Окрытый урок по литературному чтению в 3А классе по системе Л.В.Занкова ФГОС
Сучкова Наталья Павловна
учитель начальных классов
МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»
Тема: Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь» (по системе Л.В.Занкова )с.43
Цель: развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;
учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;
воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: ориентироваться в тексте (находить нужное место в тексте, опираясь на маркировку цветом и без нее).
Личностные УУД: высказывать оценочные суждения
Коммуникативные УУД: работать в группах: распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы.
Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
МетапредметныеУУД: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать с учебником, со словарем).
Оборудование: учебник, портрет А. Фета, фонозапись, словарные слова (карточки), иллюстрации с изображением весны Компьютер, проектор, экран
Характеристика деятельности учащихся:
-
Читать стихотворение, отражая настроение;
-
Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;
-
Объяснять смысл выражений с опорой на текст;
-
Определять авторское отношение к литературному произведению;
-
Самостоятельно оценивать свои достижения.
Тип урока: изучения нового материала
Формы работы: работа в парах, работа в группах, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой
Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практические
-
Организация класса.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть зима морозом в окна дышит.
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит!
-Ребята, начиная наш урок хочется узнать, с каким настроением вы пришли на урок?
-Выберите рисунок под настроение и покажите.
-Объясните, почему у вас такое настроение?(солнце.облако,туча)
-Я надеюсь, что к концу урока оно у всех будет отличное.
-
Подготовка к восприятию.
— Начнем работу с анаграммы:
Д! АНСВЕ (весна )
— Какие ассоциации возникают?
— Что представляете?
— Какие природные явления свойственны весне?
Это кто такой водовник
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польёт наш огород.
(Дождь)
— Подберите эпитеты к слову дождь.
— Какой он, весенний дождь?
— Может быть такой?
(Фонограмма звучания дождя. Ф.Шопен Вальс дождя)
Фредерик Шопен – это выдающийся польский композитор I половины XIX века. Композитор – романтик, известный пианист-виртуоз и автор многочисленных произведений для фортепиано. В Польше проходит конкурс -пианистов раз в 4 года им.Ф.Шопена
— Ваши чувства?
-
Постановка темы и цели урока.
— С какой целью была проведена работа?
— Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
— Послушайте отрывок и вспомните, кто является его автором:
Читает ученик (Бабочка А.Фет)
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот дышу.
—К какому литературному жанру относится это произведение?
Докажите.
(Стих-небольшое художественное произведение, написнное стихами, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью)
-Что знаете о творчестве А. Фета?
IV. Групповой проект о творчестве А.А. Фета +2 стихотворения (см.Приложение)
Ученик: С ранних лет А. Фет был жаден до стихов. Везде старался их разыскать, выучить наизусть. У соседей нашлась тетрадь, в которой было переписано множество стихов, а главное – стихи А. Пушкина. Стихотворения Фета напевные, музыкальные. Каждое его стихотворение звучит как песня, романс. Фет пристально вглядывался в жизнь природы. Сколько голосов на лугу, в саду, поле! Пение птиц, звон ручья всё это сливается в радостную песню. Даже у ночной тишины есть своя музыка.
На произведения Фета многие композиторы писали музыку: П. Чайковский, Рахманинов и другие.
— Какие еще стихотворения А. Фета знаете?
Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта «Весенний дождь», «Я пришел к тебе с приветом»
— Итак, тема урока (открыть) Чудесные открытия в стихотворении А. Фета «Весенний дождь».
Прослушивание фонограммы Дождь
5.Работа по теме урока. Учебник, с.43
1)Первичное чтение стихотворения учителем.
—Понравилось ли вам это стихотворение?
-Чем?
-Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
— Какие чувства испытали?
— Чьими глазами наблюдаем картину дождя?
2) Словарная работа.
— Прочитайте стихотворение и найдите слова, значение которых непонятно.
Трепещет— колеблется, дрожит.
Завеса— то, что скрывает, закрывает собой что- нибудь.
Физкультминутка.
-
Работа над анализом стихотворения.
— Меняется ли картина природы, которую мы наблюдаем?
— Исследуем стихотворение.
I строфа – Что видит герой?
— Прочитайте, какие слова использует автор, чтобы ярче смогли представить картину?
— Можно ли в природе наблюдать такое явление?
— Расскажите.
Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)
II строфа – Что изменилось? Что заметили?
— Представьте картину и опишите чувства, которые вы испытали?
— Какой литературный прием использует автор?
Метафара – перенос свойств одного предмета на другой.
— Почему именно золотая пыль?(дождь)
— Как понимаем значение?
III строфа — Что можно сказать?
— Какие ощущения описаны в третьей строфе? Звуки (Брызнули в стекло, барабанит – шум усиливающегося дождя) запахи(Душистым мёдом тянет)
— Каким литературным приёмом пользуется автор в этой строфе?
—Что имел в виду А.А.Фет под неопределённым местоимением что-то?
Олицетворение – литературный прием, когда объекты неживой природы наделяются признаками живой.
— Какие звуки можно услышать?
— Какой прием лежит в основе всего стихотворения?
-Сколько раз использовал слово дождь А.А.Фет в самом стихотворении?
Контраст – ярко выраженное противопоставление.
Обобщение: — Какой образ дождя нарисовал поэт в стихотворении?
— Какой дождь называется слепым?
— Можно ли его называть чудом?
Какие художественные приёмы использует А.А.Фет для создания картины?
эпитеты | сравнение | олицетворение | |
Качаясь, движется завеса | Золотой пыли; Душистым мёдом; Свежим листьям | И будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса | Что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит |
Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)
6.Повторное чтение стихотворения.
