Урок обществознания в 5 классе

Автор: Миненкова Е.Н., учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №113

г. Челябинска

Тема: «Возникновение ранних государств»

Цель урока: дать общее представление о государстве как особой форме организации

жизни людей на примере первых государств в истории человечества

Образовательные задачи:

  • пояснить значение понятия «государство»,

  • познакомить с признаками государства,

  • закрепить полученные знания на примере государств Древнего Востока.

Развивающие задачи:

  • находить главное в тексте учебника,

  • устанавливать причинно-следственные связи,

  • использовать знания по истории при изучении нового материала,

  • систематизировать полученные знания в таблицу,

  • рассуждать и доказывать свою точку зрения,

  • формулировать выводы.

Воспитательные задачи:

  • прививать чувство гордости за свою Родину, уважение к власти, законам,

  • воспитывать чувство справедливости в отношениях между людьми, патриотизма, гражданственности.

Здоровьесберегающая задача: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся путем оптимального сочетания принципов и методов обучения, создания условий для продуктивной познавательной деятельности, эмоциональности всех этапов деятельности, использования нестандартных форм обучения, физкультминуток.

Межпредметные связи: история Древнего мира. Темы: «Жизнь первобытных людей»,

«Древний Восток».

Тип урока: классический с включением игровых элементов

Этапы урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Объяснение нового материала.

  3. Закрепление.

  4. Запись и пояснение домашнего задания.

Оборудование:

  1. Карта настенная «Рост территории государств в древности».

  2. Таблички для фронтальной работы.

  3. Компьютер и проектор.

Ход урока

1 этап: повторение

Учитель: общая тема, над которой мы начали работать, «Исторические ступеньки развития общества».

Вспомним:

— Какие занятия древних людей нам известны?

— В чем преимущества земледелия перед собирательством?

— Как называется следующая за скотоводством и земледелием историческая ступенька в развитии общества?

Переходим к следующей части разговора – «Возникновение ранних государств».

2 этап: новые знания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Запишите тему урока.

Называет цель урока: познакомиться с новой формой организации жизни людей – государством. А помогут нам в этом ваши знания по истории Древнего мира.

До сих пор в науке вопрос о происхождении государства остается спорным.

Но сегодня мы не будем выяснять эти причины. Об этом мы поговорим, когда вы будете постарше.

Нам предстоит решить не менее интересную задачу: выяснить, что же изменилось в жизни людей с появлением этой новой формы их объединения. Говоря научным языком – попытаемся определить наиболее общие признаки ранних государств и подтвердим их примерами из истории.

А сможем мы это выявить, проведя свое собственное исследование. Задача его будет заключаться в том, чтобы сравнить жизнь людей в первобытном обществе ив государствах Древнего Востока, тем самым выделяя их отличительные черты.

А помогут нам в этом ваши знания по истории, а так же умения, столь необходимые в работе ученого-исследователя: знание карты, умение работать с книгой, с документом, умение описывать рисунки.

Ведь все это своего рода исторические источники, из которых мы узнаём о жизни людей в далеком прошлом.

Мы даже попытаемся перенестись в это прошлое.

Вы готовы?

И, как всегда, самые активные помощники получат за работу оценку.

Итак, начинаем наше исследование. И поскольку мы будем сравнивать две исторические ступеньки (эпохи), нам необходимо делать записи по ходу работы в виде сравнительной таблицы.

1

Первые государства появились примерно 5-6 тысяч лет назад в долинах плодородных рек – Нила, Тигра и Евфрата.

О каких государствах я говорю? Покажите их на карте.

А можно точно показать, где было место расселения древнейших людей? Была ли у них своя постоянная территория?

Почему?

Следовательно, первое отличие – территория. Записываем в таблицу.

2

Второй источник – это рисунки и фотографии. Они так же помогут найти нам отличия в жизни людей на разных исторических ступенях.

Показ слайдов1. «Фараоны» и 2.«Древние люди».

1.Кто перед нами? Как вы догадались?

2. Видим ли мы здесь какого-то царя, правителя? Почему вы так решили? Опишите, что делают люди.

Значит, следующее отличие – единый правитель.

Рисунки и фотографии – источник уникальный. Если внимательно посмотреть, можно найти еще одно отличие в жизни людей. Богатые и бедные, руководители и подчиненные — неравенство

3

А теперь нам предстоит работа с самым важным источником – документом.

Раздает документы по рядам.

Что это за документы? Кем они написаны?

Почему мы не встречали таких записей у первобытного человека?

Можно ли утверждать, что с появлением ранних государств в них появляются законы?

Записываем в таблицу: единые законы

Верно. У первобытных людей законов не было. Они опирались в своих отношениях на обычаи и традиции своих предков.

Первые записанные законы появляются при царе Хаммурапи (за 1, 5 тысячи лет до новой эры).

Их называют «правом». Это новое слово. Найдите в учебнике, что оно означает.

