МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»

Экзаменационный материал

по русскому языку для проведения промежуточной аттестации учащихся 8 класса

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2011

Цель работы: методическая помощь учителям-предметникам в подготовке материалов для промежуточной аттестации учащихся

Основные задачи:

  1. Показать структуру правильного оформления экзаменационного материала

  2. УКАЗАТЬ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРОВЕДЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Пояснительная записка

  Экзаменационная работа по русскому языку в форме теста для 8 класса составлена в соответствии со стандартом учебного материала, пройденного за курс 5-8 класса. Она соответствует учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов. М.: Просвещение, 2006

В соответствии с положением о промежуточной аттестации учащихся, утвержденным приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 03.12.1999г. №1075 (зарегистрирован Минюстом Российской Федерации от 17.02.2000№2114), с изменениями и дополнениями, внесенными в соответствии с приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации № 135 от 21.01.2003г. «Об организации и проведении промежуточной аттестации учащихся 5-8 и 10 классов общеобразовательных учреждений в Российской Федерации», (зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 03.02.2003 г. № 4170), Приказом  Министерства Образования и науки Белгородской области от 07.04.2008г. № 02-282 «Об организации и проведении промежуточной аттестации учащихся 5-8 и 10 классов общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2011 году» освоение содержания учебных программ основной и средней (полной) общеобразовательной школы по предмету «Русский язык» предусматривает промежуточную аттестацию (экзамен по выбору) для 8 класса в форме теста.

      Особенностью организации переводного экзамена является то, что предлагаемые вопросы части 1 и 2 содержат типовые задания, проводимые в форме Государственной итоговой аттестации, что позволит учащимся подготовиться к сдаче выпускного экзамена в 9 классе. Проведение экзамена предусматривается в общем расписании переводных экзаменов в школе.

Основанием для допуска к экзамену является успешное освоение обучающимися требований учебных программ по предмету «Русский язык», показывающих владение учащимися теорией и практикой русского языка за курс 5-8 класса, уровень сформированности речеведческих компетенций, которые позволяют проверить:

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Практическая часть (анализ текста) проверяет уровень практического владения учащимися русским языком и предлагает многоаспектный анализ текста по следующим параметрам:

— композиционно-содержательный анализ текста (определение темы, главной мысли, количество микротем);

— стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к определенному типу речи, выделение характерных языковых средств, стилистических приемов);

— типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

— языковой анализ отдельных элементов текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);

-анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений.

Работа полностью соответствует требованиям рабочей программы учителя и авторской программе по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 год.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЭКСПЕРТА (ПРОВЕРЯЮЩЕГО)

1. Каждое правильно выполненное задание оценивается одним баллом.

2. В каждом задании 1-12, В1, В2 должен быть только один номер ответа. Ответы к заданиям В3 – В8 ученики должны сформулировать самостоятельно

3. 3а всю работу ученик может набрать от 0 до 20 баллов.

4. Вся работа в целом оценивается отметкой по следующей схеме:

Оценка

Количество баллов

«2»

0 — 8 баллов

«3»

9 — 13 баллов

«4»

14 — 17 баллов

«5»

18 — 20 баллов

 Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 1 часа (60 минут). Работа состоит из 2 частей.

Часть 1 включает 12 заданий с выбором ответа (1-12).

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 2 заданий с выбором ответа (В1, В2) и 6 заданий с кратким ответом (В3-В8). Ответы к заданиям В3 – В8 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним баллом. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Экзаменационная работа по русскому языку (тест) для 8 класса

Часть 1. (При выполнении заданий этой части  выберите только один вариант ответа.)

    1. В каком слове есть звук [д]?

1) дебри

2) пятнадцать

3) пруд

4) отбежал

2. В каком ряду во всех словах пропущена не проверяемая ударением корневая гласная И?

1) д…сциплина, б…дон, ижд…вение

2) интелл…генция, ст…пендия, з…мой

3) аккомпан…мент, в…негрет, г…рой

4) пал…садник, б…резка, д…монстрация

3. В каком (-их) предложении(-ях) на месте пропуска в слове пишется Ь?

А) Нужно было представит…ся директору.

Б) Не годит…ся так поступать!

В) Ему надо было высказат…ся.

Г) Если удаст…ся, то спросите его об этом.

1)     А, Г

2)     А, Б, В.

3)     А, В

4)     В, Г

4. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

1)     Пред…стория, от…грать, без…дейный.

2)     Пр…греть, пр…коснуться, пр…зидент

3)     Пр…ступник, непр…ложный, пр…украсить

4)     Пр…ключение, пр…каспийский, пр…красный

5. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1)     (по)громче, (из)далека, (пол)лимона

2)     Неуже(ли), (на)спех, (пол)Москвы

3)     (не)был, (пол)чайной ложки, (трех)цветный

4)     (не)здоровится, (не)навидя, (не)зримый

6. На месте каких цифр в словах пишется НН?

Воща(1)ые пластинки, берестя(2)ые полоски, старательно выровне(3)ые доски, применявшиеся некогда для письма, были непригодны для долговреме(4)ого хранения

1)     1, 3, 4

2)     3, 4

3)     1, 4

4)     4

7. В каком предложении НЕ со словами пишется раздельно?

1)Умей жить и тогда, когда жизнь становится (не)выносимой.

2) Злая старуха всегда (не)долюбливала соседку.

3) Лодка приближалась к тому месту, где (не)защищенное от ветра море кипело и металось во мраке.

