Элективный курс

по обществознанию

(правоведение)

для 10 класса

Тема: «Права человека в современном мире»

Рабочая программа курса

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Права человека в современном мире» предназначена для изучения учащимися 10 класса, рассчитана на 17 часов. Данный курс содержит сведения о правах человека, о видах прав, о содержании основных международных правовых документов. В базовом курсе обществознания многие нормативно-правовые документы лишь упомянуты или рассматриваются их отдельные фрагменты. В элективном курсе достаточно подробно рассматриваются история возникновения и основное содержание таких документов, как Всеобщая Декларация прав человека, Конституция Российской Федерации, Декларация прав человека. В ходе работы можно использовать и другие документы, нужные в процессе урока. Рассматриваются такие темы, как «Россия в системе современных международных отношений», «Толерантность современного общества», «Соблюдение прав человека в современном обществе».

Данный курс актуален сейчас потому, что Россия взяла курс на гуманизацию идей образования. Нужно сформулировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодого поколения. Современная Россия показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и правового государства. Поэтому большое значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии надо учить с детства. Хотя школьники в силу своего возраста не могут активно влиять на реальные политические процессы, но именно сейчас надо воспитывать в них конкретные жизненные установки и устремления.

В процессе обучения учащимися приобретаются следующие умения:

— анализ и сопоставление фактов;

— оформление письменных сообщений;

— анализ документов;

— поиск решений, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;

— умение обобщать, используя свой собственный опыт;

Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приёмы:

— исследовательская работа (выявление проблемы, накопление фактов, выступление с подготовленным сообщением);

— лекции с последующим опросом;

— лекции с обсуждением документов;

— беседы;

— практические занятия;

— заседания круглых столов;

— создание устного правового журнала;

— творческие работы.

Все эти формы и методы направлены на формирование творческих интересов и навыков, таких, как:

— уметь видеть проблему;

— уметь сформулировать проблему;

— уметь систематизировать материал;

— уметь составить план решения проблемы, задачи.

Работа с первоисточниками, дополнительной литературой закрепляет навыки самообразования, развивает логическое мышление, помогает формировать эрудированного и грамотного человека в области знаний международного права. Элективный курс позволяет сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодого поколения. Настоящий курс знакомит учащихся с основными документами международного и отечественного права на фоне современных исторических событий.

Данный курс предполагает помощь учащимся в выборе будущей профессии.

Хотя курс рассчитан на 17 часов, но допускается увеличение времени по необходимости с учётом специфики класса. Могут быть использованы и другие формы работы.

В связи с этим сформулированы следующие цели и задачи курса:

Задачи курса:

1. Формирование у учащихся способностей к анализу правовых ситуаций, умение строить собственное поведение в рамках, имеющих права, свободы, обязанности.

2. Приобретение умений и навыков публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работы в группе.

3.Формирование у учащихся знаний о человеке и обществе, об отношении к другим людям, обществу, государству, а также о нормах, регулирующих эти отношения.

4. Развитие умения получать необходимую информацию из разнообразных источников.

Цели курса:

1. Создание условий для формирования и развития у учащихся уважения к правам и основным свободам человека, чувства человеческого достоинства, взаимопонимания, терпимости, равенства и дружбы.

2. Умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания по правам человека.

3. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков у учащихся.

4. Формирование гражданского самосознания учащихся

Учебно-тематический план

Название курса

Кол-во

часов

Дата

Формы контроля

1.

2.

3.

4-5.

6.

7-8

9.

10-11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Введение.

Права человека.

Основные принципы и стандарты прав человека.

Виды прав человека.

Всеобщая Декларация прав человека.

Конституция Российской Федерации о о правах человека.

Конвенция прав ребёнка.

Россия в системе современных международных отношений.

Международная защита прав человека.

Толерантность современного общества.

Соблюдение прав человека в современном обществе.

Организация защиты прав человека.

Учимся строить отношения.

«Моя жизнь. Мои права».

Турнир знатоков права.

«Право и жизнь».

Заключительное занятие.

Подведение итогов.

Итого: 17 часов.

Всео

1ч.

7ч.

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

2ч.

5ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

3ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Синквейн «Права человека».

Составление и заполнение таблицы.

Работа с документами.

Лекция.

Анализ ситуаций.

Составление кроссворда.

Дискуссия.

Круглый стол.

Устный правовой журнал

Составление Кодекса школы №4.

Использованная литература.

1.Всеобщая Декларация прав человека.

2. Женевская конвенция от12 августа 1949гг. и Дополнительный

протокол к ним.

3. Конвенция прав ребёнка.

4. Конституция Российской Федерации. Официальный текст.

5. Великородная В. А., Жиренко О. Е., Кумицкая Т. М. «Классные часы

по гражданскому и правовому воспитанию». 5 – 11 классы. Москва.

«ВАКО». 2006.

6. Никитин А. Ф. Права человека: учебное пособие для средней школы.

Москва. «Просвещение». 2002г.

7. Амиров К., Амирова Р. Хрестоматия по основам правоведения.

Казань. «Магариф». 1999г

.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here