Окрытый урок по литературному чтению в 3А классе по системе Л.В.Занкова ФГОС

Сучкова Наталья Павловна

учитель начальных классов

МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»

Тема: Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь» (по системе Л.В.Занкова )с.43

Цель: развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;

учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной            выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;

воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: ориентироваться в тексте (находить нужное место в тексте, опираясь на маркировку цветом и без нее).

Личностные УУД: высказывать оценочные суждения

Коммуникативные УУД: работать в группах: распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы.

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

МетапредметныеУУД: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать с учебником, со словарем).

Оборудование: учебник, портрет А. Фета, фонозапись, словарные слова (карточки), иллюстрации с изображением весны Компьютер, проектор, экран

Характеристика деятельности учащихся:

  • Читать стихотворение, отражая настроение;

  • Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;

  • Объяснять смысл выражений с опорой на текст;

  • Определять авторское отношение к литературному произведению;

  • Самостоятельно оценивать свои достижения.

Тип урока: изучения нового материала

Формы работы: работа в парах, работа в группах, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой

Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практические

  1. Организация класса.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть зима морозом в окна дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит!

-Ребята, начиная наш урок хочется узнать, с каким настроением вы пришли на урок?

-Выберите рисунок под настроение и покажите.

-Объясните, почему у вас такое настроение?(солнце.облако,туча)

-Я надеюсь, что к концу урока оно у всех будет отличное.

  1. Подготовка к восприятию.

— Начнем работу с анаграммы:

Д!        АНСВЕ        (весна )

— Какие ассоциации возникают?

— Что представляете?

— Какие природные явления свойственны весне?

Это кто такой водовник

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и кусты.

А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет

И польёт наш огород.

(Дождь)

— Подберите эпитеты к слову дождь.

— Какой он, весенний дождь?

— Может быть такой?

(Фонограмма звучания дождя. Ф.Шопен Вальс дождя)

Фредерик Шопен – это выдающийся польский композитор I половины XIX века. Композитор – романтик, известный пианист-виртуоз и автор многочисленных произведений для фортепиано. В Польше проходит конкурс -пианистов раз в 4 года им.Ф.Шопена

— Ваши чувства?

  1. Постановка темы и цели урока.

— С какой целью была проведена работа?

— Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

— Послушайте отрывок и вспомните, кто является его автором:

Читает ученик (Бабочка А.Фет)

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот дышу.

К какому литературному жанру относится это произведение?

Докажите.

(Стих-небольшое художественное произведение, написнное стихами, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью)

-Что знаете о творчестве А. Фета?

IV. Групповой проект о творчестве А.А. Фета +2 стихотворения (см.Приложение)

Ученик: С ранних лет А. Фет был жаден до стихов. Везде старался их разыскать, выучить наизусть. У соседей нашлась тетрадь, в которой было переписано множество стихов, а главное – стихи А. Пушкина. Стихотворения Фета напевные, музыкальные. Каждое его стихотворение звучит как песня, романс. Фет пристально вглядывался в жизнь природы. Сколько голосов на лугу, в саду, поле! Пение птиц, звон ручья всё это сливается в радостную песню. Даже у ночной тишины есть своя музыка.

На произведения Фета многие композиторы писали музыку: П. Чайковский, Рахманинов и другие.

— Какие еще стихотворения А. Фета знаете?

Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности  и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта «Весенний дождь», «Я пришел к тебе с приветом»

— Итак, тема урока (открыть) Чудесные открытия в стихотворении А. Фета «Весенний дождь».

Прослушивание фонограммы Дождь

5.Работа по теме урока. Учебник, с.43

1)Первичное чтение стихотворения учителем.

Понравилось ли вам это стихотворение?

-Чем?

-Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

— Какие чувства испытали?

— Чьими глазами наблюдаем картину дождя?

2) Словарная работа.

— Прочитайте стихотворение и найдите слова, значение которых непонятно.

