Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

Конспект урока: «Различение сложносочиненных предложений и простых, осложненных однородными членами»

9 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильевна

2013 год

Цели урока:

— создать условия для совершенствования умения различать сложносочиненные предложения и простые, осложненные однородными членами, формирования навыка постановки знаков препинания в ССП и простых предложениях с однородными членами;

— формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Оборудование: проектор, учебник, карточки с текстами.

Ход урока.

  1. Организационное начало урока.

Приветствие, запись в тетрадях.

  1. Оптимизация знаний.

(Проводится в виде теоретической разминки. Вопросы задает учитель либо ученик. Такая форма работы позволяет повторять основные понятия русского языка. Знакомятся учащиеся с этим видом работы в пятом классе).

Теоретическая разминка:

— Как называется наука о языке? (Лингвистика).

— Что изучает состав слова? (Морфемика).

— Раздел языкознания, изучающий способы образования слов. (Словообразование).

— Правильное написание слов изучает… (Орфография).

— Знаки препинания и их постановку изучает… (Пунктуация).

— Словарный состав языка изучает… (Лексикология).

— Наука , изучающая законы построения текста. (Текстоведение).

— Что изучает синтаксис? (Словосочетания и предложения).

  1. Формулировка темы и целей урока.

Ученикам предлагаются для сравнения два предложения (предложения могут быть записаны на доске либо выводятся при помощи проектора).

— Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. В чем сходство и различие этих предложений? (Ребята работают в парах)

1. Сбирались умирать последние цветы

И ждали с грустию дыхания мороза.

А.Фет.

2. Опять осенний блеск денницы

Дрожит обманчивым огнем,

И уговор заводят птицы

Умчаться стаей за теплом.

А.Фет.

Вариант ответа. В первом предложении грамматическая основа одна (цветы сбирались умирать и ждали). Это предложение простое. Во втором предложении грамматических основ две (блеск дрожит, и заводят птицы). Это предложение сложное. Этим предложения различаются. Сходство заключается в использовании сочинительного союза И.

— Какие предложения называются простыми? (Предложения, имеющие одну грамматическую основу).

— Дайте определение сложносочиненного предложения. (Предложение с двумя и более грамматическими основами, части которого соединены сочинительными союзами).

— Что еще могут связывать сочинительные союзы? (Однородные члены предложения).

— Какая возникает перед нами проблема? (Как отличить сложносочиненное предложение от простого предложения, осложненного однородными членами с сочинительным союзом).

— Зачем нужно различать эти предложения? (Чтобы правильно ставить знаки препинания).

— Сформулируйте тему урока. (Различение сложносочиненных предложений и простых, осложненных однородными членами).

Через проектор выводится на экран тема урока.

— Запишите в тетрадь.

— Каковы цели урока? (Научиться различать сложносочиненные предложения и простые, осложненные однородными членами).

  1. Изучение новой темы.

Этап №1. Составление алгоритма различения сложносочиненных предложений и простых, осложненных однородными членами.

— Прочитайте рубрику «Знайте и применяйте» в учебнике на странице 104, воспользуйтесь своим опытом работы с предложением и составьте алгоритм различения сложносочиненных предложений и простых, осложненных однородными членами. (Учитывая, что синтаксический разбор разных видов предложений проводится с пятого класса, составление алгоритма не вызовет затруднений).

Вариант алгоритма.

  1. Прочитай предложение.

  2. Найди грамматические основы.

  3. Определи количество грамматических основ:

— если грамматическая основа одна, то предложение простое;

— если грамматических основ две и более, то предложение сложное.

4. Определи союз.

5. Проверь, есть ли однородные члены в простом предложении.

6. Воспользуйся схемой №8 на странице 359 в учебнике.

Этап №2. Защита алгоритмов.

Оценивание ответа с комментарием.

Этап №3. Практическая работа . Выполнение упражнения №207 страница 103. 1-3 человека выполняют работу у доски. Работу можно распределить: один ученик выполняет орфографический анализ, другой — выписывает только грамматические основы, третий — определяет вид предложений.

Задание.

— Прочитайте текст, озаглавьте его. (Хрустальный день осени).

— Сравните фотографию и текст. Что общего между ними? (Тема, настроение радости, торжественности).

— Спишите, вставляя пропущенные буквы. (Можно орфограммы объяснить устно; один учащийся работает у доски).

— Обозначьте грамматические основы предложений.

— Укажите вид предложений.

Есть в осени первоначальной хрустальный день. (Простое). Вот наступил он и теперь. (Простое). Тишина! Не шевелится ни один листик вверху, и только внизу на неслышном сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. (Сложносочиненное).

В этой хрустальной тишине и деревья, и старые пни, и сухостойные чудища ушли в себя, и их как будто бы не было. (Сложносочиненное, первая часть осложнена однородными подлежащими).

Я вышел на поляну, и они заметили меня и вышли из своего оцепенения… (Сложносочиненное, вторая часть осложнена однородными сказуемыми).

(По М.Пришвину).

Проверка выполнения работы, оценивание.

  1. Закрепление изученного.

Упражнение №212. Выполняется письменно, 1-2 человека работают у доски.

Задание.

  1. Сначала выпишите сложносочиненные предложения, а затем — простые, осложненные однородными членами.

  2. Объясните орфограммы.

  1. То он собирался поступить в зоологический сад учиться на укротителя львов, то его потянуло к пожарному делу. (ССП).2) То солнце тусклое блестит, то туча черная висит. (ССП). 3) Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение. (Простое). 4) У берегов река то струилась по переметным пескам, то стояла глубокими омутами. (Простое).

Проверка выполнения, оценивание работ у доски с комментарием.

Упражнение №217 выполняется устно.

Задание. Укажите сначала номера сложносочиненных предложений, затем — простых, осложненных однородными членами.

  1. Ласточка быстро пронеслась мимо ног лошади и вдруг, словно что-то вспомнив, взмахнула крылышками, издала мелодический звук и крутым полукругом вильнула обратно.

  2. Синие подснежники цветут, и под ногами лист шуршит дубовый, и ходят дождевые облака.

  3. Воз с знакомыми нам пассажирами въехал в это время на мост, и река во всей красоте и величии, как цельное стекло, раскинулась перед ними.

  4. Город, чудный город древний, ты вместил в свои концы и посады, и деревни, и палаты, и дворцы!

  5. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи, и с камней, блещущих на зное, в родную глубь спешат ручьи.

  6. Она сидела на полу и груду писем разбирала, и, как остывшую золу, брала их в руку и бросала.

  7. И тихо, и ясно, и пахнет сиренью, и где-то звенит соловей.

Ответы:

сложносочиненные предложения — 2, 3, 5, 7;

простые предложения — 1,4, 6.

  1. Рефлексия.

— Запишите начало предложения Сегодня на уроке я … и закончите его самостоятельно. (Сегодня на уроке я научился различать сложносочиненные предложения и простые, осложненные однородными членами. Сегодня на уроке я узнал, чем отличаются сложносочиненные предложения от простых предложений, осложненных однородными членами).

  1. Домашнее задание.

Упр. 209, задание 1-3.

Литература.

  1. Русский язык. 9 класс. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2012. С. 103-111.

  2. В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here