Такмакова Надежда Михайловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа №45 им.Д.И.Блынского г.Орла, г.Орел
Технологическая карта урока
Предмет | Обучение грамоте | |
| Класс | 1 |
| Базовый учебник | «Азбука», 1 класс, В.Г.Горецкий |
| Тема урока | « Буква щ, звук щ» |
| Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.) | Открытие новых знаний (Изучение нового материала) |
| Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные) | Цели и задачи: актуализировать знания детей о необходимости изучения букв. Составить план действий по изучению строчной буквы щ. Познакомить с согласным звуком [щ], буквами Щ, щ. Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения. отрабатывать навык звукового анализа слов. Развивать речь, внимание. Воспитывать интерес к чтению. |
| Материалы и оборудование: | В. Г. Горецкий «Азбука» 2 часть, Наборное полотно с буквами, схемами, иллюстрация к букве щ, наглядный материал для повторения, разноцветные снежинки для рефлексии.
|
Структура и ход урока
Деятельность учителя (включая задания для учащихся)
| Деятельность учащихся | |
1. Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация знаний
3.Самоопределение к деятельности. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Реализация построенного проекта
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
8. Рефлексия. | — Снег порхает и сверкает в золотом сиянье дня, Словно пухом устилает все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок. Начинаем наш урок — Как тихо падает снег, так же тихо сядьте и вы
— Посмотрите, сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила. Давайте поможем снежинкам опуститься на нужную крышу. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу. Какие на синюю, а какие на зелёную. -Какие снежинки опустились на красную крышу? (С буквами а, у, я, ю – обозначают гласные звуки) -Какие снежинки особенные? Почему?
— Какие снежинки упали на домик с синей крышей?
— Какие снежинки легли на домик с зелёной крышей
— Чем отличаются гласные звуки от согласных?
— Ребята , а мы не все снежинки собрали! Посмотрите, куда одна снежинка залетела. Поэтому мы её не заметили. Поможем и ей опуститься на одну из крыш?
— Так что же нам делать?
-Кто догадался, какой у нас сегодня урок? — Какие цели мы перед собой поставим?
— Откройте учебник на странице 62. Рассмотрите иллюстрацию к известной сказке. Кто помнит, как она называется? — А кто написал эту сказку? — Кто герои этой сказки? В какое время года происходили события?
— Наш герой Емеля, взял вёдра и отправился за водой к проруби. Прорубь это отверстие, вырубленное во льду реки или озера. Зачерпнул Емеля воду и увидел в ведре щуку! — Я тоже вам предлагаю попробовать поймать щуку. Все встаём около своих парт. — Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу. Вот она какая, Славная, большая! Щука плавает кругами, Щука щёлкает зубами. Ну и зубы, как пила! Где такие ты взяла?
— Взмолилась щука и попросила Емелю отпустить её, пообещав исполнить все его желания. И Емеля отпустил её. — Давайте хором скажем, какую рыбу поймал Емеля. Сколько слогов в этом слове? Поставим ударение. Какой первый слог? Из каких звуков он состоит? Составим схему на доске. — Какой в этом слове первый звук? Попробуем его охарактеризовать. — Гласный или согласный? Почему? — Звонкий или глухой? Проверим. — Мягкий или твердый? Произнесем его еще раз. На что он похож? Значит он какой? Какой еще звук похож на шипение? Чем они отличаются?
Мы уже знакомы с одним звуком, который согласный, глухой и всегда мягкий? -А сейчас потренируем свое умение слышать в слове новый звук. Встали. Если слышим новый звук, хлопаем в ладоши и приседаем. Щека, честный, жизнь, ящик, туча, роща, шепот. Молодцы! Садитесь. Мы познакомились со звуком Щ. Как вы думаете, что мы теперь должны сделать? Мы будем обозначать его такой буквой. ( Иллюстрация с буквой Щ щ.) -Кто знает как правильно эта буква называется? На что похожа буква ща? -На расческу ща похожа. Три зубца всего? Ну что же.
— Буква ща поможет нам Чистить зубы по утрам.
-Чух, чух! Паровозик ждет нового пассажира. В какой вагон билет у этого пассажира?
Откроем тетради и напечатаем в них новые буквы заглавную и строчную. Скажите, зачем нам нужны две буквы? Сколько клеточек они займут? Напишем по 3 буквы, остальные допишите дома.
Посмотрите на стр.63 в красной рамке еще одна рыбка. Кто знает, как она называется? Произнесем хором. В какой позиции стоит звук щ? Выложим это слово и его схему на доске. Как произносится звук? Нужен ли мягкий знак?
