Итоговый контроль по русскому языку № 3 10 класс (по учебнику И. В. Гусаровой)

Вариант 1

Работа с текстом

(1) Пушкин именно в детстве своём и в семье своей прошёл великую литературную школу, большого смысла которая, впрочем, не имела бы, если бы тогда же и там же, то есть дома, не была пройдена другая школа: русской жизни, русского языка и соответственно русского миросозерцания. (2) Учителя у Пушкина с детства были великолепные. (3) У Пушкина была бабушка по матери, Мария Алексеевна Ганнибал, человек чисто русского облика, языка и ума. (4) К тому же всё, что могла говорить и внушать она, обретало насыщенный контекст в самой жизни, ибо летом семья всегда перебиралась в её имение Захарово. (5) Именно бабка первоначально научила будущего поэта русскому чтению и русскому письму. (6) Французскому обучали его образованные французы, но и русскому учили не невежды. (7) Вплоть до Лицея мальчику Пушкину, наряду с Законом Божиим, преподавал русскую словесность священник Мариинского института Александр Иванович Беликов, не только известный проповедник, но и литератор-переводчик. (8) Связи Пушкина с миром народной жизни были с детства многообразны и сложны, как был сложен и сам этот мир. (9) Няня Арина Родионовна недаром стала одним из самых знаменитых образов пушкинского окружения, сделалась как бы символом всех русских нянь. (10) Позднее Пушкин напишет: “Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка”. (11) Очень многие описания русских народных нравов и обычаев не были бы у Пушкина так живы и хороши, если б он не был с детства пропитан рассказами о народной жизни.

(По Н. Скатову)

1) Укажите, какое средство используется для связи предложений 3 и 4. Напишите номер правильного ответа.

1. союз

2. лексический повтор

3. местоимение

2) Укажите способ образования слова ПЕРЕВОДЧИК.

3) Укажите, какой тип подчинительной связи использован в словосочетании научила поэта.

4) Из предложения 8 выпишите все краткие прилагательные.

5) Среди предложений 8-11 найдите СПП с придаточным условия. Напишите номер этого предложения.

6) Из предложения 9 выпишите наречие.

7) Из предложения 4 выпишите слова, с помощью которых придаточные предложения присоединяются к главному.

8) Среди предложений 1-3 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Практикум

  1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется НН? 

1. Забронирова…ый номер, рифмова…ые строки, короткая моще…ая дорога

2. Разочарова…ый посетитель, договоры заключе…ы, аккумуляторы заряже…ы

3. Проштампова..ое письмо, жаре…ая «Любительская» колбаса, грядки ухоже…ы

4. Фальсифицирова…ый товар, цивилизова…ое общество, разлинова…ая бумага

2) В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»?

1. Законы природы неизме..ы.

2. Окно было завеше..о тёмной тканью, и в комнате стоял полумрак.

3. Вадим считал, что сестра слишком ветре..а, чтобы поручить ей серьёзное дело.

4. Иные говорят мудрё..о, а мысли скудные. 

 

  1. В каких предложениях необходимо поставить дефис? Укажите номера этих предложений.

  1. От полка спасибо наше вам за сына храбреца.

  2. Город Симбирск жил собственными противоречиями.

  3. Красавец мужчина картинно помахивал газетой.

  4. Река Москва необычайно красива.

  5. Ученый биолог сделал важное открытие.

  6. У девочек подростков много проблем возникает в общении с родителями.

  7. Это не просто собака, это собака актриса.

  8. Художника Петрова призвали в армию на второй год войны.

  9. Порхает бабочка лимонница.

  10. Искусник повар приготовил восхитительное блюдо.

4) В каком предложении на месте пропуска не следует ставить тире?

  1. Солотча _ извилистая неглубокая река.

  2. Белый медведь _ крупнейший на планете наземный хищник.

  3. Он _ известный журналист и переводчик.

