1. ОРГМОМЕНТ.
У вас на столах лежат карточки, на которых написан план нашей работы. Мы с вами за урок должны найти ответы на все вопросы, поэтому должны работать быстро и организованно. Итак, начинаем нашу работу.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
Зазвенели ручьи, прилетели грачи,
В дом свой — улей — пчела,
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает. Когда это бывает? (весной) Сегодня мы с вами отправимся в гости к весне.
3. ЧИСТОПИСАНИЕ.
Начнём урок с минутки чистописания.
Назовите весенние месяцы.
Отгадайте загадку и скажите о каком месяце идёт речь. Яростно река ревёт, И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся, В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришёл? (апрель)
Сколько слогов в слове апрель?
Сколько букв в этом слове?
А сколько звуков? Почему звуков меньше, чем букв?
Назовите последний звук в слове апрель. Дайте ему характеристику.
Какой буквой обозначим звук [ л ] ?
Сегодня повторим правильность написания сточной и заглавной букв Лл.
• Продолжите узор по своему усмотрению. 4. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
СО…ЦЕ СОГНАЛО СНЕ… (С)П..ЛЕЙ.
—Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограммы. Определить падеж
имён существительных.
(НА) П… ЛЯНК… (ПО)КАЗАЛАСЬ М… Л… ДАЯ ТРА… .КА.
— Дайте полную характеристику предложения. Разберите по членам
предложения.
5. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Словарные слова спрятались в отгадках к загадкам. Отгадайте их и запишите в тетрадь. Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко)
Уродилась я на славу. Голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня в них ищи. (Капуста)
Красна девица
Сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Он и в дождик, он и в зной Клубни прячет под землёй Клубни вытащишь на свет, Вот и завтрак, и обед. (Картофель)
Как на нашей грядке Выросли загадки. Сочные, да крупные. Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. (Помидор)
На грядке длинный и зелёный, А в бочке жёлтый и солёный. (Огурец)
• Поставьте ударение и подчеркните орфограммы. — А сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работу.
6.ИГРА С МЯЧОМ.
Сейчас мы с вами поиграем и вспомним, какие существуют падежи в русском языке. Я буду бросать вам мяч и называть падеж. Один ученик называет падежные вопросы и передаёт мяч мне, я бросаю мяч следующему и говорю, например, и вы приводите пример существительных, стоящих в данном падеже.
7. ОРФОРГАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА
— Сейчас деревья стоят ещё без листьев, но очень скоро наступит май и
деревья оденут свой зелёный наряд. Давайте и мы наше орфографическое
дерево оденем уже сейчас. Вам нужно найти потерянное окончание и
доказать, что именно это окончание нужно писать.
А окончания записаны на листочках.
Въехать в деревн… около опушк…
Играть на площадк… плыть по рек…
О родном город… варенье из малин…
— Какое окончание вставили? Почему?
—Прочитайте первый вопрос. (Что нужно для того, чтобы правильно написать окончание у существительных?)
Посмотрите, у нас остался ещё один лист, однако он значительно больше
других. Здесь написан небольшой текст и сказано, что нам нужно вставить
пропущенные окончания. Работайте прямо на карточках.
В АПРЕЛЕ(П.п) В ВОЗДУХЕ П.п.) ЗАМЕТНО ПОТЕПЛЕЛО. НА
ПРИГОРКЕ П.п.) ОБСОХЛА ЗЕМЛЯ. НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ П.п.)
ЗАЦВЁЛ ПОДСНЕЖНИК. В БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕ П.п.)
ПОСЕЛИЛИСЬ ГРАЧИ . ПТИЦЫ ЛЕТАЮТ ЗА КОРМОМ (Т.п.) НА ПОЛЕ.
Какое вставили окончание в слово «в апреле»? Почему? 8.ФИЗМИНУТКА.
Я БУДУ НАЗЫВ АТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ЕДИНСТВЕННОМ И ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ. ЕСЛИ ПРОИЗНЕСУ СУЩ-Е В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ВЫ ДЕЛАЕТЕ НАКЛОН ВЛЕВО, А ЕСЛИ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ -ВПРАВО.ДЕВОЧКИ БУДУТ СЧИТАТЬ СУЩ-Е В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ, А МАЛЬЧИКИ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ. МАШИНА, ДОРОГИ, БЕРЕГА. СЫНОВЬЯ, САД. БУКЕТ, ДОМА, ДЕТИ, ГОРОД, ВОРОТА. (Ед.ч.-4, Мн.ч.-б)
9.ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ.
— Прочитайте предложения.
БЫЛО УТРО. СОЛНЦЕ ОСВЕЩАЛО ЗЕМЛЮ. ОКОЛО ДОМА ЗАЗЕЛЕНЕЛИ БЕРЁЗКИ.
— Назовите части речи, которые есть в этих предложениях.
-Какая часть речи не встретилась в этих предложениях.
-Добавим прилагательные и запишем эти предложения.
Разберём по членам предложения. Каким членом предложения является прилагательное. Прочитайте следующий вопрос (Что такое определение?)
Читаем дальше. (На какие вопросы отвечает?) •Как обозначается в предложении?
Просмотрите вопросы ещё раз и поставьте восклицательный знак рядом с тем вопросом, в котором вы уверены и вопросительный, если сомневаетесь. 9.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
Я знаю, что вы люди творческие, поэтому мы сейчас с вами проявим своё творчество, представив себя писателями, и напишем мини сочинение на тему «Весна пришла».
Подумайте, какая погода стоит?
Каким стало небо весной?
Какие изменения произошли с деревьями?
Какое у вас настроение. А помогут вам опорные слова, которые лежат у вас на столах и весенние иллюстрации.
Опорные слова. Лазурное небо, на голубом небе, ласковый ветерок, звонкие ручейки, надулись пушистые почки, молодая травка, перелётные птицы.
10 . ОБОБЩЕНИЕ. ИТОГ УРОКА