Класс: 5 в

Тема: В. Солоухин рассказ «Мститель». «Месть или прощение»?

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Ι. Образовательные: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.

ΙI. Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, синквейн.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). СЛАЙД №1

— Добрый день! Ребята, сегодня к нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость. Начнём занятие.

II. Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала) СЛАЙД №2

— Скажите, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

— Какие основные факты биографии вам запомнились?

— Владимир Солоухин говорит, что именно в детские годы складывается характер человека. Многие черты характера, приобретенные в детстве, он проносит через всю долгую жизнь. Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества писатель называет главными.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Ребята, а как вы понимаете смысл слова «мститель»?

— Для того, чтобы узнать от какого слова оно образовано, вам нужно разгадать ребус.

1. Ребус СЛАЙД №3

— Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

r м l е g с d т s n i w ь z

МЕСТЬ

— Какое слово у вас получилось?

— Что оно обозначает? (действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь. (Из словаря Д.И. Ожегова)) СЛАЙД №4

2. Составление кластера (на доске)

— Ребята, с чем у вас ассоциируется слово «месть»?

— Сейчас посовещайтесь с соседом по парте и запишите в овалы, которые лежат у вас на столах, одно слово, ассоциирующееся у вас с местью (дети записывают).

— Я тоже выписала несколько слов. Алина, пожалуйста, подойди к столу, выбери те слова, которые, на твой взгляд, более подходят к интересующему нас слову и прикрепи на доску.

— Молодцы!

Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно.

— Теперь внимательно посмотрите на свои записи, записи на доске и сделайте вывод, что же мы чувствуем, произнося это слово (дети отвечают).

Вывод: слово «месть» вызывает грустные, тревожные ассоциации.

— На доске у нас получился кластер, который поможет нам разобраться в тех чувствах, которые испытывал наш герой к своему обидчику.

IV. Постановка учебной задачи.

— Ребята, посмотрите какие синонимы можно подобрать к слову месть. СЛАЙД №5

— Попробуйте подобрать антоним к данному слову (прощение, милосердие).

— А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

(«Месть или прощение»?) СЛАЙД №6

— Исходя из темы, скажите, какую цель на этом уроке вы можете поставить перед собой? (оценить поступки героя)

Чтобы восстановить последовательность всех событий, нам нужно заполнить карточку, расставив номера от 1 до 10. Работаем в парах.

Карточка

Восстановите последовательность чувств и рассуждений мстителя. Поставьте номера 1-10

1. Обида и злость

1

2.Норка шмеля

5

3.План мести

2

4.Нечаянно заманить в лес

3

5.Рыжики, за солью

6

6.Очень непросто ударить человека

10

7.Теплинка (небольшой костер)

7

8.Мысли о мести

4

9.Витька не такой плохой мальчишка

8

10.Очень не хотелось сразу идти домой

9

ПРОВЕРКА СЛАЙД №7

IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

Посмотрите внимательно на таблицу и скажите, какое слово объединяет все события? (МЕСТЬ)

— Слово одно, а сколько негативных эмоций оно вызывает. Попробуем разобраться, что чувствовал наш герой и как он сумел преодолеть это чувство. А для этого обратимся к тексту (стр. 227)

1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

Понравилось ли вам произведение?

На сколько частей можно разделить текст? (3)

-Теперь давайте вместе озаглавим каждую часть.

План рассказа:

  1. Удар между лопаток

Зачитайте последнее предложение 1ой части (стр. 228 В горле у меня стоял горький комок… чтобы в другой раз было неповадно)

Итак, что же произошло с нашим героем? (Витька ударил комком грязи по спине)

Состояние рассказчика. Какие мысли у него? (стр. 228 – зачитать Насколько я помню, никогда не плакал от физической боли….. маленькой обиды или несправедливости)

— За что Витька его ударил? (Ни за что)

— Что решил рассказчик? (стр. 228 … в голове зародилась мысль отомстить Витьке)

Почему такую обиду вызвал поступок Витьки? (стр. 228 – зачитать Ну, за что он теперь меня ударил? Главное, тайком, подкрался сзади. Ничего плохого я ему не сделал)

— Какой же вывод сделаем по 1ой части? (дети высказываются)

ВЫВОД: Герою было больно не от физической, а от душевной боли.

— Где начинается 2ая часть? (стр. 228 – зачитать Вскоре созрел план мести)

— Как озаглавим ее?

