Урок-соревнование по теме

«Световые явления»

8 класс

За неделю до проведения урока класс разбивается на команды. Каждая команда выбирает капитана, придумывает название и эмблему. На дом командам дается задание:

  1. повторить материал темы;

  2. придумать один из следующих рассказов: а) об оптическом приборе с использованием как можно большего числа понятий из раздела «Световые явления»; б) о свете, преднамеренно включив в него ошибочные суждения; в) о применении света в 200 году, или прорекламировать оптический прибор, показав его достоинства (фотоаппарат, очки).

Приветственное слово учителя и представление жюри.

  1. Представление команд.

  2. Разминка.

Вопросы задаются командам.

  1. Для чего одежду сталеваров изготавливают из блестящей ткани?

  2. Коэффициент отражения зеркала 70%, а снега – 85%. Почему же зеркало дает изображение предмета, а снег – нет?

  3. Почему изображение неба на поверхности воды темнее, чем в действительности?

  4. Угол между падающим и отраженным лучами равен 20˚. Под каким углом к зеркалу падает свет?

  1. Домашнее задание.

В течение 3-5 минут прослушиваются подготовленные рассказа. Учитывается связность рассказа, его оригинальность, число использованных физических понятий и терминов.

  1. Конкурс капитанов и «ромашка».

Каждый капитан получает очки и лист бумаги с текстом. Нужно определить вид линз в очках и то, какой дефект зрения исправляют они. После этого капитаны решают кроссворд. При правильных ответах в выделенной горизонтальной полосе появится название оптического явления.

По вертикали:

  1. Точка, в которой собираются все лучи, прошедшие через собирающую линзу.

  2. Частично освещенное пространство.

  3. Единица измерения оптической силы линзы.

  4. Один из основных элементов оптических приборов.

  5. Вид предмета на экране.

  6. Излучение, видимое глазом.

  7. Оптический прибор, позволяющий рассматривать предметы, находящиеся на большом расстоянии от наблюдателя.

  8. Раздел физики, в котором изучаются световые явления.

  9. Оптический прибор, образующий изображение предмета путем отражения падающих на него лучей.

В это время члены команд выполняют индивидуальные задания – строят изображения, даваемые собирающей линзой. Задания даны на обратной стороне лепестков «ромашки». (для каждой команды своя «ромашка»). Каждый ученик отрывает лепесток, решает задачу и сдает его с решением в жюри.

  1. Конкурс изобретателей.

Командам даются для совместного решения экспериментальные задачи.

  1. С помощью осветителя, круглого картонного диска и экрана продемонстрировать образование тени. Основываясь на этом опыте, предложить способ установки колонн по одной линии (древние египтяне).

  2. Даны две свечи (одна зажженная), плоское стекло. Как сделать, чтобы над второй свечой «появилось» пламя?

  3. Как в солнечный день, пользуясь линейкой определить по тени высоту дерева?

  1. Конкурс «Веришь – не веришь?»

Ведущий зачитывает правильные и неправильные утверждения. Если ученики согласны («верят»), то по знаку учителя поднимают зеленые карточки, а если не согласны («не верят») – красные.

  1. Свет от источника распространяется прямолинейно во все стороны.

  2. Закон отражения выполняется только для зеркальных поверхностей.

  3. Собирающие линзы всегда дают действительные изображения, а рассеивающие – мнимые.

  4. Близорукому человеку нужны очки с рассеивающими линзами.

  1. Дуэль.

Команды задают друг другу придуманные вопросы.

  1. Подведение итогов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here