Трепещет— колеблется, дрожит.

Завеса то, что скрывает, закрывает собой что- нибудь.

Физкультминутка.

  1. Работа над анализом стихотворения.

— Меняется ли картина природы, которую мы наблюдаем?

— Исследуем стихотворение.

I строфа – Что видит герой?

— Прочитайте, какие слова использует автор, чтобы ярче смогли     представить картину?

— Можно ли в природе наблюдать такое явление?

— Расскажите.

Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)

II строфа – Что изменилось? Что заметили?

— Представьте картину и опишите чувства, которые вы испытали?

— Какой литературный прием использует автор?

Метафара – перенос свойств одного предмета на другой.

— Почему именно золотая пыль?(дождь)

— Как понимаем значение?

III строфа  — Что можно сказать?

Какие ощущения описаны в третьей строфе? Звуки (Брызнули в стекло, барабанит – шум усиливающегося дождя) запахи(Душистым мёдом тянет)

— Каким литературным приёмом пользуется автор в этой строфе?

Что имел в виду А.А.Фет под неопределённым местоимением что-то?

Олицетворение – литературный прием, когда объекты неживой природы наделяются признаками живой.

— Какие звуки можно услышать?

— Какой прием лежит в основе всего стихотворения?

-Сколько раз использовал слово дождь А.А.Фет в самом стихотворении?

Контраст – ярко выраженное противопоставление.

Обобщение: — Какой образ дождя нарисовал поэт в стихотворении?

— Какой дождь называется слепым?

— Можно ли его называть чудом?

Какие художественные приёмы использует А.А.Фет для создания картины?

метафора

эпитеты

сравнение

олицетворение

Качаясь, движется завеса

Золотой пыли;

Душистым мёдом;

Свежим листьям

И будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса

Что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит

Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)

6.Повторное чтение стихотворения.

— Перечитайте стихотворение и найдите подтверждение, что это весенний дождь.

— Какие запахи можно почувствовать?

Физкультминутка.

7.Работа над иллюстрациями.

Рассмотрите.

— Что изображено?

— Подтвердите строками текста.

— Каким образом художники создают персонажей?

— Какую бы картину нарисовали вы?

— Какие краски бы использовали?

8.Работа над выразительным чтением.

— Каким настроением проникнуты строки? (легкое, свежее. воздушное настроение)

— Что испытывал поэт, когда писал эти строки? (настроение весеннего дня. радуется весеннему теплу, описывает пробуждение природы, её обновление,всё живое очнулось ото сна после утомительной зимы)

— Попробуйте прочитать стихотворение, передавая чувство удивления.

— Какой образ прозвучал в исполнении детей?

9.Творческая работа (в группах).(слайд)

— Я предлагаю составить синквей.

— В чем его особенность?

— Вспомните правила работы в группах.

1. Дождь.

2. Весенний, неожиданный.

3. Движется, брызнул, тянет.

4. Подошел к саду.

5. Какой аромат!

— Чья работа оказалась удачной?

— Почему?

  1. Итог урока.

— Можно ли было назвать стихотворение иначе? Как?

— Почему автор дал именно такое название?

— Какие мысли и чувства пробудил урок?

-Достигли мы своей цели?

Покажите свое настроение к концу урока

— Спасибо за урок!

Выставление отметок.

11.Домашнее задание.

с. 43 – выучить стихотворение

Творческое задание:

— Сочините стихотворение к данной рифме:

Дождь … вода,

… … провода.

… … небосвод,

… … водопровод

Приложение к уроку.

Словарная работа:

Найти в словаре и записать в соответствующие колонки таблицы значения следующих слов:

Завеса

  1. Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что- нибудь (устар.).

  2. (перен.) То, что скрывает, закрывает собой что- нибудь.

Метафора

переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.

Эпитет

Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Сравнение

изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

олицетворение

придание неживому предмету свойств живого существа.

Словари:

1.Орфографический словарь.

