Чтение. 2 класс.
(Умеренная и тяжелая умственная отсталость, сложная структура дефекта)
ГБОУ СО «СКШ №69» 8 вид, г. Лесной Учитель: Пуговкина О.В.
Тема: Согласный звук [ш]. буква Ш, ш.. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Ш,ш. (1 урок)
Цель: Познакомить буквой Ш, обозначающей согласный звук [ш].
Учить читать слоги с буквой Ш, обозначающей согласный звук [ш].
Задачи: 1. * Совершенствование умения правильно произносить звук [ш],
слышать его в слове.
* Совершенствование умения отличать звук [ш] от других речевых звуков
(по характеристике).
* Совершенствование зрительного образа буквы Ш, ш, как письменное
обозначение согласного звука [ш].
* Совершенствование умения отличать по образу букву Ш, ш от других букв.
* Формирование умения читать слоги с данной буквой.
2. * Развитие фонематического слуха.
* Развитие звуковой, произносительной стороны речи, техники чтения слогов с
буквой Ш.
* Развитие экспрессивной речи.
3. Воспитание учебных навыков и умений:
* слушать учителя,
* выполнять задания по одно, двухступенчатой инструкции.
Воспитание интереса к чтению, как к способу узнать новое интересное.
Оборудование:
1. Демонстрационная касса букв, индивидуальный набор изученных букв.
2. Предметные картинки: Шапка, шарфик, шарик, шишка.
3. Индивидуальные карточки с буквами
А о Ш у с М ы а ш Х т ф О
4. Индивидуальная и демонстрационная карточка со столбиком гласных букв (А, О, У).
5. Демонстрационные слоги с буквой Ш, ш (аш, ош, уш, ша, шо, шу, Ша, ШО, ШУ).
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
— Сядет тот, кто скажет как я слово (при произношении выделяется звук [ш]):
шум, каша, мешок, мышь, кошка.
2. Сообщение темы и целей урока.
— Какой звук выделили в каждом слове?
— Сегодня повторим все, что знаем о звуке [ш], и будем учиться читать слоги с буквой
Ш, ш.
3. Артикуляционная гимнастика.
— Готовим ротик язычок к работе, правильному произнесению звуков.
* «Снежинка» (дутее на язык, края которого загнуты вверх)
* «Окошко» (удерживание открытого и закрытого рта под счет)
* «Рупор» (удерживание вытянутых губ в виде рупора под счет)
* «Испекли мы вкусный блин» (удерживание языка распластанным пя-пя-пя-пя)
* «Чашечка» (удерживание языка загнутым вверх передним и боковыми краями некоторое
время)
— Для чего мы выполняли эти упражнения?
4. Работа по теме урока.
* Рассматривание предметных картинок, выделение первого звука в словах ([ш]):
шапка, шарфик, шарик, шишка.
— Рассмотрите картинки. Что нарисовано на них? (шапка, шарфик, шарик, шишка)
— Произнесем эти слова и выделим первый звук.
— Какой звук выделили? ([Ш])
— Произнесем его вместе.
— Какой это звук: согласный или гласный?
Если дети не ответили провести работу:
— Произнесем звук [Ш] и посмотрим, что мешает (создает
преграду) для прохождения воздуха изо рта.
— Что мешает воздуху выйти изо рта? (Зубы)
— Если есть преграда при произнесении звука, значит это
какой звук? (Согласный)
* Работа с демонстрационной кассой букв.
— Какой звук произносили? ([Ш])
— Какой буквой он обозначается?
— Покажите букву Ш в большой кассе.
* Работа на индивидуальных карточках.
А о Ш у с М ы а ш Х т ф О
— Обведите в кружок букву Ш.
— Сосчитайте сколько букв Ш вы обвели.
— Чему учились?
* Чтение слогов
— Сейчас будем учиться читать слоги с буквой Ш.
а а
о
Ш о Ш
у у
— Чему учились?
Физминутка
— С какой буквой мы работаем на уроке?
— Найдите ее среди ваших букв.
* Чтение по индивидуальным карточкам (гласные).
— Возьмите карточки с буквами.
— Посмотрите, какие буквы написаны? Назовите и покажите. (Дети называют и показывают по карточке буквы А, О, У).
— Сейчас будем учиться читать слоги с буквой Ш.
— Возьмите и положите букву Ш после А.
— Прочитаем слог (все вместе, индивидуально).
— Возьмите и положите букву Ш перед буквой А.
— Прочитаем слог (все вместе, индивидуально).
Аналогичная работа по прочтению слогов с буквами О, У.
— Чему учились?
* Чтение по демонстрационным карточкам (слоги с буквой Ш, ш).
— Продолжим учиться читать слоги с буквой Ш
(дети — совместно, индивидуально, цепочкой;
слоги — по порядку, в рассыпную)
ша
Аш
шу
шо
аш
уш
ош
Ош
Уш
— Чему учились?
* Игра «Найди слог»
(учитель называет слог, дети ищут карточку, на которой этот слог напечатан)
— Чему учились?
5. Итог.
— С какой буквой работали сегодня на уроке?
— Чему учились?
— Чему научился … ? (индивидуально каждому)