  4. Высота нашего дома _ пятнадцать метров

Итоговый контроль по русскому языку № 3 10 класс (по учебнику И. В. Гусаровой)

Вариант 2

Работа с текстом

(1) Пожалуй, ни в одном из художественных миров 20 века так не стянуты в новое единство трагическая и смеховая традиции национальной культуры, как у Платонова. (2) Трагическое и комическое – это родные сёстры, некое множественное тождество самого искорёженного мира. (3) Своеобразной “смеховой работой” Платонов нагружает почти всех своих героев. (4) В диалогах, что организуют эти герои, в буквальном смысле искрится юмор народного языка, переваривающий в своей стихии глобальные мировоззренческие идеологии 20 века, превращая их в шлак. (5) Юмор – в самом языке, в соединении совершенно различных лексических и синтаксических его пластов, стилей.

(6) Герои Платонова боятся говорить, ибо, как только они прерывают более естественное для них молчание, они сразу попадают в стихию шутовского сказа, гротеска, перевёрнутости и абсурда. (7) Наложение комизма сюжета вызывает двойной эффект. (8) Нам не только смешно и жалко, но чаще – страшно, больно от этой логики, выражающей фантасмагоричность самой жизни. (9) Мир как событие своеобразно фиксируется на уровне фразы, абзаца, главы. (10) Любимая синтаксическая конструкция Платонова – сложноподчинённое предложение с избыточным употреблением союзов “потому что”, “чтобы”, “так как”, “дабы”.

(По Г. Красухину)

  1. Укажите способ образования слова множественное из предложения 2.

  2. В первом абзаце укажите номер предложения с вводным словом.

  3. Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с одним придаточным- определительным. Напишите номер этого предложения.

  4. Из предложения 7 выпишите словосочетание с подчинительной связью согласование.

5) Укажите, какое средство выразительности используется в предложении 4. Напишите номер правильного ответа.

1. Сравнение

2. Ряды однородных членов

3. Развёрнутая метафора

4. Синонимы

6) Найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

7) Укажите тип сказуемого в предложении 10.

8) Укажите, сколько грамматических основ в предложении 10.

Практикум

  1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Н? 


1. Варе…ое кури..ое яйцо, лебеди…ая песня, необоснова…ый вывод

2. Золоче…ые мастером, ложки, воще…ый блестящий пол, соловьи…ые трели

3. Серебря..ая луна, вяле…ая душистая рыба, кожа…ая куртка

4. Ледя…ой взгляд, участие заявле…о, привяза…ая лошадь

  1. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется одна буква Н»?

  1. Рожде…ые в неволе медвежата легко поддавались дрессировке.

  2. Полирова…ая мебель красива, но непрактична

  3. Золоче…ый купол колокольни Ивана Великого виден издалека.

  4. На глиня…ых дощечках, покрытых воском, писали заостренными палочками 

  1. В каких предложениях необходимо поставить дефис? Укажите номера этих предложений.

 

1. В ничтожном художник создатель так же велик, как и в великом.

2. Посередине мостовой шла группа солдат сапёров.

3.  Воробей сторож невозмутим.

4. Сердце камень тревогам закрыто.

5. Металлическую трубу антенну монтируют сейчас на земле.

6. Город Симбирск жил собственными противоречиями.

7. В молодости я жил с матерью старушкой в ветхой закопчённой избушке.

8.  На полпути было большое село Ровное.

9. Капризница мода, она прихотлива.

10. Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался.

4) В каком предложении на месте пропуска следует ставить тире?  

  1. Лень_ и есть лень, слабость и есть слабость (Чехов).

  2. Моя солдатская шинель_ как печать отвержения (Лермонтов).

  3. Природа_ не храм, а мастерская, и человек в ней работник (Тургенев).

  4. Самые счастливые люди_ невежды, а слава удача (Лермонтов).

