Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Калининского района Тверской области

Конкурс по русскому языку

«Знатоки Русской словесности»

для учащихся 4 класса

)

Работу подготовила: Конькова Елена Федоровна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОУ «Рождественская СОШ»

Конкурс по русскому языку

«Знатоки Русской словесности»

Участники: ученики 4 класса

Цель:

1.Создать условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечения их личностной самореализации в командной игре.

2. Выявление специалистов номинации «Грамотей» через специальные задания.

Задачи: 1) Формирование устойчивого интереса к урокам русского языка, самосовершенствования учащихся;

2)применение социо – культурных коммуникаций в групповой работе.

3) развитие речи, творчества, внимания.

Оборудование: жетоны двух цветов для организации групп; карточки с заданиями; бумага и ручки; карта «Академгородка»; значки «Грамотей» 1, 2, 3 степени для награждения специалистов.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Сообщение цели и темы конкурса.

Сегодня в Академгородке будут работать две группы младших научных сотрудников, которым Ученый Совет Академгородка прислал пакет с заданиями. Академгородок состоит из восьми научно — исследовательских центров: «Каллиграфия», «Орфография», «Фонетика», «Словообразование», «Морфология», «Лексика», «Пунктуация», «Синтаксис». Каждый из этих центров прислал вам задания с целью выявить специалистов, овладевших знаниями при изучении различных разделов русского языка. Значит, всего восемь пакетов с заданиями. Если участники групп выполнят правильно все задания, им будут присвоены специальности 1, 2, 3 степени номинации «Грамотей».

3. Распределение игроков команд. Выбор капитанов.

1) «КАЛЛИГРАФИЯ»

Задание.

Разгадайте ребусы и запишите отгадку каллиграфически.

Подчеркните в слове – отгадке орфограмму слабой позиции, объясните её написание.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Оценивается:

  • быстрота выполнения задания –,

  • правильность — по 2 б за слово = 4б.

Всего: 6 б.

Регламент: 3 мин.

,,,

+

2) «ОРФОГРАФИЯ»

Ученик написал диктант и допустил в нём ошибки. Проверьте диктант и исправьте ошибки.

Наступил актябрь. Диревья давно скинули кросивый нарят. Пусто стало в лесу. Лества кавром лежыт под нагами. Ягодные кустики стоят без листьев и пладов. Но до земы ещё далеко.

Оценивается:

  • быстрота выполнения задания –,

  • правильность — по 0,5 б за исправленную ошибку = 5б.

Всего: 7 б.

Регламент: 3 мин.

3) «ФОНЕТИКА»

Задание.

Прочитайте слово «тир» — [т’ и р] . Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе:

Жили – были старик со старухой.

[т’] — _______раз

[ и] — _______ раз

[ р] — _______ раз.

Оценивается:

  • быстрота выполнения задания –,

  • правильность — по 1 б за каждый звук = 3б.

Всего: 5 б.

Регламент: 3 мин.

4) «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

Задание.

В каждой группе однокоренных слов — «родственников» есть одно «чужое» слово. Это сорняк, но он внешне похож на остальные слова! Ваша задача – отыскать и «вырвать сорняк с корнем», т.е. выделить корень во всех словах, а сорняк подчеркнуть.

Морской, море, мореплаватель, уморился, заморский.

Кривой, окриветь, креветка, скривиться.

Помешал, мешать, помехи, помещение.

Головной, головка, уголок, изголовье, подголовник.

Водник, водяной, водитель, водолечебница.

Оценивается:

  • быстрота выполнения задания – 4 б,

  • правильность — ( по 0, 5б.за каждое слово = 11 б.)

Всего: 15 б.

Регламент: 4 мин.

5) «МОРФОЛОГИЯ»

Вы, ребята, знаете, что у каждого слова есть своя работа. Одни слова обозначают предметы, другие – действие предмета или процесс, третьи – признаки предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется Части речи.

