ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА 11 класс
II вариант
Часть 1
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3
(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3) … древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.
1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся тексте?
-
Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но основным занятием на Руси на протяжении веков оставалось земледелие.
-
Основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие, что нашло своё отражение в мировоззрении земледельца.
-
Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых людей – земледельцев и ремесленников.
-
На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов.
-
Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца, так как основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие.
Ответ: ___________________________.
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Однако
Хотя
Поэтому
Несмотря на это
Вопреки этому
Ответ: ___________________________.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению
в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЗЕМЛЯ, — и, жен.
-
Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. Земля – планета людей.
-
Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю.
-
Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Сесть на землю.
-
Рыхлое, тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. Земля с песком и глиной.
-
Страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория Земли. Родная земля.
-
Территория с угодьями, находящаяся в чьём-нибудь владении, пользовании. Аренда земли.
Ответ: ___________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
свеклА
щемИт
прозорлИва
вероисповЕдание
назвалАсь
Ответ: ___________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
У Матвея с детства был ЗВУЧНЫЙ голос.
Сильный прибой и КАМЕНИСТЫЙ берег сделали пляж непригодным для купания.
В усадьбе сохранились уникальные липовые аллеи, ВЕКОВЫЕ дубы и высаженные в прошлом веке сибирские кедры.
Николай рассчитывал устроиться специалистом-технологом на один из фарфоровых или СТЕКЛЯННЫХ заводов региона.
Ответ: ___________________________.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками
ЕДЬ вперёд
спелых АБРИКОСОВ
фильм ИНТЕРЕСНЕЕ
ИХ дом
Ответ: ___________________________.
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | |
А) Паустовский интересовался и посвятил природе Мещёрского края своё творчество. |
падежной формы существительного с предлогом |
Б) Одним из знаменитых учёных двадцатого века, оказавших значительное влияние на развитие лингвистики, был Фердинанд де Соссюр. |
подлежащим и сказуемым |
В) В картине «Берёзовой роще» Куинджи сумел создать образ лучезарного, сверкающего дня. |
предложения с несогласованным приложением |
Г) Те, кто внимательно прочитает заглавие статьи, может определить и тему, и основную мысль текста. |
предложения с однородными членами |
Д) Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремлённости и глубоких знаний человека. |
предложения с деепричастным оборотом |
|
предложения с причастным оборотом |
|
предложения с косвенной речью |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Б | В | Г | Д | |
|
|
|
|
|
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
ан..малия
з..рница
зан..маться
сат..рический
расст.лать
Ответ: ___________________________.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..красный, пр..вередливый
бе..вкусный, чере..чур
поз..вчера, р..столкать
пр..слушиваясь, пр..подавать
Ответ: ___________________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
перекра..вая
эмал..вый
удоста..вавший
догадл..вый
проветр..вать
Ответ: ___________________________.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
кудахч..шь
немину..мый
отлаж..нный
тревож..шься
бор..шься
Ответ: ___________________________.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Нужная книга (не)прочитана.
Клементьев ушёл, (не)ответив на наши вопросы.
Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.
(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.
Ответ: ___________________________.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ дня отец несколько раз вспоминал прошлую свою жизнь, но, ЧТО(БЫ) он ни рассказывал, всё было интересно.
(ЗА)ТЕМ холмом стоит моя деревня, и мне грустно (ОТ)ТОГО, что давно я там не был.
(И)ТАК, начнём с того, что я (НА)КОНЕЦ прибыл в родной город.
Хоть в шёлк одень (НЕ)РЯХУ, всё глядеть (НЕ)(НА)ЧТО.
Ответ: ___________________________.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим недюжи(3)ым талантом, был частью прида(4)ого ю(5)ой хозяйки дома.
Ответ: ___________________________.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
-
Михаил Борисович разложил на покрывале консервы и копчёности и поставил на огонь котелок.
-
В своих путешествиях Гулливер посещает Лилипутию и Страну великанов и даже фантастическую Лапуту.
-
Староста деревни не то снова опаздывал на собрание не то просто забыл о нём.
-
Среди встретивших корабль были как расположенные к колонистам так и агрессивно настроенные туземцы.
-
На другой день бабушка проснулась ни свет ни заря.
Ответ: ___________________________.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.
Ответ: ___________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Никогда прежде не приходилось мне видеть, как белка пьёт воду, и (1) надо признаться (2) я сильно сомневался в том, что она пьёт воду (3) именно (4) из ручья.
Ответ: ___________________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.