Отдыхательная пауза.

Работа с историческими источниками требует большого напряжения глаз и ума, а нам предстоит совершить очень важное путешествие в прошлое. Отдохнем!

Зарядка для глаз, рук, спины.

4

А теперь перенесемся в прошлое и представим, что мы жители одной страны: земледельцы, скотоводы, ремесленники (расставляет таблички).

Игровая ситуация «Нападение врагов».

Работа в тетради: число и тема урока

Отвечают.

Работают у карты. Показывают Египет, Междуречье.

Отвечают: нет.

Называют причину: занятия древних людей – охота и собирательство – требовали постоянного перемещения в целях поиска пищи. У них были временные стоянки.

Записывают: «единая территория» / есть, нет.

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

Решается воспитательная задача: любовь, уважение друг к другу, нет зависти, стремления выделиться.

Записывают: «единый правитель» / есть, нет.

Записывают: «неравенство» / есть, нет.

Читают документы. Отвечают на вопросы.

Доказывают, что перед ними законы, читая выдержки из документа.

Отвечают: не было письменности, никто никому не приказывал, все были равны и т.п.

Отвечают: да.

Записывают: «законы» / есть, нет

На с. 50 учебника А.И. Кравченко читают: право – общеобязательные правила поведения (нормы), установленные государством.

Делают зарядку под руководством учителя или ученика.

Работа в парах или по группам.

Задание: К границам нашей страны подошло войско соседнего государства, готовое захватить нашу территорию, богатую плодородными землями, лесами, пушниной. Никто не хочет оставаться дома, все готовы взять оружие, чтобы защитить свою землю (воспитательный момент). Но кто же в этом случае будет выращивать хлеб, пасти скот, делать оружие?

Предложите варианты решения возникшей проблемы.

Что необходимо для защиты?

Подведем итог нашей работы. Можно ли утверждать, что все найденные нами отличия и есть признаки ранних государств?

Значит, мы успешно провели свое исследование. Запишите вывод.

3 этап: закрепление.

Назовите признаки ранних государств.

Рефлексия

Вам понравился метод, с помощью которого вы получили сегодня новые знания?

На следующем уроке мы поговорим о современном обществе, используя так же метод сравнения.

Выставление оценок за урок.

4 этап: домашнее задание:

рабочая тетрадь, стр. 23, задание 31.

Поясняет порядок выполнения.

Урок окончен.

Отвечают: «армия» или «войско».

Записывают: «армия» / есть, нет.

Решается воспитательная задача: патриотизм, любовь к Родине.

Отвечают: «да».

Записывают вывод после таблицы:

«Все эти признаки отличали ранние государства от предыдущих ступеней исторического развития общества».

Отвечают на вопрос.

Высказывают свое мнение.

Записывают в дневники домашнее задание.

Литература

  1. Детская историческая энциклопедия в 20-ти т.т.. – М., «Терра», 1997 /т.2, т.3, с.105, с.197

  2. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 5 класса. – М., «Русское слово», 2010

  3. ТроицкийЮ., Умбрашко К. Рабочие тетради: Древний Восток. – М., «Открытый мир», с. 17, 57, 75

  4. Хасан Б.И., Поливанова К.Н. Методическое пособие по курсу «Общество и я.

5-6 классы». – М., «Российский фонд правовых реформ», 2002, с. 215

  1. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание. 5 класс». –М., «Русское слово», 2010

Исторические факты

До сих пор в науке вопрос о происхождении государства остается спорным. Ученые не могут однозначно сказать, почему возникли государства у разных народов.

Одни считают, что главную роль в этом процессе сыграли завоевания: сильные покоряли слабых и стали ими управлять.

Другие же полагают, что люди сами договорились объединиться и придумали органы управления, которые помогали регулировать их отношения и наказывать тех, кто нарушал порядок.

А третьи и вовсе полагают, что создание государства – это закономерный процесс развития экономики (хозяйства), который приводит к появлению бедных и богатых, необходимости защитить имущество и интересы властвующих.

Сравнительная таблица

Признаки

Первобытное общество

Ранние государства

Единая территория

нет

есть

Единый правитель

нет

есть

Неравенство

нет

есть

Законы

нет

есть

Армия

нет

есть

Документы

I ряду: ИЗ ЗАКОНОВ ЦАРЯ ХАММУРАПИ

Чтобы сильному не притеснять слабого, чтобы погубить беззаконных и злых, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие людям…

Если должник не может возместить хлеб, следует продать всё его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.

II ряду: ИЗ ЗАКОНОВ ЦАРЯ ХАММУРАПИ

Если человек взял у другого участок земли на время и вырастил хлеб, то он должен отдать хозяину поля половину урожая.

Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года; на четвёртый год их следует отпустить на свободу.

III ряду: ИЗ ЗАКОНОВ ЦАРЯ ХАММУРАПИ

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнён.

Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнён.

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here