Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №110»

города Новокузнецка Кемеровской области

Конспект урока по русскому языку в 8 классе

«Употребление односоставных предложений

в текстах художественной литературы»

Автор:

учитель русского языка и литературы

Ильина Наталья Юльевна

г. Новокузнецк

2014

Тип урока: урок повторения и обобщения материала.

Место урока в теме: последний урок в теме «Односоставные предложения». На данном уроке происходит повторение и обобщение изученного материала.

Цели:

образовательная: повторить и обобщить материал по теме «Односоставные предложения».

Развивающая: развивать речь, внимание, логическое мышление, развивать умение сравнивать и делать выводы, творческие способности, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Воспитательная: воспитывать любознательность, настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе, воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы.

Структура урока.

Методы:

  • Словесные, наглядные

  • Проблемно-поисковые

  • Взаимоконтроль, самопроверка.

Приемы: беседа, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос, дифференцированный подход.

Формы: индивидуальные и фронтальные.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

  2. Постановка цели.

а) Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Надеюсь, что он будет для вас интересен и полезен.

б) ─ Откройте тетради, запишите дату, классная работа и тему урока «Обобщение по теме «Односоставные предложения».

-Как вы думаете, какая работа нам предстоит сегодня? Что мы будем делать на уроке?

в) Сегодня на уроке мы будем: закреплять умение различать виды односоставных предложений; совершенствовать умение видеть их в контексте и выделять пунктуационно.

Нам предстоит: узнать о речевой роли односоставных предложений, а также нам предстоит приятная возможность почувствовать, как удается «творить чудеса» писателям и поэтам, а именно Слайд Георгию Семенову и Евгению Нефедову.

Слайд г) Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Николая Рыленкова: «У наших зим особенная прелесть!»

Поэтому все задания будут объединены зимней темой, т. к. за окном сейчас зимняя пора, замечательное время года, когда такая красота вокруг.

Вот-вот появится снег.

I ЭТАП. Но сначала повторим теоретический материал по теме «Односоставные предложения» Предлагаю вашему вниманию так называемые «тонкие вопросы». В ответ на вопрос вы поднимаете сигнальную карточку «ДА» или «НЕТ».

а) «Тонкие вопросы»

  1. Определенно-личные предложения – это односоставные предложения? (ДА)

  2. О.-л. Предложения – это односоставные предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым? (ДА)

  3. Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее? (ДА)

  4. Могут ли быть в неопределенно-личных предложениях подлежащие, выраженные местоимениями в форме 1, 2-го лица? (НЕТ)

  5. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

  6. Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (ДА)

  7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

  8. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (ДА)

  9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (ДА)

  10. Назывные предложения – это двусоставные предложения? (НЕТ)

Молодцы! Почти все ребята ответили на вопросы правильно!! А сейчас вопросы «на засыпку»

б) «Вопросы на засыпку»

1. Слайд О каком из типов односоставных предложений пишет М.В.Ломоносов.

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит»?

Найдите слова, которые говорят о роли односоставных предложений в тексте.

2. Слайд О каком из типов односоставных предложений пишет ученый-лингвист Алексей Матвеевич Пешковский?

«Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное»

Теорию вы знаете неплохо. Теперь проверим теоретические сведения на практике.

V. Дома вы подготовили небольшие поэтические отрывки из наиболее понравившихся зимних стихотворений. Давайте заслушаем несколько отрывков и определим виды односоставных предложений.

А. Блока «Снег да снег…»

Снег да снег. Всю избу замело (личный гл. в безл.зн.).
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены…. (назывные)

И.Бунин

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

В нем есть однос.предл.

Сергей Есенин

Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.

Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Ребята, обратите внимание, как эти стихотворения звучали по-особому, легко? Как вы думаете, почему? (потому что авторы использовали односоставные предложения)

-Обратили ли вы внимание, что назывные предложения используются часто в начале текста? Что это дает?

(Назывные предложения часто начинают текст и помогают представить картины зимних пейзажей)

А безличные предложения какую роль играют? (Безличные предложения выражают внутреннее состояние человека и состояние природы, помогают автору создать особый эмоциональный настрой текста, а также передать неразрывную слитность природы, жизни, окружающего мира с поэзией) .

-Конечно, каждый из вас нашел не менее замечательные отрывки. Мы их соберем и сделаем сборник стихотворений о зиме.

-Вашему вниманию представлены 4 предложения. Прочитайте предложения, запишите их в правильной последовательности. Решите по ходу орфографические и пунктуационные задачи.

Слайд

  1. Из облаков сыплется что(то) серенькое и (не)определенно-холодное: то ли вялый какой(то) дождич..к, то ли мокрый балтийский снеж..к.

  2. Небо наглухо закрыто серыми облаками.

  3. Ра(с,СС)ветает поз..но.

