Формирование УУД в рамках материала учебника Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой Русский язык, 2 класс.

Знания или умения нужны школьнику в XXI веке?

Причины модернизации образования в России во многом связаны с переменами, происходящими во всем мире. Уровень жизни благодаря научно-техническому прогрессу растет, что порождает спрос на информацию, образование, культуру. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Важнейшей задачей современной системы образования по ФГОС является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.

 Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Я работаю по Образовательной системе «Школа 2100». Вся Образовательная система основывается на деятельностном подходе в обучении. В этом плане мне было проще переходить на новые стандарты, чем учителям, обучающим по традиционной системе. В своей статье я постараюсь проанализировать некоторый материал учебника русского языка, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, с точки зрения формирования у учащихся универсальных учебных действий.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Отработка регулятивных умений начинается с умения сформулировать главную задачу и тему урока, с умения планировать работу на уроке, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника, работать по предложенному учителем плану, а также — осуществление контроля процесса и результатов деятельности.

Осуществление контроля процесса и результатов деятельности можно пронаблюдать при выполнении детьми заданий типа:

  • «А Вова Колесников написал:

Дети собирали ягоды, и пошёл Митя на каток!

  • Какую ошибку допустил Вова?

  • Понял ли он признаки предложения?

  • Вова Колесников выполнил задание. Правильно ли он записал слова в столбики?

кто? что?

Игорь Пушок

Пушок Москва

Житков шило

Очки Шилов

  • Спиши без ошибок.

Осуществления самоконтроля процесса и результатов деятельности при выполнении заданий типа — упр. 231:

  • Послушай слова, которые прочитает учитель.

  • Какую гласную ты бы написал в корне? Почему? Объясни.

Беда, гора, сосна, возить, тигрята, коты, несёт.

  • Запиши слова под диктовку учителя.

  • Обозначь орфограмму.

  • Проверь написанное по учебнику.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). К познавательным УУД относится умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробно пересказывать небольшие тексты.

  Умение применять правила и пользоваться  инструкциями , освоенными закономерностями можно формировать при выполнении заданий типа: 

  • Прочитай.

  • Подбери и запиши в скобках проверочные слова, вставь пропущенные буква.

  • Спиши предложения.

  • Обозначь орфограмму.

По (…) р_ке плывут (…) пл_ты.

В (…) с_ду созрели (…) пл_ды.

Умение ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов.

Задания типа:

  • Прочитай.

  • Спиши, раскрывая скобки. Будь внимателен: отличай друг от друга похожие предлоги и приставки.

  • Подчеркни опасные места в словах и между словами.

(С)крыши (с)бросили снег.

(От)остановки (от)ъехал трамвай.

К информационным познавательным УУД относится понимание и преобразование информации.

  • Задания типа: упр.99

  • Составь предложения из слов. Чтобы правильно изменить слова, задай вопросы:

1) О ком или о чём говорится в предложении? (кто? или что?) 2)Что о нём говорится? (что делает? что сделал?) Какой он? какая? или какие?

  • Запиши предложения.

  • Прочитай получившиеся предложения?

капель, звенит, весенняя

большие, чернеют, сугробы, и, оседают

идёт, весна, весёлая, ранняя

  • А можно поставить слова в предложениях в другом порядке? Прочитай.

  • Как связаны слова в предложениях?

  • Получился ли у тебя текст? Почему? Докажи.

Применение и представление информации — задания, нацеленные на применение полученной информации:

  • применение правила записи буквосочетаний задания типа: упр.165.

  • Прочитай слова.

  • Запиши слова парами по образцу.

  • Обозначь орфограммы.

нож- … морж-…

стриж-… карандаш-…

чиж- … малыш- …

Образец: нож — ножи

  • написание слов с парной согласной — задания типа: упр.243

  • Запиши пары слов по образцу.

  • Обозначь орфограмму.

  • Запомни, как правильно ставится ударение в словах.

Образец: берега – берег.

гербы — рвы-

жемчуга — льды –

склады — лбы —

К знаково-символическим познавательным УУД относится моделирование. Формирование данного универсального учебного действия начинается в период обучения грамоты.

Использование моделирования помогает учащимся определять количество слогов в словах, анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, сформировать навыки звукового анализа и синтеза слов и предложений, отработать навык слогового чтения.

Задания типа — работа над звуковой моделью слова пирог:

  • Что изображено на картинке?

  • Давайте «прохлопаем» слово. Сколько слогов в слове?

  • Начертите модель слова, состоящую из 2 слогов.

  • Поставьте ударение в слове.

  • Произнесите первый слог. Из каких звуков он состоит?(гласный, согласные -звонкие или глухие, твёрдые или мягкие).

  • Цветными фишками укажите звуки первого слога.

Аналогично ведётся работа со вторым слогом.

Таким образом, получилась звуковая модель слова пирог.

К логическим познавательным УУД относятся подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему, под правило; установление причинно-следственных связей: расхождение написания буквы со звуком. 

Например, учащиеся устанавливают связь между местом ударения в слове и значением слова; сменой логического ударения в предложении и изменением смысла предложения; количеством гласных в слове и количеством слогов.

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

К коммуникативным УУД относятся умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Упражнения в учебнике расположены так, что часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями. Поэтому целесообразнее организовывать работу в парах.

Задания типа – упр. 241.

сказы – ска_ призы – при_ молодой – моло_

рассказы – расска_ сюрпризы – сюрпри_ молоток – моло_

пересказы – переска_

  • Работая в паре, рассуждая по алгоритму, определите, какую букву надо писать на конце слова.

  • Дети совещаются, вставляют пропущенные буквы.

  • Записывают пары слов, слов, выделяют орфограмму.

Учащиеся проходят учебный материал намного быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они оказываются не только в роли учеников, но и в роли учителей.

На обобщающих уроках я использую вопросники. Работая в парах, ученики проверяют друг друга, добиваясь правильных и полных ответов. Дети приводят свои примеры. Обычно, спрашивающий ученик  является более подготовленным и уже проверенным учителем. Главное в этой работе – сотрудничество и взаимопомощь. При коллективной форме организации учебного процесса более осознанно формируются умения и навыки выполнения различных заданий.

Проанализировав эффективность коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, сделала вывод, что:

  • уменьшаются дисциплинарные трудности;

  • ученики получают удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

  • меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;

  • растет самокритичность;

  • дети приобретают навыки, необходимые для жизни;

  • возрастает объём усваиваемого материала, глубина его понимания;

  • на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

  • дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

  • возрастает сплоченность класса;

  • дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

  • учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся.

В заключение хотелось бы сказать, что формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель может определить, «как учить», чтобы инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.          

Список использованной литературы:

  1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

  2. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. – М. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here