Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 101»
Урок правоведения «Правовые основы семьи»
( для обучающихся 10 класса)
Автор: Макарова Светлана Алексеевна
Учитель обществознания БОУ г. Омска
«Средняя общеобразовательная школа №101»
Омск – 2013 год
«Семья-это место приземления
для стариков, стартовая площадка
для младших и полигон
взаимоотношений для каждого»
В. Кротов
Цели:
— углубить, актуализировать знания об основных семейно-брачных отношениях;
— воспитывать уважительное отношение к институту семьи
Форма проведения: игра по станциям
Оборудования: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, маршрутный лист (приложение), выставка литературы.
Предварительная подготовка: Класс делится на команды по 5-6 человек; команды придумывают название и девиз, которые должны соответствовать теме игры; каждая команда получает маршрутный лист, в соответствии с которым путешествует по станциям.
Ход урока:
ведущий раздает маршрутные листы и объясняет условия игры.
Станция 1 «Разминка»
Команды по очереди вытягивают карточки и объясняют понятия: семья, брак, моногамия, брачный договор.
Станция 2 «Правовое дерево»
Оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, бумага в формате листьев, ватман, на котором изображено дерево без листьев.
Инструкция: «Возьмите каждый по «листочку» и напишите на нём личные права и обязанности супругов. Затем «листочки» приклеить на дерево».
Станция 3 «Семейный кризис»
Инструкция: Каждая семья проходит через полосу кризисов. Кризис семьи проявляется:
— в росте числа разводов;
— увеличивается количество добрачных и внебрачных детей;
— в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей;
— во взаимном отчуждении членов семьи;
— в увеличении числа неполных семей.
Задание: Опираясь на жизненный опыт и предложенный вам перечень проявления семейного кризиса. выявите причины и последствия кризиса семейных отношений. Время выполнения 5 минут.
Станция 4 Коллаж «Права ребёнка в семье»
Оснащение: журналы, газеты, рекламные проспекты, ножницы, клеящие карандаши, бумага формата А-3.
Задание: составить коллаж: подобрать картинки, статьи, лозунги по теме, оформить на листах.
Станция 5 «правовые заморочки»
Команды должны решить правовые задачи. Время выполнения -5 минут.
Примерные задачи
1. Родители 18-летнего Марата Ю. воспротивились его браку с Еленой К. на том основании, что она принадлежит к другой вере и к тому же известна в поселке как девица «легкого поведения».
Правы ли родители Марата? Оцените действия с точки зрения моральных и правовых норм.
2. Попытайтесь объяснить:
— почему Семейный кодекс РФ ограничивает брачный возраст 18 годами (а не, например, 15 или 20).
— почему воздерживается определенный срок с подачи заявления до регистрации брака.
3. Как связаны между собой права и обязанности родителей и детей? Оформите свои ответ в виде таблицы или схемы.
4. Когда необходимо заключать брачный контракт: во время, до или после регистрации брака? Какие права супругов можно включит в этот документ? Должен ли он быть заверен у нотариуса? Обоснуйте ответ.
5. В каких жизненных ситуациях, затрагивающих интересы детей, закон установил обязательный учет мнения ребенка?
6. Молодые люди подали в ЗАГС заявление для регистрации брака. Невеста решила оставить после регистрации добрачную фамилию. Жених возражал, утверждая, что после заключения брака жена должна носить фамилию мужа.
Кто прав в данном споре? Обоснуйте свой ответ материалами кодекса.
Станция 6. Проект «Идеальная семья»
Каждая команда создает мини-проект по заданной теме. Время выполнения- 10 минут. Презентация проектов – 5 минут.
Завершение игры. Итоги
Пройдя все станции, команды сдают свои путевые листы жюри. После подсчета баллов ведущий объявляет победившую команду. Кроме того, члены жюри на станциях отмечают лучшие ответы учащихся.
Приложение
Маршрутный лист
Команды _______________________________________
Название команды
Название станции
Количество баллов
Наиболее отличившиеся учащиеся
1 станция « Разминка»
2 станция «Правовое дерево»
3 станция «Семейный кризис»
4 станция Коллаж «Право ребенка в семье»
5 станция «Правовые заморочки»
6 станция проект «Идеальная семья»
Список использованной литературы
-
Всеобщая декларация о правах человека.
-
Конвенция о правах ребенка
-
Конституция РФ
-
Никитин А.Ф. Правоведение: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2007
-
Обществознание в таблицах и схемах/ сост. Т.Г.Сазонова – СПб, 2005
-
Пронкин В. Живое право. Курс практического права. Т.2./ В.Пронкин – СПб, 2004
-
Семейный кодекс РФ
-
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»