Цель:
раскрыть значения мягкого знака для обозначения мягкости согласных.
Задачи:
способствовать :
— раскрытию значения мягкого знака для обозначения мягкости согласных;
-фомированию навыка чтения;
— умению читать слова с изученными буквами;
-развитию фонематического слуха;
-развитию речи;
-содействовать развитию интереса к чтению и желанию читать;
-развитию памяти, внимания, творческих способностей,
обогащению словарного запаса учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, видеофильмы о Московском Кремле и его достопримечательностях.
Программные средства: УМК «Школа — 2100», авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Ход урока:
1 Организационный момент. Актуализация знаний.
А) устный опрос учащихся ( подготовительная работа)
— Из чего состоит наша речь? ( из предложений)
— А предложения? ( из слов)
— Слова? ( из слогов)
— Слоги? ( из звуков)
— Чем обозначаются звуки? ( буквами)
— На какие две группы делятся все звуки? ( гласные, согласные)
— Какие звуки называем гласными? Согласными?
— Какая работа у гласных? ( образуют слог)
— Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки? (Твёрдые и мягкие)
— Какие ещё могут быть согласные звуки? ( звонкие и глухие)
(ОТВЕТЫ СОПРОВОЖДАЮТСЯ ТАБЛИЧКАМИ ).
Б) чтение слогов и соединений букв (учащиеся читают хором по столбикам,
по строчкам)
Слайд 2
2.Постановка проблемы. «Открытие нового знания». Формулирование новой темы.
Слайд 3.
— Отгадайте загадку (чтение учителем)
Слайд 4
— Прочитайте букву Ь. (? – проблемная ситуация. Она не читается)
— Какой звук она обозначает? Произнесите его. ( никакой) .
— Почему? (Он не обозначает звука)
— Ребята, а ещё о Ь говорят, что он фокусник. Как вы думаете, почему?
Слайд 5 (наблюдение за произношение звуков)
— Перед нами буквы. Какие звуки они обозначают? ( твёрдые)
(чтение звуков слева)
— А теперь эти буквы попадают в волшебный ящик нашего фокусника,
посмотрите, что с ними произошло? Как мы будем читать эти звуки? Почему?
( чтение звуков правого столбика, наблюдение за цветовым обозначением)
— для чего нам нужен Ь знак? ( чтобы мягко произносить согласный звук)
— какую роль играет Ь знак в словах? ( обозначает мягкость согласных)
Слайд 6
ВЫВОД: Ь не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость
согласных звуков. ( на доску вывешиваю табличку)
ФИЗМИНУТКА
3. Первичное закрепление нового материала.
Мягкий знак – настоящий фокусник. Почему? Давайте прочитаем пары слов.
Работа с учебником
— чтение 1-го столбика слов парами.
(Мол – моль, угол – уголь, был – быль, пыл – пыль, кон — конь)
— беседа о лексическом значении слов каждой пары.
— Какую роль играет мягкий знак? (смягчает звук Л)
— Как изменилось слово, если звук Л смягчили? (Поменялось его лексическое значение.)
Вывод:
— Что происходит со словом, если после согласной на конце слова добавить Ь? (меняется его значение)
ФИЗМИНУТКА.
— работа в «Азбуке», стр 182 .
— чтение 2 столбика
— чтение 3-го столбика слов
Слайд 7
— разбор значений слов
— Почему площадь называют Красной?
(красная, значит красивая.)
Слайд 8
Объясните значение слова Кремль. (крепость в старинных русских городах.)
Слайд 9
Слайд 10
— Что такое Колокольня? (Башня с колоколом на здании церкви)
( звон колоколов)
Слайд 11
4. Закрепление материала.
— работа с текстом «Московский Кремль», стр 182 – 183
Слайд 12
— до чтения
— По ключевым словам, названию текста, картинкам на кубиках сделайте
предположения , о чём будет текст?
— Чтение текста учителем.
— Чтение текста учащимися по цепочке.
— Выборочное чтение.
— Куда приходят люди на экскурсию в Москве? ( в Московский Кремль)
— Чем любуются взрослые и дети? ( соборами и колокольней)
— Кремль был такой всегда, краснокаменный, или он был другим? Каким?
( дубовые брёвна, белокаменная)
Фильм 1
— Сколько башен на Кремле? ( двадцать)
— Названия каких запомнили? ( Тайницкая, Спасская, Царь – пушка, Царь – колокол)
— Как вы думаете, почему они так названы?
Фильм 2
( Тайницкая – находится тайник – колодец; Спасская – парадная , имела
главный парадный въезд, по обеим сторонам башни находились иконы Спасса,
которые оберегами Кремль и его жителей.)
— Почему Красная площадь получила такое название?
( Красная значит красивая)
— Почему каждому жителю России дороги Кремль и Красная площадь?
Фильм 3
— Ребята, а сколько слов в этом тексте с Ь за конце? Кто первый и правильно посчитает?
5 Итог урока.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие новые слова узнали?
— Для чего нужен Ь знак?
6 Рефлексия.
Показ слайд- шоу «Москва».
7. Орг. момент.