Урок-соревнование по теме
«Световые явления»
8 класс
За неделю до проведения урока класс разбивается на команды. Каждая команда выбирает капитана, придумывает название и эмблему. На дом командам дается задание:
-
повторить материал темы;
-
придумать один из следующих рассказов: а) об оптическом приборе с использованием как можно большего числа понятий из раздела «Световые явления»; б) о свете, преднамеренно включив в него ошибочные суждения; в) о применении света в 200 году, или прорекламировать оптический прибор, показав его достоинства (фотоаппарат, очки).
Приветственное слово учителя и представление жюри.
-
Представление команд.
-
Разминка.
Вопросы задаются командам.
-
Для чего одежду сталеваров изготавливают из блестящей ткани?
-
Коэффициент отражения зеркала 70%, а снега – 85%. Почему же зеркало дает изображение предмета, а снег – нет?
-
Почему изображение неба на поверхности воды темнее, чем в действительности?
-
Угол между падающим и отраженным лучами равен 20˚. Под каким углом к зеркалу падает свет?
-
Домашнее задание.
В течение 3-5 минут прослушиваются подготовленные рассказа. Учитывается связность рассказа, его оригинальность, число использованных физических понятий и терминов.
-
Конкурс капитанов и «ромашка».
Каждый капитан получает очки и лист бумаги с текстом. Нужно определить вид линз в очках и то, какой дефект зрения исправляют они. После этого капитаны решают кроссворд. При правильных ответах в выделенной горизонтальной полосе появится название оптического явления.
По вертикали:
-
Точка, в которой собираются все лучи, прошедшие через собирающую линзу.
-
Частично освещенное пространство.
-
Единица измерения оптической силы линзы.
-
Один из основных элементов оптических приборов.
-
Вид предмета на экране.
-
Излучение, видимое глазом.
-
Оптический прибор, позволяющий рассматривать предметы, находящиеся на большом расстоянии от наблюдателя.
-
Раздел физики, в котором изучаются световые явления.
-
Оптический прибор, образующий изображение предмета путем отражения падающих на него лучей.
В это время члены команд выполняют индивидуальные задания – строят изображения, даваемые собирающей линзой. Задания даны на обратной стороне лепестков «ромашки». (для каждой команды своя «ромашка»). Каждый ученик отрывает лепесток, решает задачу и сдает его с решением в жюри.
-
Конкурс изобретателей.
Командам даются для совместного решения экспериментальные задачи.
-
С помощью осветителя, круглого картонного диска и экрана продемонстрировать образование тени. Основываясь на этом опыте, предложить способ установки колонн по одной линии (древние египтяне).
-
Даны две свечи (одна зажженная), плоское стекло. Как сделать, чтобы над второй свечой «появилось» пламя?
-
Как в солнечный день, пользуясь линейкой определить по тени высоту дерева?
-
Конкурс «Веришь – не веришь?»
Ведущий зачитывает правильные и неправильные утверждения. Если ученики согласны («верят»), то по знаку учителя поднимают зеленые карточки, а если не согласны («не верят») – красные.
-
Свет от источника распространяется прямолинейно во все стороны.
-
Закон отражения выполняется только для зеркальных поверхностей.
-
Собирающие линзы всегда дают действительные изображения, а рассеивающие – мнимые.
-
Близорукому человеку нужны очки с рассеивающими линзами.
-
Дуэль.
Команды задают друг другу придуманные вопросы.
-
Подведение итогов.