А теперь задание. Распределите данные ниже слова по частям речи. Какие части речи вы ещё обнаружили? Запишите эти слова и укажите в пустом столбике, к какой части речи они относятся.

Поёт, под, мелкий, зима, улыбаются, лес, на, зайцы, мохнатый, яркое, аукает, солнце, баюкает, жалеет, из, пёстрый.

имя

существительное

имя

прилагательное

глагол

Прочитайте ещё раз слова и самые внимательные смогут прочесть спрятанную поэтическую строчку из стихотворения С.Есенина о зиме. Если вам это удалось, запишите её:

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Оценивается:

  • быстрота выполнения задания –,

  • правильность — по 1 б за слово = 8 б.

Всего: 12 б.

Регламент: 4 мин.

6) «ЛЕКСИКА»

Заполните кроссворд, подобрав синонимы, и вы прочитаете центральное слово кроссворда:

  1. глядеть — …; 2) буря на море — …; 3) азбука — …; 4) умолять — …; 5) отчизна — …; 6) наседка — …; 7) ненастный (день) — …

7

 

 

6

 

 

 

2

4

5

 

 

1

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивается:

  • быстрота выполнения задания –,

  • правильность — 7б.

Всего: 9 б.

Регламент: 2мин.

7) «ПУНКТУАЦИЯ»

Наверняка вы слышали о литературном герое, которому предстояло поставить знаки препинания в высказывании: «Казнить нельзя помиловать».

Как же правильно поставить запятую, ведь от этого зависит жизнь человека. О чём это говорит? Знаки препинания усиливают значение сказанного и помогут вам правильно выразить то, о чём вы хотите сообщить. Попробуйте сами поставить знаки препинания в высказывании:

Казнить нельзя помиловать

Получилось? А теперь расставьте знаки препинания в следующем высказывании:

Овражки ползут во все стороны прорезают поля подступают к селениям размывают улицы уничтожают дороги.

Оценивается:

  • быстрота выполнения задания – 1 б

  • правильность — по 0,5б.за пунктуацию = 3 б.

Всего: 4 б.

Регламент: 2мин.

8) «СИНТАКСИС»

«Собери пословицы».

У каждой команды конверт, в котором находится комплект карточек со словами. Задача участников собрать из слов три пословицы. Кто соберет раньше, считается победителем и получит дополнительные баллы.

А) Маленькое дело лучше большого безделья.

Б) Любишь кататься, люби и саночки возить.

В) Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

Оценивается:

  • быстрота выполнения задания – 1 б,

  • правильность — по 1 б за пословицу = 3 б.

Всего: 4 б.

Регламент: 2мин.

Таблица командного зачета.

Научно – исследовательский центр

1 команда

2 команда

I. КАЛЛИГРАФИЯ

II. ФОНЕТИКА

III. ОРФОГРАФИЯ

IV. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

V. МОРФОЛОГИЯ

VI. ЛЕКСИКА

VII. ПУНКТУАЦИЯ

VIII. СИНТАКСИС

ИТОГО:

Подведение итогов конкурса и заполнение Листа самооценки

Лист самооценки ученика_________________________

Моё участие

Оценка

Моя оценка

Я активно участвовал в командной игре

5 баллов

Я старался помочь своей команде, но у меня не все получалось

4 балла

Я хотел, но не смог помочь своей команде

3 балла

Награждение специалистов значками «Грамотей» 1, 2, 3 степени.

Список используемой литературы.

1.В помощь учителю начальных классов. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе. Изд. «Учитель», В., 2009

2. Мастер – класс учителя русского языка. Изд. «Глобус», М., 2009

3.Творческая мастерская учителя. Русский язык. Словарная работа на уроках. Изд. «Учитель», В., 2009

Список использованных Интернет — ресурсов

1.www.webpark.ru/commeht/62008

2.www.phpushkinskoe.ru

3. http://images.yandex.ru/yandsearch

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here