Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №32»» города Нижнекамска
Республики Татарстан
Конспект урока по русскому языку
в 5 классе
«Предложения с обращениями»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Ефимова Светлана Валерьевна
г. Нижнекамск
2014
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Предложения с обращениями
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели как деятельность учащихся:
Предметные: находить обращения в предложении, устанавливать различия между обращением и подлежащим, графически обозначать обращение, опознавать и правильно интонировать предложения с распространёнными и нераспространёнными обращениями, пунктуационно оформлять предложения с обращениями.
Метапредметные: пользоваться разными видами чтения (выборочным, ознакомительным, изучающим), анализировать, сравнивать, делать выводы. преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, алгоритм); участвовать в речевом общении в соответствии с ситуацией и коммуникативной установкой.
Личностные: формировать потребность в сохранении культуры русской речи и выражение уважительного отношения к людям посредством языка.
Ход урока.
-
Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.
-
Самоопределение к деятельности.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
-Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин)
-Кому посвящает эти строки поэт? (Стихотворение «19 октября» посвящено лицейским товарищам. Оно проникнуто самыми добрыми и искренними чувствами, верой в несокрушимость дружеского союза. )
— Чему учат эти строки?
— Как вы думаете почему я начала урок с этих слов?
— Сегодня наш урок будет неразрывно связан с творчеством А.С.Пушкина. А также желаю вам дружной и плодотворной работы.
-
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Создание проблемной ситуации
На столах у учащихся два конверта со словами:
№1 – друзья, откроют, сказочный, мир.
№2 — друзья, я, вам, открою, сказочный, мир. , ,
— Составьте предложения: конверт №1 – третий и четвертый; конверт №2- первый и второй.
— Сравнить в группе, какие получились предложения.
Друзья откроют сказочный мир.
Я, вам, друзья, открою сказочный мир.
— Запишите эти предложения в тетради и выполните синтаксический разбор (двое учеников работают у доски).
-Что вы заметили необычного?
-Что общего и различного в этих предложениях?
— От чего это зависит?
— Выразительно прочитайте эти предложения и назовите слово, которое играет в них разную роль? Почему? Ваши доводы.
— Что обозначает это слово?
-
Постановка учебной цели и задачи.
— Вы уже догадались, какая тема нашего урока? (Обращение). Запись темы.
— Какие цели поставим перед собой?
— В соответствии с темой и целями нашего урока составим план нашего урока (на слайде):
1. Узнать, что такое…
2. Выяснить, как выделяется обращение в ….и …. речи.
3. Выяснить, …. могут быть обращения.
4. Определить, какую роль играют обращения в….. .
5. Научиться находить обращение в…. и ставить знаки… .
— Обратите внимание, что этот план есть у каждого на столе, и в процессе урока на определенном этапе вы сможете оценить себя, поставив знак «+» в тот столбик, который вам подходит (см.Приложение)
— Ребята, я не ошибусь, если скажу, как много знаете вы о Пушкине, читали его сказки, учили наизусть большое количество стихотворений. И поэтому для успешного достижения наших целей предлагаю провести исследование по сказкам А.С.Пушкина. Вы согласны?
-
Открытие новых знаний.
1 исследование. 1. Узнать, что такое обращение. 2. Выяснить, как выделяется обращение в устной и письменной речи. ( Работа в группе организована в раунде.)
— Перед вами отрывки из произведений А.С.Пушкина. Необходимо провести исследование, выполнив задания на карточках.
На столах карточки с заданиями:
-
Свет мой, ………..! Скажи,
Да всю правду доложи… (зеркальце)
-
Ах ты, ………………….!
Это врешь ты мне назло. (мерзкое стекло)
-
Воротись, ………….., ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу. (дурачина)
-
Смилуйся, ………………….:
Еще пуще старуха бранится… (государыня рыбка)
Задания:
1. Вставьте пропущенные слова. Назовите, из какой сказки взяты строчки.
2. Выразительно прочитайте предложения, выделяя интонацией то слово, с каким обращается говорящий к собеседнику.
3. Кого называют обращения? (Обращение называет лицо или предмет, к которому обращаются)
4. С какой интонацией произносятся обращения? (Интонация обращений звательная. Раньше в русском языке был седьмой падеж – звательный, но язык явление изменчивое, живое. Сейчас звательный падеж сохранился в украинском языке)
5. Какие чувства могут выражать обращения. Докажите. ( Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство.)
6. Выяснить, как выделяется обращение в устной и письменной речи.( В устной речи обращение выделяется интонацией, а в письменной – знаками препинания.)
-Какие выводы можно сделать по первому исследованию?
Выводы: обращение – это слово ( или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий. В устной речи выделяется звательной интонацией, а в письменной знаками препинания.
Бланк самооценивания.
2 исследование. 3. Выяснить, на какие группы делятся обращения.
— Пушкин, как и все дворянские дети того времени, учился сначала дома, а затем в Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели. А рядом во дворце жил Александр I. Дворец окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Дружбе этой поэт остался верен всю жизнь.