— Перечитайте стихотворение и найдите подтверждение, что это весенний дождь.
— Какие запахи можно почувствовать?
Физкультминутка.
7.Работа над иллюстрациями.
Рассмотрите.
— Что изображено?
— Подтвердите строками текста.
— Каким образом художники создают персонажей?
— Какую бы картину нарисовали вы?
— Какие краски бы использовали?
8.Работа над выразительным чтением.
— Каким настроением проникнуты строки? (легкое, свежее. воздушное настроение)
— Что испытывал поэт, когда писал эти строки? (настроение весеннего дня. радуется весеннему теплу, описывает пробуждение природы, её обновление,всё живое очнулось ото сна после утомительной зимы)
— Попробуйте прочитать стихотворение, передавая чувство удивления.
— Какой образ прозвучал в исполнении детей?
9.Творческая работа (в группах).(слайд)
— Я предлагаю составить синквей.
— В чем его особенность?
— Вспомните правила работы в группах.
1. Дождь.
2. Весенний, неожиданный.
3. Движется, брызнул, тянет.
4. Подошел к саду.
5. Какой аромат!
— Чья работа оказалась удачной?
— Почему?
-
Итог урока.
— Можно ли было назвать стихотворение иначе? Как?
— Почему автор дал именно такое название?
— Какие мысли и чувства пробудил урок?
-Достигли мы своей цели?
—Покажите свое настроение к концу урока
— Спасибо за урок!
Выставление отметок.
11.Домашнее задание.
с. 43 – выучить стихотворение
Творческое задание:
— Сочините стихотворение к данной рифме:
Дождь … вода,
… … провода.
… … небосвод,
… … водопровод
Приложение к уроку.
Словарная работа:
Найти в словаре и записать в соответствующие колонки таблицы значения следующих слов:
| |
Метафора
| переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение. |
Эпитет
| Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. |
Сравнение
| изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. |
олицетворение | придание неживому предмету свойств живого существа.
|
Словари:
1.Орфографический словарь.
2. Орфоэпический словарь.
3.Толковый словарь.
4. Краткий словарь литературоведческих термино
Дождь, глазами поэта
Автор стихотворения «Весенний дождь» А. А. Фет – чуткий, проникновенный лирик. Его стихи наполнены яркими художественными образами, в них отражены внутренние переживания человеческой души. Он видел красоту в привычных вещах, его сердце было переполнено любовью к природе и ее красоте — этим он жил. Многие литературные деятели, имеющие революционно-демократический настрой часто осуждали его и высмеивали за отстраненность от проблем современности и совершенную безучастность в политической жизни страны. Однако для Фета главными темами его произведений всегда оставались природа, любовь, красота.
В стихотворении «Весенний дождь», автор на рифму положил песню своего сердца, которое переполнено чувствами от прекрасной картины, начинающегося весеннего дождя. Его дождь, изображенный в этом стихотворении, желанный, праздничный, яркий. Прекрасная картина:
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет
но дождь уже совсем близко, вот сейчас его можно не только почувствовать, но и увидеть:
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса
Картину приближающегося дождя, автор изобразил с ощущением радости, она наполнена солнцем и теплом. Дождь, подсвеченный ярким, весенним солнцем, он сравнил с прекрасной завесой из золотой пыли:
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
И вот появляются первые капли дождя, которые представлены автором, как нечто прекрасное, наполненное чистотою и свежестью. Их появление оживило природу, даже липы радуются и от этого восторга одарили все вокруг своим прекрасным ароматом:
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистых медом тянет
Ну а начавшийся густой весенний дождь, автор одухотворил и исполнил образа:
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Этот образ можно сравнить с юной, очаровательной красавицей, которая своим приходом все оживила и наполнила благоуханием и восторгом жизни.
Весенний дождь, описанный Фетом в этом небольшом по размеру стихотворении, пронизан красотою, звуками и запахами. Динамика природы очень ярко и объемно воспета в столь малом художественном произведении.
Групповой проект.
1.Ученик. Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной.
Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина.
2.Ученик. Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.
Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.
3.Ученик. Поэзия Фета – одна из вершин русской лирики. Он писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. «Это не просто поэт, а скорее поэт – музыкант», — писал о нем П.И. Чайковский. Стихи Фета обладают удивительной музыкальностью. Недаром на его стихи написано множество чудесных романсов.
Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.
Поэт рисует картины природы немногословно, короткими строками, но очень глубоко и точно.
«Ласточки пропали…»
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
Стихотворение «Мама, глянь-ка из окошка…»
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
Стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы…
Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце- хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Правила написания синквейна (5 строк) -понятие -тема(1сущ.) -описание темы в двух словах (2 прилаг.) — описание действий –(3 глагола) — предложение (из 4 слов) -синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер
| |
Правила написания синквейна (5 строк) -понятие -тема(1сущ.) -описание темы в двух словах (2 прилаг.) — описание действий –(3 глагола) — предложение (из 4 слов) -синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер
| Правила написания синквейна (5 строк) -понятие -тема(1сущ.) -описание темы в двух словах (2 прилаг.) — описание действий –(3 глагола) — предложение (из 4 слов) -синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер
|
Правила написания синквейна (5 строк) -понятие -тема(1сущ.) -описание темы в двух словах (2 прилаг.) — описание действий –(3 глагола) — предложение (из 4 слов) -синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер
|
Правила написания синквейна (5 строк) -понятие -тема(1сущ.) -описание темы в двух словах (2 прилаг.) — описание действий –(3 глагола) — предложение (из 4 слов) -синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер
|