Давайте дадим ему характеристику. Прочитаем слоги в красной рамочке.
Прочитаем столбики слов (в какой позиции стоит новый звук). Найдите уже изученную нами орфограмму. С какими гласными буквами не дружит буква ч? Посмотрите внимательно на эти слова. Встретите ли вы эти гласные рядом с щ?
Я расскажу вам историю про эти буквы, и вы сами поймете, почему они не дружат.
Стали как то раз буквы щ, ч, а, я, у, ю в прятки играть. А, я, у, ю спрятались. А ч и щ их искали. Нашли они буквы а и у, а я и ю никак найти не могут. Смотрят, а те дома сидят и чай пьют с пирожками. Обиделись на них буквы ч и щ. С тех пор у них и дружба врозь. — Давайте дополним уже известное нам правило на правописание слогов ча и чу.
— Посмотрите на иллюстрацию на этой странице. Там уже знакомые нам герои. Кто это? — Что у щуки в зубах? — Где стоит новый звук? — Дадим ему характеристику. — Послушайте стихотворение про щуку. (Читает учитель.) — Что проглотила щука? — О чём она думает? — Какой вам представляется эта щука? — Читаем стихотворение в наушниках(жужжащее чтение) и считаем, сколько слов с буквой щ вам встретится. Чтение вслух по цепочке
Составить схему слова щётка. — Где стоит новый звук? Дадим ему характеристику. Проверка по эталону на доске.
— Какие цели мы перед собой ставили? Достигли ли мы этих целей? — С каким новым звуком мы познакомились? Дадим ему характеристику.
— Ну, а наш урок подошёл к концу, и я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью снежинок. Если урок вам понравился, и вам было легко и понятно, возьмите и повесьте на доску синюю снежинку; если иногда вы встречали затруднения – зелёную; если вам было сложно и ничего не понятно – розовую.
— Вы все молодцы! Похлопаем себе за работу! Спасибо вам за урок! |
Учащиеся садятся за парты.
У доски три ученика по числу домиков с красной, синей и зелёной крышей. Они выбирают снежинки с буквами, каждый для своей крыши -На красную крышу легли снежинки с буквами а, у, я, ю -С буквами ю, я, которые указывают на мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука
— С буквами ж, ш. Они обозначают всегда твёрдые согласные звуки
— С буквами й, ч. Они обозначают всегда мягкие согласные звуки.
— Гласные образуют слоги, при их произношении воздух не встречает преград. Мы не сможем ей помочь. Ведь мы ещё не знаем эту букву, не знаем, какой звук она обозначает!
-Нужно изучить новый звук.
— Урок открытия новых знаний. — Познакомиться с новым звуком, научиться выделять его в речи, выучить новую букву, научиться читать с нею слоги и слова.
— «По щучьему велению»
— Народ. Значит эта сказка народная — Щука и Емеля. События происходили зимой, потому что кругом лежит снег, а из труб домов идёт дым.
На доске слово «прорубь».
Дети выполняют движения
— Щуку — Два слога, так как два гласных звука. Ударение падает на первый слог , состоит из звуков ЩУ — Звук согласный, так как воздух встречает преграду. Его нельзя петь. Глухой, потому что голосовые складки не работают, произносится тихо. Мягкий — На шипение — Шипящий — Звук (ш) — Звук (ш) всегда твердый, а звук (щ) всегда мягкий — Звук (ч)
Дети выполняют задание
— Узнать какой буквой обозначается этот звук.
— Ща Дети называют свои варианты
— В синий, потому что звук согласный, рядом с буквой ч, так как он тоже глухой непарный и всегда мягкий.
Учащиеся печатают новые буквы в тетрадях после показа учителем на доске.
— Это лещ, рыбка с плоским тельцем
— На конце слова Работают два ученика Нет, потому что этот звук всегда мягкий, его не нужно смягчать Согласный, твердый, мягкий Читают слабочитающие ученики: сверху вниз, снизу вверх
— Чаща – ча пиши с буквой а.
— С буквами я и ю. — Нет.
— Слоги ча и ща пиши с буквой а. Слоги чу и щу пиши с буквой у.
— Это лещ и щука.
— У щуки в зубах щётка — Новый звук стоит в начале слова. — Звук щ согласный, глухой, мягкий.
Щётку.
Глупой. Дети читают текст в полголоса, закрыв уши ладошками. Звук щ встречается четыре раза. Учащиеся читают текст вслух по цепочке. Составление схемы. В начале слова. Звук щ согласный, глухой, мягкий. Дети проверяют и поднимают сигнальные карточки.
Достигли. Звук щ согласный, глухой, мягкий. |