4) Где-то среди звезд затерялось меленькое, (не)яркое созвездие Стожары.

8.В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква.

1)     Мысл…щий, намасл…нный, ла…щий

2)     Ненавид…мый, развева…мый, обла…вший

3)     Ве…щий, обла…нный, ненавид…щий

4)     Та…щий (снег), слуша…щий, внима…щий

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)     Она скач…т, они дыш…т, они тащ…т

2)     Около алле…, на станции…, по алле…

3)     По прибытии…, в санатории…, около пустын…

4)     В дом…, на машин…. ,в оппозиции…

10.  Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые.

Ребята(1)взволнованные происходящим(2)долго не могли успокоиться.

Растущие у дома (3)тополя покрылись пухом.

Собрав вещи(4)мы уехали.

1)     1, 2, 3, 4

2)     1,2,4

3)     1, 2, 3

4)     1,4

11.  Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.

Из окна хорошо было (1)видно (2) старый дуб.

Старый дуб(3)видно  (4)снова распустится.

1)     1, 2, 3, 4

2)     3, 4

3)     1, 3

4)     1, 2

12.  Укажите пример с пунктуационной ошибкой.

1)     Все: поля, луга, леса напоминало о доме.

2)     Поля, луга, леса – все напоминало о доме.

3)     Поля, и луга, и леса напоминали о доме.

4)     И поля, и луга, и леса напоминали о доме.

Часть 2. (Прочитайте текст и выполните задания В1 – В 8)

 (1)Красноватые, освещенные солнцем стройные стволы сосен стоят, как колонны какого-то прекрасного здания. (2)В голубом небе, как в прозрачной спокойной воде, купаются темные-зеленые вершины. (3)Под ногами мягкий, чуть скользкий ковер из сухой хвои.(4)Бодрящий сосновый запах вызывает желание глубже дышать, а дальше сосны сменяются густыми елями.(5)Лес темнеет. (6) Вы с трудом пробираетесь между их колкими лапами.

(7)В еловом лесу и сыро, и даже немного мрачно. (8)Зато как радуют взгляд при выходе из ельника сверкающие белизной стволы берез! (9) Легкий ветер пробегает в высоте, и зеленая листва переливается, колышется, шумит, играет. (10)Хорошо в лесу! (11) Но вы больше смотрите вниз, себе под ноги, почти не замечая красот меняющейся растительности . (12) Из вашей корзины виднеются коричневые, красные, желтые шляпки грибов (13) Вам хочется собрать побольше белых ,подосиновиков, рыжиков, груздей. (14)Но где искать те или иные грибы? (15)Если бы вы, срезая гриб, замечали, под каким деревом он рос, то сделали бы интересные выводы.

(16)Под соснами вы нашли рыжики и маслята, под осиной – красные подосиновики, под березами – подберезовики. (17) В молодом ельнике и дубравах – грузди. (18)Белые грибы встречаются под соснами, елями и березами. (19)Но все они разные: то высокие на стройной ножке, то зарытые в мох, круглые как шарики. (20)Иногда вы эти грибы находите под другими деревьями. (21)Но посмотрите хорошенько – и в этом месте, наверное, найдете остатки старых пней или корней деревьев, с которыми «дружны» грибы. (22)Чем вызвана такая «дружба» грибов с деревьями?

(23)Собирая мелкие белые грибы, вы разрывали мох и верхний слой земли и , наверное, заметили, что черный перегной пронизан белыми нитями, образующими под  грибами плотные сплетения, это грибница. (24)Действительно, из-под шляпок старых грибов высыпаются мелкие споры. (25)В этом можно убедиться, положив срезанную шляпку гриба на бумагу, предварительно покрытую клейстером или другим клеем. (26)Через день на бумагу высыплются кружком споры. (27)Под пластинчатыми грибами (сыроежки) споры высыпаются звездой, так же, как расположены пластинки. (28)Из спор во влажной и богатой органическими веществами почве вырастают грибные нити, образующие грибницу.

( По Н. М. Верзилину)

В1. Укажите стиль речи и тип текста

1)     Публицистический стиль, повествование с элементами описания

2)     Художественный стиль, описание

3)     Разговорный стиль, рассуждение

4)     Научный стиль. Описание

В2. Укажите верную характеристику предложения 7.

1)     Простое нераспространенное предложение

2)     Простое распространенное предложение

3)     Неполное предложение

4)     Сложносочиненное предложение

(При выполнении заданий В3 – В7 ответ запишите словами)

В3. Укажите, какой вид связи используется в словосочетании НЕМНОГО МРАЧНО (предложение 7).

В4. Среди предложений 15 – 22 найдите предложение с вводным словом и напишите его номер _________________________________

В5. Назовите вид сказуемого в предложении 7.

_________________________________________________________________

В6. Среди предложений 24 – 28 найдите односоставное безличное предложение, напишите его номер.___________________________________

В7. Из предложения  25 выпишите страдательные причастия.

В8. Какое средство выразительности используется в предложении 1.

1)     Гипербола

2)     Сравнение

3)     Метафора

4)     Антитеза

Список используемой литературы

1. Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании предмета «Русский язык»

в общеобразовательных учреждениях Белгородской области

в 2010-2011 учебном году»

2. Положение о промежуточной аттестации учащихся

3. Сенина, Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 8 класс/ Н.А.Сенина, — Ростов н/Д: «Легион», 2009

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here