Ответ: ___________________________.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 20–25
(1) Для большинства животных человек – враг. (2) Человек успешно
конкурировал с животными за пищу, делая одних объектом охоты, других
приручал и заставлял жить исключительно для своей пользы, третьих теснил,
лишая жизненного пространства. (3) Неудержимый рост численности людей
на Земле с фантастической быстротой изменил живое лицо планеты. (4) Для
многих птиц и зверей место под солнцем осталось лишь в заповедниках. (5) К
таким животным относятся слоны, носороги, бизоны, зубры и дикие
буйволы, жирафы, львы, леопарды. (6) Свеча их судьбы продолжает гореть
сейчас лишь при участии человека, осознавшего, что может остаться на
планете в миллиардном одиночестве в до предела опустошенном своим
эгоизмом многоцветном мире природы.
(7) Но некоторые животные приспосабливаются жить в техногенном
мире, мирясь с беспокойством и опасностями, идущими от людей. (8) Малая
часть животных издавна оказалась способной принять покровительство
человека и жить с ним рядом. (9) Вспомним наших друзей: аистов, ласточек,
скворцов, воробьев, а также неприятных соседей, ставших у людей
захребетниками, — мышей, крыс, тараканов.
(10) Многие животные не изменили диким своим привычкам, но
вынуждены мириться с близостью человека и даже льнут к его поселениям,
находя выгоды от соседства. (11) Тут примеров великое множество.
(12) Вороны ранее, сторонясь городов, гнездились где-нибудь в стороне.
(13) Сейчас воронье гнездо в городе — обычное дело.
(14) Лисы никогда не страшились наведываться в деревни. (15) С
ростом городов они селились на их окраинах, а ночами смело посещали
дворы и в центре, промышляя отбросы и истребляя крыс, кроликов.
(16) Лисица у мусорного контейнера — обычная картина для густонаселенной
сегодня Европы.
(17) Если бы не ловили бобров, не стреляли кабанов и лосей, они
перестали бы человека бояться. (18) Лет пятнадцать назад я снимал кабанов
на опушке леса в юго-западном пригороде Москвы, видя при этом торчащий
за горизонтом шпиль Московского университета.(19) Лоси, случалось,
заходили ночами в Москву, неспособные днем из города выбраться.
(20) Сейчас, увы, вблизи от столицы даже следа кабанов и лосей не увидишь.
(21) За десять лет люди всё истребили.
(22) Через запятую перечислим факты, демонстрирующие
приспособленность животных жить вблизи от людей. (23) В Москве и в
заповеднике на Рыбинском водохранилище я фотографировал построенные
из алюминиевой проволоки гнезда ворон. (24) От одного из читателей
«Комсомолки» мы получили снимок: кладка яиц ужей в багажнике
автомобиля. (25) Никогда не удивляют ласточки на проводах. (26) Провода
как будто и подвешены для того, чтобы птицы могли на них отдыхать.
(27) Благодаря привыканию к близости человека сохранилось немало
птиц и зверей. (28) Но некоторые животные соседство наше не переносят и
уходят, если есть куда уходить, или исчезают, если уходить уже некуда.
(29) Для них фатальна даже не смерть, а разрушение среды обитания,
началом которого является «фактор беспокойства». (30)К таким животным
относятся, например, древнейшие птицы наших лесов — глухари.
В. Песков
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
-
Для большинства людей животное – враг.
-
Любое животное может приспособиться к жизни в техногенном обществе, соседствуя с человеком.
-
Благодаря привыканию к близости человека погибло немало птиц и зверей.
-
Многие животные изменили диким своим привычкам, так как вынуждены мириться с близостью человека и даже льнут к его поселениям, находя выгоды от соседства.
-
Для некоторых животных разрушение их среды обитания оказывается фатальным.
Ответ: ___________________________.
21. Какой( -ие) тип( -ы) речи представлен( -ы) в предложениях 7—9?
-
повествование
-
рассуждение
-
описание и повествование
-
описание
-
описание, рассуждение, повествование
Ответ: ___________________________.
22. Из предложений 4-5 выпишите фразеологизм.
Ответ: ___________________________.
23. Среди предложений 22—28 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи противительного союза. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
24. « В. Песков – известный писатель-публицист, который пишет о природе, о необходимости сохранять мир животных, птиц. Для синтаксиса его произведений характерно использование (А) __________ (предложения 5, 9, 15), часто он употребляет (Б) __________ (предложения 7, 12, 18). Иногда в его статьях появляются (В)___________ («захребетниками» в предложении 9), редкие, но оттого еще более значимые (Г) __________ («свеча их судьбы» в предложении 6). Эти средства позволяют передать трепетное отношение автора к живому миру нашей планеты».
Список терминов:
1) эпитет
2) парцелляция
3) ряды однородных членов предложения
4) олицетворение
5) обособленные члены предложения
6) инверсия
7) разговорное слово
8) гипербола
9) метафоры
Ответ:
Б | В | Г | |
|
|
|
|
Часть 2
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.