— Обратите внимание на строчки из стихотворений Пушкина “К Пущину”, “К Дельвигу” ы выполните задания. (Работа в паре.)
Любезный именинник,
О Пущин дорогой!
О Дельвиг! Начертали
Мне музы мой удел…
Задания:
-
Прочитайте предложения про себя. Найдите обращение. Что заметили? ( Обращение может
быть выражено одним словом и несколькими словами.)
-
Подумайте, какими могут быть обращения. (Распространенные и нераспространенные)
Выводы: обращение, состоящее из одного слова, называется нераспространенным, из двух и более – распространенным.
— А как вы обращаетесь к своим друзьям?
— Поблагодарите своего товарища за работу, используя обращение. Запишите предложение в тетрадь.
— Что у вас получилось? (Ответы детей)
Бланк самооценивания.
3 исследование. 4. Определить, какую роль играют обращения в предложении.
— Идем дальше.
1) Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
2) Чем вы, гости, торг ведете?
В предложениях указаны главные и второстепенные члены.
Задания:
-
Рассмотрите предложения.
-
Определите падеж повторяющихся слов.
-
Сделайте выводы о синтаксической роли обращений.
— Используя обращение, выясните, к какому выводу пришел твой партнер по лицу
(Выборочно спросить по схеме : «Катя, к какому выводу пришла Аня?»)
Выводы: обращение в предложении стоит в И.п. и не является членом предложения.
Бланк самооценивания.
4 исследование. 5. Научиться находить обращение в предложении и ставить знаки препинания.
(Работа в группе.) Задания выполняют на листочке. Комментируют в раунде, начиная с участника под номером 3.
– Вы молодцы, мы уже подходим к завершению нашего исследования.
– Продолжим наши наблюдения.
1) Балдушка, погоди ты морщить море…
2) Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу
3) Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп , за дешевизной»
4) Не губи меня, девица!
1. Выделите грамматическую основу.
2. Выберите соответствующую схему и запишите рядом с предложением:
[О, – =] . [О! – =]. [ – = ,О, …]. [ – = ,О].
Как обозначается обращение?
3. Сделайте выводы о постановке знаков препинания при обращении.
Проверка по слайду
Выводы: обращение в предложение обозначается буквой «о» ; в начале, в середине и в конце предложения выделяется знаками препинания. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак.
Бланк самооценивания.
— Ребята, мы с вами провели огромную работу. Сравните свои выводы с материалами учебника на стр.177-178.
— Что нового узнали? (Местоимения ты, вы не являются обращениями.)
6. Первичное закрепление материала. Работа с учебником.
— Это задание очень важно выполнить, поскольку оно подскажет, понятна ли вам тема и не нужна ли кому дополнительная помощь.
Выполнение упр.272 . Каждый член группы в соответствии со своим номером записывает по одному предложению в тетрадь, находит обращение, расставляет знаки препинания, составляет схему. Взаимопроверка в раунде.
7. Итог урока.
— Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Выполним небольшую проверочную работу. Закончите предложения:
1) Обращение – это слово (или словосочетание), называющее_______________________________
2) В устное речи обращение выделяется__________________________________________________
3) В письменной речи обращение выделяется_____________________________________________
4) Обращение может быть по составу____________________________________________________
5) Обращение________________________________ членом предложения.
Самопроверка по слайду.
8. Домашнее задание.
1) Упр.274, стр.177,178-правила.
2) Выпишите предложения с обращениями из сказок А.С.Пушкина (5 предложений).
3) Представьте, что вы находитесь на дне рождения друга (подруги), где вам нужно произнести поздравительную речь. Составьте и запишите несколько вариантов предложений с обращением.
9. Рефлексия.
— Подходит к концу наш урок. Обратите внимание в бланки самооценивания. Как вы думаете добились цели, которую сами себе поставили? Предлагаю вам встретиться со своим товарищем на 6 часов и обсудить урок по схеме: я знаю — я запомнил- я смог.
— С каких строчек я начала наш урок? («Друзья мои, прекрасен наш союз!»)
— Почему? Вы можете ответить? (В этом предложении есть обращение.)
Приложение. Бланк самооценки
Этапы урока | Мне было тяжело | Я испытывал затруднения | Мне было легко | |
1. | Узнать, что такое обращение.
|
|
|
|
2. | Выяснить, как выделяется обращение в письменной и устной речи. |
|
|
|
3. | Выяснить, какими могут быть обращения.
|
|
|
|
4. | Определить, какую роль играют обращения в предложении. |
|
|
|
5. | Научиться находить обращения в предложении и ставить знаки препинания. |
|
|
|
Список использованной литературы
-
Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. — 29-е изд. — М.: Просвещение, 2007. — 224 с., 4л. ил.
-
Угроватова Т. Ю. Подсказки на каждый день: На уроке в 5 кл.: Русский язык: Универс. рабочая тетр. с богатым теорет., а также практ. материалом, подгот. для детей и их родителей, для преподавателей-словесников… Калининград: Ред. книга, 1994 — 1 полугодие. — 1994. — 118 с.
-
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 206 с.
-
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; — 3-е изд., стереотипное — М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.