Итоговый контроль по русскому языку № 3 10 класс (по учебнику И. В. Гусаровой)

Вариант 3

Работа с текстом

(1) Горький написал свою пьесу не о босяках. (2) Мир ночлежки при всей кажущейся натуральности быта всё-таки очень условен. (3) Физиологией там и не пахнет. (4) Пьеса Максима Горького отразила действительность в форме философской, не бытовой драмы. (5) Вот, кстати, главная причина её столь долгой жизни в театре на разных сценах мира. (6) Вслед за другими московскими театрами “Современник” разрушает сложившуюся в 30-х годах школьную концепцию “утешительства” Луки и резкого противопоставления его Сатину. (7) Странник Лука в исполнении Игоря Кваши – идейный и нравственный центр спектакля. (8) От него исходят прямые нити в нашу современность. (9) Герой Кваши воплощает традицию народной нравственности, закреплённую в устойчивых идеалах и обычаях поведения перед лицом человеческого несчастья, подлости, разложения. (10) Можно без преувеличения сказать, что за Лукой – Россия, он её кровная, неотторжимая часть. (11) Те, кто “на дне”, из России выпали. (12) В этом духовный смысл драмы. (13) Сохранить в себе человеческое, несмотря ни на что выстоять в жестоких обстоятельствах – вот чему, в сущности, учит Лука не столько словами, сколько самим фактом своего существования. (14) Быть человеком – самой трудное дело на свете. (15) Его успех в равной мере зависит и от внешней жизни, и от внешней жизни, и от нас самих. (16) Центральные образы спектакля несут эту простую и вечную мысль, но каждый из них делает это по-своему. (По Е. Сидорову)

1. Среди предложений 5-8 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью местоимения. Укажите его номер.

2. Укажите способ образования прилагательного человеческое.

3. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

4. Среди предложений 1–8 найдите простое безличное предложение. Укажите его номер.

5. Среди предложений 3-8 найдите простое предложение с необособленным определением, выраженным причастным оборотом.

6. Среди предложений 11-16 найдите сложносочиненное предложение. Укажите его номер.

7. Среди предложений 4-9 найдите простое предложение с составным именным сказуемым. Укажите номер этого предложения.

8. Среди предложений 1-9 найдите простое предложение с вводным словом. Укажите номер этого предложения.

Практикум

  1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Н? 

1. непроше…ый гость, соловьи…ая песня, слое…ый пирог

2. крупные моче…ые яблоки, ю…ое создание, сожже…ое письмо

3. люди не обуче…ы, голуби…ое яйцо, квалифицирова..ые сотрудники

4. вещь прода…а, неписа…ый закон, патентова…ые изделия


2) Укажите верное объяснение написания выделенного слова. Влажные полосы тумана стали медле..о отступать в низины.

1. Пишутся две буквы НН, так как это наречие образовано от прилагательного медленный, в котором пишутся две буквы НН.

2. Пишется одна буква Н, так как это краткая форма причастия, образованного от глагола медлить.

3. Пишется одна буква Н, так как это причастие без пояснительных слов.

4. Пишутся две буквы НН, так как это прилагательное, а не причастие; в кратком прилагательном сохраняется написание -НН-.

3) В каких предложениях необходимо поставить дефис? Укажите номера этих предложений.

1. К нему нередко приезжали таинственные люди, они все держались, как актеры трагики, которым случайно приходилось играть роли простаков.

2. Но и в светлый день победы вспомним, братцы, за беседой про солдата сироту.

3. В окна беззаботно входил бродяга ветер.

4. Сидят на курганах орлы степняки.

5. Пусть реки есть мощней намного, но Волга матушка одна.

6. Композитор Эдгар Григ проводил осень в лесах около города Бергена.

7. Вблизи древнего русского города Переславля-Залесского, на красивом холме расположена усадьба Ботик, где хранится ботик Петра.

8. Лось прыгнул из осинника и, выбрасывая вперёд длинные ноги ходули, помчался легко по вязкому болоту, как мчится по сухой тропинке заяц русак.

9. Ещё очень красива бывает сухая берёза, вся сплошь покрытая сетями пауков охотников.

10.  Возможно, далёкие наши азиатские предки кочевники гибли от скорпионов.

  1. В каком предложении на месте пропуска не следует ставить тире?

  1. Скажи мне, кто_твой друг,  и я скажу, кто_ ты.

  2. Готовиться к экзаменам _ не так просто. 

  3. Проиграть сейчас _ глупо.

  4. Как это тяжело _ слушать о твоих «подвигах».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here