  4. Начало января.

Г.Семенов.

Проверка текста:

  1. Читаем готовый текст (1 человек). Все согласны, что текст составлен правильно?

  2. Какая картина вам представилась? Какое настроение навевает картина? Подчеркните ключевые слова (поздно, наглухо закрыто, сыплется что-то серенькое, холодное), которые передают настроение писателя, читателя.

(Начало января…Неуютно)

Добавьте 1 односоставное предложение, которое бы завершило текст.

(дети читают, отметить наиболее удачные предложения)

  1. Давайте проверим предложенные вам орфографические задачи (1 человек по одному предложению).

  2. Слайд К выделенным словам подберите однокоренные наречия, соответствующие схеме по — ….и . Выполните их морфемный разбор. (по-январски, по-балтийски) Выполним у доски. -2чел.

  3. В каком предложении пропущена запятая? (однор.чл.)

С.р. Выделите грамматические основы предложений в тексте. (самост.). Слайд

  1. Укажите односоставные предложения, определите их тип

(доказать типы односоставных предложений!)

А теперь сделаем взаимопроверку.

-Есть ли спорные ответы?

ФИЗМИНУТКА

Разведите руки в стороны, встаньте на носочки и попытайтесь коснуться руками снежинок. А теперь закроем глаза и послушаем тишину.

Слайд

Сейчас познакомимся с другим текстом. Возможно, оно поднимет вам настроение!

Зима. Январь. Мороз — до слез.

Снега – на шаг не сдвинешься,

Сосульки на ветвях берез,

А солнце – апельсинище!

Во весь накал по вечерам

На небе звезды светятся,

И дым из труб настолько прям,

Как будто сверху свесился.

Одевшись в иней, спят дома,

Чуть льдинка хрустнула…

Я так люблю тебя, зима,

Ты вся такая русская!

Какие картины вы представили?

— Какое настроение вызывает это стихотворение? (весело, красиво)

-Да, действительно, у наших зим – особенная прелесть, как сказал Рыленков.

— Слышите ли вы звуки, видите ли цвета, предметы?

— Как удалось автору передать ощущение радости, услышать и увидеть картины в стихотворении? (односоставные предложения, изобразительно-выразительные средства: метафора (солнце – апельсинище), олицетворения (спят дома, дым свесился), сравнение (И дым из труб настолько прям, Как будто сверху свесился).

— Как вы думаете, как автор назвал это стихотворение? (В январе какой праздник бывает? (Крещение)

— Основная мысль стихотворения (я люблю…)

— Выпишите односоставные предложения, подчеркните грамматические основы и докажите типы односоставных предложений.

-Какова их роль в стихотворении?

-Найдите в тексте стихотворения два осложненных предложения. Давайте их запишем (к доске 2 чел.). Расставим знаки препинания. Выполним синтаксический разбор предложений.

Одевшись в иней, спят дома,

Чуть льдинка хрустнула

-..-.-.-.-.-..-.- _________

(1-повест.невоскл. бессоюзное, сложное — первое предложение-двус..распр.осложн.обособл.обст. 2-двусост.распростр.несложн.)

Я так люблю тебя, зима,

Ты вся такая русская!

(1-повеств., восклиц., бессоюзное сложное, 1предложение-двусост.распр. осложнённое обращением; 2пр.- двусост.распр.).

10. Это замечательное стихотворение настроило нас на творческую работу. Напишите сочинение-миниатюру (описание природы)

Сочинение должно состоять из односоставных предложений.

Слайд

Например.

Зимнее утро. Холодно. Но светит яркое солнце. Красиво разукрасил мороз окна. Деревья одеты в белые шубы. Смотрю на эту чудную картину и сразу вспоминаю Пушкина:

Мороз и солнце! День чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный!

Пора, красавица, проснись!

Чтение сочинений (3 чел.)

— Выполнены ли условия написания миниатюры?

— Какое из сочинений вам особенно понравилось? Чем?

— Какие выводы мы можем сделать, подводя итоги нашей работы?

Односоставные предложения занимают важное место как в художественной, так и в разговорной речи, являются ярким изобразительно-выразительным средством языка.

  1. Рефлексия.

  • Что повторили сегодня?

  • Какой этап урока показался самым интересным?

  • Как вы думаете, над чем еще нужно поработать, чтобы уверенно определять односоставные предложения?

  • Какие открытия вы сделали для себя?

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Литература

1. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [ Баранов М.Т., Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др., научный редактор Н.М. Шанский].- М.: Просвещение, 2011г.-237с.

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9классы.- М.: Просвещение, 2010г

3. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8 класс. М.: Просвещение, 2012.- 128с.4.

4 .Головин, Б.Н. Как говорить правильно[Текст]: Заметки о культуре русской речи.: М.: Высшая школа, 1988

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here