2. Орфоэпический словарь.

3.Толковый словарь.

4. Краткий словарь литературоведческих термино

Дождь, глазами поэта

Автор стихотворения «Весенний дождь» А. А. Фет – чуткий, проникновенный лирик. Его стихи наполнены яркими художественными образами, в них отражены внутренние переживания человеческой души. Он видел красоту в привычных вещах, его сердце было переполнено любовью к природе и ее красоте — этим он жил. Многие литературные деятели, имеющие революционно-демократический настрой часто осуждали его и высмеивали за отстраненность от проблем современности и совершенную безучастность в политической жизни страны. Однако для Фета главными темами его произведений всегда оставались природа, любовь, красота.

В стихотворении «Весенний дождь», автор на рифму положил песню своего сердца, которое переполнено чувствами от прекрасной картины, начинающегося весеннего дождя. Его дождь, изображенный в этом стихотворении, желанный, праздничный, яркий. Прекрасная картина:

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет

но дождь уже совсем близко, вот сейчас его можно не только почувствовать, но и увидеть:

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса

Картину приближающегося дождя, автор изобразил с ощущением радости, она наполнена солнцем и теплом. Дождь, подсвеченный ярким, весенним солнцем, он сравнил с прекрасной завесой из золотой пыли:

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

И вот появляются первые капли дождя, которые представлены автором, как нечто прекрасное, наполненное чистотою и свежестью. Их появление оживило природу, даже липы радуются и от этого восторга одарили все вокруг своим прекрасным ароматом:

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых медом тянет

Ну а начавшийся густой весенний дождь, автор одухотворил и исполнил образа:

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Этот образ можно сравнить с юной, очаровательной красавицей, которая своим приходом все оживила и наполнила благоуханием и восторгом жизни.

Весенний дождь, описанный Фетом в этом небольшом по размеру стихотворении, пронизан красотою, звуками и запахами. Динамика природы очень ярко и объемно воспета в столь малом художественном произведении.

Групповой проект.

1.Ученик. Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной.

Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина.

           

2.Ученик. Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета.      Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.

Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.

 

3.Ученик.         Поэзия Фета – одна из вершин русской лирики. Он писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. «Это не просто поэт, а скорее поэт – музыкант», — писал о нем П.И. Чайковский. Стихи Фета обладают удивительной музыкальностью. Недаром на его стихи написано множество чудесных романсов.

Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Поэт рисует картины природы немногословно, короткими строками, но очень глубоко и точно.

«Ласточки пропали…»

 

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.

Стихотворение «Мама, глянь-ка из окошка…»

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы…

    

Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце- хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.


Правила написания синквейна

(5 строк)

-понятие -тема(1сущ.)

-описание темы в двух словах (2 прилаг.)

— описание действий –(3 глагола)

— предложение (из 4 слов)

-синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер

Правила написания синквейна

(5 строк)

-понятие -тема(1сущ.)

-описание темы в двух словах (2 прилаг.)

— описание действий –(3 глагола)

— предложение (из 4 слов)

-синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер

Правила написания синквейна

(5 строк)

-понятие -тема(1сущ.)

-описание темы в двух словах (2 прилаг.)

— описание действий –(3 глагола)

— предложение (из 4 слов)

-синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер

Правила написания синквейна

(5 строк)

-понятие -тема(1сущ.)

-описание темы в двух словах (2 прилаг.)

— описание действий –(3 глагола)

— предложение (из 4 слов)

-синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер

Правила написания синквейна

(5 строк)

-понятие -тема(1сущ.)

-описание темы в двух словах (2 прилаг.)

— описание действий –(3 глагола)

— предложение (из 4 слов)

-синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер

Правила написания синквейна

(5 строк)

-понятие -тема(1сущ.)

-описание темы в двух словах (2 прилаг.)

— описание действий –(3 глагола)

— предложение (из 4 слов)

-синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here