Урок подготовка к сочинению-описанию на основе наблюдений учащихся.

Предметы начальной школы (Русский язык)

Куракина Елена Геннадьевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Старокувакская СОШ»

Цели: научить учащихся передавать красоту зимнего пейзажа через слово, музыку и художественные образы;

развивать у детей поэтический вкус и образное мышление;

развивать умение составлять повествовательный текст с элементами описания, используя в речи имена прилагательные;

прививать учащимся любовь к родной природе, к зимним пейзажам;

I Орг. момент

II Актуализация знаний.

Учитель: в этом году зима оказалась удивительно щедрой на снег и мороз. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строчки.

Мороз и солнце; день чудесный!

—————————————

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит. (А.С. Пушкин)

—————————————

Снег да снег! Всю избу занесло.

Снег белеет кругом по колено,

Так морозно, свежо и бело! (А.Блок)

Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, зоркий взгляд художника, пусть снами будет яркое образное слово поэта.

III Постановка проблемы и целей урока.

Учитель: Мы сегодня на уроке с вами постараемся научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.

Тема сочинения, над которым мы будем работать: «Красота волшебницы- зимы».

А теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока.

IV Чистописание.

Учитель: Рисуем снежинки ******************

(Дети работают в тетрадях)

V Открытие новых знаний

1. Учитель: А теперь закроем глаза и шепотом произносим «зима»… Какое чувство возникло?

Дети: Стало холодно, хрустит снег. Метель. Вьюга…

Учитель: Ребята, давайте послушаем, как красоту зимней природы и свои чувства описывают поэты. По моей просьбе вы учили наизусть стихотворения о зиме, давайте теперь послушаем их.

(Дети читают наизусть стихи о зиме)

Учитель: Ребята, вы читали стихотворения, вы, наверно, заметили, как же еще называют зиму поэты?

Дети: Волшебница, Матушка, Чародейка, красавица, зимушка.

Учитель: Да, это действительно так. А почему зиму называют волшебницей?

Дети: Мороз рисует на окнах узоры, строит мосты ледяные, щиплет щеки, укрывает землю легким теплым одеялом)

Учитель: Ребята, а теперь отгадайте загадку – и вы догадаетесь, какое слово главное – с него начинается зима.

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Покружились звездочки

В воздухе немножко,

Сели и растаяли

На моей ладошке.

Дети: Снег.

Учитель: Да, это все о нем, о снеге. Хотите узнать историю этого слова?

Снег – русское слово, обозначает осадки, выпадающие в виде кристалликов. От слова снег образовано много однокоренных слов назовите их.

Дети: Снег, снеговик, снежок, снегопад,,,,

Учитель: Ребята, все мы знаем пословицу: «Много снега, много хлеба» А для чего еще нужен снег?

Дети: Играть в снежки, лепить снежных героев….

Учитель: Что было бы, если зимой не било бы снега?

Дети: Замерзли бы деревья, животные, корни травянистых растений…

Учитель: Да, снег хотя и сам холодный, уберегает от мороза деревья. Некоторые птицы от мороза прячутся в снегу. Например, глухари и тетерева, зимой не спят на ветках, они всегда на ночь зарываются в глубокий снег и там прячутся от волков и холодного ветра.

2.Работа с текстом. Работа в паре

Давайте , теперь прочитаем текст (Слайд №1)

Х.р.шо (в) лесу. З.мля, д.ревья и кусты укутаны снегом. Т.пло им под сн.жной шубой. Каждая веточка сверкает на солнц. (в) жемчужном наряде. Воздух чист и прохладен. Дыш.тся ле.ко.

Учитель:

Ребята, орфограммы пропущены . Объясните, какие буквы пишутся и почему? Как вы озаглавили бы текст?

3. Работа в группе. (Слайд №2)

Учитель А теперь посмотрите на другой текст. Прочитайте.

Пришла зима. Летят снежинки. Дети катаются на санках.

Учитель: Что мы можем сказать об этом тексте?

Дети: Текст неполный.

Учитель: Значит его надо распространить, включить слова в предложения и добавить другие предложения.

(Учитель раздает карточки-помощницы)

Карточка-помощница

Зима: Волшебница, Чародейка, Матушка, красавица, таинственная

Снежок: падает, опускается, порхает, искрится, сверкает, Сияет, кружится.

Воздух: свежий. Холодный, чистый.

Деревья: пушистые, мохнатые, покрытые инеем.

Учитель: Ребята, какой у вас получился текст?

(Варианты ответов детей)

Учитель: Запишите свой текст в тетради.

VI Физминутка.

Учитель: Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. (Чайковский «Спящая красавица») Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе (дети произвольно двигаются под музыку), постепенно опускаясь на землю (движения замедляются) Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (садятся девочки), затем снежинки побольше ( садятся мальчики). Все снежинки оказались на земле их танец закончен(дети опускают головы на парты, закрывают глаза). Тихо все кругом, наступила звездная ночь (минутка тишины). Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и, окончательно проснувшись, сказали друг другу «Доброе утро»

VII Применение нового знания.

1.Учитель: Ребята, я раздам вам карточки с текстом. Предложения в тексте расставлены не по порядку. Вы должны восстановить смысловую последовательность, прочитать получившийся текст.

Самостоятельная работа.

Дети восстанавливают деформированный текст .

Замерзли реки, пруд за деревнею. Наступила зима. Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по гладкому льду. Снег покрыл поля, крыши домов, тропинки в лесу. Рады ребятишки.

Учитель: Какой у вас получился текст? Прочитайте.

2. Учитель: Ребята, для написания сочинения нам нужно составить план,

(Коллективное составление плана)

Примерный план.

1. Наступила зимушка-зима.

2. Удивительные изменения в природе.

3. Зимние забавы.

4. Мое отношение к зиме.

3. Учитель: Ребята, а теперь посмотрим на зиму глазами художника.

(Слайд №3, И.Э Грабарь «Февральская лазурь»)

Какое время года изображено на картине?

Какие краски использовал художник?

А, что мы можем сказать о деревьях?

4. Учитель: А теперь я приглашаю вас насладиться видами природы, красота которой еще глубже западает нам в душу под звуки бессмертных мелодий

Звучит музыка композиторов Путччини, Прокофьева, и Вивальди.

VIII Итог урока

Учитель: Пусть эти мелодии звучат в ваших сердцах, когда вы будете писать сочинения.

IX Рефлексия.

Учитель: Ребята, вам понравился урок? Что нового вы узнали на уроке?

X Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here