  1. Желание и план мести

— Что задумал герой? (стр. 228 Отомстить. Позову в лес и набью морду)

— Итак, они пошли в лес. Когда был первый удачный момент? (На горе был удачный момент)

— Почему не получилась месть? (Герой раздумывает)

— Что на опушке леса увидел Витька? (стр. 229 Витька увидел шмеля и им стало интересно за ним наблюдать)

— Чем потом занялись ребята? (стр. 230 Витька нашел рыжики. Стали разводить теплинку и жарить их)

ВЫВОД: Мы видим как желание отомстить постепенно ослабевает, обида утихает, главный герой успокаивается. СЛАЙД №8

ФИЗМИНУТКА

— Отдохнули и снова вернемся к нашему рассказу. Переходим к 3ей части. Как озаглавим ее?

3. Отказ от мести

— Какие мысли появились у рассказчика? Зачитайте на стр. 232 ( Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! Да и Витька…..вечно что-нибудь придумывает)

— Что повлияло на изменение первоначального плана мести? ( Витька – хороший парень, с ним интересно)

ВЫВОД: Ребята, мы увидели с вами, как необдуманный поступок, слово может сделать лучших друзей врагами.

— А что помогает писателю достичь такого результата, воздействия на читателя? (художественные средства выразительности)

2. Работа с терминами «сравнение», «эпитет», «олицетворение»

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР.

— Какие выразительные средства вы встретили в рассказе? Найдите в тексте и зачитайте.

Эпитеты: «серебряные ниточки паутинок»; «горький комок в горле»; «затаенное коварство»; «злодейский замысел»; «душистые рыжики»; «светлая текучая вода»; «большие вкусные глотки».

Олицетворение: «Сосновая веточка…плясала, как девчонка в ярко-красном платьице».

Сравнения: «рыжики холодные, как лягушки»; «глазищи по чайному блюдечку».

— Еще одним художественным приемом в литературе является ПЕЙЗАЖ.

— События в рассказе можно разделить на 2 части: до и после конфликта. Посмотрите, каким пейзаж был до конфликта и после него. СЛАЙД №9

Пейзаж

До конфликта

«Теплый,

радостный денек»;

«Серебряные нити паутины»

После конфликта

«Не видел ни солнца, ни неба»

— Продолжите мою фразу: «Эти средства выразительности помогают подчеркнуть…..»

V. Итог урока. Включение нового знания в систему. СЛАЙД №10

Выбрать из данных высказываний одно, которое могло бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Объяснить: почему.

— Умей прощать, и мощь твоя умножится.

— Сильнее всех побед — прощение.

— И рад бы заплакать, да смех одолел.

— Месть – это ответное зло.

— Можно ли сказать, что главный герой одержал победу? Если да, то какую? (сумел отказаться от мести, простить друга)

VI. Самостоятельная работа с проверкой.

Мы поговорили о чувствах, которые испытывал герой. Теперь бы мне хотелось узнать ваше отношение к мести. Используя материалы сегодняшнего урока, дайте небольшую характеристику слову «месть» в виде синквейна.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Ответы детей

— Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили в начале занятия? (оценить поступки героя)

— Мы ее достигли? (Да)

— Как вы думаете, какой вырастет из нашего героя человек? (добрый, честный, умеющий прощать)

VII.Рефлексия деятельности. СЛАЙД № 11

-Ребята, на Слайде вы видите незаконченные фразы. Вам нужно их продолжить…

Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________

Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________

Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (что?) ______________

Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________

Осталось непонятным (что?) _______________________________________

Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? какой ученицей?) _________

VIII. Оценки за урок

Как вы оцениваете свою работу на уроке? (ответы детей)

-….., какую бы оценку ты себе поставил(а)?

Ребята, сдайте, пожалуйста, свои рабочие листы. За них вы получите оценки.

IX. Информация о домашнем задании. СЛАЙД №12

Откройте дневники, запишем домашнее задание

По выбору:

Я попросила старшеклассников ответить на вопрос «На что похожа месть?»

Вот лишь некоторые из их ответов:

Месть – это…пожар в лесу; смерч; бумеранг; водоворот……

Задание: Вы должны будете выбрать одно из этих определений или дать своё, написать сочинение на тему: Месть можно сравнить с ….( объем сочинения – 1-2 стр.)

Нарисуйте, какими вы представляете месть и прощение, подумайте, какие краски для этого вы подберёте.

— Дать характеристику главному герою рассказа в виде синквейна.

— В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнце – доброта. Добрый человек-это тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце. И в память о нашем уроке я бы хотела вам подарить по солнышку.

Резерв: тест

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here