Элективный курс
по обществознанию
(правоведение)
для 10 класса
Тема: «Права человека в современном мире»
Рабочая программа курса
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Права человека в современном мире» предназначена для изучения учащимися 10 класса, рассчитана на 17 часов. Данный курс содержит сведения о правах человека, о видах прав, о содержании основных международных правовых документов. В базовом курсе обществознания многие нормативно-правовые документы лишь упомянуты или рассматриваются их отдельные фрагменты. В элективном курсе достаточно подробно рассматриваются история возникновения и основное содержание таких документов, как Всеобщая Декларация прав человека, Конституция Российской Федерации, Декларация прав человека. В ходе работы можно использовать и другие документы, нужные в процессе урока. Рассматриваются такие темы, как «Россия в системе современных международных отношений», «Толерантность современного общества», «Соблюдение прав человека в современном обществе».
Данный курс актуален сейчас потому, что Россия взяла курс на гуманизацию идей образования. Нужно сформулировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодого поколения. Современная Россия показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и правового государства. Поэтому большое значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии надо учить с детства. Хотя школьники в силу своего возраста не могут активно влиять на реальные политические процессы, но именно сейчас надо воспитывать в них конкретные жизненные установки и устремления.
В процессе обучения учащимися приобретаются следующие умения:
— анализ и сопоставление фактов;
— оформление письменных сообщений;
— анализ документов;
— поиск решений, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
— умение обобщать, используя свой собственный опыт;
Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приёмы:
— исследовательская работа (выявление проблемы, накопление фактов, выступление с подготовленным сообщением);
— лекции с последующим опросом;
— лекции с обсуждением документов;
— беседы;
— практические занятия;
— заседания круглых столов;
— создание устного правового журнала;
— творческие работы.
Все эти формы и методы направлены на формирование творческих интересов и навыков, таких, как:
— уметь видеть проблему;
— уметь сформулировать проблему;
— уметь систематизировать материал;
— уметь составить план решения проблемы, задачи.
Работа с первоисточниками, дополнительной литературой закрепляет навыки самообразования, развивает логическое мышление, помогает формировать эрудированного и грамотного человека в области знаний международного права. Элективный курс позволяет сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодого поколения. Настоящий курс знакомит учащихся с основными документами международного и отечественного права на фоне современных исторических событий.
Данный курс предполагает помощь учащимся в выборе будущей профессии.
Хотя курс рассчитан на 17 часов, но допускается увеличение времени по необходимости с учётом специфики класса. Могут быть использованы и другие формы работы.
В связи с этим сформулированы следующие цели и задачи курса:
Задачи курса:
1. Формирование у учащихся способностей к анализу правовых ситуаций, умение строить собственное поведение в рамках, имеющих права, свободы, обязанности.
2. Приобретение умений и навыков публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работы в группе.
3.Формирование у учащихся знаний о человеке и обществе, об отношении к другим людям, обществу, государству, а также о нормах, регулирующих эти отношения.
4. Развитие умения получать необходимую информацию из разнообразных источников.
Цели курса:
1. Создание условий для формирования и развития у учащихся уважения к правам и основным свободам человека, чувства человеческого достоинства, взаимопонимания, терпимости, равенства и дружбы.
2. Умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания по правам человека.
3. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков у учащихся.
4. Формирование гражданского самосознания учащихся
Учебно-тематический план
№
Название курса
Кол-во
часов
Дата
Формы контроля
1.
2.
3.
4-5.
6.
7-8
9.
10-11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Введение.
Права человека.
Основные принципы и стандарты прав человека.
Виды прав человека.
Всеобщая Декларация прав человека.
Конституция Российской Федерации о о правах человека.
Конвенция прав ребёнка.
Россия в системе современных международных отношений.
Международная защита прав человека.
Толерантность современного общества.
Соблюдение прав человека в современном обществе.
Организация защиты прав человека.
Учимся строить отношения.
«Моя жизнь. Мои права».
Турнир знатоков права.
«Право и жизнь».
Заключительное занятие.
Подведение итогов.
Итого: 17 часов.
Всео
1ч.
7ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
2ч.
5ч.
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
3ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
Синквейн «Права человека».
Составление и заполнение таблицы.
Работа с документами.
Лекция.
Анализ ситуаций.
Составление кроссворда.
Дискуссия.
Круглый стол.
Устный правовой журнал
Составление Кодекса школы №4.
Использованная литература.
1.Всеобщая Декларация прав человека.
2. Женевская конвенция от12 августа 1949гг. и Дополнительный
протокол к ним.
3. Конвенция прав ребёнка.
4. Конституция Российской Федерации. Официальный текст.
5. Великородная В. А., Жиренко О. Е., Кумицкая Т. М. «Классные часы
по гражданскому и правовому воспитанию». 5 – 11 классы. Москва.
«ВАКО». 2006.
6. Никитин А. Ф. Права человека: учебное пособие для средней школы.
Москва. «Просвещение». 2002г.
7. Амиров К., Амирова Р. Хрестоматия по основам правоведения.
Казань. «Магариф». 1999г
.