Урок русского языка в 3 «Б» классе по теме
«Обобщение знаний о глаголе»
«Отечество нам Царское Село»
Образовательные цели: закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи.
Развивающие цели: развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке, активизировать познавательную деятельность, обогащать словарный запас учащихся, развитие творческого совместного труда;
Воспитательные цели: воспитывать любовь к родному городу; интерес к предмету; умение работать в парах.
Ход урока:
Действия учителя | Действия учеников | |||||||||||||||||
| Проверьте готовность к уроку. Настройтесь на работу. | Проверяют рабочие места. | ||||||||||||||||
| Сегодня мы заканчиваем тему «Глагол». Чтобы вы смогли проверить свои знания об этой части речи, я приготовила вам задания, которые связаны с нашими занятиями по краеведению. Будем выполнять их и заполнять «паспорт глагола».
| |||||||||||||||||
| Послушайте стихотворные строки.
— Кому принадлежат эти стихи? — Где в нашем городе мы можем их прочесть? — Найдите глагол в первой строчке четверостишья. – По какому признаку узнали глагол?
— В каком смысле прямом или переносном употреблен глагол «бросить»? Какие еще глаголы могут быть использованы в переносном смысле? — Какие имена, кроме Царского Села носил наш город?). Какую дату считают датой основания города?
| Читает подготовленный ученик: Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. А.С. Пушкину В Лицейском саду
Ни бросила Запись в паспорт глагола: Обозначает действие, отвечает на вопрос «что делать?»
идти, бить, стоять, кипеть
Саарская мыза, Сарское село, Детское село, Пушкин 24.06.1710 | ||||||||||||||||
| Прогуляемся по местам памяти Пушкина. Задание №1. Вставьте пропущенные глаголы. Памятник Пушкину работы Роберта Баха ______________ в лицейском саду. На чугунной скамье с узорной спинкой ____________ юный лицеист. (сидит, поставили). Измените число и время этих глаголов, запишите их. Проверка. Вывод: как изменяются глаголы. | Рассказы детей о трех памятниках поэту: бронзовом бюсте на вокзале, памятнике возле Египетских ворот и в Лицейском саду. Сидит (ед.ч,.н.в.) – посидят (мн.ч., б.в.) Поставили (мн.ч.п.в.) – ставит (ед. ч., н.в.) Запись в паспорт глагола: Число единственное и множественное. Время – наст., прош., буд. | ||||||||||||||||
| Задание №2. Вставьте пропущенные глаголы (устно). Месяц под косой _____________, А во лбу звезда _____________. Запишите эти глаголы, изменив время на прошедшее. Как образуются глаголы прошедшего времени? Как надо изменить глаголы, чтобы они подходили по смыслу? -Как изменяются глаголы ед.ч. прош.вр.? -Что вы можете сказать об этих глаголах? — Из какой сказки эти строки? — Где А.С. Пушкин сочинил «Сказку о царе Салтане»? |
Блестит, горит.
С помощью суффикса –л-.
По родам (блестел, горела) Вывод: по родам. синонимы Из «Сказки о царе Салтане» В нашем городе, когда гостил на даче Китаева | ||||||||||||||||
Физкультминутка.
| Мы вспомнили глаголы синонимы, а сейчас поговорим об антонимах. Я называю действие, а вы выполняете противоположные действия. — Стойте! — Бегите! — Откройте глаза! — Закройте глаза! — Опустите руки! — Поднимите руки! — Присядьте! — Встаньте! | Ученики выполняют действия, противоположные названным учителем. Ученики бегут на месте. Останавливаются. Закрывают глаза. Открывают глаза. Поднимают руки. Опускают руки. Подпрыгивают. Присаживаются на свое место. | ||||||||||||||||
| Послушайте отрывок из стихотворения Веры Инбер. Мы слово «Пушкин» говорим И видим пред собой поэта, Который родиной любим, Как солнце, как источник света. Мы слово «Пушкин» говорим И видим город пред собою; Он снова наш, опять над ним Сияет небо голубое. Мы слово «Пушкин» говорим, Поэт ли, город — мы не знаем. Душой мы с первым и вторым, Мы их в одно соединяем. — Какие глаголы чаще других повторяются в стихотворении? Поставьте их в неопределенную форму. Задание №3. Придумайте свое предложение о нашем городе, используя эти глаголы. — По каким признакам измените глаголы, чтобы они согласовались с другими словами в предложении? Послушаем несколько предложений. Сделайте разбор предложения. — Каким членом предложения является глагол? Запишем последний факт в паспорт. | Слушают стихотворение.
Говорим, видим, любим. Говорить, видеть, любить.
По числам, временам и родам.
Зачитывают по желанию.
Сказуемым. | ||||||||||||||||
| Посмотрим в паспорт глагола и еще раз повторим признаки глагола. Я надеюсь, что это «документ» поможет вам в четвертом классе продолжить изучение этой части речи. Открою вам секрет: мы еще не знаем многих фактов его биографии. — Какую роль играет глагол в нашей речи? Игра «Кто последний»: по очереди называете глаголы, тот кто назовет последним – победитель. Оцените свою работу на уроке по пяти пунктам. | По очереди зачитывают признаки глагола.
Глагол обогащает нашу речь действиями.
Называют глаголы.
Оценивают на листе самооценки:
| ||||||||||||||||
| Придумайте и запишите небольшой рассказ о городе Пушкин. |
|