 группа: футболист, диван, красивый, сестра, учительница, машина.
7 группа: тракторист, охота, смотрели, спортсмены, космос, лесник.
— И так проверяем!
— Проверим какие слова были лишние, почему?
— Отметьте на листах достижения, как вы справились с заданием!
—Следующее задание. Прочитайте группы слов. Что можете сказать про них? (неодушевлённые имена существительные)
Из неодушевлённых существительных составьте одушевлённые слова по вариантам.
I II
охота море
учение школа
лес машина
трактор пожар
бег милиция
космос спорт
-Кто записал все слова? Встаньте. Какое слово было трудно составить?
— Кто может назвать способ образования новых слов? (суффиксальный)
— При помощи, каких суффиксов образовались слова?
-Возьмите лист достижений и оцените себя ( + или – в задание № 3).
-
Рефлексия
— Замените одним словом, запишите в тетрадь.
*Промежуток времени, равный 60 минутам (ЧАС)
* Военнослужащий, состоящий на посту, на часах (ЧАСОВОЙ)
* Лесной доктор (ДЯТЕЛ)
* Модель земного шара (ГЛОБУС)
— Какие из этих слов отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Почему?
— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
-Что такое устаревшие слова?
— Оцените свою работу на листах достижения.
На этом наш урок завершается, всем ребятам спасибо за хорошую работу на уроке!